Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Русские поэты о зиме. И.З,Суриков" Детство" »
Школа - лицей №16имени Ж. Каражигитова
Открытый урок по теме "Русские поэты о зиме. И. З Суриков "Детство" в 5казахском классе
Учитель: Жубанова Р. О
Дата проведения: 13.02.2015г.
Город Атырау.
Цели урока:
Познакомить учащихся с художественным своеобразием произведения , с содержанием и образной системой стихотворения "Детство";
развивать навыки чтения, устную речь;
прививать чувство уважения и любви к традициям русского народа и развивать способность видеть и чувствовать красоту родной природы.
Тип урока: комбинированный с элементами соревнования
Методы и приемы: стратегия "Т-схема", пятистишие, кроссворд, разноуровневые задания, выборочное чтение.
Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации, модель обложки, иллюстрации, презентация.
Ход урока:
Организационный момент
Психологический настрой.
Активизация внимания
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок. (Слайд1)
Оптимистический настрой на урок
-Вдохните выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы - мне, а я - вам и скажем такие слова:
Мы спокойны и добры;
Приветливы и ласковы. (Слайд2)
Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чисто и прекрасен! Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, наши учителя. Давайте поприветствуем их. Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас на всем уроке.
Сегодня на уроке 3группы. 1группа Арсен - руководитель, Адема ведет лист оценивания, подсчитывает фишки. 2группа Ерайдын - руководитель, Анель ведет лист оценивания, подсчитывает фишки. 3группа Ерик - руководитель, Диана ведет лист оценивания, подсчитывает фишки.
а) Соедините фамилии уже известных вам поэтов с их именами и отчествами (Слайд3)
Никитин Федор Иванович
Тютчев Иван Саввич
Асеев Афанасий Афанасьевич
Фет Николай Николаевич
б) Чтение наизусть стихотворений поэтов
"Встреча зимы"
"Чародейкою "зимою" (Слайд4)
"Лыжи"
в) У вас было задание нарисовать зимние забавы детей. Вы очень хорошо справились с этим заданием. Посмотрите на ваши рисунки "Зимние забавы" (они заранее прикреплены на обратной стороне доски).
Какие они красочные и веселые!
III. Актуализация, мотивация.
1. Для того, чтобы перейти к новой теме, должны разгадать кроссворд. (Слайд5)
Назовите фамилию автора стихотворения "Лыжи"
Как зовут сестрицу Иванушки?
Это слово вы разгадаете сразу, если светите на вопрос - у стихотворения бывает, а у прозы - нет.
Как зовут поэта Бунина, автора стиха "Лес, точно терем расписной"
Кто лежал на крылечке, когда мальчик сажал дерево?
Синоним слова "волшебница"
Самая счастливая, золотая пора каждого человека.
Молодцы, ребята, вы быстро разгадали кроссворд.
Теперь , скажите, тему урока. (Дети называют тему урока). (Слайд6)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением из раздела "Стихи русских поэтов" и познакомился с поэтом Иваном Захаровичем Суриковым.
Цели урока: (Слайд7)
познакомиться с произведением И. Сурикова "Детство".
научиться выразительно читать стихотворение и находить в нем красивые слова, развивать устную речь.
воспитывать в себе способность видеть и чувствовать красоту родной природы.
Запишите в тетради число и тему урока.
2. Диана нам расскажет интересные факты из его биографии, которые для нас подготовила дома.
Рассказ ученицы Камал Дианы о поэте. (Слайд8, 9)
3. Учитель: Не в силах вырваться из нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось хорошо. И свое детство он считал счастливым. (Слайд10)
4. Сейчас в исполнении артистки послушайте произведение Сурикова "Детство". (Видео слайд11)
5.В вашем учебнике дан отрывок, небольшая часть этого произведения. (Чтение отрывка учителем).
6.Произносим правильно: (Слайд12)
качусь я в санках, под гору в сугроб, перезябнешь, замерзнешь, нехотя бредешь, с плеч долой, заберешься на печь.
7. Словарная работа (Слайд13)
Детство - балалық шақ
В стихотворении изображено детство бедного деревенского мальчика.
подняться - көтерілу
Поднялась вьюга, небо стало темным.
IV. Закрепление нового материала.
1. Подготовка к выразительному чтению
Чтение стиха учениками
2. Обмен впечатлениями после прочтения: (Слайд14)
Как вы думаете, это стихотворение или сказка?
О чем оно?
Какая картина ярче всех представилась вам?
Кто из вас сам переживал события, о которых говорится в стихотворении
Как называется сказка, которую рассказывала бабушка?
7. Работа с поэтической лексикой. (разноуровневые карточки группам). (Слайд19)
Карточка для 1-группы:
Подберите к словам синонимы:
деревня - вьюга -
хохочут - тихонько -
горе - злой -
Карточка для 2-группы:
Найдите в стихотворении эпитеты:
Карточка для 3-группы:
Найдите слова, которые говорят о неодушевленных предметах как о живых существах:
8. Групповые задания: (Слайд20)
Стратегия "Т - схема".
Выпишите в один столбик слова, поднимающие настроение, а в другую - снижающие.
Новый год, праздник, холод, скользко на дорогах, подарки, травмы, простуда, игры в снежки, катание на санках, мерзнуть на остановке, чистить снег, зимние каникулы.
Составить пятистишие (синквейн) Ветер
Группа Составить пятистишие Детство
9. Выборочное чтение (Слайд21)
Задание: вам необходимо строками из стихотворения доказать, что такими чертами обладал поэт.
- Подвижный
- Выносливый
- Любознательный
V. Проверка результатов работы групп. (Слайд22)
1. Закрепление знании и способов действий.
Моделирование обложки книги Сурикова "Детство".
Не забудьте указать фамилию автора, жанр произведения, тему и заголовок. Разделитесь по 4 человека в каждой группе.
2. Стихи Сурикова очень мелодичны и просты. Многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен. Одна из них "Тонкая рябина". Пока вы работаете, я предлагаю вам послушать эту песню в исполнении Надежды Кадышевой. (Видео слайд23)
3. А теперь давайте проверим. К доске пойдет 1-группа и защитит свою работу. (2группа, 3группа).
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд24,25)
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему? Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? как вы оцениваете в целом общую работу класса на уроке? Покажите свои с помощью цветных фишек.
Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство- это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда.
VII. Домашнее задание:
1)Читать стихотворение выразительно.
2) выучить стихотворение наизусть; 3) напишите эссе на тему "Мое детство"