Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой,
3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. О на впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит фольклор в более широкий контекст явлений культуры.
Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). В месте с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклора сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе — это ИС ТОРИЯ, историческое движение событий и развитие характеров. Г лавной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью в авторской литературе является конкретный человек с присущим ему миром переживаний.
Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи и музыки. Живописные произведения «Музейного Дома» и музыкальные шедевры позволяют обращаться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале разных видов искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.
Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.
Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами, с элементами драмы в крупных диалоговых отрывках из прозаических текстов. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.
Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.
Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:
— проблемы несовпадения мировосприятия автора-рассказчика и героя.
Особенность 4-го года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.
Итогом 4-го года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения; умение устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); умение работать с разными текстами, включая словари и справочники для решения конкретных задач; умение выбирать книги в библиотеке; первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений и выявление их нравственного смысла.
Учебно – методический комплект по литературному чтению системы «Перспективная начальная школа» Н.Г.Агаркова.
Для каждого раздела программы указано количество часов, которое может варьироваться учителем.
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:
краю; служение Отечеству.
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать
Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.
Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учет тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста.
Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
а) умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.
Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.
Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках — иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.
Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.
Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
а) роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
в) диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Жизнь жанров фольклора во времени.
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л . Андреев «Петька на даче», Л.Улицкая «Бумажная победа»);
г) формирование первичных представлений о художественной правде как правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
д) выразительность художественного языка.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного миров, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают герою вернуть себе человеческий облик.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Литература в контексте художественной культуры. С вязь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенно- стей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Д ом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Формирование умений выполнять объемные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).
Для полноценной реализации учебного предмета необходимо учебно-дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса.
При реализации образовательных программ можно использовать информационно – коммуникативные средства, рекомендованные образовательной программой Челябинской области (электронный ресурс).
Раздел | Дата | Тема урока | ФГОС | Основные виды деятельности уч-ся |
п\п | п\ф | Содержание курса | Планируемые результаты | |
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (15 часов) | 1 | | Знакомство с учебником. Вводный урок. | Знакомство с учебником, его содержанием; напоминание о важности чтения в жизни каждого человека; формирование интереса учащихся к литературному чтению; расширение читательского кругозора. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Регулятивные: работа в соответствии с поставленной учебной задачей; оценка и самооценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: построение монологического высказывания; формулировка собственного мнения. Личностные: реализация творческого воображения; проявление интереса к новому. | Ориентирование в учебной книге, чтение языка условных обозначений, нахождение нужного текста. Работа с иллюстрацией. |
2 | | Древние представления о Мировом дереве. | Формирование первичных исследовательских навыков. | Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, планирование ее реализации способов выполнения. Познавательные: перечитывание текста с разными задачами (оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли, поиск нужных частей текста, нужных строчек). Коммуникативные: сотрудничество с педагогом и сверстниками. Личностные: проявление интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста. | Работа с Толковым словарём. Работа с иллюстрацией. |
3 | | Земной и волшебный мир в волшебных сказках. | Формирование умения определять сказки как жанр литературы по характерным признакам. Формирование представления о сказке как об особом взгляде на мир. | Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, планирование ее реализации способов выполнения. Познавательные: анализ волшебных сказок разных народов. Коммуникативные: обоснование строчками из текста заявленное "чужое" мнение Личностные: сравнение точки зрения героев; обоснованное присоединение к одной из них или высказывание своей собственной. | Выборочное чтение. Работа с иллюстрацией. Работа по тетради (упр.2) |
4 | | Персей. Древнегреческое сказание. | Знакомство с мифами Древней Греции. Формирование представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающим установить отношение с миром природы. | Регулятивные: выполнение учебных действий в устной речи. Познавательные: перечитывание текста с разными задачами (оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли, поиск нужных частей текста), работа с дидактическими иллюстрациями. Коммуникативные: грамотная формулировка вопроса. Личностные: проявление интереса к различным видам художественной деятельности. | Выразительное чтение вслух и про себя. Работа с Толковым словарём. |
5 | | Персей. Древнегреческое сказание. Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия Победоносца | Работа с иллюстрацией. Работа по тетради (упр.1) |
6 | | Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трехчастной композиции. | Знакомство с представлениями древних людей о красоте и порядке в земном мире. Соотношение впечатления со своим жизненным опытом. | Регулятивные: осознание этапов организации учебной работы. Познавательные: установление причинно-следственных связей между древними представлениями о мироустройстве и особенностями древних изобразительных композиций; маркирование текста по заданию. Коммуникативные: использование речевых средств для решения коммуникативных задач. Личностные: осмысление своей принадлежности к определенной эпохе; осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения. | Работа с Толковым словарём. Работа с иллюстрацией. |
