по учебнику под.ред.Коровиной В.Я.
№ п/п | Дата план | Факт | Тип урока | Тема | Основные термины урока Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся Личностные УУД Метапредметные УУД Предметные УУД | Материалы к уроку | Вид контроля | Примечания |
1 | | | Вводный урок | Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа | Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны | Научиться определять идейно-исторический замысел художественного произведения Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Формирование «стартовой» мотивации к обучению | Толковый словарь русского языка Методические рекомендации к урокам | Фронтальный опрос | |
2 | | | Урок изучения нового материала | Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. | Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная...», «Породила меня матушка...», «Вдоль по улице метелица метет...» Лирические песни как жанр народной поэзии, выражение в них «горя или радости сердца». Частушки как малый песенный жанр | Научиться определять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую направленность Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Формирование целостного, социально ориентированного представления о жизни, быте и культуре наших предков | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Урок 1. Народные песни. Урок 2. Исторические песни. Урок 3. Лирические песни. | Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы. | |
3 | | | Урок изучения нового материала | Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» | Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен | Научиться определять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую направленность Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Формирование целостного, социально ориентированного представления о жизни, быте и культуре наших предков | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Урок 1. Народные песни. Урок Исторические песни. Урок 3. Лирические песни. | Самостоятельная работа. | |
4 | | | Урок изучения нового материала | Предания как исторический жанр русской народной прозы | Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание как жанр фольклора (развитие представлений) | Научиться определять жанровое своеобразие преданий, житийной литературы Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. Методические рекомендации к урокам | Фронтальный опрос Сочинение-миниатюра | |
5 | | | Урок изучения нового материала | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | История написания «Жития...». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Житие как жанр литературы (начальные представления) | Научиться находить композиционно- жанровые признаки житийной литературы Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Репродукции картин П. Корина, Г.В. Серова, К. Васильева «Александр Невский». Толковый словарь р.яз. | Ответы на вопросы Оценка умения анализировать произведение | |
6 | | | Урок изучения нового материала | Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского | Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. | Научиться находить композиционно- жанровые признаки житийной литературы Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Репродукция картины К.Васильева «Александр Невский». Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Ответы на вопросы | |
7 | | | Урок изучения нового материала | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века | Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьяне и купеческие сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами. | Научиться определять жанровые признаки сатирической повести Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Формирование навыков взаимо-действия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Иллюстрации к повести «Шемякин суд» Методические рекомендации к урокам | Участие в аналитической беседе | |
8 | | | Урок изучения нового материала | «Шемякин суд»: особенности поэтики бытовой сатирической повести | Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление). Комическое в повести. | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | . Фонохрестоматия к учебнику «Литература | Ответы на вопросы урока и вопросы уч-ся | |
9 | | | Урок изучения нового материала | Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии | Слово о писателе. Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц. «Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии. Сатирическая направленность произведения. | определять идейно-этическую направленность комедии Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельности; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Презентация PowerPoint фильмотека Методич.рекомендации к урокам | Индивидуальный, ответы на вопросы, сообщения | |
10 | | | Урок изучения нового материала | Понятие о классицизме. Проблема воспитания истинного гражданина | Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Элементы классицизма в комедии. Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего | Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения отрывков комедии Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Толковый словарь русского языка Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Индивидуальный, ответы на вопросы. Оценка умения анализировать произведение | |
11 | | | Урок отработки умений и навыков, систематизации и обобщения знаний Уроки развития речи | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Подготовка к дом.сочинению «Человек и исто-рия в фольклоре, древнерус.лит-ре и в лит-ре XVIII века» | Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? Бессмертие комедии Фонвизина Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной и письменной монологической речью Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию. выразительные средства | Презентация PowerPoint фильмотека Методические рекомендации к урокам | Индивидуальный, ответы на вопросы. Оценка умения анализировать произведение | |
