kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модели и планы уроков литературы по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»

Нажмите, чтобы узнать подробности

При таком пути изучения сказки-были М. М. Пришвина нами были достигнуты следующие цели: ученики получили новые знания не только об интерпретации «Кладовой солнца», но и общекультурные знания, кроме этого - познакомились с биографией Пришвина, раскрыли особенности образов главных героев, замысел писателя, чему во многом способствовало использование межпредметных связей с живописью, т. к. замысел писателя в том и заключался, чтобы показать единство человека и природы, что очень ярко воплощено в живописи.

Учащиеся в процессе работы развивали навыки  сопоставления, чтения и анализа текста; совершенствовали диалогическую и монологическую речь, память, умение давать развёрнутый ответ на вопрос, а также развивали наглядно-образное мышление. Уроки способствовали духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модели и планы уроков литературы по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»»

Модели и планы уроков литературы по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»



Урок 1


Ход урока:


Формы организации учебной деятельности


Рассматриваемые вопросы


Лекция – презентация; репродуктивный метод

(учитель даёт комментарий; акцентирует внимание учеников на представленном видео ряде)



Лекция учителя о биографии М. М. Пришвина:

– один из своеобразнейших писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в г. Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете.

В Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Писатель познакомился с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым.

Языковеды уговорили Пришвина поехать на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. В этот момент и решилась судьба Пришвина. Он согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.

Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина — это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском.
Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю.

Пришвин - человек удивительный. Его называли писателем-ведуном. Что же значит слово ведун? Оно образовано от слова «ведать», то есть много знать о чем-либо. Ведунами и ведуньями в народе называли колдунов, ворожеек, волшебников. За что же назвали Пришвина ведуном, то есть волшебником? Мир представляется ему чудесным. А почему?

Пришвин видит чудеса в том, мимо чего нередко проходят невнимательные люди. Для писателя в природе все «лично и неповторимо». Его добрые зоркие глаза замечают все. Он говорит о встрече с цветком, бабочкой, водопадом… Метод своего творчества писатель назвал «первый глаз или взгляд ребенка».

М. Пришвин умер 16 января 1954 года.



Аналитическая беседа; эвристический метод




Слово учителя;

репродуктивный метод


Рассмотрение картин;

эвристический метод

Слово учителя о художниках


Беседа с учениками по поводу услышанного:

- Чем на ваш взгляд интересна судьба и личность Пришвина?

- Понравился ли вам рассказ?

- Посмотрите внимательно на 1 фотографию, где изображен М. Пришвин. Что вы о нем можете сказать?

- А вот на 2 фотографии М. Пришвин изображен со своей собакой. Он был замечательным охотником, а значит, хорошо знал лес, повадки зверей. Также писатель много путешествовал. Все, что его удивляло, он фотографировал.


- А теперь обратимся к портретам Пришвина:


- И. Бруни

- Ю. Селеверстов

- Ф. Шурпин

- Как изображают художники писателя?

- Чем отличаются портреты?

- Понравились ли они вам? Чем?



Аналитическая беседа; эвристический метод














Метод творческого чтения; комментированное чтение

Рассмотрение иллюстраций; сравнительный аспект

Составление кластера;

фронтальный опрос

Запись в тетрадь кластера



Аналитическая беседа; Эвристический метод














Метод творческого чтения; комментированное чтение























Аналитическая беседа; Эвристический метод


Беседа с классом по заранее прочитанному тексту:

- Где и когда происходит действие?

- В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского

- Кто главные герои сказки–были?

- Настя и Митраша

- С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении?

- Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды.

- Найдите в тексте портрет Насти.

- Прочитайте портрет Митраши.

Обратимся к иллюстрациям И. Бруни. Совпадает ли описание детей Пришвиным с портретами детей, изображенных художником? Так ли вы себе их представляли?

Давайте составим кластер («Образ героя»)

Сравнительная характеристика детей.



- Как изображает автор детей?

- Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И какие это бы­ли умные детишки!»; «наши любимцы». Ласковое прозвище Насти - «золотая курочка»; черты девочки: «ножки», «монетки», «носик», «чистенький», «веснушки». Митраша описан по-другому. Главное в его описании – мужские, волевые качества. Прозвище «Мужичок в мешочке» озна­чает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качест­вами «мужичка».

- Остановимся на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет?

- Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

- Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.

