kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока на тему "К.Бальмонт "Фейные сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта в форме игры-путешествия по замку Феи. Из книги "Фейные сказки " на уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями "Фея", "У чудищ", "Как я пишу стихи", "Светлый мир". на уроке формирую нвыки выразительного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока на тему "К.Бальмонт "Фейные сказки" »

Тема: "Фейные сказки" Константина Бальмонта

Цели урока:

  1. дать представление о творчестве поэта

  2. Развивать мыслительную деятельность, абстрактное мышление                           ( воображение), культуру речи, навыки выразительного чтения;

  3. Эстетическое воспитание через образы, звуки, цвет.





Оборудование: портрет поэта, выставка книг, иллюстрация замка феи, иллюстрация феи, вырезанные букашки и насекомые, цветы, цветные карандаши, смайлики

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: Урок-путешествие

Ход урока:

Орг момент: Приветствие.

Активизация познавательной деятельности учащихся. Ребята, хотели бы вы побывать у Феи в гостях?. Фея живет в прекрасном замке. А знаете, кто знал о ней все?

Это поэт  Серебряного века  Бальмонт  Константин Дмитриевич

Целеполагание:

Сегодня  мы с вами совершим путешествие в замок Феи, в котором много комнат, где нас ждут сказочные герои и много интересных сведений о хозяйке замка. Познакомимся с циклом стихотворений К.Бальмонта «Фейные сказки», постараемся увидеть то, что находится за строкой стихотворения       ( образы, звуки, цвет) и через эти открытия выйдем на тему и идею произведения. Но узнать все о ней можем лишь в том случае, если будем прилежно трудиться и выполнять все задания

Вступительное слово.

        Константин Дмитриевич  Бальмонт  родился  в  центре России, в  деревне Гумнищи  Владимирской губернии  в  семье  небогатого  помещика.    Он очень любил свою малую родину.      А.Блок назвал Бальмонта  «поэтом с утренней  душой»,  которому  «никто… не  равен в  его певучей  силе».

Бальмонт был неутомимым тружеником, больше всего в жизни он ценил учебные занятия, причём всегда занимался самообразованием. Ежегодно прочитывал целые библиотеки, читал запоем с детства. В 5 лет он самостоятельно научился читать, и отец, очень радостный и растроганный, подарил ему первую книгу, что-то о дикарях-океанийцах. С тех пор Бальмонт читает Пушкина и Жуковского, Лермонтова и Некрасова, Андерсена и, конечно, Жюль Верна и Майн Рида. Бальмонт оставил огромное литературное наследство.

В своей жизни он много путешествовал, объездил весь мир, совершил кругосветное путешествие: Канарские острова, Африка, Зеландия, Гвинея, Цейлон, Индия и много других мест. Но больше всего он любил Россию: "Нет для меня ничего прекраснее и священнее её. Верю в неё - и жду." Даже похоронить завещал в Москве в Новодевичьем монастыре и строки А.С.Пушкина приписал:

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать.
Но ближе к милому пределу
Мне всё ж хотелось почивать.

Умер Бальмонт в декабре 1942 года, в Париже, во Франции, оккупированной фашистами. В Россию и мёртвым ему не удалось вернуться: шла война. На его надгробной плите по-французски написано: Константин Бальмонт - русский поэт. Поэзия Константина Бальмонта через много-много лет вернулась к нам, и сегодня мы познакомимся с книгой его стихов "Фейные сказки".

Книгу стихов «Фейные сказки» Бальмонт посвятил своей тогда четырехлетней дочери Нине, (Нинике), которую любил со всей своей отцовской нежностью. И первое стихотворение посвящение ей.

Посвящение



Солнечной Нинике, с светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками

После блеснешь мне зелеными глазками,-

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам, гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться, - а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее.



-Почему поэт назвал свою книгу «Фейные сказки». ?

- Какими чувствами проникнуто посвящение? (любовь, нежность)

- Как Бальмонт называет свою дочку? (ласково - Ниника)

- А какие ещё слова помогли вам определить, что поэт очень любит девочку? (глазки, букетик, росинки, слёзки)

- С чем сравнивает слёзы? (росинки)

- Какой это приём? (сравнение)

- Давайте подумаем, какая она, Фея?

Запись в тетради

Фея в легендах Западной Европы – свехъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями. Легкие и изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от плясок и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготавливают плащи, ковры, шапки-невидимки. Фея способна мгновенно являться и исчезать. У нее есть друзья: стрекозы, жуки, светлячки, ромашки, лилии.



Ученики прикрепляют Иллюстрацию Феи, « садят на трон в Замке», вокруг замка прикрепляют представителей флоры и фауны

  1. Открываем первую комнату.

Чтение стихотворения "Фея" (читает ученик).

Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит Лилея
Много снов и аромата, - 
Всё ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что всё в ней нежно,
Ей сама луна поможет,
Ткань паук сплетёт прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.

-Опишите главную героиню. Какой мы видим Фею?

