Просмотр содержимого документа
««Мой ровесник на страницах современной русской литературы» Программа факультативного курса по литературе (6-7 класс)»
«Мой ровесник на страницах современной русской литературы»
Программа факультативного курса по литературе (6-7 класс)
1. Пояснительная записка
На сегодняшний день задача образования - «...воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью». Программа факультативного курса «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» способствует осуществлению поставленных задач по формированию общей культуры личности и её творческого и социального развития. Программа рассчитана на 68 часов.
Очень часто учитель - словесник сталкивается с проблемой прочтения текста художественного произведения детьми, привлечения внимания учащихся к миру искусства слова того или иного автора. Анкеты, проводимые мной в начале учебного года в каждом классе, показывают, что между школьной программой по литературе и кругом чтения школьников наблюдаются существенные различия.
Так, например, учащиеся 6 класса (около 65%) читают литературу, затрагивающую в той или иной степени нравственные и этические проблемы. Это объясняется уровнем читательского развития подростков, который условно назван методистами «периодом нравственного самоуглубления». В связи с этим возникает проблема знакомства школьников с лучшими образцами литературы, приобщения их к подлинным произведениям словесного искусства. В 2013 году во всех регионах органы государственной власти, представители науки, библиотечного сообщества проводили опросы и формировали свои региональные списки из 100 книг, которые могли бы быть рекомендованы школьникам. Поскольку сквозной темой школьной программы по литературе для 6 класса является тема «Герой и время», то я постаралась выбрать такие произведения, которые бы соответствовали нравственным исканиям учащихся и давали возможность решать жизненно важные для этического и идеологического воспитания проблемы, повысить уровень духовно - нравственного развития школьников. Таким образом, объединение в рамках факультативной программы произведений современной русской литературы опирается на общие цели обучения, читательский круг школьников, их возрастные особенности и приоритеты современного образования.
2. Цели и задачи курса.
Задача курса литературы - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности. Главная цель обучения восьмиклассников - открыть законы литературы как особого вида искусства. Поэтому теория литературы и нравственно - исторический аспект выдвигаются здесь на первый план.
В связи с вышесказанным задачей учителя будет развитие следующих умений у учащихся: •находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения; •следить за развитием сюжета в эпическом произведении; •сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторскойпозиции; •видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; •обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; •видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов; •сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; •написать отзыв (рецензию) на инсценировку, на экранизацию произведения.
Основа литературного развития школьников - освоение эстетических законов искусства.
Поэтому развивающимизадачами будут: • формирование взгляда на литературу через призму личности и художественного мира писателя; • освоение законов эстетического постижения эпических произведений. Воспитывающая цель литературного образования - способствовать росту личности. Данная программа факультативного курса будет служить этому, если: • пробуждать в читателях-восьмиклассниках эмоциональный отклик на духовно - нравственные, социальные, этические проблемы, поднятые в произведении; • гуманистическое содержание современной русской литературы сделать достоянием подростков.
3. Содержание курса.
Программа факультативного курса составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Выделение проблемы «Герой и время» помогает проследить развитие темы «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» в духовно - нравственном, этическом и социальном аспектах.
4. Межпредметные связи.
Становится необходимым сопоставление литературы с другими видами искусства.
Так, например, при изучении произведений можно обратиться к их киноверсиям, сопоставить эпизоды фильма и текст с точки зрения выражения авторской позиции. Полезным будет привлечение на уроках иллюстраций художников для составления портретной характеристики героя, для отработки умения сопоставлять стиль текста и иллюстраций к нему.
Нельзя упускать из виду связь литературы с историей. Знания учащихся о Великой отечественной войне 1941-1945гг., о событиях революции 1917года, о происходящем во второй половине XX века в нашей стране помогут лучше понять литературное произведение. 5. Система творческих заданий.
Целью творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника. Отработке этого умения призваны такие работы: сочинения по идеологическим, духовно - нравственным проблемам; на материале литературного произведения и по жизненным впечатлениям; сравнение литературных произведений и героев в целом; рецензия на театральный спектакль, на экранизацию эпического произведения.
