№п/п | Изучаемый материал 151+19(р.к.) (тема урока) | Кол-во час. | Наглядный дид. мат. | Словарь | Дом. задание | Дата Проведения план | Дата проведения факт |
| Введение. | 2 | | | | 5 д | |
1 | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | 1 | Учебник Иллюстрации | А.С. Пушкин, Ярослав Мудрый, Иван Федоров, Виссарион Белинский, Владимир Набоков | С.3-5 | 1.09 | |
2 | Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним. | 1 | Учебник Иллюстрации | Обложка, титул, форзац, разворот, оглавление, автор, художник, редактор. | С. 5-6 | 2.09 | |
| Устное народное творчество. | 17 | | | | | |
3 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. | 1 | | Фольклор, народная мудрость | Словарь | 4.09 | |
4 | Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. | 1 | Иллюстрации | Фольклорист В. Аникин, народные идеалы | С. 7, словарь | 509 | |
5 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение). Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). | 1 | Карточки слов | Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, заклички. | С. 8, вопросы | 7.09 | |
| Русские народные сказки. | 14 | | | | | |
6 | Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. | 1 | Иллюстрации | Сказка, фантастические приключения, бытовые, волшебные, о животных | С.7-11 | 8.09 | |
7 | Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор). | 1 | карточки | Сказители, сказки, былины, легенды | Задание в тетради | 909 | |
8 | Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка. | 1 | ДМ | Постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка | С.12 | 11.09 | |
9 | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 1 | Д.М. | Василиса Премудрая – добрая, красивая, умная, трудолюбивая | С.13-19 | 12.09 | |
10 | Иван–Царевич – победитель житейских невзгод. Животные – помощники. | 1 | Иллюстрации | Терем, крыльцо, каравай, карета, горница, мудрая, селезень. | С.19-24 | 14.09 | |
11 | Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. | 1 | иллюстрации | Костяная нога, пытаешь, лытаешь. злодей | С.25-27 | 15.09 | |
12 | Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. | 1 | Д.М. иллюстрации | Сюжет. | Задание в тетради | 16.09 | |
13 | Т. л. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок. Сравнение. | 1 | ДМ, тексты сказок | Слова из сказок | С.27-28 | 18.09 | |
14 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | Иллюстрации | Истребить, котомка, мечи булатные, на дозор ходить, кушак. | С.28-30 | 19.09 | |
15 | Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 1 | Иллюстрации | Кузнец, колодец, пламя, ворчать; лучшие силы земли русской | С.31-33 | 21.09 | |
16 | Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета сказки. | 1 | иллюстрации | Сказка героического содержания | С.34-37 | 22.09 | |
17 | «Журавль и цапля» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных. | 1 | Д.М. иллюстрации | Верста, долговязый, несолоно похлебал, по сю пору | С.38-39 | 23.09 | |
18 | «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в бытовых сказках. | 1 | ДМ иллюстрации | Шинель, барин, фельдфебель | С.40-41 | 25.09 | |
19 | Обучение устному сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки». | 1 | Иллюстрации | Слова из сказок | | 26.09 | |
| Из древнерусской литературы. | 3 | | | | | |
20 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) | 1 | ДМ | Церковно-славянский язык, Кирилл и Мефодий | | 28.09 | |
21 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. | 1 | Карточки слов. | Летопись. | С.45 | 29.09 | |
22 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.Т. л. Летопись. (начальные представления) | 1 | Иллюстрации. | Подвиг, отрок, ладья, печенеги, князь, осада, отчина | С.46-50 | 30.09. | |
| Из литературы XVIII века. | 3 | | | | | |