7 | | Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трехчастной композиции. Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад» | Формирование представления о древних легендах и сказаниях как об особом взгляде на мир. | Работа с иллюстрацией. Работа по тетради (упр.3) |
8 | | Древние представления о животных-прародителях. | Знакомство с понятием "тотем". Формирование представления о верованиях древних. | Регулятивные: устные высказывания с учётом поставленной задачи. Познавательные: установление аналогии между выразительными средствами разных видов искусства Коммуникативные: построение монологического высказывания; формулировка собственного мнения и позиции. Личностные: понимание и принятие культурных традиций своей страны. | Работа с иллюстрацией. Написание письма в клуб "Клюя и Заря" Работа по тетради (упр.4) |
9 | | Особенности героя волшебной сказки. | Знакомство с особенностями волшебных сказок и их героев. | Регулятивные: составление плана решения учебной задачи совместно с педагогом. Познавательные: перечитывание текста с разными задачами (оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли, поиск нужных частей текста), объяснение понятия "герой волшебной сказки" через анализ сказок, в которых видна связь героя с тотемным животным. Коммуникативные: построение монологического высказывания; формулировка собственного мнения и позиции. Личностные: сравнение точки зрения героев; обоснованное присоединение к одной из них или высказывание своей собственной. | Работа с учебником. Работа с хрестоматией (с.6-22) |
10 | | Русская сказка "Сивка-Бурка". | Знакомство с особенностями русских народных сказок. | Регулятивные: самостоятельная формулировка темы и цели урока, системы вопросов, рассматриваемых на уроке. Познавательные: перечитывание текста с разными задачами (оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли, поиск нужных частей текста), работа с маркированными в тексте сказки строками Коммуникативные: чтение по цепочке или ролям. Личностные: проявление интереса к литературному чтению. | Чтение по цепочке. Характеристика сказки. |
11 | | Русская сказка "Сивка-Бурка". | Развитие представления о композиции сказки. | Составление плана текста. Краткий пересказ сказки. |
12 | | Русская сказка "Крошечка-Хаврошечка" | Формирование умения определять сказки как жанр литературы по характерным признакам. Формирование первичных исследовательских навыков.Формирование представления о сказке как об особом взгляде на мир. | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу и выбирать способы ее решения. Познавательные: умение выбирать из текста непонятные слова и определяют способы работы с ними; выделение слов-признаков и слов-действий для описания героя. Коммуникативные: принимают позицию участников коммуникации. Личностные: терпимое отношение к мнению других читателей. | Чтение по цепочке. Работа с Толковым словарем. |
13 | | Русская сказка "Крошечка-Хаврошечка" | Обсуждение образов. Устное описание героя. |
14 | | Русская сказка "Морской царь и Василиса Премудрая" | Формирование умения определять сказки как жанр литературы по характерным признакам. Формирование первичных исследовательских навыков. Формирование представления о сказке как об особом взгляде на мир. | Регулятивные: умение выполнять учебные задачи в устной форме; проявление инициативы при ответе на вопрос; поддержание инициативы других. Познавательные: полное и адекватное восприятие текста сказки; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: принимают позицию участников коммуникации. Личностные: прослеживание судьбы героя и ориентирование в системе его личностных смыслов. | Чтение по цепочке. Работа с текстом сказки. |
15 | | Русская сказка "Морской царь и Василиса Премудрая" | Работа с хрестоматией (с.32-44) |
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств (17 часов) | 16 | | Былины как эпический жанр. | Формирование интереса к языку былин, сказаний, преданий о русских богатырях. | Познавательные: поиск необходимой информации с использованием учебника. Коммуникативные: принимают позицию участников коммуникации. Личностные: терпимое отношение к мнению других читателей. | Работа с Толковым словарём. |
17 | | Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". | Раскрытие особенностей жанра былины: былинный напевный язык, повторы слов в начале строк и внутри стиха, уменьшительно-ласкательные формы слов. | Регулятивные: осознание этапов организации учебной работы. Познавательные: полное и адекватное восприятие художественного текста; понимание особенности былинного повествования; эмоциональное восприятие и определение языка, напевности, ритма былин; поиск необходимой информации с использованием учебника. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении произведения. Личностные: проявление эмоционального отношения к чертам характера и поступкам людей на примере героя былины. | Работа с Толковым словарём. Чтение по цепочке. |
18 | | Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" (продолжение) | Формирование умения обнаруживать в былине черты собственно былинного жанра и жанра сказки. | Работа с Толковым словарём. Чтение по цепочке. |
19 | | Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" (продолжение) | Формирования умения характеризовать героев произведения, сравнивать их характеры. | Регулятивные: осознание этапов организации учебной работы; самостоятельная работа с книгой. Познавательные: обобщение сведений, формулирование выводов, проведение сравнения на различном текстовом материале. Коммуникативные: грамотное формулирование вопросов; сотрудничество с педагогом и сверстниками. Личностные: осмысление своей принадлежности к определенной эпохе, культуре, части человечества. | Работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
20 | | Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" (продолжение) | Совершенствование навыка выразительного чтения. | Выразительное чтение. |
21 | | Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь» | Обогащение духовного мира путем приобщения к нравственным ценностям русского народа; воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах. Знакомство с творчеством М.А.Врубеля. | Работа с репродукцией. Работа с выставкой книг. |
22 | | Былина "Илья Муромец и Святогор". | Формирование умения составлять характеристику былинного героя, пользуясь текстом. Продолжение знакомства с былиной и былинными героями. Воспитание чувства патриотизма. | Регулятивные: самостоятельная работа с учебником, хрестоматией; принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: работа с дидактическими иллюстрациями; осуществление похода в библиотеку с целю выполнения конкретного задания. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении произведений искусства. Личностные: проявление интереса к содержанию и форме художественных произведений. | Работа с хрестоматией (с.45-56). Работа со словарем устойчивых выражений. |
