kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повесть о оом как один мужик двух генералов прокормил. программа обновленного содержания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»»

Краткосрочный план урока

Тема урока: М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»

Раздел долгосрочного плана: Раздел 3: Сатира и юмор в литературе

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

АИ7 Отношение автора. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию.

Цели урока

  • Развивать умения делать выводы из прочитанного.

  • Определить основную идею текста

  • Определить сатирические приемы текста

Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если

  • Определяет отношение автора к персонажам произведения

  • Отвечает на вопросы по произведению


Языковые цели


Учащиеся смогут понимать и использовать:

-конкретно-предметную лексику и терминологию: повторить литературоведческие термины: юмор, сатира, аллегория, эзопов язык, ирония, иносказание, гипербола, гротеск, фантастика;

-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского литературного языка,

-уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-раскрыть значение понятия самостоятельность и выявить его актуальность через анализ текста сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина;

-выявить сатирические приёмы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Привитие ценностей

Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества, взгляды, убеждения…

Межпредметные связи

В разделе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами: «Русская литература», «Самопознание», «Искусство».

Навыки использования ИКТ

Учащиеся будут искать дополнительный материал на различных сайтах, создавать презентации, обсуждать видеоматериалы.

Предварительные знания


Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в течение 1 и 2 четверти; учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, анализа текстов на уровне глубокого понимания, выявление авторской позиции по отношению к героям, формирование собственного отношения к героям через чтение и анализ литературных текстов.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

10 мин

Ответить на вопрос:

Чем отличается эта сказка от уже знакомых сказок, литературных и народных? (Ответы учащихся)

  • Во всех сказках есть волшебства, чудеса, и в этой сказке есть: генералы каким-то чудом оказались на необитаемом острове.

  • Сказка похожа, и не похожа на знакомые нам сказки: герои здесь не сказочные, а как будто взяты из обычной жизни: генералы, мужик.

  • Сказка эта отличается тем, что она смешная.

- Чем же смешна эта сказка? Прочтите отрывки,  больше всего развеселившие вас. (читают отрывки)

  • Генералы не знают таких вещей, которые известны абсолютно каждому ребенку: что булки не растут на дереве, что куропатку, прежде чем съесть, надо поймать и т.п.

  • Генералы не умеют самого простого – сорвать яблоко, поймать рыбу и т.д. Смешно от их вида: они в ночных рубашках и с орденами на шее.

  • Смешно от того, что они чуть не съели друг друга в то время, когда пища кругом растет, плавает и бегает.

- Что еще отличает эту сказку от знакомых ранее?

  • Во всех сказках добро побеждает зло, а здесь нет: мужик остался ни

  • Места упоминаются не сказочные: Нева, Екатеринский канал, Петербург.

- Как вы думаете, зачем же нужны такие реальные подробности в сказке?

  • Наверное, эта сказка с намеком на действительность, на настоящих генералов и других господ.

- Какой может быть вывод?

Вывод: Фантастические приключения сказки рисуют дела совсем не сказочные. Это иносказание. Сам Щедрин свою манеру писать называет эзоповой, а язык сказки эзоповым языком.

Эзопов язык (эзоповский) это иносказательное, замаскированное выражение мыслей, обычно с сатирическим намерением. Понятие эзоповский язык введено в русскую литературу М.Е.Салтыковым-Щедриным.

Легендарный Эзоп – древнегреческий поэт-баснописец, предположительно живший в 6 веке до нашей эры. До сих пор неизвестно, существовал он на самом деле или образ - собирательный. Биография баснописца туманна. Наиболее убедительная версия говорит о том, что Эзоп был рабом, отпущенным на волю и убитым дельфийцами (жителями древнегреческого города).





Середина урока

20мин




















Терминологическая разминка:

Сатира — вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.
Гротеск — предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.
Сарказм — едкое выражение насмешки.
Эзопов язык — особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому.
Аллегория — иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты.
Гипербола — сильное преувеличение.
Фантастика — способ изображения действительности в нереальном виде.
Ирония — способ выражения насмешки.

Идея – это то, что хочет сказать автор, зачем написано это произведение.

Задание

1 группа

Определить основную идею произведения

Ответить на вопрос:

- Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирической или юмористической? Аргументировать свою мысль. 

- Что в этом произведении реального и фантастического? (ответы можно представить в виде таблицы)

2 группа

Определить сатирические приемы, используемые автором в произведении

( гротеск, сарказм, гиперболу, фантастику, иронию)

Итог: Что хотел нам сказать автор?

Высказывается каждый.
Великий русский сатирик, зло и ядовито осмеяв генералов (а вместе с ними и привилегированные классы) и в то же время большим самочувствием, хотя и не без горечи, показав прекрасные качества, свойственные русскому народу, всем содержанием своей сказки заявил о том, что мужиком живет Россия, его трудами и заботами. Именно народ - создатель материальных благ, а не правящие государством генералы. Без него, без народа, наступит голод и одичание























Конец урока

Рефлексия:

Продолжить фразы: На уроке я узнал…. Мне было сложно… Я смог научиться… Мне показалось необычным… Я захотел узнать… Домашнее задание: Выписать из текста 10 прилагательных и составить с ними сложные предложения. Составить цитатный план.


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.


Рефлексия по уроку


Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Общая оценка


Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»

Автор: Усанова Елена Сергеевна

Дата: 03.03.2018

Номер свидетельства: 460518


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства