Метод творческого чтения; комментированное чтение Аналитическая беседа; Эвристический метод Метод творческого чтения; комментированное чтение Аналитическая беседа; Эвристический метод Метод творческого чтения; комментированное чтение Аналитическая беседа; Эвристический метод Рассмотрение картин; аналитическая беседа Слово учителя; эвристический метод Аналитическая беседа; Эвристический метод Рассмотрение иллюстраций Слово учителя; репродуктивный метод Аналитическая беседа; эвристический метод | Живая природа в произведении Пришвин также является мастером изображения живой природы. А кого из художников-анималистов знаете вы? На экране картины работ Р. Бейтмана, Р. Поортвита, К. Брендерса, Э. Г. Ландсира, Е. И. Чарушина) + аудиозапись «звуки природы» - Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»… На экране иллюстрация Воловича «Ель и сосна, растущие вместе» - Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? - Олицетворение - Какие животные встречаются детям? - Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса? - Деревья зарычали, завыли, застонали - И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им: - Трава белоус показывала направление обхода елани - Как же дети ведут себя в лесу? - « Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…» « Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца». «Неподвижные сидели на камне». - Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них. - Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой? - Почему Митраша становится пленником болота? - Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. - «…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…» - Что не договаривал лесник? - « Не знавши броду не лезьте в воду». - Как понимаете эти слова? - Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими? - Предупреждение Насти и трава белоус На экране изображение Травки работы И. Бруни; репродукции картин Ландсира. - Как художники изображают собаку? Почему на ваш взгляд картины Ландсира так названы? Действительно ли собака – друг человека и гуманный член общества? - Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. - «…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…» - Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к природе. - Как же ведёт себя Настя среди такого богатства? И кого она встречает в лесу? - Её охватывает жадность На экране иллюстрации Воловича – лось, змея, встретившиеся Насте. - Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин. - Что же заставило девочку осознать свой поступок? - Встреча со змеёй - Что же Насте представилось? - …будто это она там, на пне… - Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями… - больным детям отдала всю целебную ягоду |