23 | М.В.Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. | 1 | Портрет писателя. | Мозаика, академия, профессор. | С.52-53 | 02.10 | |
24 | «Случились вместе два астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. | 1 | тексты | Астроном, весьма, слыл, Коперник, Птолемей, очаг | С.53 | 03.10 | |
25 | Т.л. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). | 1 | тексты | Эпос, лирика, драма | С.53-54 | 05.10 | |
| Из литературы XIX века. | 46+11 | | | | | |
| Русские басни. | 6 | | | | | |
26 | Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.) | 1 | Карточки слов. | Басня, мораль, олицетворение, аллегория | С.55 | 06.10 | |
27 | И.А.Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности и т.д. | 1 | Портрет баснописца. Иллюстрации. | Баснописец. Мораль басни, невежда, наесться до отвала. | С.56-58,61-63 | 07.10 | |
28 | «Ворона и лисица». Осмеяние пороков – лести, хитрости, глупости и т.д. | 1 | иллюстрации | Мораль, плутовка, льстец, прок, вещунья | С.63-65 | 09.10 | |
29 | «Волк на псарне»-отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. | 1 | Иллюстрации. | Овчарня, псарня, хлев, гончие. | С.58-61 | 10.10 | |
30 | Выразительное чтение басен индивидуальное, по ролям, (инсценирование). | 1 | Д.М. | Слова из текстов | Наизусть с.63-65 | 12.10 | |
31 | Внеклассное чтение. Басня «Квартет» | 1 | Иллюстрации. | Квартет. | | 14.10 | |
32 | В.А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | Портрет поэта. Иллюстрации. | Отзывчивый, пансион, помещик. Пир, пророк, чародейка | С.68-75 | 16.10 | |
33 | Герои литературной сказки, особенности сюжета. | 1 | иллюстрации | Благонравна, очи, веретено, пряхи, ланиты, уста | С.75-80 | 17.10 | |
34 | «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Т.л. Баллада (начальные представления). | 1 | Иллюстрации. | Баллада, кубок, вал, рыцарь, мгла, бездна. | С.81-87 | 19.10 | |
35 | А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | 1 | Портрет поэта. | Родоначальник. Суровый, дряхлая, светлица, всечасно | С.88-90 | 20.10 | |
36 | «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 1 | Иллюстрации. | Поэма, лукоморье, витязь, чахнуть, чреда, пленять. | С.90-91 | 21.10 | |
37 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - её истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. | 1 | Иллюстрации. | Сочельник, мачеха, падчерица, молодица, гордая, гневная, своенравная, перечить | С.92-97 | 23.10 | |
38 | Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. | 1 | Иллюстрации. | Перст, сени, полати, молвить, богатырь, светлица, Чернавка, царевич, обряд | С.97-110 | 24.10 | |
39 | Народная мораль, нравственность-красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом | 1 | ДМ | Добро, любовь, торжество, наказание | Наизусть с.94--95 | 25.10 | |
40 | Гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность сказки. | 1 | тексты | Гармония, поэтичность, музыкальность | | 26.10 | |
41 | Р.р. Обучение устному сочинению «Мой любимый герой сказки А.С.Пушкина». | 1 | Д.М. | Слова из сказок | С.114-117 | 27.10 | |
42 | КубанУ литературной карты Краснодарского края. А.С. Пушкин на Кубани. | 1 | Портрет поэта | «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы –любовался нашими казаками». А.С. Пушкин | словарь | 28.10 | |
| Русская литературная сказка | 3 | | | | | |
43 | Т.л. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. | 1 | ДМ | Карточки с отрывками, рифма, ритм, строфа | С.111-113 | 30.10 | |
44 | А. Погорельский «Черная курица или подземные жители». Сказочно –условное, фантастическое и достоверно –реальное в литературной сказке. | 1 | иллюстрации | Министр, подземелье, пансион, Петербург | С.118-152 выборочно | 31.10 | |
45 | В. М. Гаршин «Аttalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. Т.л. Литературная сказка. | 1 | Иллюстрации | Ботанический сад, оранжерея, пальма, Бразилия, корица | С.153-163 | 09.11 | |