23 | | Былина "Садко". Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь». | Выявление примет конкретного исторического времени в тексте былины. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от его типа и стиля. Познавательные: применение известных понятий к новому материалу; формулировка выводов. Коммуникативные: участие в учебном диалоге; творческое выражение своего мнения о явлениях жизни, отраженных в литературе. Личностные: соблюдение правил поведения в процессе коммуникации с другими учащимися. | Чтение по цепочке. Работа с репродукцией. |
24 | | Былина "Садко". Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости» | Знакомство с репродукцией картины Николая Рериха; нахождение сходства со сказочным пейзажем и в то же время отметить историческую достоверность картины. | Работа с репродукцией. |
25 | | Обобщение по теме "Былина как эпический жанр" | Обобщение знаний учащихся о былинах. Обучение работе с разнообразными источниками знаний. | | Работа по тетради (с.18-21) |
26 | | Особенности авторской сказки. Г-Х.Андерсен "Русалочка" | Знакомство с биографией и творчеством Г-Х. Андерсена. Выделение особенностей волшебной авторской сказки. | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи ; выбор способа ее решения. Познавательные: ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Коммуникативные: участие в учебном диалоге; выражение своей мысли в устной форме. Личностные: демонстрация способности ценить мир человеческих отношений, видеть красоту человека; проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе. | Чтение по цепочке. Работа по тетради (упр.6) |
27 | | Г-Х.Андерсен "Русалочка" (продолжение) | Совершенствование навыка чтения, развитие речи, внимания, мышления; воспитание любви к чтению. | Выразительное чтение. Работа с биографической статьей. |
28 | | Г-Х.Андерсен "Русалочка" (окончание) | Формирование умения анализировать поступки героев. Формирование умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений. | Регулятивные: осуществление самоконтроля и контроля за ходом выполнения работы. Познавательные: работа с текстом поиск информации; представление найденной информации. Коммуникативные: высказывание собственной точки зрения. Личностные: осознание значения литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия. | Работа с текстом сказки. Выборочное чтение. |
29 | | Авторские сказки. Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Формирование умения читать про себя в процессе изучающего чтения. Воспитание доброты и искренности, смелости и трудолюбия. | Регулятивные: самостоятельная работа с хрестоматией; осознание этапов организации работы. Познавательные: структурирование знаний при сопоставлении текстов; формулировка выводов. Коммуникативные: участие в диалоге; сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Личностные: понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений. | Работа с хрестоматией (с.56-67) . Самостоятельное чтение. Работа с Толковым словарем. |
30 | | Авторские сказки. Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». | Расширение представления учащихся о сказках Г.-Х. Андерсена. | Регулятивные: самостоятельная работа с хрестоматией и дополнительной литературой. Познавательные: произвольное построение устных высказываний с учетом учебной задачи. Коммуникативные: участие в инсценировке; творческое выражение своего мнения о явлениях жизни, отраженных в литературе. Личностные: демонстрация интереса к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений. | Работа с хрестоматией (с.67-91). Прослушивание музыкального произведения. Работа с Толковым словарем. |
31 | | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». |
32 | | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. | Формирование умения связно излагать свои мысли, анализировать сказку, находить и различать средства художественной выразительности в авторской сказке. | Выборочное чтение. Работа по тетради (упр.7) |
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (19 час) | 33 | | В. Жуковский «Славянка» | Знакомство с творчеством В.Жуковского. формирование умения видеть прекрасное в природе. | Регулятивные: осознание этапов организации учебной работы; принятие и сохранение учебной задачи ; выбор способа ее решения. Познавательные: анализ художественного текста; выразительное чтение стихотворения; использование разных источников информации для объяснения слов и словосочетаний. Коммуникативные: участие в коллективной беседе. Личностные: демонстрация заинтересованного отношения к литературному чтению. | Работа с Толковым словарем Выборочное чтение. |
34 | | В. Жуковский «Славянка». Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Левитана «Тихая обитель» | Формирование культуры восприятия художественного и живописного образа; анализировать произведения живописи. | Выразительное чтение. Работа с репродукцией. |
35 | | В. Жуковский «Весеннее чувство». Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Левитана «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» | Формирование умения чувствовать поэтический мир, анализировать произведения живописи. | Регулятивные: устные высказывания с учётом поставленной задачи. Познавательные: перечитывание текста с разными задачами (определение темы текста, поиск нужных строк). Коммуникативные: учет позиции собеседника; обоснование строчками из текста заявленное "чужое" мнение. Личностные: наблюдение красоты природы в поэтических текстах. | Выразительное чтение. Работа с репродукцией. |
36 | | Давид Самойлов "Красная осень" | Формирования умения видеть красоту поэтического слова; воспитание любви к природе и русской словесности. Развитие образного мышления путем проникновения в художественный замысел автора. | Регулятивные: устные высказывания с учётом поставленной задачи. Познавательные: эмоциональное и осознанное восприятие поэтического текста; определение темы произведения. Коммуникативные: обоснование строчками из текста заявленное "чужое" мнение. Личностные: понимание и оценивание состояния одноклассников и собственных переживаний. | Выразительное чтение наизусть. |
37 | | Николай Заболоцкий «Сентябрь». | Формирование умения выразительно читать стихотворение, понимать образный язык произведений. | Регулятивные: пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности; проявление инициативы при ответе на вопросы и выполнении заданий. Познавательные: полное и адекватное восприятие художественного текста; осознанное построение сообщения в устной форме. Коммуникативные: грамотное формулирование вопросов; учет позиции собеседника. Личностные: демонстрация интереса к декламации как средству самовыражения. | Работа с Толковым словарем. Выразительное чтение. |
38 | | Н. Заболоцкий «Сентябрь». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М.Врубеля «Жемчужина» | Формирование умения анализировать произведения живописи; развитие воображения. | Выразительное чтение наизусть. Работа с репродукцией. |
39 | | Пейзажная лирика. Николай Заболоцкий «Оттепель» | Формирование умения выразительно читать стихотворение о природе, видеть и понимать настроение автора. | Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, планирование ее реализации способов выполнения. Познавательные: установление аналогии между литературными произведениями разных авторов. Коммуникативные: учет позиции одноклассника, настроение других людей. Личностные: проявление интереса к литературному чтению. | Работа с Толковым словарем. Выразительное чтение. |
40 | | Николай Заболоцкий «Оттепель» | Развитие воображения и наблюдательности; формирования навыка видеть развитие настроения. | Выразительное чтение наизусть. Работа по тетради (упр.9) |
41 | | Поэзия как особое переживание мира. Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…». | Знакомство с творчеством И.Бунина; привитие любви к поэзии; формирования навыка видеть красоту поэтического слова. | Регулятивные: самостоятельное формулирование темы и цели урока. Познавательные: перечитывание текста с целью нахождения литературного приема (сравнения). Коммуникативные: обоснование строчками из текста заявленное "чужое" мнение; участие в коммуникации. Личностные: высказывание собственной точки зрения; сравнение с высказываниями сквозных героев. | Выразительное чтение. Работа по тетради (упр.10) |
42 | | Иван Бунин «Детство». | Выразительное чтение наизусть. Работа по тетради (упр.11) |
43 | | Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. В. Набоков «Обида» | Формирование умения по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя | Регулятивные: выполнение коллективной проверки выполненного задания. Познавательные: определение средств художественной выразительности в прозаическом тексте и обоснование своего мнения. Коммуникативные: адекватное взаимодействие в паре и группе при выполнении учебного задания. Личностные: проявление желания читать произведение. | Чтение по цепочке. Работа с Толковым словарем. Чтение по цепочке. Работа по тетради (упр.12) |
44 | | В. Набоков «Обида». Поход в «Музейный Дом». Картина Э.Шанкс "Наем гувернантки". | Развитие читательского опыта; воспитание культуры общения и таких черт характера как коллективизм и товарищество. | Выразительное чтение. Работа с иллюстрацией, используя рамку. |
45 | | Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...» | Знакомство с произведениями, образно описывающими природу. Развитие воображения. Воспитание любви к поэзии. | Регулятивные: самостоятельное формулирование темы и цели урока; составление плана решения учебной задачи самостоятельное формулирование темы и цели урока. Познавательные: анализ слов и выражений, включенных в авторский текст; нахождение необходимой информации. Коммуникативные: учитывая разные мнения стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Личностные: эмоциональный отзыв на прочитанные произведения; принятие социальной роли учащегося. | Выразительное чтение. Работа с Толковым словарем. Работа по тетради (упр.13) |
46 | | Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». | Знакомство с творчеством Ю.И.Коваля; раскрытие смысла рассказа. | Регулятивные: принятие учебной задачи; отбор способов ее решения. Познавательные: чтение текста; понимание фактического содержания; нахождение в тексте ответ на заданный вопрос. Коммуникативные: участие в учебном диалоге. Личностные: проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе. | Выразительное чтение. Работа с Толковым словарем. Работа по тетради (упр.15) |
47 | | Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины С. Лучишкина «Шар улетел» | Формирование умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте, анализировать произведения живописи. | Работа с биографической статьей. Работа с репродукцией. |
48 | | Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе». | Совершенствование чтения по ролям. Формирование умения находить серьезный смысл в смешных рассказах В.Драгунского. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от учебной задачи. Познавательные: произвольное построение устных высказываний с учетом учебной задачи. Коммуникативные: участие в коллективном выполнении заданий. Личностные: проявление эмоционального отношения к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. | Работа с хрестоматией (с.91-98). |
49 | | Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Ватенина «Голуби в небе» | Работа с биографической статьей. Работа с репродукцией. |
50 | | Борис Сергуненков «Конь Мотылек». | Знакомство с жанром сказки-рассказа. Формирование умения анализировать произведения живописи; развитие воображения. | Регулятивные: принятие учебной задачи; отбор способов ее решения; проявление инициативы при ответе на вопросы и в выполнении заданий. Познавательные: установление аналогии между литературными произведениями, между выразительными средствами разных видов искусств. Коммуникативные: учет позиции собеседника, настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и живописи. Личностные: демонстрация интереса к содержанию и форме произведений. | Работа с Толковым словарем. Работа по тетради (упр.17) |
51 | | Джералд Даррелл "Землянично-розовый дом" | Развитие навыка аналитического чтения. Приобщение к миру литературы посредством расширения читательского опыта. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от учебной задачи. Познавательные: различение художественного текста от научно-популярного; поиск информации и предоставление ее. Коммуникативные: участие в учебном диалоге; выражение своей мысли в устной речи. Личностные: проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе. | Работа с хрестоматией (с.98-107). |
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи. (12 часов) | 52 | | Два мира в рассказе Л.Андреева "Петька на даче" | Знакомство с судьбой ровесника, жившего 100 и более лет назад. | Регулятивные: контроль своих действий; оценивание работы на уроке. Познавательные: построение устных высказываний с учетом учебной задачи. Коммуникативные: выражение своего мнения о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе. Личностные: проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе. | Чтение по цепочке. Работа с Толковым словарем. |
53 | | Л.Андреев "Петька на даче" (продолжение) | Формирование умения по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя. | Чтение по цепочке. Работа со словарем устойчивых выражений. |
54 | | Л.Андреев "Петька на даче". | Формирование умения по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя. | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; выполнение учебных действий в устной речи. Познавательные: различение существенной и дополнительной информации; выделение главного. Коммуникативные: проявление устойчивого интереса к общению. Личностные: демонстрация эмоционального отношения к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. | Выборочное чтение. Составление плана рассказа. |
55 | | Л.Андреев "Петька на даче". Возрождение и возвращение. | Содействие в сравнении жизни ровесников, живших 100 и более лет назад, с собственной. | Пересказ по плану. Работа с репродукцией. |
56 | | Антон Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова. | Знакомство с особенностями творчества А.П.Чехова. Формирование умения определять жанр. | Регулятивные: участие в обсуждении плана выполнения задания. Познавательные: чтение текста; понимание фактического содержания текста. Коммуникативные: уважение мнения одноклассников. Личностные: осознание некоторых нравственных понятий и моральных норм (поддержка, понимание, честность, дружба). | Чтение по цепочке. Работа с Толковым словарем. Работа с биографической статьей. |
57 | | Антон Чехов «Ванька». | Способствовать заинтересованности проблемой произведения, помочь увидеть за событиями живую, страдающую душу. Сравнение жизни ровесников, живших 100 и более лет назад, с собственной. | Выборочное чтение. Работа по тетради (упр.19) Составление плана по вопросам. |
58 | | Антон Чехов «Ванька». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова-Бель-ского «Визитеры», «Дети за пианино» | Сравнение условий жизни героя рассказа Л.Андреева и Ваньки, их характеры, их способности, их судьбы. | Регулятивные: проявление инициативы при ответе на вопросы и в выполнении заданий. Познавательные: пересказывать текст по плану (вопросам); применение таблицы как способа осмысления и обобщения информации. Коммуникативные: выражение своего мнения о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе. Личностные: соблюдение моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений. | Пересказ текста по плану. Выборочное чтение. Работа с репродукцией. |
59 | | Антон Чехов «Мальчики». Сравнительная характеристика героев. | Формирование умения оценивать поступки героев, давать характеристику героям. Воспитание чувства ответственности перед окружающими людьми. Обогащение словарного запаса. | Регулятивные: оценивание результатов работы; выбор способов работы с текстом в зависимости от учебной задачи.. Познавательные: чтение текста; понимание его содержания; нахождение в тексте ответ на заданный вопрос. Коммуникативные: участие в учебном диалоге. Личностные: проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе. | Чтение по цепочке. Работа с Толковым словарем. |
60 | | Антон Чехов «Мальчики». Идейный смысл произведения. | Формирование умения раскрывать смысл произведения. Выработка умения работать с текстом. Рассуждение, доказательство своей точки зрения. | Регулятивные: контроль своих действий в коллективной работе; выбор способов работы с текстом в зависимости от его типа и стиля. Познавательные: поиск информации; предоставление найденной информации. Коммуникативные: проявление устойчивого интереса к общению в групповой работе. Личностные: понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений. | Выборочное чтение. Работа по тетради (упр.21) |
61 | | Авторская сказка. А.Погорельский «Черная курица, или подземные жители» | Раскрытие идейного содержания сказки через анализ текста. Развитие навыка выразительного чтения. Расширение словарного запаса. | Регулятивные: принятие учебной задачи; отбор способов ее решения. Познавательные: применение известных понятий к новому материалу; формулирование выводов. Коммуникативные: участие в учебном диалоге; учет позиции собеседника, настроение других людей, их эмоции от восприятия литературных произведений. Личностные: проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе. | Работа с хрестоматией (с.108-148). Работа со словарем устойчивых выражений. |
62 | | Нравственные уроки сказки. А.Погорельский «Черная курица, или подземные жители» | Совершенствование навыка работы с текстом. Воспитание грамотного и вдумчивого читателя. | Регулятивные: выполнение учебных действий в устной речи; осознание этапов организации учебной работы. Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: адекватное восприятие и передача информации, отражающей содержание и условия коллективной деятельности. Личностные: ориентирование в системе личностных смыслов. |
63 | | Человек в мире культуры, его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде. | Содействие развитию интеллектуальной и нравственной культуры личности ребенка. | Регулятивные: самостоятельная работа с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой. Познавательные: поиск информации; предоставление найденной информации. Коммуникативные: проявление творческой инициативы, самостоятельности. Личностные: проявление интереса к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений. | Ответы на вопросы. |
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота (11 часов) | 64 | | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы» | Размышление над вопросом: что такое красота. Воспитание умения слушать и понимать друг друга. | Регулятивные: осуществление самоконтроля и контроля за ходом выполнения работы. Познавательные: чтение текста; понимание фактического содержания; выделение основных частей. Коммуникативные: адекватное восприятие содержания высказываний собеседника. Личностные: осознание значения литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия. | Самостоятельное чтение. Работа с биографической статьей. |
65 | | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы» | Формирование читательского умения видеть в поэтическом тексте ценности окружающего мира. | Регулятивные: принятие учебной задачи; отбор способов ее решения. Познавательные: чтение текста; понимание его содержания. Коммуникативные: участие в учебном диалоге. Личностные: понимание важности чтения для современного человека. | Выразительное чтение. Работа по тетради (упр.1). |
66 | | Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр» | Формирование восприятия учебного текста, умения его анализировать. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от учебной задачи. Познавательные: произвольное построение устных высказываний с учетом учебной задачи. Коммуникативные: участие в коллективном выполнении заданий. Личностные: проявление эмоционального отношения к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. | Работа с хрестоматией (с.149-152). Работа с Толковым словарем. |
67 | | Людмила Улицкая «Бумажная победа». | Формирование умения по поступкам, словам и эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя. Сравнение послевоенного детства с детством сегодняшним. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от учебной задачи. Познавательные: нахождение в тексте ответ на заданный вопрос. Коммуникативные: выражение своей мысли в устной речи, в монологе и диалоге; использование доступных речевых средств в соответствии с задачей высказывания. Личностные: проявление интереса к содержанию и форме художественного произведения. | Чтение по цепочке. Работа с Толковым словарем. Работа по тетради (упр.2). |
68 | | Людмила Улицкая «Бумажная победа». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины З. Серебряковой «Катя с натюрмортом» | Сосредоточение внимания на то, что умение замечать и ценить красоту – это еще и умение радоваться проявлению чужих способностей. | Регулятивные: самостоятельная работа с учебником. Познавательные: произвольное построение устных высказываний с учетом заданной задачи. Коммуникативные: проявление устойчивого интереса к общению в совместной работе. Личностные: проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе. | Выразительное чтение. Работа с репродукцией, используя рамку. Прослушивание музыкального произведения. |
69 | | В.Драгунский "Девочка на шаре" Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Пабло Пикассо "Девочка на шаре" | Развитие умения анализировать эмоциональное состояние героев, ориентироваться в тексте. Развитие навыка выразительного, беглого, правильного чтения. | Регулятивные: планирование своей деятельности с учетом заданных целей. Познавательные: применение известных понятий к новому материалу; формулирование выводов. Коммуникативные: использование доступных речевых средств в соответствии с задачей высказывания. Личностные: понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений. | Работа по тетради (упр.3). Работа с репродукцией, используя рамку. Работа с библиографической статьей. |
70 | | Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!» | Продолжение знакомства с творчеством поэта и сказочника. Анализ прозаического текста, сохраняя эффект его целостного воздействия как художественного образа. | Регулятивные: участие в обсуждении плана выполнения задания. Познавательные: нахождение в тексте ответы на заданные вопросы. Коммуникативные: выражение своего мнения о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе. Личностные: проявление интереса к содержанию и форме художественного произведения. | Чтение по ролям. Работа по тетради (упр.4). |
