Просмотр содержимого документа
«ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературы в 9 классе по предмету "Родная русская литература" с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Дергачи»
ПРИЛОЖЕНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА)»
для 9 класса
на 2020-2021 учебный год
Разработана
Кириченко Верой Викторовной,
учителем русского языка и литературы
высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС (17 ЧАСОВ)
Введение
Книги, которые помогают жить. «Литература—это всё же жизнь душичеловеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить» (В. Шукшин).
Мир детства
Ю. Куранов «Царевна». Детская вера в сказку. «Тихий,древний,мудрый
голос русской сказки» (А. Ильин). «Обыкновенное чудо».
Нравственность
Ю. Буйда«Продавецдобра». Добро как материальные ценности, его
всесилие в современном писателю мире. Истинный смысл слова «добро».
«Добра-то много, да добра нет».
А. Алексин «Ты меня слышишь?». Неравнодушие юной девушки,душевнаячуткость героини-телефонистки, умение услышать внутреннюю тревогу клиента – геолога, пришедшего издалека на почту, чтобы в день рождения поговорить с женой по телефону. Повесть А. Алексина как «мастерская доброты».
В. Крупин «А ты улыбайся!».Тема добра и зла.Проблема детскойжестокости, её причины, наша ответственность за неё.
Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?»или «Что такое добро?»
Человек и семья
А. Алексин «Подумаешь, птицы! На чем строятся взаимоотношения всемье? Мама как самый главный человек в жизни Кольки. Не проходящая с годами внутренняя боль мальчика и его желание «лечить» и «спасать». Семья счастливая и семья образцово-показательная. Эгоизм и бездушие под личиной благонравия.
В. Солоухин «Под одной крышей». «Житейский»сюжет рассказа.Трагедиявзаимоотношений отца с дочерью. Самый трудный поступок – «переступить через самого себя». Умение прощать друг друга, не отвечать злом на зло – главное условие взаимопонимания в семейных, соседских и просто человеческих взаимоотношениях.
А. Платонов «Семен». Голодное детство.Забота старшего брата омладших. Умение понимать и прощать близких. Способность взять на себя ответственность за семью в трудное время: «Давай я им буду матерью, больше некому…».
Человек и его выбор
Ю. Яковлев «Вратарь». Романтика мальчишеского хоккейного мира.Ненастоящее море и настоящие герои. Случай с Санькой Красавиным, переменивший его жизнь. Преданность любимому делу. Бескорыстие и самоотверженность. Подлинное счастье в служении своему делу.
В. Солоухин«Моченыеяблоки». Тема расплаты. Можно ли за добро
расплатиться деньгами? Нравственная позиция героев. Провозглашение прохожим корысти как жизненного принципа. Серега, который не может бросить попавшего на дороге в беду человека. Дорога в рассказе — символ жизненного пути, и каждый в этой жизни выбирает свою дорогу.
Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?»
В. Токарева«Рождественскийрассказ». Взаимоотношения в семье.
Радостное восприятие жизни. Случай, «убивший» душу героини.
Непреодолимое многолетнее желание мести. Тягостное ощущение жизни.
Прощение как нравственный выбор героини. Возрождение к жизни.
Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?»
Человек и природа
С. Георгиев «Собаки не ошибаются». «Скучный человек»ВалеркаСнегирев и «интересный человек» Юрка Хлопотов. Равнодушие, которое маскируется фразой: «К чужим недостаткам надо терпеливо относиться» (отец Юрки), или попытка все превратить в игру, фарс (Юрка). Истинная гуманность «обыкновенного» Валеры Снегирева.
В. Крупин «Сбрось мешок». Слово писателя о красоте.Мешок как символсуетных забот, заполняющих нашу жизнь. «Сбросить мешок» - значит подняться выше обыденности и по-новому взглянуть на окружающий мир. Нерукотворная красота природы, которая меняет людей к лучшему. Лейтмотив эстафеты, передачи, связи людей любовью к прекрасному.
И.С. Тургенев «Живые мощи». Удивительная встреча в омшанике.Способность героини в её состоянии радоваться человеку, располагать его к себе. Мировосприятие Лукерьи, собственное мироощущение как богатство: «вижу прекрасно и все слышу», «запах я всякий чувствовать могу». Умение побеждать боль наблюдениями за миром природы: пчелы, голуби, воробей, ласточки… Благодарность героини, сострадательность.
И.С. Тургенев «Перепелка». Детская восторженная любовь к охоте.Случайна охоте. Ощущение несправедливости произошедшего. Самоотверженная «материнская» любовь птиц, вызывающая уважение героя.
Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?»
Мама
В. Астафьев «Шинель без хлястика». Женщина и война.Шинель какпамять о юности, о любви, о войне, о рождении сына. Красота материнского подвига. Мать как символ любви и высокой жертвенности. Доверительные
отношения матери и сына. Думы сына о долге перед матерью: «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика».
Н. Тихонов «Мать». Из цикла«Ленинградские рассказы»,в которыхповествуется о мужественных и стойких людях, с честью выдержавших суровое испытание - блокаду родного города. Рассказ о матери, которая больше собственной смерти и смерти своих детей боится сыновней слабости и трусости.
Человек и искусство
Ю. Буйда «Синдбад Мореход». Внешняя, «образцово не задавшаяся жизньгероини», и жизнь внутренняя, скрытая от всех. 18252 обращения к стихотворению-шедевру Александра Пушкина «Я вас любил…» как возможность спасти свою душу, выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах. Стихотворение А.С. Пушкина как молитвенное слово. «Духовная жажда» внешне опустившихся людей - вера писателя в нравственное возрождение. Искусство, которое спасает наши души, наши сердца от «захоложения, затемнения» (А.И. Солженицын).
Война
Л. Пантелеев «Гвардии рядовой» (Из цикла«Рассказы о подвиге»).ПодвигАлександра Матросова. Рассказ о доблести молодого русского солдата.
А. Алексин «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор сигнальщикаПети. Поколение мальчишек военных лет, их нравственная чистота, честность, принципиальность, любовь к Родине. Духовная связь поколений, сохранение высоких нравственных идеалов отцов и дедов. Мотив ненависти к войне.
В. Крупин «О войне». Дети и война. «…Вот все,что я могу рассказать овойне».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Тематический блок
Количество
часов
Мир детства
1
Нравственность
2
Человек и семья
5
Рождественские рассказы
2
Человек и природа
2
Мама
2
Человек и искусство
1
Человек и война
2
Примерное календарно-тематическое планирование
Тематический
№
Тема занятия
Дата
блок
Мир детства
Ю.Куранов «Царевна»
Нравственность
Ю.Буйда «Продавец добра»
В.Крупин «А ты улыбайся!»
Сочинение-рассуждение на тему: «Быть
или не быть добру в этом мире?» или
«Что такое добро?»
Человек и семья
А.Алексин «Подумаешь, птицы!»
В.Солоухин «Под одной крышей»
А.Платонов «Семен»
Ю.Яковлев «Вратарь»
В.Солоухин «Моченые яблоки»
Сочинение-рассуждение на тему: «Что
такое бескорыстие?»
Рождественские
Саша Черный «Рождественский ангел»
рассказы
В.Токарева «Рождественский рассказ»
Сочинение-рассуждение на тему: «Что
такое сострадание?»
Человек и
С.Георгиев «Собаки не ошибаются»
природа
И.С.Тургенев «Живые мощи»,
«Перепелка»
Сочинение-рассуждение на тему: «Что
такое красота?»
Мама
В.Астафьев «Шинель без хлястика»
Н.Тихонов «Мать»
Сочинение-рассуждение на тему: «Что
такое материнская любовь?»
Человек и
Ю.Буйда «Синдбад Мореход»
искусство
Сочинение-рассуждение на тему: «Что
такое настоящее искусство?»
Человек и война
Л.Пантелеев «Гвардии рядовой»
В.Крупин «О войне»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
1. Программа “Час чтения” [Электронный ресурс] // URL:
https://gigabaza.ru/download/191231.html
Сопровождение программы “Час чтения” [Электронный ресурс] //