13 | | | Урок изучения нового материала | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» | Слово о баснописце.Темыбасен Басня «Лягушки, просящие царя» как выражение сомнения в договорной теории госуд-ва. Понимание разума в басне. Аллегорическое изображение событий Отечественной войны 1812 г. в басне «Обоз». | Научиться находить цитатные примеры из басни для составления аргументации Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику « | Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | |
13 | | | Урок изучения нового материала | Мораль басен Крылова. Сатирическое изображение человеческих и общественныхпороков | Различия между человеческими и социальными пороками. Мораль в произведениях «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и других баснях Крылова | Научиться понимать смысл произведения И.А. Крылова Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Презентация PowerPoint Методическиерекомендации к урокам Материалы интернета | оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу | |
14 | | | Урок изуч.н.м-а, систематизац. и обобщения изученного | И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца | История жизни Крылова. Крылов и Петербург. Крылов и современники. Крылатые фразы из басен Крылова. | Научиться участвовать в коллективном диалоге Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике Формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе пары, группы | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Методические рекомендации к урокам | Оценка ответов учащихся,составленных планов (выборочно) | |
15 | | | Урок изучения нового материала | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей | Слово о писателе. Декабристская деятельность Рылеева. Исторические события, отраженные в думе «Смерть Ермака». | Научиться участвовать в коллективном диалоге Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике Формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе пары, группы | Фонохрестоматия к учебнику Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащ-ся | |
16 | | | Урок изучения нового материала | Образ Ермака Тимофеевича. Понятие о думе. | Образ покорителя Сибири Ермака. Истоки и основные черты жанра думы. Гражданственность и патриотизм в думах Рылеева. | Научиться анализировать текст произведения Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Портрет К. Ф. Рылеева, иллюстрации к думам Методические рекомендации к урокам | Оценка ответов на вопрос по содержанию произв-я, сообщения учащ-ся | |
17 | | | Урок изучения нового материала | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исто-рич.теме в литре | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Презентация PowerPoint Материалы интернета | Оценка ответов учащихся,составление планов сообщения учащ-ся | |
18 | | | Урок изучения нового материала | А. С. Пушкин. «19 октября» | Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). | Научиться анализировать текст стихотворения Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | CD «Пушкин на рубеже двух столетий» Толковый словарь рус. яз.Методич. рекомендации к урокам | Оценка выполнения предложенных заданий | |
19 | | | Урок изучения нового материала | Пейзажная и любовная лирика Пушкина | Человек и природа в стихотворении «Туча». Разноплановость содержания ст-я.Особенность поэтической формы.Любовная лирика А.С.Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К **История создания стих-я. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству | Научиться анализировать текст стихотворения Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | CD «Пушкин на рубеже двух столетий» Толковый словарь русского языка Материалы интернета | Оценка ответов учащихся на уроке | |
20 | | | Урок изучения нового материала | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки) | Процесс работы Пушкина над «Историей Пугачева», замысел произведения. Образ Пугачева. Отношение народа к бунтовщику в «Истории Пугачева» | Научиться аргументировать свою точку зрения Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Коровина В. Я., Журавлев В. П., Фонохрестоматия к учебнику «Литература. | Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать | |
20 | | | Урок изучения нового материала | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения | Замысел создания романа «Капитанская дочка» Изображение пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Вымышленные герои и их прототипы | Научиться понимать, выразительно читать текст повести; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста Познавательные: узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Оценка ответов учащихся | |
21 | | | Урок изучения нового материала | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. | Формирование характера Петра Гринева Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Гринев и Швабрин. Путь духовного становления главного героя. Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Научиться анализировать текст повести с позиции ее идейно-тематической направленности Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа(тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля | Видеозапись фильма «Русский бунт» (Россия, 2000 г., реж. А. Прошкин) Методические рекомендации к урокам | Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы | |
22 | | | Урок изучения нового материала | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | Семья капитана Миронова. Маша Миронова - милый Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Роль Маши Мироновой в судьбе Гринева | Научиться определять значение картин быта XVIII в. для понимания характеров и идеи повести Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Презентация PowerPoint фильмотека Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Оценка ответов на поставленные вопросы | |
23 | | | Урок изучения нового материала | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина | Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ. Главы «Незваный гость» - Гринев на военном совете Пугачева, «Мятежная слобода» - Гринев у Пугачева в его «дворце» в Бердской слободе, «Сирота» - спасение Марьи Ивановны. | Научиться сопоставлять литературных героев с их прототипами Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Толковый словарь русского языка Методическиерекомендации к урокам Материалы интернета | Оценка ответов на поставленные вопросы | |
24 | | | Урок изучения нового материала, систематизации и обобщения изученного | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка» | «Капитанская дочка» -поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Презентация PowerPoint фильмотека | Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах | |
25 | | | Урок систематизации и обобщения знаний, развития речи | Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. Гринев в жизненных испытаниях | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Методические рекомендации к урокам | Оценка ответов учащихся в ходе урока Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах | |
26 | | | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина. | Ответы на тестовые вопросы и развернутые ответы на проблемные вопросы | Научиться владеть изученной терминологией по теме. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Методические рекомендации к урокам | Ответы на вопросы, оценка работы в группах. | |
27 | | | Урок изучения нового материала | М. ЮЛермонтов. Слово о поэте. Воплощение историч.темы в творчестве | Слово о поэте. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и история. | Научиться выявлять характерные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Формирование навыков самодиагностики по результатам исследовательской деятельности | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.»Толковый словарь русского языка Материалы интернета | Оценка ответов во время работы с текстом | |
28 | | | Урок изучения нового материала | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. | Научиться анализировать эпизод Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Презентация PowerPoint Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Оценка ответов во время работы с текстом. проверка составленной табли | |
29 | | | Урок изучения нового материала | Романтически-условный историзм поэмы | Философский смысл эпиграфа. Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри» | Научиться определять авторское отношение к героям, идейно-эмоциональное содержание кроизведения Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах | |
30 | | | Урок изучения нового материала | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме | Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме | Научиться определять авторское отношение к героям, идейно-эмоциональное содержание кроизведения Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | | Индивидуальный . | Оценка выразительного чтения наизусть | |
31 | | | Урок развития речи | Анализ эпизода из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | Эпизоды «Начало исповеди Мцыри», «Бой с барсом». Единство содержания и стиля, анализ изобразительно-выразительных средств. | Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | | Оценка ответов во время беседы на знание текста | Оценка ответов во время беседы на знание текста | |
32 | | | Урок систематизации и обобщения изученного, развития речи | Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». | Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. | Научиться владеть изученной терминологией по теме. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | | Оценка умения анализировать произведение | |
33 | | | Урок изучения нового материала | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя | Н. В. Гоголь-писатель-сатирик. Исторические реалии в произведениях Гоголя. «Тарас Бульба» (повторение и обобщение). | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Презентация PowerPoint фильмотека Материалы интернета | Оценка ответов во время беседы | |
34 | | | Урок изучения нового материала | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания. | Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре. «Ревизор» в современных постановках | Научиться выявлять художественные особенности поэмы Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.»Толковый словарь русского языка Материалы интернета | Ответы во время беседы, тест | |
35 | | | Урок изучения нового материала | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | «Ревизор» как социальная комедия. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Сатирическая направленность произведения | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки проведения анализа текста Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Презентация «Чиновники в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Толковый словарь русского языка Методическиерекомендации к урокам | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | |
36 | | | Урок изучения нового материала | Комедия, сатира и юмор. Приемы сатирического изображения чиновников | Комическое в пьесе. Комедия характеров и комедия положений. Образ города и тема чиновничества в комедии. | Научиться определять роль фантастики в произведении Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа(тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Видеозапись художественного фильма «Ревизор» (Россия, 1996Материалы интернета | Индивидуальный опрос. Оценка умения анализировать произведение | |
37 | | | Урок изучения нового материала | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | Образ Хлестакова. Хлестаков и Осип. Хлестаков и Городничий. Хлестаков, Анна Андреевна и Марья Антоновна. Понятие о хлестаковщине. | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 М.: Просвещение, 2010. Материалы интернета | . Оценка умения анализировать произведение | |
38 | | | Урок изучения нового материала | Особенности композиционной структуры комедии | Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Завязка, кульминация и развязка. Многозначность финала. Смысл эпиграфа. | Научиться составлять характеристику героя (-ев) Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Методические рекомендации к урокам | Оценка за выполнение домашнего задания. | |