71 | | Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле» | Демонстрация того, что автор писал о том, чего нельзя увидеть глазами: воздействие красоты заключается в ее способности вдохновлять и придавать уверенность в собственных силах, вселять веру в себя. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от учебной задачи. Познавательные: структурирование знаний при сопоставлении авторской и народной сказки. Коммуникативные: участие в диалоге; сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Личностные: проявление интереса к содержанию и форме художественного произведения. | Чтение по ролям. Работа с репродукцией, используя рамку. |
72 | | Сергей Козлов «Лисичка» | Работа с хрестоматией (с.153-155). Работа по тетради (упр.5). |
73 | | Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!» Борис Пастернак «Опять весна» | Знакомство со стихами В.Соколова и Б.Пастернака. пробуждение интереса учащихся к поэзии. | Регулятивные: контроль своих действий в коллективной работе. Познавательные: нахождение в тексте ответов на заданные вопросы; на первоначальном уровне анализ доступных художественных текстов. Коммуникативные: участие в учебном диалоге, учет позиции собеседника. Личностные: понимание эстетических и нравственных ценностей стихотворных текстов. | Выразительное чтение наизусть. |
74 | | Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши» | Развитие внимания к слову. Совершенствование навыка выразительного чтения. | Регулятивные: самостоятельная работа с дополнительной литературой. Познавательные: поиск информации, представление найденной информации. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении произведений. Личностные: проявление интереса к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы. |
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком (10 часов) | 75 | | Ирина Пивоварова "Как Коля Лыков стал звеньевым" | Продолжение формирования умения ориентироваться в тексте, перечитывание и нахождение нужных фрагментов. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от его типа и стиля. Познавательные: произвольное построение устных высказываний с учетом заданной задачи; формулирование выводов. Коммуникативные: участие в учебном диалоге; сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Личностные: проявление эмоционального отношения к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. | Работа по тетради (упр.7). |
76 | | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Формирование умения ориентироваться в тексте большого объема, перечитывание и нахождение нужных фрагментов, зачитывание или пересказ их. Развитие умения по эмоциональным проявлениям, словам и поступкам персонажей формировать представление об их характерах. | Регулятивные: планирование своей деятельности на основе заданных целей. Познавательные: применение известных понятий к новому материалу; формулирование выводов. Коммуникативные: выражение своей мысли в устной речи; сопоставление своего мнения о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе, с мнением одноклассников. Личностные: оценивание своих поступков на основе сопоставления с героем произведения. | Чтение по цепочке. Составление картинного плана. Работа по тетради (упр.8) |
77 | | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
78 | | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Регулятивные: проявление инициативы при ответе на вопросы и в выполнении заданий. Познавательные: проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: участие в коллективном выполнении заданий. Личностные: проявление интереса к содержанию и форме художественного произведения. | Чтение по ролям. Работа по тетради (упр.9). Работа с биографической статьей. |
79 | | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
80 | | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Регулятивные: выбор способов работы с текстом; проявление инициативы при ответе на вопросы. Познавательные: поиск информации, представление ее. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении произведения. Личностные: проявление интереса к чтению художественной литературы. | Ответы на вопросы викторины. Работа по тетради (упр.10). |
81 | | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Формирование умения размышлять и осмысливать философские и эстетические проблемы произведения. На основе анализа литературного произведения способствовать формированию положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки. Обогащение словарного запаса. | Регулятивные: самостоятельное формулирование темы, проблемы и цели урока. Познавательные: использование изучающего вида чтения, изложение содержания прочитанного. Коммуникативные: формулирование вопросов, необходимые для организации собственной деятельности. Личностные: понимание необходимости обучения, важности чтения для современного человека. | Чтение по ролям. Характеристика героя. |
82 | | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Регулятивные: принятие учебной задачи; отбор способов её решения. Познавательные: свободная работа с текстом (выделение информации). Коммуникативные: проявление устойчивого интереса к общению. Личностные: проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе. | Чтение по ролям. Работа по тетради (упр.11). |
83 | | Константин Паустовский «Теплый хлеб» | Создание условий для знакомства со сказкой. Развитие навыка внимательного и осмысленного чтения литературного произведения. Развитие устной речи учащихся. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от типа и стиля. Познавательные: нахождение ответов на заданные вопросы. Коммуникативные: выбор способов деятельности в совместной работе. Личностные: проявление эмоционального отношения к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. | Работа с хрестоматией (с.156-176). Работа с Толковым словарем. |
84 | | Константин Паустовский «Теплый хлеб» Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». | Регулятивные: принятие учебной задачи, отбор способов её решения. Познавательные: нахождение в тексте ответа на заданный вопрос. Коммуникативные: проявление устойчивого интереса к общению. Личностные: демонстрация интереса к содержанию и форме художественного произведения. | Работа с репродукцией. Прослушивание музыкального произведения. |
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда (17 часов)
| 85 | | Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». | Совершенствование связной речи учащихся. Развитие их художественной фантзии. Расширение кругозора и воспитание эстетического вкуса. | Регулятивные: проявление инициативы при ответе на вопросы и в выполнении заданий. Познавательные: поиск информации, представление найденной информации. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении произведений искусства. Личностные: проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, выраженных в живописном произведении. | Работа с репродукцией. |
