Анализ рассказа «Тонкий и толстый» Словарная работа: (посмотрите на слайд) Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин. Станислáва имею — орден Станислава До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра) Две звезды имею — имею два ордена Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты Стратегия «Перепутанные логические цепочки» Цель: восстановить последовательность событий, определить роль композиции На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. А это сын мой ,Нафанаил, ученик третьего класса А это моя жена, урожденная Ванцебах……лютеранка Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею Нет, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку Дескриптор: -знает содержание рассказа -определяет композицию рассказа Ф.О «Словесная похвала» Стратегия «Метод ассоциаций» (парная работа) Составьте кластер с ключевым понятием “Пороки человека”. Подберите слова-ассоциации в прямом и переносном значении. Какие социальные и человеческие пороки высмеивает Чехов? Стратегия «Батарея вопросов» (групповая работа) 1.Как начинается рассказ? (встреча одноклассников) 2.Кто первый бросается к другу? (Толстый) 3.Как Тонкий называет Толстого? ( «Миша! Друг детства!») 4.С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга) 5.Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары) 6.А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды) 7.Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит? 8.Какова основная мысль рассказа произведения? (Разоблачение подхалимства и угодничества) Дескриптор: -умеет правильно отвечать на вопросы -определяет основную мысль текста Ф.О «Отзыв учителя» |