39 | | | У обобщения и систем.изученного м.р.р. | Подготовка к домашнему сочинению. | Сочинение в жанре монолога от лица одного из героев пьесы. Разные точки зрения на одни события. Идейный замысел и его воплощение. | Научиться составлять характеристику героя (-ев) Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Материалы интернета | Выборочная проверка составленных тезисов | |
40 | | | Урок изучения нового материала | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в русской литературе. | Гуманистический смысл повести «Шинель». Изображение чиновничества и «маленького человека». Авторское отношение к герою и событиям | Научиться определять сатирические способы художественного изображения действительности Познавательные: уметь устанавливать аналогии. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Презентация PowerPoint фильмотека Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы | |
40 | | | Урок изучения нового материала | Потеря Башмачкиным лица. Роль фантастики в повествовании | Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Роль фантастики в художественном произведении | Научиться определять сатирические способы художественного изображения действительности Познавательные: уметь устанавливать аналогии. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.»Толковый словарь русского языка Материалы интернета | Индивидуальный, групповой | |
41 | | | Урок изучения нового материала | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга | Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Петербург Гоголя | Научиться определять признаки литературной пародии в художественном тексте Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Презентация «Гоголь в Петербурге» Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Индивидуальная Оценка умения анализировать произведение | |
42 | | | Урок изучения нового материала | М. Е. С-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» - худож-политическая сатира на общественные порядки. | Характер и судьба Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста». Коллективный портрет глуповских «людишек». Народ и власть в романе. Исторические события и реальные персонажи истории, на которых намекает Щедрин. «Историческая сатира» и «сатира на современность». | Научиться аргументировать свои ответы Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Выборочная проверка тезисов, творческого задания | |
42 | | | Урок изучения нового материала | Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении | Образы градоначальников. Значимые имена и фамилии. Примеры гротеска в «Описи градоначальникам». Композиционное значение «Описи...». | Научиться аргументировать свои ответы Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Презентация «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Методические рекомендации к урокам | Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста | |
43 | | | Урок отработки умений и навыков анализа текста, р.р. | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к сочинению. | Анализ содержания и поэтики эпизода из главы «Органчик». Выражение идейного замысла всего произведения в выбранном эпизоде. | Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Видеозапись мультфильма «История одного города (Органчик)» (СССР, 1991 г.) | Индивидуальный Оценка умения анализировать произведение | |
44 | | | Урок контроля | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. | Тест по изученному материалу | Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Коллективная, групповая, индивидуальная | |
45 | | | Урок изучения нового материала | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | Тематика произведений и герои Н. С. Лескова: странники, праведники, талантливые люди. Добро и зло в рассказе «Старый гений». Восстановление справедливости. | Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.Толковый словарь русского языка Методическиерекомендации к урокам | Индивидуальная Оценка умения анализировать произведение | |
46 | | | Урок изучения нового материала | Защита обездоленных. Сатира на чиновничество | Старушка в поисках справедливости. Образ старого гения. Светлое, жизнеутверждающее начало в рассказе. | Научиться составлять портрет героя Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Коллективный, индивидуальный Оценка умения анализировать произвед | |
47 | | | Урок изучения нового материала | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | Слово о писателе. Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. | Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Илюстрации А. Пастернака и Д. Кардовского к рассказу Толковый словарь рус. языкаМетодическиерекомендации к урокам Материалы интернета | Оценка ответов во время урока Оценка умения анализировать произведение | |
48 | | | Урок изучения нового материала | Образ рассказчика. Главные герои | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Методические рекомендации к урокам | Оценка ответов во время урока. Тест | |
48 | | | Урок изучения нового материала | Мастерство Л. Н. Толстого-художника в рассказе «После бала». Особенности композиции. | Особенности композиции рассказа. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Автор и рассказчик в произведении | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Индивидуальная Оценка умения анализировать произведение | |
48 | | | Урок внеклассного чтения | Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» | Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л. Н. Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести | Научиться определять особенности повествования Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Презентация Толковый словарь русского языка Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Индивидуальный контроль (за выполнение домашнего задания и за классное сочинение. | |
49 | | | Урок изучения нового материала | Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майков | Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Основные образы, мотивы, изобразительно–выразительные средства. Настроение лирического героя | Научиться анализировать поэтический текст Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» Презентация PowerPoint | Индивидуальный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произвед | |
50 | | | Урок изучения нового материала | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Характеры и судьбы главных героев, причины невозможности их счастья. | Научиться анализировать текст Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Индивидуальный, тест Оценка умения анализировать произведение | |
51 | | | Урок изучения нового материала | Психологизм рассказов Чехова | Диалоги чеховских героев. Роль детали и жеста. | Научиться определять особенности повествования А.П. Чехова Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 Методическиерекомендации к урокам Материалы интернета | Индивидуальный, коллективный. Проверочная работа | |
52 | | | Урок изучения нового материала | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика | И. А. Бунин. «Кавказ»: проблема счастья и его недолговечности. Любовь и смерть. Психологизм прозы писателя. Образы героев рассказа. Мастерство Бунина-рассказчика. Жест, деталь, диалог. Контрастные пейзажи. | Научиться анализировать текст рассказа Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» | Оценка ответов на участие в беседе | |
| | | Урок изучения нового материала | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Образы главных героев, их взаимоотношения. | Научиться определять тему и идею поэтического текста Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. | Толковый словарь русского язы Методические рекомендации к урокам ка | Оценка умения анализировать произведение | |
53 | | | Урок изучения нового материала | Представления о любви и счастье в семье в рассказе АИ.Куприна | Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст. Идея рассказа Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле | Научиться определять тему и идею поэтического текста Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Оценка умения анализировать произведение | |
53 | | | Урок-диспут. Урок обобщения и контроля по рассказам | «Что значит быть счастливым?» Подготовка к дом.сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, | Представления о счастье в рассказах русских писателей 19 – нач. 20 в. Образы счастливых людей. Причины несчастливых судеб. Составление плана соч-я, отбор материала для аргументации суждений | Научиться определять тему и идею поэтического текста Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Методические рекомендации к урокам | Оценка умения анализировать произведение, работать в группах | |
54 | | | Урок изучения нового материала Урок внеклассного чтени | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». «Явление босяка» в рассказе М. Горького «Челкаш». | Основные факты биографии и творческого пути поэта. Образ России в творчестве Блока. Анализ стихотворения «Россия» М. Горький. Слово о писателе. История создания рассказа «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа в рассказе | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности. | Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. Толковый словарь русского языка | Оценка умения анализировать стихотаорное произведение | |
55 | | | Урок изучения нового материала.Уроки развития речи | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» – поэма на историческую тему. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. | Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление) Восприятие Пугачева как батюшки-защитника в произведениях фольклора. Неоднозначный образ бунтовщика в романе Пушкина. Есенинский образ Пугачева. Подготовка к домашнему сочинению. | Научиться определять языковые и композиционные особенности поэмы Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Методические рекомендации к урокам | Оценка умения анализировать стихотаорное произведение | |
56 57 | | | Уроки изучения нового материала | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | Личная и творческая биография писателя. Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники) | Научиться определять особенности повествования И.С. Шмелева Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3). М.: Просвещение, 2010. | Оценка умения анализировать произведение | |
| | Уроки внеклассного чтения. | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание | Научиться определять особенности повествования М.А. Осоргина Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителямо | Коровин В. И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» | Оценка умения анализировать произведение | |
58 59 | | | Урок внеклассного чтения. Урок изучения нового материала | Журнал «Сатирикон».Сатирич.изображение исторических событий Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М. Зощенко «История болезни» | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н. Тэффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни». Художественное своеобразие рассказов | Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи, выполнять индивидуальное задание в проектной группе Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Словарь литературоведческих терминов Коровина В. Я., Журавлев В. П., Фонохрестоматия к учебнику Материалы интернета | Оценка умения анализировать произведение | |
60 61 | | | Урок изучения нового мат. Урок изучения новогоматериала | Василий Теркин – защитник родной страны Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» | Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов. Человек на войне. Василий Теркин - защитник родной страны. Обобщающий смысл образа главного героя Композиция «Книги про бойца». Героика и юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского-художника в поэме | Научиться аргументировать свой ответ Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Толковый словарь русского языка Презентация PowerPoint фильмотека Методические рекомендации к урокам | Ответы на вопросы, оценка работы в группах | |
62 | | | Урок внеклассного чтения. | А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | Слово о писателе. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание произведений о войне Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Презентация PowerPoint фильмотека Методические рекомендации к урокам | Оценка умения анализировать произведение | |
62 | | | Уроки изучения нового материала | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский, Б. Окуджава, А.Фатьянов, Л. Ошанин | Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата | Научиться определять жанрово-композиционные особенности песен о Великой Отечественной войне Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Cтихи и песни о Великой Отечественной войне Презентация PowerPoint Методическиерекомендации к урокам Материалы интернета | Ответы на вопросы, оценка работы в группах | |
63 | | | Уроки изучения нового материала | В. П. Астафьев. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет» | пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного произведения основн. мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), онепринужденность живых интонаций народной русской речи, художеств. роль отступлений; человеческие характеры и взаимоотношения между людьми | Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа В.П. Астафьева Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 кл.» Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Оценка умения анализировать произведение | |
63 | | | Уроки развития речи Урок обобщения и контроля | сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» | отзыв о прочитанной книге отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, V обосновать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (через сюжет, особенности построения, характеры персонажей), как выражается авторская идея в произведении | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание произведений о войне Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Методические рекомендации к урокам | Ответы на вопросы, оценка работы в группах | |
64 | | | Уроки изучения нового материала | Русские поэты о родине и родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | чтение стихотворений; ответы на вопросы;сообщение о поэте, выразительное чтение; анализ текстарод и жанр литературного про-я; устные и письменные высказывания в связи с изученными про-ями; диалог по прочитанным произ анализ пр., находить и роль литературных приемов и средств, используемых автором | Научиться выявлять характерные особенности лирики о природе Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Презентация PowerPoint Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Ответы на вопросы, оценка работы в группах,сообщения,чтение наизусть | |
65 | | | Урок обобщения и контроля | Переводная аттестационная работа за курс русской литературы в 8 классе | ответы на вопросы, проверка знания текстов; поиск ответов на проблемные вопросы, содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений, анализировать художественный текст (фрагмент) | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Формирование навыков диагностической деятельности | Методические рекомендации к урокам | | |
66 | | | Урок изучения нового материала Урок отработки навыков анализа текста | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» - трагедия о поединке семейной вражды и любви. Анализ эпизода «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира Сонеты У. Шекспира | Слово о драматурге. Тема семейной чести. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - образы-символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагедия: основные признаки жанра Устный и письменный анализ эпизода (сцена 5, акт 3) «Всё в мире движимо любовью». Развитие понятия о «вечных темах» (проблемах) в литературе, «вечных образах». Гуманизм Шекспира. | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание трагедии Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 к Иллюстрации художника Ф. Шмаринова Толковый словарь русского языка Материалы интернета | Оценка умения анализировать произведение | |
67 | | | Уроки изучения нового материала | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа | Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. Герои пьесы и особенности их изображения. Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Герой-резонер, носитель разумного начала в пьесе. Сатирический образ господина Журдена. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И.Фонвизина | Научиться определять признаки классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера определять жанрово-стилистические черты пьесы Ж.-Б. Мольера самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать текст. уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | чтение первых сцен; р: ответы на вопросы; комментирование худож. текста ( | Оценка умения анализировать произведение Ответы на вопросы, оценка работы в группах | |
68 | | | Уроки изучения нового материала | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения | Научиться выразительно читать текст, анализировать текст Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Презентация PowerPoint фильмотека Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Оценка умения анализировать произведение | |
68 | | | Уроки изучения нового материала | В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман | Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Черты жанра. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной формеФормирование навыков исследовательской и диагностической деятельности | Методические рекомендации к урокам Материалы интернета | Оценка умения анализировать произведение | |
69 | | | Урокповторениясистематизации иобобщенияизученного | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | Викторина по произведениям, изученным в 8 классе | Научиться применять алгоритм проведения анализа текста Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Презентация PowerPoint Материалы интернета | Ответы на вопросы, оценка работы в группах | |
70 | | | Урокиповторения,систематизации обобщениизуч. | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | Викторина по произведениям, изученным в 8 классе | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речиПознавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Презентация PowerPoint | Ответы на вопросы, оценка работы в группах | |