46 | М. Ю Лермонтов. Краткий рассказ о писа-теле. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).Историческая основа стихотворения. | 1 | Иллюстрации. | Бородино, мундир, штыки, сеча, патриот | С.164-165 | 10.11 | |
47 | Кубан У литературной карты Краснодарского края. М.Ю.Лермонтов на Кубани. | 1 | Портрет поэта. | «Мне как-то случалось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге". М.Ю.Лермонтов | | 11.11 | |
48 | «Бородино». Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | 1 | Иллюстрации | Картечь, лафет, улан, басурман, горечь, сожаление | С.165-169 | 13.11 | |
49 | «Бородино». Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. | 1 | Иллюстрации | Ликовать, лихость, постоять головою, поле грозной сечи | С.169-171 | 14.11 | |
50 | Кубан Стихотворения кубанских поэтов об осени. | 1 | | | | 16.11 | |
51 | Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий в повести. | 1 | Портрет писателя. Иллюстрации | Помещик, имение. Галушки, кавун, хутор, курень, баштан, комора. | С.173-178 | 17.11 | |
52 | Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Т.л. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). | 1 | Иллюстрации. | Гетьман, гумно, верста, пищик, юмор, сатира. | С.179-185 | 18.11 | |
53 | Кубан Л.К.Мирошникова. Стихотворения. | 1 | тексты | | | 20.11 | |
54 | Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. | 1 | Портрет поэта. Иллюстрации. | Губерния, заступник народа, бурлаки, бечева, лапти, упасть навзничь. | С.186-192 | 21.11 | |
55 | «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Т.л. Эпитет (развитие представлений). | 1 | Иллюстрации | Убогая, ловкая, зрячий, перлы, величаво, лясы точить, воздаянье | С.192-196 | 23.11 | |
56 | Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. | 1 | Иллюстрации | Вирши, вереница, мякина, нега, лудильщик, шерстобит, потрафлять | С.196-202 | 24.11 | |
57 | Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. | 1 | Иллюстрации | Роптать, шибко, набить оскому, черница, содом, пострелёнок, клеймо | С.202-206 | 25.11 | |
58 | Кубан В. Попов. Жизненный путь и творчество. | 1 | Тексты | | | 27.11 | |
59 | Кубан В.Попова. «Казаки в сказках». | 1 | Тексты сказок | | | 28.11 | |
60 | И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму»- повествование о жизни в эпоху крепостного права. | 1 | Иллюстрации. | Дворяне, галерея, муштра, громадный, лепта | С.207-221 | 30.11 | |
61 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. | 1 | Иллюстрации | Антресоль, кафтан, тучный, застолица, ключник, глумиться, кастелянша | С.221-235 | 01.12 | |
62 | Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян. | 1 | Иллюстрации | Дышло, целковый, превратности, гостиная | С.235-242 | 02.12 | |
63 | Т.л. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления). | 1 | Карточки слов. | Пейзаж, портрет, олицетворение | С.312 | 04.12 | |
64 | Р. Р. Подготовка к сочинению. | 1 | План | Слова из текста | С.243 | 05.12 | |
65 | Р. Р.Устное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму» | 1 | План | Слова из текста | | 07.12 | |
66 | Кубан Поэзия И.Вараввы. | 1 | Тексты | | | 08.12 | |
67 | А. А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | 1 | Портрет. | Лирический пантеон, отставка, блещет, трепещет | С.244-246 | 09.12 | |
68 | Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | 1 | Портрет писателя. | Граф, княжна, крепостные крестьяне, частичка народа | С.247-253 | 11.12 | |
69 | Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Обучение сравнительной характеристике героев. | 1 | Иллюстрации. | Офицер, барин, крепость, обозы, аул, характер. | С.253-262 | 12.12 | |
70 | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1 | Иллюстрации | Мастер, мечеть, умница, колодка, шест, казаки | С.262-269 | 14.12 | |
71 | Утверждение гуманистических идеалов. Т.л. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). | 1 | Иллюстрации | Гуманизм, гуманный, сюжет, сравнение | С.269-274 | 15.12 | |
72 | Р.Р. Обучение домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». | 1 | План | Идея, рассказ, эпизод | С.275 | 16.12 | |
73 | Кубан Жизненный путь В.Неподобы. | 1 | Портрет поэта. | | | 18.12 | |
74 | Кубан Поэзия В.Неподобы. | 1 | Тексты | Слова из текстов | | 19.12 | |
75 | А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия»- осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | 1 | Портрет писателя. | Купец, талант, хор, зазубривать, прозвище, импровизировать, должник | С.277-284 | 21.12 | |
76 | Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Т. л. Юмор (развитие представлений). | 1 | Иллюстрации | Фельдшер, просфора, образованный, грехи, намедни, невежа, восвояси | С.284-285 | 22.12 | |
77 | Кубан У литературной карты Краснодарского края. А.П. Чехов на Кубани. | 1 | Портрет поэта. | Новороссийск, Крым | | 23.12 | |
| Поэты XIX века о Родине и родной природе. | 4+1 | | | | | |
78 | Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». | 1 | Портрет поэта. | Засуетилось, нудит, трезвон, румяней, лазурь, дубрава, исполины, роптать | С.286-290, 292-294 | 25.12 | |
79 | А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). | 1 | Портреты поэтов. | Лазурь, миновать, меркнуть, лозняк, Божий храм, сторожевые | С.290-292, 297 | 26.12 | |
80 | А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З. Суриков. «Зима» (отрывок); А.В. Кольцов. «В степи». Т.л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | 1 | Репродукции картин. | Дремать, брег, миновать, трезвон, слобода, меркнуть, лозняк, дубрава; принакрылся; эмоции, чувства, настроение | С.295-300 | 28.12 | |
81 | Выразительное чтение наизусть стихотворений. | 1 | Тексты стихотворений | Слова из текстов | | 11.01 | |
82 | Кубан Стихотворения о природе И.Белякова. | 1 | Портрет поэта. | Слова из текстов | | 12.01 | |
| Из литературы20 века | 55+5 | | | | | |
83 | И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. | 1 | Портрет писателя. | Шведская академия, Нобелевская премия. Артель, сенокос, колея, батрак, закат, жбан, дебри. | С.3-6 | 13.01 | |
84 | Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. | 1 | Пейзажи русской природы | Березовый лес, былинная свобода, родниковая вода, широко, играючи. | С.6-9 | 15.01 | |
85 | Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Эстетическое и этическое в рассказе. | 1 | Пейзажи русской природы | Мощная звучность, откликающаяся даль, глубина леса. | С.9-10 | 16.01 | |
86 | В.Г.Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Образы героев. | 1 | Портрет писателя. | Гимназия. | С.11-15 | 18.01 | |
87 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. | 1 | Иллюстрации. | Хата, будочник, замок, подземелье. | С.15-18 | 19.01 | |
88 | Доброта и сострадание героев повести. | 1 | Карточки слов. | Шлюзы, лоток, угрюмый. | С.18-25 | 20.01 | |
89 | Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. | 1 | Иллюстрации. | Аллея, рыдать. | С.25-29 | 2201 | |
90 | Вася, Валёк, Тыбурций. Отец и сын. | 1 | Иллюстрации. | Жуткий, визит. | С.29-36 | 23.01 | |
91 | Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». | 1 | Карточки слов. | Дурное общество и дурные дела. | С.36-44 | 25.01 | |
92 | Взаимопонимание-основа отношений в семье. | 1 | Карточки слов. | Приятель, домочадцы. | С.44-45 | 26.01 | |
93 | Письменные ответы на вопросы по содержанию повести «В дурном обществе» | 1 | Вопросы, план | Слова из текста. | С.45-46 | 27.01 | |
94 | Анализ и работа над ошибками по ответам на вопросы повести «В дурном обществе». | 1 | Вопросы, план | Слова из текста. | Словарная работа. | 29.01 | |
95 | Т. л. Портрет. Композиция литературного произведения (начальные понятия). | 1 | Д.М. Карточки слов. | | | 30.01 | |
96 | Кубан Творчество С.Н.Хохлова. | 1 | Портрет поэта. | | | 01.02 | |
97 | РКубанЖизнь и быт кубанского народа в стихотворениях С.Н.Хохлова. | 1 | Иллюстрации | Слова из текстов. | | 02.02 | |
98 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Своеобразие языка есенинской лирики. | 1 | Портрет писателя. Иллюстрации. | Село Константиново, Библия, искренний, лирична, переживания. | С.47-48 | 03.02 | |
99 | «Я покинул родимый дом…» - поэтическое изображение родной природы. | 1 | Иллюстрации. | Березняк, распласталась, голубая Русь. | С.48-49 | 05.02 | |
100 | «Низкий дом с голубыми ставнями…» Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. | 1 | Портрет писателя. Иллюстрации. | Сумрак, нежность, курлыканье, березь да цветь, выть. | С.49-51 | 06.02 | |
101 | Кубан Стихотворения кубанских поэтов о зиме. | 1 | Портреты. | Слова из текстов. | | 08.02 | |
102 | П.П.Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сборник «Малахитовая шкатулка». | 1 | Портрет писателя. | Сказ, горный мастер, духовное училище, сказки, семинария, предания. | С.52-53 | 09.02 | |
103 | «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. | 1 | Иллюстрации. | Ящерка, испужался, глаза пялить, малахит, хвастун. | С.53-56 | 10.02 | |
104 | Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 1 | Карточки слов. | Честность, трудолюбие, добросовестность, талант. | С.56-59 | 1202 | |
105 | Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. | 1 | Карточки слов. | Робили, ладная, молвить, оказывает, забедно. | С.59-62 | 13.02 | |
106 | Т. л. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное). | 1 | Карточки слов. | Сказ, жанр, эпос, народные предания, легенды, фольклор. | С.63-65 | 15.02 | |
107 | К.Г.Паустовский. Краткий рассказ о писателе. | 1 | Портрет писателя. | Гимназия, литературные портреты, детские журналы, Гражданская война. | С.66 | 16.02 | |
108 | «Тёплый хлеб». | 1 | Иллюстрации. | Картуз, колдун, ходули, христарадник, камердинер. | С.67-76 | 17.02 | |
109 | «Заячьи лапы». | 1 | Иллюстрации. | Ветеринар, оголец, кратер, шибко. | С.76-81 | 19.02 | |
110 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 1 | Карточки слов. | Доброта, сострадание, реальное, фантастическое. | С.81-82 | 20.02 | |
111 | С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака. | 1 | Портрет писателя. Иллюстрации. | Талант, Острогожск, гимназист, туберкулез, альманах, легенда. | С.83-84 | 22.02 | |
112 | «Двенадцать месяцев»- пьеса-сказка. | 1 | Иллюстрации. | Канцлер, глашатай, мантия, резолюция, ходатайство. | С.84-89 | 23.02 | |
113 | Положительные и отрицательные герои. | 1 | Карточки слов. | Положительные, отрицательные. | С.89-94 | 24.02 | |
114 | Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. | 1 | Иллюстрации. | Подснежник, квашня. | С.94-98 | 26.02 | |
115 | Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | Карточки слов. | Пьеса, постановка, сцена. | С.98-99 | 27.02 | |
116 | Т. л. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка. | 1 | Карточки слов. | Драма. | С.99-102 | 29.02 | |
117 | А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | 1 | Портрет писателя. | Нищета, слесарь, плетень, прозаик, фантастика. | С.103-104 | 01.03 | |
118 | Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении. | 1 | Иллюстрации. | Великан, сени, баня, пастух, робкий. | С.104-106 | 02.03 | |
119 | Жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. | 1 | Карточки слов. | Деревня, передник, сарай, рубанок, тиск | С.106-109 | 04.03 | |
120 | Оптимистическое восприятие окружающего мира. | 1 | Карточки слов. | Доброта, сердечность, сострадание. | С.109-111 | 05.03 | |
121 | Т. л. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). | 1 | Карточки слов. | Фантастика, превращение, тайна. | С.111-112 | 07.03 | |
122 | В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Судьба рассказа «Васюткино озеро». | 1 | Портрет писателя. Иллюстрации. | Красноярск, мачеха, беспризорничать, разнорабочий. | С.113-114 | 8.03 | |
123 | «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. | 1 | Иллюстрации, карточки слов | Приуныть, багаж, парус, невод, бот, шлюпка, небылицы. | С.114-122 | 9.03 | |
124 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. | 1 | Карточки слов, иллюстрации. | Чинить, затеси, тропинка, пацан, хлопец, варнак. | С.122-128 | 11.03 | |
125 | «Открытие» Васюткой нового озера. | 1 | Карточки слов. | Мох, огромный, зола. | С.128-134 | 12.03 | |
126 | Становление характера юного героя через испытания, преодоление жизненных ситуаций. | 1 | Карточки слов. | Робеть, смекалка, терпение. | С.134-140 | 14.03 | |
127 | Т. л. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления). | 1 | Карточки слов. | Автобиография, произошло на самом деле. | С.140-141 | 15.03 | |
| «Ради жизни на земле…» | 3+2 | | | | | |
128 | Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Портреты поэтов. Иллюстрации. | Воспевать-хвалить, ратный-воинский, оплакивать-печалиться, воин-страж-солдат | С.142-143 | 16.03 | |
129 | К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…» Обостренно трагическая и героическая тема произведения. | 1 | Портрет поэта. Иллюстрации. | Лафет, крепость, понаслышке, за тридевять земель, помяни. | С.148-149 | 18.03 | |
130 | А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети. Жестокая реальность войны. | 1 | Портрет поэта. Иллюстрации. | Бедовый, гвоздит, спросонку, главарь. | С.144-147 | 19.03 | |
131 | Кубан Поэты Кубани о Великой Отечественной войне. | 1 | Портреты поэтов. | Слова из текстов. | | 21.03 | |
132 | Кубан Стихотворения кубанских поэтов о природе родного края. | 1 | Портреты поэтов. | Слова из текстов. | | 22.03 | |
| Произведения о Родине и родной природе | 5ч. | | | | | |
133 | И.А.Бунин. «Помню долгий зимний вечер…». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. | 1 | Портрет. | Лампада, дремать, зной, доверчиво внимать. | С.150-151 | 02.04 | |
134 | А. Прокофьев «Аленушка». | 1 | Портрет поэта. | Заглохший, ряска, венок. | С.152-153 | 04.04 | |
135 | Д.Кедрин. «Алёнушка». Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. | 1 | Портрет поэта. Иллюстрации. | Стойбище, вотчина, лихая сила, нетленная краса. | С.151-152 | 05.04 | |
136 | Н.Рубцов. «Родная деревня». | 1 | Портрет поэта. | Проклинать, провинция. | С.154 | 07.04 | |
137 | Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. | 1 | Портрет поэта. Иллюстрации. | Туман, мули, слизь, канат, снедь, вездесущий, нега, кипарис, вервена. | С.155-157 | 08.04 | |
| Писатели улыбаются | 5 | | | | | |
138 | Саша Чёрный. (Краткий рассказ о писателе) | 1 | Портрет писателя. | Псевдоним, Одесса, сатирик. | С.158-159 | 9.04 | |
139 | «Кавказский пленник». | 1 | Иллюстрации. Карточки слов. | Черёмуха, пристань, мчаться, остров, фуфайка. | С.159-167 | 11.04 | |
140 | «Игорь-Робинзон». | 1 | Иллюстрации. Карточки слов. | Адмирал, трухлявый столб, пруд. | С.167-172 | 12.04 | |
141 | Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | 1 | Карточки слов. | Игра, забавная история. | С.173, вопросы. | 14.04 | |
142 | Ю.Ч.Ким. «Рыба-кит». Т.л. Юмор (развитие понятия). | 1 | Иллюстрации. Карточки слов. | Сейнер, юнга, кашалот, юмор. | С.174-176 | 15.04 | |
| Из зарубежной литературы. | 24+4 | | | | | |
143 | Р.Л.Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». | 1 | Портрет писателя. Иллюстрации. | Шотландия, маяк, приключенческие романы, исторические баллады. | С.177-178 | 16.04 | |
144 | Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. | 1 | Иллюстрации. Карточки слов. | Вереск, медовары, вассалы. | С.178-180 | 18.04 | |
145 | Образ героя. Т.л. Баллада (развитие представлений). | 1 | Карточки слов. | Совестно, измена, стойкость, тайна. | С.180-181 | 19.04 | |
146 | Д.Дефо. Краткий рассказ о писателе. | 1 | Портрет писателя. | Англия, духовная академия, священник, демократия. | С.182-183 | 21.04 | |
147 | «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо. | 1 | Иллюстрации. | Кораблекрушение, необитаемый остров, жильё | С.183-188 | 22.04 | |
148 | Характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). | 1 | Иллюстрации. Карточки слов. | Борьба за существование, деятельность, энергичность, сообразительность. | С.188-193 | 24.04 | |
149 | Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | Карточки слов. | | С.193-194 | 23.04 | |
150 | Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». | 1 | Портрет писателя. Иллюстрации. | Дания, Копенгаген. Шпинат, желоб, тюль, ворота, площадь. | С.195-196 | 25.04 | |
151 | Символический смысл фантастических образов. | 1 | Иллюстрации. Карточки слов. | Добро, зло, любовь. | С.196-203 | 26.04 | |
152 | Художественные детали в сказке. | 1 | Карточки слов. | | С.203-207 | 28.04 | |
153 | Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. | 1 | Карточки слов. | Мужество, стойкость, воля. | С.207-213 | 29.04 | |
154 | Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.) | 1 | Карточки слов. | Башмачок, цветник. Камердинер, карета. | С.213-221 | 30.04 | |
155 | Снежная королева и Герда- противопоставление красоты внутренней и внешней. | 1 | Иллюстрации. Карточки слов. | Холодное, пустынное великолепие, миленькая, смелая, добрая, ласковая. | С.221-225 | 04.05 | |
156 | Победа добра, любви и дружбы. | 1 | Карточки слов. | Добро, любовь, дружба. | С.225-227 | 06.05 | |
157 | Жорж Санд. «О чём говорят цветы». | 1 | Иллюстрации. | Псевдоним, Париж, позументы, мифология. | С.228-230 | 07.05 | |
158 | Спор героев о прекрасном. | 1 | Карточки слов. | Прекрасное, вздор, запах. | С.231-235 | 10.05 | |
159 | Речевая характеристика персонажей. | 1 | Иллюстрации. | Лепет, клумба, кичиться, недуг. | С.235-240 | 11.05 | |
160 | Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». | 1 | Портрет писателя. Иллюстрации. | Псевдоним, Флорида (штат Миссури, США), фантазер, типография, лоцман. | С.241-242 | 13.05 | |
161 | Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. | 1 | Иллюстрации. Карточки слов. | Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. | С.242-250 | 14.05 | |
162 | Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М.Твена. | 1 | Иллюстрации. | Вскарабкаться, фут, мулат, негр, маляр, омнибус, миля. | С.250-257 | 16.05 | |
163 | Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным. | 1 | Карточки слов. | Изобретательность, игры, забавы, бахвальство, торг. | С.257, вопросы. | 17.05 | |
164 | Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. | 1 | Портрет писателя. Иллюстрации. | Америка, Сан-Франциско, фермер, нужда, бродяжничество, золотоискатели, индейцы. | С.258-259 | 18.05 | |
165 | Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. | 1 | Иллюстрации. Карточки слов. | Подвиг, хижина, бормотать, копьё, мудрый, вождь, смелость, мужество, изобретательность, смекалка, достоинство. | С.259-268 | 20.05 | |
166 | Мастерство писателя в изображении жизни северного народа. | 1 | Карточки слов. | Стойкость, смелость, воля, уважение, смекалка. | С.268, вопросы. | 21.05 | |
167 | Кубан Кубанские поэты о войне. Трагическая и героическая тема произведений. | 1 | Портреты писателей. Иллюстрации. | Герой, трагедия, память. | С.269-272 | 23.05 | |
168 | Кубан Кубанские поэты о войне. Патриотические подвиги во время войны. | 1 | Портреты писателей. | Мужество, подвиг, патриот. | | 24.05 | |
169 | Кубан Обобщающие уроки по краеведению. | 1 | Карточки слов. | Слова из текстов. | | 25.05 | |
170 | Обобщающий урок. | 1 | Итоговые тесты. | Слова из текстов. | Задание на лето. | 27.05 | |