86 | | Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал настоящий писатель | Знакомство с творчеством писательницы М.Е.Вайсман. формирование умения поддерживать беседу. Воспитание культуры поведения. | Регулятивные: самостоятельная работа с учебником. Познавательные: ориентирование в содержании учебника; произвольное построение устного высказывания с учетом учебной задачи. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении учебного текста и ответов на вопросы. Личностные: проявление интереса к некоторым видам творческой деятельности. | Составление вопросов для диалога. Работа по тетради (упр.12). |
87 | | Мария Вайсман «Шмыгимышь». | Знакомство с произведением. Формирование навыка делать выводы о характерах героев рассказа. Развитие устной речи. Воспитание внимания и наблюдательности. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от учебной задачи. Познавательные: произвольное построение устного высказывания с учетом учебной задачи; формулирование выводов. Коммуникативные: выражение своего мнения о явлениях жизни, отражённых в литературе. Личностные: проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, выраженных в живописном произведении. | Чтение по цепочке. Работа с Толковым словарем. |
88 | | Мария Вайсман «Шмыгимышь». Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала "День рождения". | Продолжение работы над произведением. Развитие интереса к изобразительному искусству. Воспитание интереса к работе художников портретного жанра. Анализ подробности картины и средства передачи ее смысла. | Регулятивные: проявление инициативы при ответе на вопрос и в выполнении заданий. Познавательные: поиск информации; представление найденной информации; формулирование выводов. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении произведений искусства. Личностные: осознание необходимости сохранения чистоты русского языка. | Работа с репродукцией. Работа с Толковым словарем. |
89 | | Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». В. Хлебников «Кузнечик». | Знакомство со стихотворением. Формирование ценностного отношения к природе, чуткого отношения к русскому поэтическому слову, к законам словопроизводства. | Регулятивные: принятие учебной задачи; отбор способов ее решения; самооценка и адекватное оценивание действия окружающих. Познавательные: произвольное построение устного высказывания с учетом учебной задачи; формулирование выводов. Коммуникативные: выражение своей мысли в устной форме; использование доступных речевых средств в соответствии с задачей высказывания. Личностные: демонстрация интереса к содержанию и форме художественного произведения. | Самостоятельное чтение. Работа с репродукцией. Работа с Толковым словарем. |
90 | | А.Ахматова «Тайны ремесла». | Воспитание любви к поэзии. Развитие навыка, читая стихи, подбирать верную интонацию, получать эстетическое удовольствие от чтения и слушания. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от типа и стиля. Познавательные: применение известных понятий к новому материалу, формулирование выводов. Коммуникативные: участие в учебном диалоге. Личностные: проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе. | Выразительное чтение. Анализ стихотворения. |
91 | | А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой» | Формирование способности увидеть необычный взгляд художника. | Регулятивные: самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой. Познавательные: произвольное построение устного высказывания с учетом учебной задачи. Коммуникативные: участие в коллективном выполнении заданий. Личностные: демонстрация интереса к содержанию и форме художественного произведения. | Выразительное чтение. Работа с репродукцией. |
92 | | А.Кушнер «Сирень». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень» | Формирование представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов. | Регулятивные: выполнение учебных действий в устной речи и во внутреннем плане. Познавательные: построение устных высказываний с учётом учебной задачи. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении произведений искусства. Личностные: проявление интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в искусстве. | Выразительное чтение наизусть. Работа с репродукцией. |
93 | | В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | Знакомство со стихотворением. Развитие навыка выразительного чтения. Воспитание доброго отношения к живому. | Регулятивные: принятие учебной задачи, участие в обсуждении плана выполнения задания. Познавательные: чтение текста, понимание содержания; ответы на вопросы по учебному тексту. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении произведения. Личностные: демонстрация эмоционального сопереживания прочитанному произведению. | Выразительное чтение. |
94 | | Тайны поэзии в мастерстве Афанасий Фета. «Это утро, радость эта…» | Продолжение формирования представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом восприятии мира. Обнаружение содержательности повторов в стихотворении А.Фета. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от учебной задачи. Познавательные: поиск информации, представление найденной информации. Коммуникативные: устное выражение впечатления от прочитанного. Личностные: проявление интереса к содержанию и форме художественного произведения. | Выразительное чтение наизусть. Работа по тетради (упр.13). |
95 | | Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь…» | Знакомство с охватной рифмой. Формирование общего представления о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от учебной задачи. Познавательные: различение существенной и дополнительной информации; выделение главного; устное выражение впечатления от прочитанного. Коммуникативные: восприятие целостной информации благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства. Личностные: проявление интереса к содержанию и форме художественного произведения. | Выразительное чтение. |
96 | | М. Лермонтов «Парус» | Знакомство учащихся с краткой биографией поэта. Формирование навыка анализировать стихотворения. Расширение словарного запаса. | Регулятивные: проявление инициативы при ответе на вопросы; контроль и оценка результата. Познавательные: построение устного высказывания с учетом учебной задачи. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении произведения. Личностные: понимание эстетической ценности стихотворного текста; высказывание собственного суждения. | Выразительное чтение наизусть. Работа по тетради (упр.14). |
97 | | Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль…». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал» | Развитие мысли о том, что поэт и художник способны разглядеть все чудеса окружающего мира. | Регулятивные: соотношение внешней оценки и самооценки. Познавательные: установление аналогии между литературным и изобразительным произведениями. Коммуникативные: учитывание позиции собеседника, настроения других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и живописи. Личностные: осознание чувства сопричастности своему народу. | Выразительное чтение. Работа с репродукцией. |
98 | | Особенности рифмовки в стихотворении С. Маршака «Как поработала зима!». | Знакомство со стихотворениями, в которых сочетаются три вида рифм. Содействие осознанию у учащихся содержательности этого приема. | Регулятивные: принятие учебной задачи, отбор способов её решения. Познавательные: применение известных понятий к новому материалу, формулирование выводов. Коммуникативные: устное выражение впечатления от прочитанного; участие в диалоге. Личностные: проявление интереса к содержанию и форме художественного произведения. | Выразительное чтение наизусть (одно по выбору учащегося) |
99 | | С. Маршак «Как поработала зима!». |
100 | | А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», | Знакомство с "онегинской строфой". Рассмотрение видов рифм в ней, их сочетание и содержательность. | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от учебной задачи; участие в обсуждении плана выполнения заданий.. Познавательные: чтение текста; понимание его фактического содержания; применение известных понятий к новому материалу, формулирование выводов. Коммуникативные: выражение своей мысли в устной форме; использование доступных речевых средств в соответствии с задачей высказывания. | Выразительное чтение. Определение типа рифмовки. |
101 | | А. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» | Выразительное чтение наизусть. Работа по тетради (упр.15). |
Убеждаемся в том, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество (21 часов) | 102 | | Алексей Пантелеев «Главный инженер» | Знакомство с произведением. Формирование умения рассуждать и делать выводы о характерах героев рассказа. | Регулятивные: соотнесение внешней оценки и самооценки; контроль своих действий в работе. Познавательные: произвольное построение высказываний с учетом учебной задачи. Коммуникативные: участие в учебном диалоге; проявление интереса к общению. Личностные: сформировано представление о прошлом нашего народа. | Чтение по цепочке. Работа с Толковым словарем. |
103 | | Алексей Пантелеев «Главный инженер» | Развитие устной речи. Сравнение жизни детей до войны и во время войны. Воспитание интереса к чтению. | Выборочное чтение. Работа по тетради (упр.16) |
104 | | Алексей Пантелеев «Главный инженер» | Формирование умения определять главную мысль произведения. | Регулятивные: осознают этапы организации учебной работы. Познавательные: пересказ текста по плану; поиск информации и предоставление ее. Коммуникативные: участие в коллективном выполнении заданий. Личностные: демонстрация эмоционального отношения к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. | Работа по вопросам учебника. Деление текста на смысловые части. |
105 | | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы» | Формирования умения работать с иллюстрациями. Дальнейшее формирование умения составлять план текста и использование его для пересказа произведения. | Составление плана текста. Работа с репродукцией. |
106 | | Анна Ахматова «Памяти друга» | Знакомство со стихотворением. Формирование умения определять главного героя стихотворения. | Регулятивные: осуществление рефлексии и самооценки; адекватное оценивание своих действий и действий окружающих. Познавательные: произвольное построение высказываний с учетом учебной задачи. Коммуникативные: участие в учебном диалоге. Личностные: демонстрация эмоционального сопереживания героям прочитанных произведений. | Выразительное чтение. |
107 | | Анна Ахматова «Памяти друга» Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника» | Выделение средств художественной выразительности – контраст. Воспитание непримиримого отношения к войне. | Работа с репродукцией. Выразительное чтение наизусть. |
108 | | Н. Рыленков «К Родине» | Знакомство со стихотворением. Формирование нравственной позиции по отношению к Родине, к "малой родине". | Регулятивные: выбор способов работы с текстом в зависимости от его типа и стиля. Познавательные: применение известных понятий к новому материалу; формулирование выводов. Коммуникативные: использование доступных речевых средств в соответствии с задачей высказывания. Личностные: осознание чувства сопричастности к своему народу. | Самостоятельное чтение. Работа с Толковым словарем. |
109 | | Н. Рыленков «К Родине» | Дальнейшее развитие навыка выразительного чтения, чуткости к поэтическому слову. | Выразительное чтение. Работа по тетради (упр.17). |
110 | | Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!». | Знакомство с жизнью и творчеством Н.Рубцова. Дальнейшее развитие навыка выразительного чтения. | Регулятивные: выполнение учебных действий в устной форме. Познавательные: поиск нужной информации, используя учебный текст. Коммуникативные: аргументирование собственной позиции. Личностные: демонстрация познавательного интереса к предмету. | Выразительное чтение. Работа по тетради (упр.18) |
111 | | Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!». | Обогащение словарного запаса. Формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства. | Аудирование. Сравнительный анализ литературного и изобразительного произведений. |
112 | | Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою…». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер» | Совершенствование навыка выразительного и осмысленного чтения. Воспитание чувства патриотизма. | Регулятивные: осознают этапы организации учебной работы. Познавательные: установление аналогии между литературным произведением и выразительными средствами живописи.. Коммуникативные: использование доступных речевых средств в соответствии с задачей высказывания. Личностные: осознание традиций своей страны. | Выразительное чтение. Работа с Толковым словарем. Работа с репродукцией. |
113 | | Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою…». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торт у Спасских ворот» | Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства. | Выразительное чтение. Работа по тетради (упр.19). Работа с репродукцией. |
114 | | Древнегреческий гимн природе. | Знакомство с древнегреческим гимном природе. | Регулятивные: принятие и сохранение цели учебной деятельности. Познавательные: самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой. Коммуникативные: учет мнения партнера; аргументированная критика допущенных ошибок; обоснование своего решения. Личностные: осознание себя гражданином России. | Выразительное чтение. Работа по тетради (упр.20). |
115 | | Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». | Знакомство с гимном российской Федерации. Знакомство с историей создания картины. | Выразительное чтение наизусть. Работа с репродукцией. |
116 | | Плиний Младший «Письмо Тациту» Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». | Оценка качества самостоятельного восприятия картины. Развития навыка описания картин. | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; отбор способа ее решения. Познавательные: поиск информации; представление найденной информации. Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении произведения искусства. Личностные: проявление интереса к содержанию и форме произведений. | Работа с репродукцией, используя лупу и рамку. |
117 | | А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом…» | Пробуждение интереса к дальнейшему рассматриванию. Активизация потребности к аналитической работе. | Определение вида рифмы. Деление текста на смысловые части. |
118 | | Человек в мире культуры. Его прошлое и, настоящее и будущее. Олимпиада. | Содействие развитию интеллектуальной и нравственной культуры личности ребенка. | Регулятивные: самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой. Познавательные: поиск информации; представление найденной информации. Коммуникативные: проявление творческой инициативы, самостоятельности. | Самостоятельная работа по вопросам. |
119 | | Итоговый урок. Письмо в клуб | Формирование навыка письменной речи. | Написание письма |