Для проверки литературно - творческих способностей учащихся можно практиковать сочинения в жанре предисловия к повести или отзыва на сборник рассказов. Также предусмотрена система работ по развитию устной речи. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои умения по культуре составления планов сочинений по предложенным темам, выбирают материал из текста в соответствии с поставленной на уроке задачей, дают рецензию на ответ одноклассника. Все ученики, посещающие курс, ведут «Читательский дневник».
6. Содержание программы
Вводное занятие (2ч.) Знакомство с программой курса «Мой ровесник на страницах современной русской литературы»
Теория литературы Понятие о современной литературе.
В. Каверин. «Два капитана».(4ч.) «Два капитана» — роман, положенный в основу двух прекрасных фильмов, бесчисленного множества инсценировок и даже самого знаменитого российского мюзикла. Книга, не подвластная времени и ходу истории. Приключения Сани Григорьева и его возлюбленной Кати Татариновой, смело идущих к намеченной цели и рискующих жизнью, чтобы найти следы исчезнувшей экспедиции бесстрашного отца Кати, капитана Ивана Татаринова, завораживали и продолжают завораживать все новые поколения юных и взрослых читателей.
Теория литературы Роман.
А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».(4ч.) Повесть А. Приставкина о детдомовцах-близнецах Кузьмёнышах, отправленных во время Великой Отечественной Войны из Подмосковья на Кавказ. Написана она была еще в 1981-м году, но смогла увидеть свет только в конце 80-х. Книга о войне, об изломанных войной детских судьбах вряд ли кого-то оставит равнодушным.
Повесть А.Приставкина - громкий призыв к справедливости и ответственности взрослых за судьбы детей. Ответственности в любое, даже самое тяжелое для страны время.
Теория литературы Герой и время в литературном произведении.
Татьяна Кудрявцева детский дом. Лёка… (2ч.)
Очень страшно, когда понимаешь, что маленький ребенок во время войны потерял своих родителей, пережил страдания и голод. И как же поразил поступок Леки, когда она, гуляя во дворе детского дома, отдала свой сухарик пленному немцу.
Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении.
В. Тендряков. «Весенние перевертыши».(4ч.) Повесть о подростке, о первой влюбленности, об активной позиции человека в жизни, о необходимости отстаивать свои идеалы.
Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении.
А. Алексин. «Третий в пятом ряду».(3ч.) О судьбах людских с их радостями и горестями, с их надеждами, борениями и, конечно, с любовью, без которой нет жизни. Это та редкая проза, которая заставляет плакать и смеяться, исподволь учит сочувствовать, сопереживать, любить...У каждого учителя были такие ученики, образ которых не сотрется из памяти. И почему-то это самые хулиганистые и отчаянные ребята. Один из таких учеников пожилой учительницы. Ваня Белов давно уже вырос, но рассказы о его проделках до сих пор развлекают Елизавету — единственную внучку бывшей учительницы.
Теория литературы Конфликт в эпическом произведении.
А.Геласимов. "Нежный возраст" (3ч.)Маленький рассказ в виде дневниковых записей подростка. Уже буквально с первых записей вырисовывается портрет мальчишки: непостоянный, эгоистичный, сумасбродный максималист, да еще и злой на весь мир. Но ему повезло. Он встречает человека, который открывает для него другой мир: мир прекрасного и мир вечного. Мир, где есть хорошие фильмы, прекрасная музыка, интересные книги и чудесные женщины. Мир, где можно говорить о смысле жизни простыми понятными словами. И мальчишка начинает меняться. Не сразу, не кардинально, но необратимо. И все это благодаря одной старой женщине.
Теория литературы Проблема взаимоотношений родителей и детей.
В. Железняков. «Чучело» (4ч.) Знаменитая повесть, по которой был снят одноименный фильм, в свое время вызвавший целую лавину откликов и споров. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством, вряд ли кого оставит равнодушным. Потому что далеко не каждому в подобной ситуации удается выстоять и победить.
Теория литературы Уроки доброты.
Ю. Нагибин. «Беглец» (3ч.) Оказывается, попасть в мир, населенный эльфами и гномами, совсем нетрудно. Достаточно поехать в пансионат, а затем удачно заблудиться в лесу. И вот тебя уже взяли в плен эльфы, и готовятся принести в жертву Ритуальному дереву. Как известно, «любопытство сгубило кошку», но программист Алексей – не кошка, и ему удается выходить сухим из воды, спасая принцессу гномов от преследования и разрушая все коварные планы претендента на королевский престол. Мир прекрасен, особенно если ты владеешь магией, навыками боя на мечах, умеешь стрелять из лука, и у тебя полным-полно золотых монет. И есть еще невзрачное медное колечко, притаившееся в кармане до поры…
Теория литературы Авторское отношение.
Екатерина Мурашова"Обратно он не придёт!" ("Полоса отчуждения")(4ч.)Безысходность. Вот первое слово, которое приходит на ум при прочтении. Полоса отчуждения совсем рядом, стоит лишь оглянуться. За ней живут дети, которые не нужны взрослым. Дети, которым некуда возвращаться.И героиня повести, тринадцатилетняя Ольга, оглядывается, видит и пытается помочь, на каждом шагу сталкиваясь с препятствиями, которые чинит окружающий мир. Мир взрослых, безразличных к тому, что происходит за полосой отчуждения.Безысходность.
Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении.
Екатерина Мурашова "Барабашка - это я" (4ч.)
Главный герой Сенька, подросток, обладающий уникальными способностями, которые пугают его. Он сбегает из дома и попадает в институт в Москве, где изучают аномальные явления, где его и других "барабашек" учат управлять своей энергией, чтобы не навредить ни себе, ни другим. В конце концов он возвращается домой, но абсолютно другим человеком, на которого сильно повлияли события, произошедшие с ним в Москве.
Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении.
Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский«Время всегда хорошее» . (4ч.).В 2010 году повесть получила премию «Алиса», а в 2011 г. заняла третье место во всероссийском конкурсе Книгуру
Так получилось, что пятиклассник Витя из 1980 года и шестиклассница Оля из 2018 года поменялись местами. Каждый в другом времени, но родители те же, только выглядят иначе и для них все нормально, только Оля и Витя понимают, что что-то не так...
Оля решает, что попала в интерактивную игру-квест и усиленно ищет подсказки для прохождения игры. А Витя понимает, что его взяли для научного эксперимента... но это до тех пор, пока они не узнают, какой сейчас год. Первое желание каждого - вернуться, но чем дольше они находятся в новом мире, тем меньше они хотят возвращаться.
Только вот у Вити есть серьезный повод для возвращения: перед тем, как он оказался в 2018 году, его друга, отличника Женю, должны были исключить из пионеров. Женя накануне принес пасхальный кулич в школу и угощал им ребят... Это было расценено как одурманивание советских школьников и вовлечение их в секту.
В общем-то, ему могли бы сделать всего-то выговор, если бы он сказал, что бабушка старая глупая женщина и он её осуждает... Но Женя на такое пойти не готов. Эта книга о том, как жили наши бабушки, родители, как живем мы и как будут жить наши дети. О том, что время всегда хорошее и всегда есть свои проблемы и трудности.
Главные герои, побывав месяц в "чужом" времени, смогли измениться сами и иначе посмотреть на всю свою дальнейшую жизнь.
Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении.
«Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский«Шекспиру и не снилось Новый год в 7 «А»(4ч.) Последний успех писательского дуэта - вторая премия на конкурсе «Книгуру». Жюри конкурса состоит не из признанных литераторов, а из детей. Любой подросток от 10 до 16 лет может зарегистрироваться на сайте, прочесть представленные на конкурс книги, высказать свое мнение. И таких членов жюри в этом году было почти полторы тысячи. Сборник рассказов «Шекспиру и не снилось», состояший из рассказов, посвященных ребятам, которые учатся в одном 7-м классе, подростки оценили.
Теория литературы Герой и время в литературном произведении.
Эдуард Кочергин «Ангелова кукла» (4ч). Книги Эдуарда Кочергина стали заметным событием в культурной жизни современной России. «Ангелова кукла» – сборник рассказов о жизни послевоенного ленинградского «дна» – переведена на многие европейские языки и не раз инсценировалась. Вторая книга, Эдуарда Кочергина «Крещенные крестами: записки на коленках» была отмечена премией «Национальный бестселлер» в 2010-м году.
Теория литературы Авторское отношение.
Михаил Самарский «Радуга для друга» (4ч.) Михаил Самарский - один из самых юных писателей России, лауреат Ломоносовского конкурса «Таланты и дарования – 2009», руководитель программы помощи слепым людям «Живые сердца».
Сашка – новый подопечный лабрадора Трисона. Да-да, подопечный, именно так пес называет людей, которым помогает. А помощь Сашке нужна: он потерял зрение в автокатастрофе, и теперь собака-поводырь стала его лучшим другом. Благодаря искренней любви этой умной и преданной собаки мальчик смог снова радоваться жизни. Однако приобретенный в специальной школе навык – не нападать на людей – сыграл с псом злую шутку… Его похитили! Но верный друг не будет сидеть сложа лапы, он будет бороться, потому что нужен Сашке! Трисон должен вернуться к нему!
Михаил Самарский«На качелях между холмами"(4ч.) Все мы «родом из детства». И рядом наши дети, внуки, правнуки. Это то, ради чего существует мир. А проза Самарского – о мире Миши Мирова для мира вообще. В двенадцать лет подросток осознаёт ценности жизни в семье, в обществе. И происходит такое осознание, горькое и радостное, в «самые тяжёлые годы детства». Автор не зря берёт эпиграф из Канта, ибо на протяжении всего повествования ему приходится доказывать миру взрослых свою правду. Важно то, что мальчик, сопереживающий погибшим под колёсами лихачей животным, сострадающий чужим бедам, не останавливается на полпути, не озлобляется.
Теория литературы Герой и время в литературном произведении.
Повесть Юлии Кузнецовой "Выдуманный Жучок" (4ч.) посвящена жизни детей, страдающих от тяжелых заболеваний. Действие происходит в больнице, где юные герои живут и взрослеют. Играют и придумывают сказки, как и их здоровые ровесники. Учатся сочувствовать, понимать, бороться и побеждать. Больничная жизнь делает их сильнее.
Теория литературы Уроки доброты
Басова Евгения Владимировна (литературный псевдоним - Илга Понорницкая) Сборник «Эй, Рыбка!» (4ч.). Жесткая и честная книга о жизни школьников обычного провинциального российского городка. В первую очередь книга симпатична образами двух главных героинь - девочки-подростка и младшеклассницы. Обе они оказываются в непростых жизненных ситуациях, обеим предстоит делать выбор и отстаивать свою позицию и видение жизни. Выжить им в этом жестоком мире непросто, тем не менее, сохраняют они доброту, чистоту и умение радоваться жизни.
Теория литературы Авторское отношение.
Юлия Лавряшина«Улитка в тарелке» (4ч.) Удивительная, серьезная и завораживающая история о детях, которым никогда не суждено стать взрослыми. Тайна их рождения и короткой жизни была навсегда скрыта за высокой Стеной, отделяющей их от остального мира, до тех пор, пока двое из них не выбрались за ее пределы...
Книга - лауреат Международной литературной премии В.П.Крапивина.
Теория литературы Авторское отношение.
Заключительная игра-викторина (2ч.) Игра-викторина по произведениям, изученным в течение года.
7. Учебно – тематический план
№
Тематический блок
Количество часов
Из них:
Всего
Теория
Анализ текста
Проект /
Интерпритация
1
Введение
2
2
2
В. Каверин «Два капитана»
4
1
2
1
3
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
4
1
2
1
4
Татьяна Кудрявцева «Детский дом. ЛЁКА…»
2
1
1
5
В. Тендряков «Весенние перевертыши»
4
1
2
1
6
А. Алексин «Третий в пятом ряду»
3
2
1
7
А.Геласимов "Нежный возраст"
3
1
1
1
8
Владимир Железняков «Чучело»
4
1
1
2
9
Ю. Нагибин «Беглец»
3
1
1
1
10
Екатерина Мурашова "Обратно он не придёт!" ("Полоса отчуждения")
4
1
3
11
Екатерина Мурашова "Барабашка - это я"
4
3
1
12
Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский «Время всегда хорошее»
4
1
2
1
13
«Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский «Шекспиру и не снилось Новый год в 7 «А»
4
1
1
2
14
Эдуард Кочергин «Ангелова кукла»
4
1
3
15
Михаил Самарский «Радуга для друга»
4
1
2
1
16
Михаил Самарский «На качелях между холмами"
4
3
1
17
Повесть Юлии Кузнецовой "Выдуманный Жучок"
4
1
2
1
18
Басова Евгения Владимировна (литературный псевдоним - Илга Понорницкая) Сборник «Эй, Рыбка!»
4
1
3
19
Юлия Лавряшина «Улитка в тарелке»
4
1
2
1
20
Заключительная игра-викторина
2
21
Итого
68
19
35
14
Литература.
Для учителя:
Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.
Белова М.Г. и др. Читаем рассказы//Методические рекомендации для учителей литературы 5-11 классов. – С- Петербург, 1995.
Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. – М., 1991.
Гринёва С. П. Актуальные проблемы методики преподавания литературы.-Белгород, 1998.
Ершов Л. Ф. История русской литературы XX века. – М., 1988.
Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно –воспитательного процесса//«Воспитание школьника», 1993, № 4.
Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. Журнал «Русский язык в школе», 1998 г., №1
Кутьёва Л. В. Педагогические этюды о литературном образовании. М., 2000.
Межпредметные связи и проблема организации сопереживания учащихся с произведением искусства. – Белгород, 1996.
Методика преподавания литературы//Под. Ред. О. Ю. Богдановой. – М., 2000
Педагогические технологии в школе и вузе. – Рязань, 1996
Смелкова 3. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999.
Современная русская литература// Под. Ред. А. Г. Бочарова и Г. А. Белой.- М., 1987
Троицкий В. Ю. Словесность в школе.- М., 2000.
Урок литературы и проблемы воспитания читателя. – Якутск, 2002.
Шолпо И. Е. Урок литературы – урок искусства.- М., 1995.
Для учащихся:
Большая литературная энциклопедия: для школьников и студентов / Красовский В. Е. и др. — М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах. Методическое пособие. «Дрофа», М., 2005 г.
Энциклопедия для детей. Т. 9: Русская литература. Ч. 2: XX век. — М.: Аванта+, 1999 (и другие издания).
Интернет – ресурсы
https://ru.wikipedia.org Википедия
http://festival.1september.ruФестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://www.proshkolu.ru Про Школу ру - бесплатный школьный портал
Приложение 1
«Мой читательский дневник»
Делаем читательский дневник
Для начала, понадобится тетрадь в клетку или листы формата А. Действуем по пунктам:
На первой странице пишем "Читательский дневник", фамилию, имя ребенка и в каком классе он учится. Титульную страницу ребенок может украсить по своему вкусу.
На второй странице перечисляется вся литература, прочтенная за лето.
Следующие страницы оформляются уже по прочтенным книгам. Для удобства их лучше пронумеровать.
На страницах читательского дневника записываются:
Автор и название произведения.
Основные герои. Им можно дать краткую характеристику.
Сюжет произведения.
Любимый эпизод.
Какие произведения данного автора еще прочитал школьник.
Отзыв о произведении и героях.
Замечательным дополнением могут стать рисунки к прочитанному произведению. В конце дневника можно записать словарь синонимов. Этот словарь значительно упростит школьнику пересказ практически любых текстов и написание сочинений.
Приложение 2.
АНКЕТА
Юный читатель!
Прими участие в опросе «Читательские предпочтения художественной литературы 7 класса». Ответы помогут нам составить твой личный читательский дневник.
5. Назови своих любимых авторов и (или) произведения, которые тронули тебя:____________________________________________________________________________
6. Как ты думаешь, для чего нужно читать художественную литературу?_____________________________________________________________________
7. Где ты берешь книги для чтения? (можно отметить несколько вариантов)