- В чем состоит ее богатство?

- Найдите, какие слова в этом тексте рифмуются.

Как вы думаете, зачем нужна рифма в поэтическом тексте?

Молодцы. Давайте оформим эту комнату. (Клеим на ватман в первой комнате Феи паука, паутину, лилию, луну)

- Как вы думаете, почему поэт выбрал именно Фею в свои помощницы? (нежная, добрая)

- А какими мы видим фей в других произведениях? (всегда добрые, готовы прийти на помощь)

2. Открываем вторую комнату

«Как я пишу стихи»

Давно идет спор, как рождаются стихи: благодаря вдохновению или делаются, как, например, сапоги, глиняная посуда. Нужно иметь талант, способности или достаточно просто научиться, как любому ремеслу?

Своей дочери, Нинике, он рассказывал, как пишет стихи.

Рождается внезапная строка, 
За ней встаёт немедленно другая, 
Мелькает третья ей издалека, 
Четвёртая смеётся, набегая.

И пятая, и после, и потом, 
Откуда, сколько, я и сам не знаю, 
Но я не размышляю над стихом 
И, право, никогда - не сочиняю.

- Как же создаются его стихотворения? (очень легко, сами по себе строчки встают одна за другой)

- Это на самом деле так? (вряд ли, труд поэта нелёгок)

С каким явлением природы лирический герой сравнивает процесс написания стихотворения и почему?

(Рисуем волны цветными карандашами)

3 Открывает третью комнату

Анализ стихотворения «У чудищ»

В цикл «Фейные сказки « входит стихотворение «У чудищ» . Это стихотворение мы пока не читали.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении? ( о каких-то чудищах, о сказке)

А какие сказочные чудища вы знаете? ( баба- Яга, кощей, змей Горыныч….)

Для чего нужны чудища в сказках? (они создают препятствия главным героям сказок)

.А теперь и мы отправимся в гости к чудищам.

Я прочитаю вам это стихотворение. Ваша задача, обратить внимание на настроение стихотворения, составить партитуру чтения. ( простым карандашом отмечать паузы, логические ударения)

Совпадает ли настроение стихотворения с предполагаемым? ( в стихотворении звучат какие-то веселые интонации, чувствуется какая-то таинственность)

Мастерство поэта проявляется в том, что не только слова, но и звуки несут определенный смысл. Обратите внимание на первое четверостишие, прочитайте его .

. Какой звук слышится в нем (ш). так говорят, когда хотят сообщить тайну, шепчут.

Есть ли в стихотворении волшебство? ( да, шапка-невидимка. Герой идет в гости к бабе- Яге, Кощею…)

Кто герой стихотворения: мальчик, юноша, мужчина?( кручу свой ус)

Знаком ли герой с этим миром? ( там всё как прежде)

Что «стянул» герой у Яги? ( две нитки бус)

Что это?( тайны) Почему две? ( два мира)

Что за жемчуга ищет герой? ( когда-то давно слово называлось «прел», что означало и жемчуг. Герой ищет красивые слова)

А для чего герой приблизился к змею? ( узнать тайны)

Так что же это за тайны, которые знают темные силы? ( это тайны вдохновения, поэтического мастерства)

Вывод: это стихотворение о тайнах поэзии, творчества. Вот так в незатейливом детском стихотворении поэт очень просто говорит о тайнах поэзии, творчества. И опять как бы подчеркивает. Вдохновение, поэзия связаны с волшебством.

В комнате Феи приклеивают избушку на курьих ножках, Бабу- Ягу, шапку-невидимку, бусы, кощея, Змея

4 четвертая комната

Творческая работа.

Вот , наконец, мы попали последнюю комнату прекрасного замка.

Что здесь находится? (убираю белый лист бумаги А4, ученики видят лунный камень, алмаз, опал, флейты , лютни, хрустальный башмачок) - О чем следующее стихотворение Бальмонта?

- сочинить четверостишие по заданным словам на конце каждой строки

……………………………..вниз,

…………………………….зажглись,

…………………………….туда,

…………………………….льда.

Чтение стихов собственного сочинения. Сравнить со

Стихотворением «Светлый мир». К. Бальмонта.

Чтение стихотворения.

Анализ: Где находится светлый мир и как туда попасть?

Почему туда нужно «бережно идти»?

   

Итоги урока. Рефлексия.       

- Ребята, мы совершили путешествие в замок Феи, увидели , что есть в замке.

- Что объединяет стихотворение Бальмонта из цикла «Фейные сказки» ?   

У каждого из вас есть смайлики. Выберите комнату замка, понравившуюся больше других, и прикрепите смайлики. Итак, перед нами уникальная картина – картина настроения 5класса в Замке Феи.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание:  подготовиться к конкурсному чтению любого стихотворения из этого цикла наизусть.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
план-конспект урока на тему "К.Бальмонт "Фейные сказки"

Автор: Журтукова Жанна Галихановна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174153


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства