Тематическое планирование элективного курса «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» составлено в соответствии с программой элективного курса «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста», автор – составитель Е. А. Зинина (Программы элективных курсов. Литература. 10 – 11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2007г.)
Целью курса является повышение общей культуры ученика - читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждения в нем стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова, строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, соотнося различные точки зрения, информационно перерабатывать текст и др. Реализация вышеуказанных методологических установок в целом направлена на развитие эмоциональной, интеллектуальной и эстетических сфер личности ученика – читателя.
№ п/п | Тема Количество часов | Содержание работы и деятельность учащихся |
1. | Введение (1ч.) Литературный материал (ЛМ): И. А. Бунин «Красавица»; А. П. Чехов «Пари». | Предмет и задачи курса. Художественное произведение как эстетический объект. Состав и строение литературного произведения, его художественная целостность. - лекция учителя с элементами беседы; - работа по анализу художественного текста с выходом на проблему целостности художественного произведения. |
2. | Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения (1ч.) ЛМ: А. С. Пушкин «напрасно я бегу к сионским высотам…»; Ф. И. Тютчев «С горы скатившись, камень лег в долине…» | Лекционное изложение материала с включением дискуссионных вопросов. Интерпретация стихотворения с опорой на важнейшие литературоведческие категории (жанр, тематика, средства художественной выразительности). |
3. | Природа искусства как исходная категория поэтики (1ч.) ЛМ: фрагмент романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (ч. 5, гл. 10); А. А. Фет «На кресле отвалясь, гляжу на потолок…» | Аналитическая беседа с привлечением высказываний писателей и мыслителей о природе творчества, биографических фактов из жизни писателей, отображающих особенности творческого процесса. Обсуждение дискуссионного вопроса: подвластно ли творение творцу? |
4. | Вопрос о назначении искусства. (1ч.) ЛМ: Н. С. Гумилев «Слово»; И.А. Бунин «Книга». | Сущность и назначение искусства слова как вечная тема в литературе. - урок – исследование, включающий анализ стихотворения и рассказа с привлечением ранее изученного на тему «Искусство и жизнь». |
5 - 6. | Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения. (2ч.) ЛМ: стихотворения В. К. Тредиаковского, А. А. Фета, В. Я. Брюсова, А. Крученых, В. Хлебникова, И. А. Бунина. | Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Рассмотрение слагаемых формы и содержания художественного произведения в их взаимосвязи и в соответствии с художественной задачей автора. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателя и критиков о проблеме соотнесения формы и содержания. Анализ художественного текста с актуализацией проблемы взаимозависимости формы и содержания. |
7 – 8. | Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. (2ч.) ЛМ: В. М. Гришин «Красный цветок», «Atta lea prinseps» | Герменевтика как наука о понимании и истолковании текста, учение о принципах его интерпретации. -лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов. |
9 -10. | Автор в художественном произведении. (2ч.) ЛМ: А. С. Пушкин «Повести Белкина»; Н. С. Лесков «Левша»; Н. С. Гумилев «Скрипка Страдивариуса». | Образ автора в художественном произведении, его духовно-биографический опыт. Голос автора в произведении и авторская позиция. - урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний; - аспектный анализ рассказа Н. С. Гумилева с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены способов повествования. |
11 – 12. | Сюжет художественного произведения. (2ч.) ЛМ: Л. Андреев «Что видела галка»; «Предстояла кража». | Виды сюжетов. Источники сюжетов. Функции сюжетов. Компоненты сюжета. - урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний; - аспектный анализ рассказа Л. Андреева с точки зрения особенностей сюжета и фабулы. |
13 – 14. | Композиция художественного произведения. (2ч.) ЛМ: Л. Н. Толстой «Три смерти», «Чем люди живы». | Композиция как расположение и соотнесенность компонентов художественной формы. Композиционны приемы. - урок – практикум с отработкой навыка характеристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста. |
15 – 16. | Роль и место конфликта в поэтике произведения. (2ч.) ЛМ: А. С. Пушкин «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»; М. А. Булгаков «Красная корона». | Урок – исследование, формирующий умение выделять конфликтные отношения, описывать совокупность конфликтов, определять главный, ведущий, сюжетообразующий конфликт. Характеристика особенностей конфликта в романах Лермонтова, Пушкина, повести Гоголя. |
17 – 18. | Художественный образ. (2ч.) ЛМ: И. А. Бунин «Роман горбуна», «Волки». | Художественный образ как центральная категория поэтика и его функции. классификация образов. - урок – практика с привлечением ранее изученного материала; - анализ образной системы рассказа И. А. Бунина с учетом выделенной классификации. |
19 – 20. | Образ человека в литературе и аспекты его анализа. (2ч.) ЛМ: И. С. Тургенев «Щи», «Живые мощи». | Литературный герой. Ситуация раскрытия характера. Связь героя с другими персонажами. - урок – семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа. |
21 -22. | Пейзаж и его функции в произведении. (2ч.) ЛМ: Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»; А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (описание бурана); Н. В. Гоголь «Мертвые души» (фрагменты). | Образ природы в литературе. Способы его создания. Характеристика пейзажа. функции пейзажа. - урок – практикум с опорой на изученное в основной школе и в рамках данного курса. |
23 – 24. | Функции портрета в художественном произведении. (2ч.) ЛМ: В. Ходасевич «Встреча»; А. П. Чехов «Красавицы». | Задачи введения в текст произведения портрета. Типы литературного портрета. Компоненты портретной характеристики. - урок – семинар с опорой на сравнительное рассмотрение портретных характеристик персонажей, принадлежащих перу разных авторов. |
25 – 26. | Художественная деталь. символ. Подробность текста. (2ч.) ЛМ: И. А. Бунин «Старуха»; А. П. Чехов «рассказ старшего садовника». | Роль «бесконечно малых моментов текста» в системе многочисленных компонентов художественного произведения. - урок – практикум с опорой на детальный текстовый анализ произведения. |
27 – 28. | Стиль. (2ч.) ЛМ: А. П. Платонов «Котлован» (фрагменты). | Стиль: история понятия. Признаки стиля. Великие индивидуальные стили в русской классической литературе. - урок – семинар с самостоятельным анализом литературного материала. |
29. | Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы. (2ч.) ЛМ: лирика (по выбору учащегося) | Виды тропов. Стилистические фигуры. -- урок – семинар с опорой на работу с фрагментами текстов и обобщением в виде контрольного среза. |
30 – 32. | Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. (3ч.) ЛМ: И. С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…»; И. А. Бунин «В пустом сквозном чертоге сада» и произведения программы. | Проза и поэзия как две формы художественной речи. Проблема анализа стихотворения. - урок – беседа с привлечением ранее изученного материала; - анализ художественных текстов с опорой на их жанрово- родовую принадлежность; - урок – практикум на основе анализа поэтического текста. |
33 - 34. | Зачет. Подведение итогов изучения курса. | Комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся. |