kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока в 10 классе "Роль образов героев пьесы «Вишневый сад» в раскрытии аспектов мировоззрения автора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - дискуссия  о героях пьесы Чехова "Вишневый сад". Сложен и противоречив характер Лопахина. в Лопахине совмещаются два существа: купец, простой мужик и человек с "тонкой нежной душой".. нельзя представить себе так, , что с одной стороны у Чехова - бездушные "футляры, а с другой - "душевные человеки". Эти два полярных начала предстают перед нами в многообразных соотношениях, связях, конфликтах, противоречиях. именно об этом и предстоит беседа на уроке.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока в 10 классе "Роль образов героев пьесы «Вишневый сад» в раскрытии аспектов мировоззрения автора" »

Тема: Роль образов героев пьесы «Вишневый сад» в раскрытии аспектов мировоззрения автора.

Класс:10


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок - дискуссия

Цели урока:

1. Организовать деятельность учащихся по восприятию текста, содействовать осмыслению учащимися идеи и сюжета произведения, способствовать пониманию учащимися аспектов мировоззрения автора;

2.Способствовать развитию исследовательских и творческих способностей учащихся,;

3.Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей


Оборудование: текст, иллюстрации к пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», портрет А.П. Чехова, раздаточный материал.


Ход урока:


I.Орг. момент

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы на уроке рассмотрим образы героев в системе, их роль в раскрытии аспектов мировоззрения автора. Подробнее остановимся на образе героя очень противоречивого. Цель нашего урока: выяснить, какую роль сыграл в судьбе вишневого сада сыграли герои. Но сначала, проверим , как вы знаете сюжет


2. Проверка домашнего задания

Проведение тестирования на знание текста комедии. Индивидуальная работа.

Вопрос 1. Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь:

а) “Чайка”;
б) “Дядя Ваня”;

в) “Вишневый сад”;
г) “Три сестры”. 

Вопрос 2. Где развертывается действие пьесы “Вишневый сад”:

а) в одном из провинциальных городов России;
б) в Москве;
в) в имении Любови Андреевны Раневской;
г) в имении Лопахина? 

Вопрос 3. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева:

а) Гаев – муж Раневской;
б) Гаев – ее брат;
в) Гаев – ее сосед, они друзья юности;
г) Гаев – ее сын? 

Вопрос 4. Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные речи:

а) Петя Трофимов;
б) Епиходов;
в) Гаев;
г) Варя?

Вопрос 5. В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало:

а) Раневской;
б) Фирса;
в) Гаева;
г) Пети Трофимова? 

По окончании тестирования проводится взаимопроверка, учащиеся работают в парах.

Слово учителя:

Система образов «Вишневого сада», в соответствии с идейно­тематическими особенностями пьесы, также весьма оригинальна. В ней нет места одному главному герою, как и нет деления на поло­жительных и отрицательных персонажей. Ведь все оказываются одинаково далеки от истинного понимания жизни, все беспомощны перед быстротекущим временем, все хотят заглянуть в будущее, но оно остается неизвестным никому. К каждому из них приложимо че­ховское определение: «плохой хороший человек»

Работа в группах

Заполните таблицу:

Образы-персонажи

Портретная характеристика

Речевая характеристика (цитаты)

Отношение к саду (цитаты)

Трагическое и комическое в образе (цитаты)

1

Раевская Любовь Андреевна





2

Аня





3

Гаев Леонид Андреевич





4

Лопахин Ермолай Алексеевич





5

Петя Трофимов







Представители группы зачитывают. Дописываем то, что упустили.

Разделите персонажи:

1. по социальному признаку

1 на главных и второстепенных

3 по отношению к вишневому саду

После выполнения работы переходим к обсуждению результатов с обязательной оценкой аргументов друг друга.

-Кто из персонажей постоянно как бы «по ту сторону»? (Лопахин)

Дискуссия

деление класса на 2 группы

Сейчас проведем дискуссию «За» и «Против»

Проблемные вопросы:

Группа «За»

1)Не желал зла хозяевам вишневого сада. В Лопахине нет хищнического, звериного? Лопахин – добрейший человек?

Группа «Против»

2)Желал зла хозяевам вишневого сада. В Лопахине больше хищнического, звериного. Лопахин – злой человек.


Дополнительные вопросы для обсуждения обеим группам

- Спасение вишневого сада, предложенный Лопахиным, единственное и правильное решение?

-Вы считаете, что Лопахин не собирался связывать свою жизнь с Варей, так как она не отвечает его планам?

-А каковы его планы, какой ему представляется его новая жизнь?

Примерные ответы

«За»

Он предупреждает, что если ничего не придумать, то все имение и вишневый сад будут проданы с аукциона и что другого выхода нет. Что из того, что Лопахин ждет хозяев имения целую ночь? Ведь он их не видел целых 5 лет, к Раневской он испытывает только уважение, благодарность за все то, что она сделала для него когда-то. «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную, больше, чем родную,» - говорит ей Лопахин (действие 1). Если бы он желал им зла, он пришел бы на следующий день, через два или мог вообще не приходить и не говорить о предстоящем аукционе: будь что будет! Он их даже предупреждает, что на торги приедет лично богач Дериганов! Что касается проекта спасения сада, на наш взгляд, Лопахин как раз - таки заинтересован в том, чтобы сохранить этот сад за Раневской в знак признательности. Ничего хищнического в разделении садового участка на дачи не видим, наоборот, он принес бы доходы. Сколько людей обзавелись бы дачами! Сколько пользы принесли бы они людям! Человек с тонкой душой Лопахин прочувствовал возможность оказания помощи людям, заслужить благодарность с их стороны. Я продолжаю утверждать, что в Лопахине больше нежности, чистоты, нежели хищнического. Посмотрите, как он любит Варю! Он даже не делает ей предложения, потому что чувствует, что не готов к этому. Он, как настоящий джентльмен, не играет с высокими чувствами. А ведь он мог «прикинуться» влюбленным женихом и обмануть ее. Он не делает этого. Потому что ему не безразлична судьба Вари и вообще любого человека. Он хранит в себе уважение не только к Раневской лично, но и к членам ее семьи. Это еще раз подтверждает истину нашего критерия

«Против»

Вспомним конец пьесы, действие 4. Когда все хозяева после продажи вишневого сада собирают свои вещи, Любовь Андреевна сама говорит Лопахину:» Вторая моя печаль - Варя. Она привыкла рано вставать и работать…Я мечтала выдать ее за вас, да и всему видно было, что вы женитесь. Она вас любит, вам она по душе, и не знаю, почему это точно сторонитесь друг друга» На что ваш «благородный» Лопахин говорит: «Я сам тоже не понимаю, признаться. Как-то странно все. Если еще есть время, то я хоть сейчас готов…Покончим сразу - и баста, а без вас я (подчеркиваем!), чувствую, не сделаю предложения» И это говорит ваш человек с тонкой и нежной душой, боящийся поранить чье-то сердце? Да он скорее всего боится свое сердце поранить! Оставшись наедине с Варей, он даже слова не вымолвил про женитьбу, а когда его позвали со двора, он просто обрадовался, точно давно ждал этого зова, и быстро ушел. На мой взгляд, дело не в том, что Лопахин не хотел ранить сердце Вари, и не в том, что он не готов к браку. Ответ дает сама Варя: «Вот уже два года все мне про него говорят, а он молчит или шутит. Я понимаю. Он богатеет, занят делом, ему не до меня». Права бедная» невеста»: Лопахину не до Вари! В диалоге с Петей Трофимовым Лопахин говорит: «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей.» Нам кажется, что он о себе так говорит. В Лопахине как раз таки мало порядочности. Он отверг Варю, так как она, являясь хранительницей старых традиций, связанных с обладанием вишневого сада, не отвечает его коммерческим стремлениям и планам. Спасибо за внимание! Готов к перекрестному допросу.

«За». Выступает один представитель

Мне предстоит подвести итог нашим выступлениям и еще раз доказать правильность выдвинутого нами критерия «Лопахин - тонкая, нежная душа». Продолжая отстаивать нашу позицию, я хочу привести в доказательство следующее. Тут представляли факты непорядочности Лопахина. Я в целом отрицаю это. Разве непорядочный человек будет испытывать волнение, некоторый конфуз перед Раневской оттого, что приобрел вишневый сад именно он? Он даже ее жалеет, проявляет сочувствие к ней: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая.» и со слезами на глазах говорит: « О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!». Вспомним эпизод прощания Лопахина с бывшими хозяевами вишневого сада. Он пришел сам лично проводить их, принес даже бутылку шампанского, постоянно напоминает им о том, что они могут опоздать на поезд. Непорядочный человек так не поступил бы! Лопахин остается «тонкой душой» на протяжении всей пьесы. Даже сами герои отзываются о нем только положительно: Любовь Андреевна:» Что ж, Варя, я буду очень рада. Он хороший человек.» Симеонов - Пищик: «Человек, надо правду говорить… достойнейший». Отличаясь во многом от Гаева, Лопахин проявляет активную, практическую деятельность, его индивидуальные свойства проявляются в известной доброте, мягкости, в стремлении к красоте. Порой он даже недоволен самим собой. Вспоминая своего отца, он говорит:» В сущности, И я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей свойственно». Разве типична для купечества такая индивидуальная особенность Лопахина? А.П. Чехов в письмах к О.Л. Книппер от 28 и 30 октября писал: «Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова, надо сие понимать…Лопахина надо играть не крикуну, не надо, чтобы это непременно был купец. Это мягкий человек,» Критик А.В. Амфитеатров в своей статье «Вишневый сад» А.П. Чехова» заявляет:» не надо считать его грубым хищником, рвачом и работником на собственную свою утробу. И он по-своему мечтатель…». А критик Г. Петров в статье «В защиту Лопахина» утверждал, что Чехов в Лопахине изобразил будущее России:» Трофимов смеется над Лопахиным, что тот размахивает руками. Называет Лопахина хищным зверем. Но Лопахин не только руками машет. У него есть и размах. У Лопахина - нежная душа, острый ум, широкий размах, тонкие пальцы артистов-художников.»

«Против» выступает один представитель


Сам процесс приобретения Лопахиным этого сада считается непорядочностью с его стороны, хотя здесь утверждали обратное. С момента появления Лопахина в имении бездумно веселящейся Раневской после торгов повеяло чем-то неприятным. На вопрос Раневской «Кто купил?» Лопахин отвечает смеясь: «Я купил! Пойдите господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу…», хохочет: «Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется!.» Здесь явно смешались и взаимно противоречат и гордость «битого, малограмотного Ермолая, который зимой босиком бегал», потомка крепостных рабов, и торжество предпринимателя после удачной сделки, в которой он обошел конкурента, и рык хищного зверя. Даже последняя фраза Лопахина в этой сцене» За все могу заплатить!» так многозначительна. А то, что он делает в день прощания Раневских со своим имением, вообще не подлежит обсуждению! Здесь явно прослеживается натура хищника. Прийти в дом, где его и видеть не хотят, мешаться под ногами (в буквальном смысле этого слова!), закрывать двери каждой комнаты на ключ, когда еще бывшие хозяева не уехали, постоянно напоминать о времени отбытия поезда - это уже не проявления сочувствия и жалости, а скорее всего проявление хозяйского отношения к только что приобретенному вишневому саду, проявление повадок зверя, нашедшего какую-то живность и боящегося потерять его! Лопахин чувствует себя новым хозяином и на этих правах он дает советы Пете Трофимову, Гаеву, даже готов одолжить им денег на первых порах. (Лучше бы он одолжил деньги на выкуп сада!). Лопахин, не дождавшись отъезда Раневской, которой многим обязан (по его словам) явно бестактно начал рубить вишневый сад, хотя его попросили не делать этого. Эти настойчивые удары топора заставляют думать о том, что гибнет красота, купленная хищником-капиталистом. Лопахин - эксплуататор более практический, грубый. энергичный. Проявляя эту грубую силу, он и кричит: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада!». Итак, Ермолай Лопахин - это хищный зверь, думающий только о своей личной выгоде, ставящий на первый план личное обогащение, для которого не существуют вопросы морали, чести. Новая счастливая жизнь кажется ему возможной на «дачных десятинах», на основе какой-то предпринимательской деятельности. Лопахины пустили свои корни глубоко. Даже спустя столько лет их можно встретить и среди наших современников. Принципом их жизни становятся слова Лопахина:» За все могу заплатить!».


V. Общий вывод.

Учитель. Комедия «Вишневый сад» - вечная загадка, такая же загадка как и ее автор, сумевший своей пьесой поставить себя в один ряд с теми, кого мы называем классиками великой русской литературы. Эта пьеса рассчитана и на нового зрителя, способного уловить ее лирический, символический контекст. В литературоведении образ Лопахина является спорным. К единому мнению литературные критики так и не пришли. А если рассмотреть шире, то главным героем пьесы является новая Россия. Время идет! Но кому суждено быть творцом новой жизни, кто насадит новый вишневый сад? Ответ на этот вопрос остается открытым

12. Рефлексия. Сочинение синквейна. Работа в парах

Писатель
великий, умный
увлекает, восхищает, волнует
судьбами сада, героев, России.
Чехов...

Итоги урока. Пьеса "Вишневый сад" - это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье . Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса - это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: «Какое будущее ждет Россию?»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Журтукова Жанна Галихановна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173545


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства