Методические рекомендации (тематическое планирование) к изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Методические рекомендации (тематическое планирование) к изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
В данной разработке предложена система уроков (тематическое планирование) романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Основной прием анализа произведения - "Вслед за героем".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации (тематическое планирование) к изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»»
Методические рекомендации
(тематическое планирование)
к изучению романа
И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Составили: Дробышева Е.П. Малых И.Г.
учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ 27 им И.Д. Смолькина»
Новокузнецк, 2022
Пояснительная записка
Уважаемые коллеги, существуют различные методики изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Учитывая низкую читательскую культуру десятиклассников, представляем Вам свои вариант анализа произведения (планирование уроков) «Вслед за героем», когда постепенное движение от эпизода к эпизоду формирует читательские умения и навыки (компетенции). В основе — сюжетно-композиционный анализ. Ученики следят за развитием действия, выделяют основные эпизоды, мотивируют поступки героев. Не следует увлекаться разбором всех эпизодов.
Для активизации обучающихся на каждом уроке — проблемный вопрос. Проблемная ситуация может быть создана путём столкновения разных точек зрения, сопоставления литературного текста с другими видами искусства, выявления несходства читательского восприятия учеников с мнением писателя, обнаружения некоторого противоречия в образе героя.
Базаров раскрывается как личность, проходя через трудные испытания, через разные жизненные ситуации. Поэтому изучать роман целесообразнее поэтапно, следуя данной схеме.
Тематическое планирование
Марьино →
Губернский город →
Село Никольское →
Деревенька Базарова
Главы (1-11)
Базаров и его
идейные враги.
«Философские поединки «отцов»и «детей»
Проблемные вопросы:
В романе показана борьба двух идеологий или двух поколений?
Почему именно Павел Петрович стал главным противником Базарова?
Главы (12-15)
Мнимые друзья
Проблемные вопросы:
Считает ли Базаров своими друзьями Ситникова и Кукшину? Если – нет, то почему он продолжает с ними общаться?
Главы (16-19)
Любовь.
Понимание невозможности счастья.
Проблемные вопросы:
Какие принципы Базарова начинают подвергаться испытаниям после знакомства с Одинцовой?
Главы (20-21)
Семья. Чужеродность в родительском доме.
Проблемные вопросы:
Как относится Базаров к своим родителям?
Почему между ними не может быть духовной близости?
Марьино →
Село Никольское →
Деревенька Базарова
Главы (22-24)
Физический поединок «отцов» и «детей».
Проблемные вопросы:
Какова истинная причина дуэли?
Как эта сцена раскрывает личность Павла Петровича и Базарова?
Главы (25-26)
Крах любви и дружбы.
Проблемные вопросы:
Как показывает Тургенев искренность и силу чувств своего героя и достойна ли его любви Анна Сергеевна Одинцова?
Может ли быть человек счастлив, если его отвергают?!
Почему расходятся пути Аркадия и Базарова?
Глава 27
Смерть Базарова.
Проблемные вопросы:
Почему автор заканчивает роман смертью героя?
Итоговый проблемный вопрос: почему Тургенев показывает Базарова одиноким не только в стане отцов, но и среди детей?