В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.
- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
-прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
№ п/п | Тема занятия | Цель | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. Сказочные секреты. (5ч) | |
1. | Понятие о сказках. | -расширить представления детей о сказках, -выявить характерные особенности сказок -воспитание доброты, любви к народному творчеству. | 1 | |
2. | Виды сказок, их анализ | -познакомить с различными видами сказок, -сформировать умение высказывать своё отношение, свои чувства к поступкам сказочных героев | 1 | |
3. | Структура и законы волшебных сказок. | -познакомить со структурой сказок; -формировать умение оценивать поступки сказочных героев; -способствовать воспитанию любви к народному творчеству | 1 | |
4. | Герои сказок. | Познакомить с героями народных сказок; формировать умение оценивать поступки сказочных героев; | 1 | |
5. | Литературная сказка как авторское произведение Истоки народных и авторских сказок | Выявить сходства и отличия авторской сказки от народной Сопоставление и анализ народных сказок и сказок русских писателей | 1 | |
Раздел 2. «А.С. Пушкин – великий русский сказочник» | |
6-7 | Сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди». | Знакомство со сказкой А.С.Пушкина Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказки | 2 | |
8-9 | А С Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Знакомство со сказкой А.С.Пушкина Способствовать развитию умения анализировать произведение | 2 | |
10-11 | А С Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде» | Выявить сходства и отличия авторской сказки от народной | 2 | |
| | | | |
Раздел 3. «Что за прелесть эти сказки…» Сказочные традиции в произведениях русских сказочников . | |
| П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Фольклорная основа сказки. | Познакомить учащихся с особенностями стихотворной сказки; сопоставительный анализ с народной сказкой «Сивка- Бурка» | 2 | |
12 | Творческая мастерская. «Сказка и сказочники» (составление групповой сказки). | -формировать умения составлять сказки, работать группой, -познакомить с правилами группы; -сформировать навыки группового взаимодействия | 1 | |
13-14 | Анализ сказки В. А. Жуковского «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».. | -развивать умение выделять существенное в сказке, составлять план; -воспитание чувства доброты, любви к фольклору. | 2 | |
15-16 | В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Сказка и пословица. | Развивать умение определять мораль в сказке; формировать навыки группового взаимодействия. | 2 | |
17-18 | A.П. Платонов. «Финист—Ясный сокол» | - развивать коммуникативные навыки, способность к рефлексии, внимание, речь, воображение; - воспитание чувства доброты, любви к фольклору. | 2 | |
19 | Творческая мастерская. Составление сказки по опорам. | - развивать умение составлять сказку по опорам; -формировать навыки группового взаимодействия. -воспитание чувства доброты, эмоциональной культуры. | 1 | |
20-21 | А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» | развивать умение выделять существенное в сказке, составлять план; -воспитание чувства доброты, любви к фольклору | 2 | |
22-23 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | | 2 | |
Раздел 4. Современные сказочники | |
24 | Л. Сидорова «Загадки времён года», | познакомить учащихся с авторскими сказками современных писателей; умение анализировать художественный текст | 1 | |
25 | С. Голубева «Серебряная подкова» | познакомить учащихся с авторскими сказками современных писателей; умение анализировать художественный текст | 1 | |
26 | Вернисаж рисунков к своим сказкам. | - развитие навыков группового взаимодействия, внимания, речи, воображения; - формирование умения создавать иллюстрации к своим сказкам; - воспитание чувства прекрасного, уважения к результатам творчества. | 1 | |
27-28 | Творческая мастерская – подготовка и защита проектов «Создаём сборник волшебных сказок» | - развитие навыков группового взаимодействия, способности к рефлексии, внимания, памяти, речи, воображения; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. | 2 | |
29 | Конструирование сказок. | - развитие умения конструировать сказки, навыков группового взаимодействия, способности к рефлексии, внимания, памяти, речи, воображения; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. | 1 | |
30-31 | Инсценирование сказок | - развитие умения выражать эмоции соответствующего героя сказки, навыков позитивного взаимодействия; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. | 2 | |
32-33 | Создание альтернативного окончания известной сказки. | -познакомить с новым приёмом создания сказок с помощью введения нового элемента; - развитие навыков коммуникативного взаимодействия; способности к рефлексии, речи, воображения; - воспитание чувства доброты, взаимопомощи. | 2 | |
34 | Итоговое творческое занятие «Сказки наизнанку» | -развитие воображения, речи, способности к продуктивному взаимодействию, групповому сплочению, рефлексии; - воспитание доброты, отзывчивости, чувства коллективизма. | 1 | |