Просмотр содержимого документа
«Открытый урок А.П Плотонов "Рассказы"»
Дата10 .04.19 Предмет Русский язык Класс 9 «В»
Тема занятия:
Типы текста
Цель и задачи:
Образовательная: совершенствовать знания о типах текста, их композиционных особенностях, отрабатывать умение распознавания типов текстов по их характерным признакам.
Развивающая: развивать умение находить предложения подчиненные одной теме, подбирать заголовок, составлять самостоятельно тексты на заданную тему; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитывающая: воспитывать интерес к изучаемому материалу. Стимулировать познавательную активность учащихся. Создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения. Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Ожидаемые результаты:
Развитие аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста).
Добрый день, мой дорогой 9 класс. Я очень рада снова Вас видеть. Надеюсь, все уже готовы к нашему очередному уроку русского языка. Теперь, чтобы полностью сосредоточиться, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Вот и замечательно. Но перед тем как начинать нашу беседу, я предлагаю вам угадать, о чём мы с вами будем сегодня говорить. Сейчас я буду называть вам определение какого-либо языкового термина. Ваша задача – этот термин записать и взять из него ту букву, которую я попрошу. В результате из выбранных вами букв мы сможем составить слово и угадать тему нашего урока. Если ни у кого нет вопросов, то давайте начинать.
Раздать листочки для самооценивания – «Звезда успеха». В середине написать свое имя. Урок состоит из 5 этапов. За каждый этап - если вы считаете, что вы справились, то ставим «+». При успешном выполнении заданий пяти этапов – 5+ = оценке «5» и так далее.
Игра «Угадай слово» (индивидуально, письменно)
Часть слова, располагающаяся перед корнем. Взять 5-ую букву. (приставка)
Часть речи, которая указывает на предмет, его признак или количество, но не называет его. Взять 2-ую букву. (местоимение)
Изменяемая часть слова, не включаемая в основу. Взять 2-ую букву. (окончание)
Служебная часть речи, которая соединяет однородные члены или части сложного предложения. Взять 1-ую букву. (союз)
Слово, которое используется в какой-либо области науки, техники, искусства. Взять 1-ую букву. (термин).
(ключевое слово – «текст»)
Флеш- тренинг «Кувшин с трещинкой»
- Основная мысль видеоролика.
Сообщение учителя
Кто уже знает, о чем мы будем говорить? Правильно. Итак, тема нашего урока – «Текст и его признаки» (слайд 1). Запись темы урока в тетрадь
Попробуйте определить для себя цель данного урока. (Дети формулируют цели, слайд 2).
Я напомню вам, какие признаки являются обязательными для хорошего текста, какие виды связи в тексте бывают. Мы попытаемся научиться определять способ и средства связи предложений. Всё это, во-первых, пригодится вам при сдаче экзамена в форме ГИА, потому что задания, которые проверяют знание этого материала, там были, есть и, скорее всего, будут. Во-вторых, я просто хочу, чтобы каждый из вас был грамотным человеком с правильной и красивой речью. А сейчас – за работу.
Деление на группы.
1 группа
2 группа
Имена прилагательные
Глаголы
Уникальный
Жить
Единственный
Дружить
Необыкновенный
Любить
Исключительный
Процветать
Редкий
Развиваться
Редкостный
Интересоваться
Счастливый
Познавать
Проверка домашнего задания.
На ИД показано. Учащиеся меняются тетрадями.
ФО «Взаимооценивание»
Сравнить, проверить, оценить друг друга
Работа с текстом.
Сейчас я называю вам литературное произведение или какой-либо речевой жанр, а вы должны ответить мне, текст ли это:
«Евгений Онегин» Пушкина, «Мёртвые души» Гоголя, «Ася» Тургенева, пьеса «Ревизор» Гоголя, «Люблю грозу в начале мая…» Тютчева, отзыв о стихотворении Фета, сказка про репку, статья в газете, правило в учебнике русского языка, теорема Пифагора, инструкция по эксплуатации ноутбука, поздравление с праздником, письмо бабушке, телеграмма, объяснительная записка. (всё названное является текстом)
Молодцы! Итак, кто может сделать вывод, что же такое текст? (несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически)
- Можно ли назвать эти предложения текстом?
- По каким признакам вы это определили? (ученики называют признаки текста, знакомые им из курса школы).
Актуализация знаний о тексте.
- Что же вы уже знаете о тексте?
(Текст состоит из предложений. Каждое предложение начинается с большой буквы. Предложения должны быть взаимосвязаны между собой. Текст можно озаглавить.)
- Так что же такое текст?
(Это, когда о чём – то или о ком – то много рассказывается.
Это рассказ о ком – то. Все предложения должны дополнять друг друга.)
- Да вы правильно говорите, но как же сказать точнее?
- Текст это одно, или несколько предложений? (несколько)
- Предложения должны быть связаны между собой по смыслу? (да)
- Какой же вывод, что такое текст?
Вывод: Текст - это группа предложений, связанных между собой по смыслу.
Усвоение новых знаний. Работа с таблицей “Признаки текста” (составляем совместно)
Заголовок
Начало
Основная часть
Концовка
Ключевые (опорные) слова, абзац, тема
Основная мысль
Последовательность предложений.
Сообщение учителя.
Вот мы с вами и вспомнили, что текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически и объединённые одной темой и основной мыслью. Текст бывает устный и письменный. Может относиться к разным стилям речи. А давайте посмотрим, какие же признаки являются обязательными для хорошего текста. Для этого проведем исследовательскую работу. Давайте прочитаем данную запись:
Наблюдение над языковым материалом (коллективно, устно) – слайд 5
Тайга была такой чистой, словно осень прошла по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
Вопросы для наблюдения:
Текст ли это? (нет)
Что нарушено? (смысловая связь, логика).
Связаны ли между собой предложения? (нет; единственное, что их объединяет, - это понятие «сентябрь»))
Последовательно ли развиваются мысли в тексте? (нет)
Завершен ли текст? (нет)
Сообщение учителя.
Таким образом, вы заметили, что предложения в настоящем тексте должны развивать одну и ту же тему, идти последовательно, без путаницы и нелогичности, быть связаны друг с другом. Кроме того, правильный текст обязательно должен быть завершён, то есть тема в нём должна быть раскрыта полностью. Вот мы с вами и получаем несколько основных признаков текста, а именно: тематическое единство, последовательность, связность и завершённость. Попробуйте теперь переставить предложения так, чтобы получился текст.
Наблюдение над языковым материалом (коллективно, устно) – проверяем себя по слайду (слайд 6).
Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
Тайга была такой чистой, словно осень прошла по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги.
Вопросы для наблюдения:
Соответствует ли отрывок понятию текста? (да. Здесь присутствуют такие признаки текста, как тематическое единство, последовательность, связность, завершённость)
Сообщение учителя.
Ещё одни признак текста – развернутость. Это значит, что в тексте должно быть достаточное количество подтем и микротем, то есть вы должны стараться описать предмет речи с разных сторон, чтобы наиболее полно раскрыть выбранную тему. Теперь давайте систематизируем, какие же признаки являются для текста обязательными.
Теоретический материал
Прием «Верные и неверные высказывания»
Учитель
Ученик
Текст состоит из предложений
К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки
+ - + - + + + +
ФО взаимооценивание групп
Дан раздаточный материал.
Тип речи - это способ, выбранный автором конкретного текста для того, чтобы поставить и решить задачи, ради которых его творение было создано. Умение правильно определять тип речи необходимо ученикам школ и студентам филологических факультетов. Важно хорошо ориентироваться в видах текста, чтобы понимать цели и задачи автора. В русском языке традиционно выделяют три типа речи. Необходимо запомнить основные признаки каждой разновидности – тогда в дальнейшем можно точно определить тип речи текста, воспользовавшись алгоритмом.
Типы текста в русском языке Наиболее широко распространено в русском языке повествование. Обратите внимание на его признаки.
В текстах данного типа рассказ ведётся в определённой временной последовательности. Проследите развитие описываемых событий.
Каждый текст-повествование имеет следующую структуру:
Подумайте, характерна ли эта структура для анализируемого вами текста. Учитывайте особенности авторского изложения, поэтики. Например, завязка может быть невыраженной, а открытый финал романа – тоже развязка.
Повествование может вестись от третьего и от первого лица:
чаще всего авторы оформляют текст от третьего лица – это так называемое «авторское повествование»;
когда рассказ ведётся от первого лица, рассказчик называется автором, либо обозначается с помощью местоимения «я».
4. Повествовательные тексты также иногда содержат элементы рассуждения и описания. Определяя тип речи текста, обращайте внимание на базовые признаки, их соотношение, отделяйте основное от второстепенного.
Следующий тип текста – описание. Для данного типа речи характерно последовательное описание человека, события, предмета или явления. Тексты-описания имеют ряд признаков.
Авторы часто используют конструкции, осложнённые однородными членами. В процессе перечисления свойств предмета они становятся лучшим средством оформления текста. Если перед вами текст, содержащий несколько предложений с однородными определениями, дополнениями, обстоятельствами, – скорее всего, это описание.
В описаниях художественного стиля обычно используют эпитеты, сравнения, метафоры.
Описания в научной речи более сдержанные и ёмкие.
Описание чаще всего содержит небольшие текстовые фрагменты повествовательного типа, иногда включает в себя элементы рассуждения. Например, даются краткие комментарии при описании предмета или события.
Анализируя текст, выделите основные приёмы, имеющие наибольшую смысловую нагрузку. Текст-описание ориентирован на создание объективного представления о предмете.
Третьим типом речи текста является рассуждение. В нём проводится исследование конкретных предметов, их взаимосвязи. Запомните основные свойства рассуждения.
Каждый текст-рассуждение строится по определённой схеме:
сначала автор формулирует тезис или гипотезу, иногда это предваряется кратким вступлением;
затем в основной части приводятся аргументы и доказательства;
заключительная часть содержит выводы.
Текст-рассуждение имеет чёткую логическую структуру.
Обычно в рассуждениях не принято использовать художественные средства. Иногда они встречаются в публицистике, эссе, но не являются определяющими для общей стилистики. В рассуждении автор ориентируется на объективное доказательство своей точки зрения.
В рассуждении большую роль играет заключение – в нём подводится логический итог всему сказанному. Автор делает обобщение, желая воздействовать на читателя, убедить его в правильности своего мнения. Постарайтесь определить, насколько важно это для анализируемого вами текста: если авторское мнение, оценка приводятся только как дополнение описания или повествования – это не рассуждение.
Как определить тип текста? Алгоритм
Сначала внимательно прочитайте текст. Ознакомьтесь с ним тщательно, вдумчиво.
Старайтесь в процессе чтения не держать постоянно в памяти признаки, характерные для разных типов текста. Сосредоточьтесь на осмыслении материала. Сейчас ваша задача – выяснить цель автора. Не ищите сразу в тексте художественные средства, не анализируйте структуру.
Прочитав текст полностью, запишите его основные мысли. Сформулируйте несколько главных тем, тезисов, в которых заключён смысл, содержание материала.
Перечитайте последний абзац, либо 5-6 предложений текста.
Подумайте: какова цель автора? Зачем он создал данный текст?
Задайте вопросы к тексту. Есть три разновидности базовых вопросов, каждая из них соответствует определённому типу текста:
текст-повествование: что? когда? где?; в нём описываются факты, которые существуют последовательно, присутствуют временные координаты;
текст-описание: какой? каков?; осуществляется описание фактов, существующих одновременно;
текст-рассуждение: как? почему? зачем?; даётся развёрнутый анализ причинно-следственных отношений, связывающих описываемые факты.
Учащиеся прорабатывают тему, готовят устный ответ по теме:
1 группа - составление и защита постера;
2 группа – составление и проведение диалога в группе.
ФО «Три хлопка», «Большой палец»
ФО учителя «Словесная оценка» (показ таблицы «Как определить тип текста»)
Повествование
Описание
Рассуждение
Цель текста:
рассказать о событиях, действиях, поступках; повествовать
описать, какие предметы, люди, животные
рассуждать, говорить о причинах явлений и событий, об их связи.
Вопрос
Что произошло?
Какой?
Почему?
Композиция (построение) текста
Завязка (начало события) кульминация развязка
Общее представление о предмете Его характерные признаки Авторская оценка (общая оценка) описания
Тезис (что нужно доказать) Аргументы (доказательства) 1… 2… 3… Вывод ( то, что доказано)
Составление схемы (коллективно, письменно)
Запись в тетради:
Признаки текста:
Текст
Тематическое единство;
Последовательность;
Связность;
Развёрнутость;
Завершённость
Закрепление материала.
На ИД даны тексты. Определить тип текста. Обосновать ответ.
Работа в парах:
Задание: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.
(варианты на карточках)
Слушаем ответы учащихся:
( - в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью; - во втором варианте нарушена композиция и связь предложений; - в третьем варианте текст.
Прием «Редактор»
- Самостоятельная работа: ученикам даны карточки с текстом без знаков препинания и заглавных букв.
Учитель: Представьте себе, что вы редакторы. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно. (Два ученика работают у доски, остальные в тетради).
В 1895 году Менделеев ослеп _но продолжал руководить Палатой мер и весов _ деловые бумаги ему зачитывали вслух распоряжения он диктовал секретарю_ а дома вслепую продолжал клеить чемоданы _ профессор И. В.Костенич за две операции удалил катаракту_ и вскоре зрение вернулось…
Вывод:предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.
ФО «Шесть шляп Боне»
- Чем объединены оба текста.
Творческая работа.
1 группа – составляет текст- описание «Какой я?»
2 группа – составляет текст – рассуждение «В чем моя уникальность?»
ФО «Словесная оценка»
Итог урока.
-Что нового вы открыли для себя на уроке?
-Что, по – новому, смогли сегодня осмыслить из пройденного материала?
-Что же такое текст?
-Как вы определяете текст монолог или диалог?
(Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу. Текст монолог – это передача речи одного человека. Текст диалог – это передача речи двух человек.)
- Вы сегодня хорошо потрудились на уроке, многое узнали, обогатили друг друга своими знаниями, помогали друг другу, молодцы!
Рефлексия.
«Письмо учителю»
«Картинка Блоба»
«Звезда успеха»
XII. Домашнее задание.
- Домашнее задание будет у вас в форме творческой работы, вам нужно
составить рассказ на темы: «Какой я?», «В чем моя уникальность?»