- Автор и восхища­ется детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!» Описывая хозяйственные заботы детей, Пришвин сравнива­ет их действия с действиями их родителей. Настя, «как и покой­ная мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла свое любимое стадо», топила печь, готовила обед, «хлопотала по хозяйству до но­чи». Митраша «выучился у отца» делать деревянную посуду, «на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы».

«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

-А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»

«- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»

- Почему автор не описывает игры детей?

- Автор не описывает игры детей, забавы, развлечения, потому что де­тям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, «о всех живых существах».

- Как Митраша и Настя относятся друг к другу?


- Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, «как отец наставлял его мать» и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка закан­чивается примирением и дружной работой.



Аналитическая беседа; Эвристический метод



- Какими вам представляются Митраша и Настя?

- «Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

- Схожи ли ваши представления с иллюстрациями Бруни?

- Да, он очень точно передал портреты детей



Домашнее задание

Дочитать «Кладовую солнца»











Урок 2


Ход урока:


Формы организации учебной деятельности


Рассматриваемые вопросы


Проверка Д. З. фронтальный опрос




Викторина «Внимательный ли ты читатель?»

  1. Как называется место на болоте, куда пошли за клюквой ребята?

  2. Как называется на болоте то место, куда провалился Митраша?

  3. Как называли камень, на котором отдыхали дети?

  4. Как старые жители прозвали старого серого волка, который жил на болоте?

  5. Какие домашние животные достались ребятам по наследству от родителей?

  6. С чем сравнивает автор спелую клюкву?

  7. Что взял Митраша с собой, чтобы не заблудиться?

  8. Какое приспособление сделала Настя для корзины, чтобы та не «резала» ей плечо?


Аналитическая беседа; Эвристический метод


Как известно, М. М. Пришвин является мастером пейзажа в литературе. А каких художников, которые изображали пейзаж, вы знаете?

На экране картины художников – пейзажистов (И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, А. М. Васнецова)

- Какие из картин данных художников на ваш взгляд могли бы послужить иллюстрациями к сказке-были Пришвина и почему?


Метод творческого чтения; комментированное чтение



Аналитическая беседа; Эвристический метод

















Метод творческого чтения;


комментированное чтение








Аналитическая беседа; Эвристический метод



Метод творческого чтения; комментированное чтение




Аналитическая беседа; Эвристический метод


Рассмотрение картин; аналитическая беседа





Слово учителя; эвристический метод







Аналитическая беседа; Эвристический метод




Рассмотрение иллюстраций


Слово учителя; репродуктивный метод




Аналитическая беседа; эвристический метод

Живая природа в произведении

Пришвин также является мастером изображения живой природы. А кого из художников-анималистов знаете вы?

На экране картины работ Р. Бейтмана, Р. Поортвита, К. Брендерса, Э. Г. Ландсира, Е. И. Чарушина) + аудиозапись «звуки природы»

- Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…

На экране иллюстрация Воловича «Ель и сосна, растущие вместе»

- Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе?

- Олицетворение

- Какие животные встречаются детям?

- Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?

- Деревья зарычали, завыли, застонали

- И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:

- Трава белоус показывала направление обхода елани

- Как же дети ведут себя в лесу?

- « Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».

«Неподвижные сидели на камне».

- Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них.
- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
- Почему Митраша становится пленником болота?
- Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.

- «…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»

- Что не договаривал лесник?

- « Не знавши броду не лезьте в воду».

-  Как понимаете эти слова?
- Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?

- Предупреждение Насти и трава белоус

На экране изображение Травки работы И. Бруни; репродукции картин Ландсира. - Как художники изображают собаку? Почему на ваш взгляд картины Ландсира так названы? Действительно ли собака – друг человека и гуманный член общества?

- Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.

- «…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»

- Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к природе.

- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства? И кого она встречает в лесу?

- Её охватывает жадность

На экране иллюстрации Воловича – лось, змея, встретившиеся Насте.

- Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.

«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.

- Что же заставило девочку осознать свой поступок?

- Встреча со змеёй

-  Что же Насте представилось?

- …будто это она там, на пне…

- Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…

- больным детям отдала всю целебную ягоду


Запись вывода в тетрадь; репродуктивный метод


Аналитическая беседа; Эвристический метод


Рассмотрение картин


Запись вывода в тетрадь; репродуктивный метод


Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.

- Так что же такое кладовая солнца?

-Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин»

На экране репродукции картин Левитана, Куинджи, Шишкина

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.


Домашнее задание

Пересказать близко к тексту описание природы – отрывок о ели и сосне, растущих вместе.



Урок 3


Ход урока:


Формы организации учебной деятельности


Рассматриваемые вопросы


Аналитическая беседа; Эвристический метод


Какую роль в развитии событий играет на ваш взгляд природа?

- Все у писателя — мир, природа, человек — в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях.


Слово учителя; репродуктивный метод







Рассмотрение картин


Аналитическая беседа; Эвристический метод


Метод творческого чтения; поиск цитат




Слово учителя;



Метод творческого чтения; поиск цитат




Метод творческого чтения; поиск цитат


Аналитическая беседа; Эвристический метод

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота (с.45)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

На экране репродукции картин Куинджи, Шишкина

- Здесь же противопоставлены?

- собака и волк – друг и враг человека:

На экране волк и собака + аудиозапись

Найдите в тексте: “одичавшая собака выла от тоски по человеку, а волк выл от неибытной злобы к нему”.

Сюда–то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое…?

-«как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце» (с.46)

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели? с.45

- Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.





Устный опрос всего класса

Близко к тексту дети читают отрывок о «ели и сосне, растущих вместе»:

- « …Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему».


Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации «Кладовой солнца»

(индивидуальное задание троим ученикам)




Урок 4


Ход урока:


Формы организации учебной деятельности

Рассматриваемые вопросы

Слово учителя; репродуктивный метод




Метод творческого чтения, поиск цитат


Аналитическая беседа; эвристический метод


Слово учителя (вопрос)


Ответ


Вопрос


Ответ


Вопрос


Ответ


Вопрос




Ответ



Вопрос






Ответ






Слово учителя

Репродуктивный метод; запись вывода в тетрадь

"Кладовая солнца" М. М. Пришвина - сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. Уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир:

Зачитаем:

"В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей...".

На экране иллюстрация Воловича («Село»)

Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле.

Во-первых, автор точно указал…?

- место и время,

во-вторых, рассказ ведется от лица человека…?

- жившего по соседству,

а в сказках обычно говорится, что дело было…?

- "давным-давно",

и происходило оно …?

- "в тридевятом царстве, тридесятом государстве".

Настя и Митраша - главные герои.

На экране портреты героев работы Воловича

"Золотая Курочка" и "Мужичок в мешочке", как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство…:

На экране иллюстрация Воловича («изба детей»)

- изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен.

Сказочные герои всегда противостоят врагам: ведьмам, Кощею, Бабе Яге и другой нечисти. Так и герои "Кладовой солнца" оказываются в ситуации, когда они должны противостоять опасностям и злу (которое может таиться не только вокруг, но и внутри самого человека).


- Так что же, сказку или быль рассказывает писатель?

( Пришвин сам объясняет жанр своего произведения - сказка-быль. Это неделимое понятие. И сказочное, и реальное параллельно существуют в тексте М.Пришвина)


"Кладовая солнца" - удивительная сказка-быль, которая заставляет задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе.



Аналитическая беседа; эвристический метод



На доске слайды с иллюстрациями Ивана Бруни

Прокомментируйте иллюстрации.

- Рисунки яркие, красочные. Мы видим загадочные  деревья и закат на Блудовом болоте. Художник изобразил, как тонет Митраша, как подходит к нему Травка, как Настя собирает ягоды. Мы видим, как дети сидят ночью у костра, а утром идут в деревню с корзиной на плече. Крупным планом даны портреты детей6 Настя на фоне хозяйственной утвари, Митраша на фоне бондарных инструментов. Много рисунков, изображающих птиц и животных: глухарей, бекаса, ворон, сорок... Как живая нарисована собака Травка со стариком Антипычем в старой избе

- Помогли ли вам иллюстрации вспомнить сюжет произведения?



Аналитическая беседа; эвристический метод



Учитель заранее собирает рисунки, сканирует их и выводит на проектор.

Итак, ребята, что мы с вами видим, какие сцены, эпизоды запечатлели ребята?

Чем, по вашему мнению, они руководствовались?

А теперь давайте спросим у наших «художников», а что же они хотели до нас донести?

Отличаются ли они от иллюстраций Бруни? Чем?

Понравились ли вам их видение сказки-были Пришвина? Почему?



Домашнее задание


Опираясь на полученные знания, написать сочинение на тему: «Природа в жизни человека».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Модели и планы уроков литературы по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»

Автор: Тихомирова Любовь Дмитриевна

Дата: 23.06.2025

Номер свидетельства: 672200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства