kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литература 10 класс под редакцией Ю.В.Лебедева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование на 3 часа с пояснительной запиской, планируемыми результатами, содержанием, тематическим и календарно-тематическим планированием

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литература 10 класс под редакцией Ю.В.Лебедева»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Литературе» составлена на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования;

4. Учебный план школы №90 на 2020/2021 учебный год;

5. Примерная ООП ООО;

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2020/2021 учебный год;

7. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А. Н. Романова, Н. В. Шуваева; [под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева]. — М. : Просвещение, 2019.

Состав УМК:

Учебник

Лебедев Ю.В. Литература 10 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. Базовый уровень. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019


В соответствии с учебным планом МОУ «Средняя школа №90» на изучение предмета в 10 классе на 2020/2021 учебном году выделено 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.


  1. Планируемые результаты


Личностные результаты образования:

— формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов;

— формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности;

— формирование нравственной чуткости, совестливости, чувства справедливости;

— воспитание готовности к служению Отечеству, его защите на примере судеб писателей и образов литературных героев, вызывающих восхищение и уважение своим служением России;

— формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики;

— развитие способности понимать диалог культур, а также различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества зарубежных и русских авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире;

— формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с традиционными национальными и общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений;

— формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения на основе практического опыта учебной деятельности в классе, самостоятельного чтения литературных произведений, участия в коллективных исследовательских и творческих проектах, предусмотренных программой учебного курса 10 класса;

— формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры;

— подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора, журналиста, писателя и т. д.;

— формирование глубокого уважения к духовному наследию, воплощённому в русской классической литературе XIX века, осознание неразрывной связи между ценностями православной культуры и достижениями отечественной словесности при всей сложности их взаимодействия в художественной практике конкретных писателей.

Предметные результаты образования.

Выпускник на базовом уровне научится:

— демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой ли- тературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

— в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой чита- тельский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их харак- теров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/ или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т. п.);

— осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

— давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

— анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

— анализировать художественное произведение во взаимосвязи литера- туры с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

— анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную поста- новку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведе- нию), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

— о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

— о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

— о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

— об историко-культурном подходе в литературоведении;

— об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

— о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

— имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

— о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Метапредметные результаты:

— умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках лите- ратуры и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX — начала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления, историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;

— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX — начала XXI века, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в области изучения литературы XIX — начала XXI века, применению различных методов по- знания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературно-критические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX — начала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.), критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10—11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

— умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника и т. п.;

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;

— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и литературоведческие темы;

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения.

  1. Содержание программы.

Введение.

Основные направления литературы середины XVIII – середины XIX века. Выдающиеся писатели и произведения. Обзор.

Становление реализма как направления в европейской литературе.

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Журналистика и литературная критика.

Литература реализма второй половины XIX века (природное и социальное в человеке; объективная истина и субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного самосовершенствования человека в литературе реализма). Реализм на Западе и в России. Отличительные особенности русского реализма. Динамика развития русского реализма (этапы) Выдающиеся писатели и произведения второй половины XIX века. Классическая русская литература XIX века и её мировое признание.



Литература второй половины XIX века. Произведения предреформенного периода. Проблема героя времени. Проблема поколений.



Герои своего времени в литературе первой половины XIX века (творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Произведения писателей предреформенного периода. Проблема героя переходной эпохи. Проблема смены поколений.

И.А. Гончаров «Обломов». Жизнь и творчество писателя. История создания и особенности композиции романа. Глава «Сон Обломова» как предыстория героя. Исторические, психологические, философские предпосылки «обломовщины». Неоднозначность отношения автора к герою. Образ главного героя. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Испытание героя любовью. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Художественное своеобразие романа.

А.Н. Островский «Гроза». Жизнь и творчество писателя. Семейный и социальный конфликт в драме. Образ города Калинова. «Темное царство» и его представители. Типы героев (жертвы, самодуры, несогласные, смирившиеся). Катерина и Варвара. Борис и Тихон. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Причины самоубийства Катерины. Значение образа Кулигина. Символика образа грозы. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Жизнь и творчество писателя. Сюжет, композиция, система образов. Нигилисты и либералы в романе. Спор Базарова и Павла Петровича. Значение образа Николая Петровича в романе. Образ главного героя. Политические, философские, эстетические взгляды Базарова. Базаров и Одинцова. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Трагизм Базарова. Особенности психологизма Тургенева. «Вечные темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы её выражения.



Проблема взаимоотношения человека и общества. Произведения пореформенного периода второй половины XIX века

Н.Г.Чернышевский «Что делать» (обзор). Роман Чернышевского как своеобразный ответ на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Новые экономические, философские и социальные идеи времени, их отражение в романе.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Жизнь и творчество писателя. Пародия на летописи и официальную историографию. Русская история в зеркале сатиры. Образы градоправителей и глуповцев. Проблема власти и народа в романе. Мастерство сатирика. «Сказки для детей изрядного возраста».Проблемно-тематические группы сатирических сказок писателя.



Русская поэзия во второй половине XIX века.

Эстетические поиски в литературе XIX века. О назначении искусства, о роли поэта и поэзии (творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова).

Ф.И. Тютчев. Лирика. Слово о поэте. Основные темы. Философская лирика Тютчева. Природа в поэтическом мире Тютчева. Особенности любовной лирики Тютчева. Поэтический диалог. Художественное своеобразие лирики Тютчева. Особенности поэтической лексики, эпитеты, метафоры, звукопись. Символика и аллегория.

А. А. Фет. Лирика. Слово о поэте. Фет и «чистое искусство». Особенности изображения природы в лирике Фета. Импрессионизм в поэзии Фета. Поэтическое воссоздание бессознательного, мгновенного. Музыкальность поэзии Фета. Ассоциативность, метафоричность поэзии Фета.

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Лирика. Гражданский пафос поэзии Некрасова, её темы. Лирический герой в поэзии Некрасова. Образ Музы. Судьба поэта-гражданина. «Вечные темы» в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Связь лирики Некрасова с народной поэзией. «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Своеобразие сюжета и композиции. Фольклорная основа поэмы. Крестьянский мир в поэме. Крестьяне-бунтари, правдоискатели, рабы. Судьба русской женщины-крестьянки. Проблема счастья. Образ Гриши Добросклонова.

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Лирика А. К. Толстого: основные мотивы, неповторимое своеобразие по­эзии А. К. Толстого, прочно укоренённой в традициях русской классической литературы.Былины и баллады А. К. Толстого. «Отражение историософских взглядов автора в его истори­ческих балладах и стилизованных былинах. Драматические произведения А. К. Толстого. Сатирические произведения А. К. Толстого. Литературная маска Козьмы Пруткова: от литературной пародии до политической сатиры.



Философская модель мира в литературе второй половины XIX века.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Жизнь и творчество писателя. Жанровые особенности романа. «Униженные и оскорбленные» в романе. Образ Петербурга в романе. Образ главного героя. Теория Раскольникова. Причины преступления Раскольникова. Гуманизм Достоевского. Образ Сони Мармеладовой. «Двойники» Раскольникова. Роль снов в романе. Мастерство психологического анализа. Роль эпилога. Смысл названия.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Жизнь и творчество писателя. История замысла. Жанровые особенности романа. «Любимые» и «нелюбимые» герои Толстого. Нравственные искания «любимых» героев. Семьи Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных как воплощение «мысли семейной» в романе. Философия истории в романе. Кутузов и Наполеон. Наташа Ростова в философско-этической системе романа. Фатализм Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Психологизм Толстого. Роль эпилога. Смысл названия.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник». Жизнь и творчество писателя. Образ и судьба праведника. Традиции древнерусской литературы. Мифопоэтическая основа сказа.

Русская литература конца XIX – начала ХХ веков. Человек на рубеже эпох

А.П.Чехов. Становление личности писателя. Рассказы «Тоска», «Счастье», «Красавицы». Отражение в рассказах духовной ситуации рубежа веков.Рассказ А.П.Чехова «Студент».Жанр «пасхального рассказа». Художественная стратегия Чехова. Идея рассказа. Проза Чехова на рубеже XIX – XX веков. Рассказ «Ионыч». Причины деградации Старцева. Нравственно-философские идеи, художественное мастерство Чехова. Рассказы Чехова: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Дама с собачкой» и другие.Театр Чехова. Пьеса «Вишнёвый сад». Сюжет и конфликт. Образ времени в пьесе. Старые владельцы вишневого сада Гаев и Раневская.Образы Лопахина, Пети и Ани. Символический смысл пьесы. Образ вишнёвого сада. Основные мотивы пьесы. Пьеса как лирическая комедия. Особенности «новой драмы».

Литература народов России. Зарубежная литература XIX века.

Обзор литературы родного края, литературы народов России, зарубежной литературы.

Итоги года.











4.Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Рр - кд

1

Введение

1


2

Становление реализма как направления в европейской литературе

3

1

3

Литература второй половины XIX века. Произведения предреформенного периода.

Проблема героя времени. Проблема поколений.


30

3-1

4

Проблема взаимоотношения человека и общества. Произведения пореформенного периода второй половины XIX века

5

1

5

Русская поэзия во второй половине XIX века.

18

1

6

Философская модель мира в литературе второй половины XIX века.

28

2

7

Русская литература конца XIX – начала ХХ веков. Человек на рубеже эпох

6


8

Литература народов России. Зарубежная литература XIX века.


5


9

Итоги года

3

2



  1. Календарно - тематическое планирование





Дата

Введение (1 час)

1

1


Особенности организации образовательного процесса по литературе. Основные направления литературы середины XVIII – середины XIX века. Выдающиеся писатели и произведения. Обзор.




Становление реализма как направления в европейской литературе (3ч.)

2

2


Литература реализма второй половины XIX века. Западноевропейский реализм. Творчество О.Бальзака, Г. де Мопассана.

3

3


Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая, научная и культурная жизнь. Отличительные особенности русского реализма.

4

4


Контрольная работа




Литература второй половины XIX века. Произведения предреформенного периода.

Проблема героя времени. Проблема поколений. (30ч)


5

1


Герои своего времени в литературе первой половины XIX века (творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Произведения писателей предреформенного периода второй половины XIX века. Проблема героя переходной эпохи. Проблема смены поколений и её отражение в литературе.

6

2


И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. История создания романа «Отцы и дети».

7

3


Первое знакомство с героями. Роль портретных деталей.

8

4


Нигилист Базаров и аристократы Кирсановы.

9

5


Любовь в жизни героя. Базаров и Одинцова.


10

6


Духовный кризис Базарова.

11

7


Дуэль Базарова и Кирсанова.

12

8


Гибель Базарова. Анализ заключительной главы и эпилога.

13

9


Проблема жизни и смерти в романе. Роль эпилога. Полемика вокруг романа. Подготовка к сочинению-рассуждению.

14

10


Конфликт поколений в истории и мировой культуре. Античность (мифология), эпоха Возрождения (У.Шекспир); русская литература: Д.Фонвизин, А.Грибоедов, А.Пушкин, И.Тургенев.

15

11


Семинар «Конфликт поколений – вечная проблема литературы и кино». Анализ проблематики произведений по выбору учащихся. Подготовка к итоговому сочинению

16

12


Итоговая контрольная работа.

17

13


И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. История создания романа «Обломов».

18

14


И.И.Обломов на Гороховой улице. «Один день и вся предшествующая жизнь». Посетители Обломова. Анализ первых глав.

19

15


Анализ главы «Сон Обломова». Причины бездействия героя.

20

16


Любовь в жизни Обломова. Обломов и Ольга Ильинская. Принцип антитезы в романе. Анализ эпизодов. Анализ глав второй части романа.

21

17


Любовь в жизни Обломова. Между Ольгой Ильинской и Пшеницыной. Часть 3. Два типа женской красоты в мировой литературе. Выбор Обломова. Анализ третьей части романа.

22

18


Дружба в жизни Обломова. Обломов и Штольц. Части 2-4. Новый герой в русской литературе. Штольц в жизни Обломова и Ольги Ильинской. Анализ четвёртой части романа.

23

19


Обломов и «обломовщина». Анализ четвёртой части романа. Последние годы жизни Обломова. Понятия «обломовщина», «штольцовщина». Оценка романа «Обломов» в русской критике. Н.Добролюбов «Что такое обломовщина», Д.Писарев «Роман И.Гончарова «Обломов», А.Дружинин «Обломов». Современная трактовка романа. В чем актуальность романа?

24-25

20-21


Обломов и «обломовщина». Анализ четвёртой части романа. Последние годы жизни Обломова. Понятия «обломовщина», «штольцовщина». Оценка романа «Обломов» в русской критике. Н.Добролюбов «Что такое обломовщина», Д.Писарев «Роман И.Гончарова «Обломов», А.Дружинин «Обломов». Современная трактовка романа. В чем актуальность романа?

26-27

22-23


Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

28

24


А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Гроза» как социально-бытовая драма. Жизненный путь писателя. Драма как род литературы. История пьесы «Гроза». Анализ списка действующих лиц, авторских ремарок 1 действия.

29

25


Быт и нравы города Калинова. Социально-бытовой конфликт в пьесе. Жестокие нравы города Калинова. Образы Дикого, Кабановой, Тихона.

30

26


Жизненные установки и стереотипы поведения героев пьесы. Хозяева жизни: Кабанова, Дикой. Приспособленцы: Борис, Варвара, Тихон. Протестанты: Кулигин, Катерина.

Народно-поэтические истоки характера Катерины. Развитие конфликта.

31

27


Жизненные установки и стереотипы поведения героев пьесы. Хозяева жизни: Кабанова, Дикой. Приспособленцы: Борис, Варвара, Тихон. Протестанты: Кулигин, Катерина.

Народно-поэтические истоки характера Катерины. Развитие конфликта.

32

28


Внутренний конфликт Катерины. Любовь как протест Катерины против «тёмного царства». Анализ эпизода свидания Катерины с Борисом. Тема грозы в романе. Трагедия Катерины. Трагическое разрешение конфликта.

33

29


Внутренний конфликт Катерины. Любовь как протест Катерины против «тёмного царства». Анализ эпизода свидания Катерины с Борисом. Тема грозы в романе. Трагедия Катерины. Трагическое разрешение конфликта.

34

30


Спор о «Грозе»: временное и вечное. Смысл названия. Критики о пьесе Островского «Гроза». Н.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве», А.Григорьев «После «Грозы», Д.Писарев «Мотивы русской драмы». Современное прочтение. П.Вайль, А.Генис, В.Мильдон и др.




Проблема взаимоотношения человека и общества. Произведения пореформенного периода второй половины XIX века (5ч)

35

1


Проблема взаимоотношения человека и общества. Произведения пореформенного периода второй половины XIX века М.Е.Салтыкова-Щедрина. Утопии и антиутопии в литературе: роман Н.Г.Чернышевского. Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века.

36

2


Н.Чернышевский. Роман «Что делать?» как социальная утопия. Обзор содержания романа.

37

3


Проблематика и герои романа Чернышевского.

38

4


М.Е. Салтыков-Щедрин . «Сказки для детей изрядного возраста».«История одного города». Сатирическая летопись истории Российского государства.

39

5


М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск.




Русская поэзия во второй половине XIX века. (18ч)

40

1


Традиционные темы в русской поэзии первой половины XIX века: природа, любовь, творчество, жизнь и смерть. Своеобразие раскрытия этих тем в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Русская поэзия во второй половине XIX века.

41

2


Ф.И. Тютчев. Основные мотивы лирики. Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Философская лирика. «День и ночь», «Последний катаклизм». «Нам не дано предугадать», «Не то, что мните вы, природа», «Silentium».

42

3


Тема России в творчестве Тютчева. «Умом Россию не понять». Тимур Кибиров «Умом Россию не понять…»

43

4


Тема любви в лирике Тютчева. «К.Б.», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь».

44

5


А.А.Фет. Жизнь и творчество. Поэтический мир А.А.Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета. «Шепот, робкое дыхание», «Сияла ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще майская ночь».

45

6


«Я пришел к тебе с приветом», «Певице», «Вечер». Философская проблематика лирики. Современная литература: Д.Шеваров «Мы с тобой отворили калитку».

46

7


Любимые поэтические строки Ф.Тютчева. А.Фета (по выбору учащихся)

47

8


Универсальный талант А.К.Толстого: поэта, драматурга, прозаика.Стремление к пушкинской гармонии и творческая самобытность поэзии А.К.Толстого

48

9


Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии.

49

10


Н.А.Некрасов. Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова. Основные темы и идеи.

50

11


Гражданский пафос поэзии. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Связь лирики Некрасова с народной поэзией. «В дороге», «Вчерашний день часу в шестом», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О, Муза, я у двери гроба».

51

12


«Разговоры о погоде»: образ Петербурга. «Блажен незлобливый поэт», «Внимая ужасам войны». Стихи панаевского цикла. «Слёзы и нервы». «Разговоры о погоде». «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди».

52

13


Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы: замысел, композиция, жанр. Сюжет-путешествие.

53

14


Система образов поэмы. Образы правдоискателей. Анализ «Пролога», главы «Поп». «Сельская ярмонка». Тема социального и духовного рабства в поэме. Образы крестьян и помещиков в поэме.

55

15


Анализ главы «Сельская ярмонка». Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин.

56

16


Образ Матрёны Тимофеевны, Савелия-богатыря. Образы народных заступников.

57

17


Открытый финал произведения. Особенности языка поэмы. Фольклорное начало в поэме.

58

18


Итоговая контрольная работа




Философская модель мира в литературе второй половины XIX века.(28ч)

59

1


Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Этапы духовной эволюции Ф.М.Достоевского. История жизни и творчества. «Почвенничество» Достоевского. «Преступление и наказание». Замысел, сюжет, композиция. Своеобразие жанра. Петербург Достоевского.

60

2


Тема униженных и оскорблённых в романе. История семьи Мармеладовых. Судьба Сони, Дуни. Анализ сна Раскольникова об избиении лошади. Социальные истоки преступления героя.

61

3


Теория Раскольникова о праве сильной личности. Идеологические истоки преступления Раскольникова. Чудовищный эксперимент: подготовка и совершение.

62

4


Первая встреча с Порфирием Петровичем. Психологический поединок. Обсуждение теории.

65

5


Тема двойственности и двойничества в романе. Сны Раскольникова после преступления. Образ Лужина. Преступление Лужина. Свидригайлов – двойник Раскольникова.

66

6


Второй психологический поединок с Порфирием Петровичем.

67

7


«Правда» Сони Мармеладовой. Два визита к Соне: эпизод чтения Евангелия, признание в преступлении.

68

8


Третья встреча с Порфирием Петровичем. Признание в преступлении.

69

9


Роль эпилога в романе. Раскольников на каторге. Сон героя. Начало воскрешения героя. Самостоятельная работа с критической статьёй Н.Страхова «Преступление и наказание» (фрагменты).

70

10


Контрольная работа по роману Ф.Достоевского (сочинение-рассуждение)

71

11


Л.Толстой. Жизнь и творчество. История создания и публикация романа «Война и мир». Особенности жанра. Трудности в изучении. Критики о романе.

72

12


Салонная жизнь Петербурга. Семья Курагиных в романе. Пьер и Андрей в салоне Шерер. Первое знакомство с героями. Портрет и характер героев.

73

13


Уклад семьи Болконских. Роль отца в воспитании детей. Отъезд князя Андрея на войну.

74

14


Военные события 1805г. в романе. Антинародный характер войны. Шенграбенское сражение. Истинный и ложный патриотизм.

75

15


Аустерлицкое сражение. Болконский на поле Аустерлица. Разочарование в кумире.

76

16


Начало жизненных исканий Пьера. Получение наследства, женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Вступление Пьера в масонскую ложу, преобразования в имении. Разговор с Андреем на пароме. Поездка в Отрадное. Новый этап в жизни А.Болконского.

77

17


Образ Наташи Ростовой: портрет, характер. Наташа в жизни Болконского. Ночь в Отрадном. Встречи с дубом. Первый бал Наташи. Русский дух Наташи. Наташа и Анатоль. Разрыв отношений с Болконским.

78

18


Война 1812 г. Образ Наполеона в романе.

Подготовка к Бородинскому сражению. Истинный и ложный патриотизм. Разговор с Андреем перед сражением.

79

19


Бородинское сражение. Образ Кутузова. Пьер на Батарее Раевского. Ранение князя Андрея. Встреча с Курагиным.

80

20


Совет в Филях. Истинный и ложный патриотизм жителей Москвы (афишки Растопчина, расправа над Верещагиным).

81

21


Встреча Андрея с Наташей. Новое понимание жизни перед смертью. Смерть героя.

82

22


Пьер в осаждённой Москве. Плен. Образ Платона Каратаева.

83


23


Партизанское движение. «Дубина народной войны». Гибель Пети Ростова. Философия истории.

84

24


Тема семьи в романе. Утверждение высших ценностей жизни. Роль эпилога. Смысл заглавия романа. Новая концепция истории. Мировое значение творчества Л.Толстого.

85-86

25-26


Контрольная работа по творчеству Л.Толстого (классное сочинение)

87

27


Н.С.Лесков. Судьба писателя. Антигерои Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Цикл «Праведники». «Однодум», «Человек на часах», «Левша». Особенности сюжета. Образ праведников в рассказах.

88

28


Н.Лесков «Очарованный странник». «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы. Смысл названия повести. Особенности повествования.




Русская литература конца XIX – начала ХХ веков. Человек на рубеже эпох (6ч)

89

1


А.П.Чехов. Становление личности писателя. Рассказы «Тоска», «Счастье», «Красавицы». Отражение в рассказах духовной ситуации рубежа веков. Рассказ «Студент». Жанр «пасхального рассказа». Художественная стратегия Чехова. Идея рассказа.

90

2


« Маленькая трилогия». Рассказ «Ионыч». Причины деградации Старцева. Нравственно-философские идеи, художественное мастерство Чехова.

91

3


Семинар. Рассказы Чехова: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Дама с собачкой» и другие.

92

4


Театр Чехова. Пьеса «Вишнёвый сад». Сюжет и конфликт. Образ времени в пьесе. Старые владельцы вишневого сада Гаев и Раневская.

93

5


Образы Лопахина, Пети и Ани.

94

6


Символический смысл пьесы. Образ вишнёвого сада. Основные мотивы пьесы. Пьеса как лирическая комедия. Особенности «новой драмы».




Литература народов России. Зарубежная литература XIX века.(5ч)


95

1


К.Хетагуров. Обзор творчества.

96

2


Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Имена и художественные произведения. Г.Ибсен «Кукольный дом». Художественное своеобразие. А.Рембо «Пьяный корабль».

97

3


Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес». Общая характеристика произведения. Жанровое своеобразие. Романтическое двоемирие. Мифологизация и сатира. Образ Цахеса.

98

4


О. де Бальзак «Шагреневая кожа». Общая характеристика произведения. Социально-нравственная проблематика романа. Образ главного героя. Особенности композиции. Женские образы в романе. Художественное своеобразие романа.

99

5


О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Общая характеристика произведения. Эстетизм Уайльда. Нравственно-философская проблематика. Особенности интеллектуального романа.




Итоги года (3ч)

100- 101



Итоговая контрольная работа.


102



Подведение итогов. Самооценка учебной деятельности. Анкетирование. Аннотированный список литературы для ХХ века для чтения и изучения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Литература 10 класс под редакцией Ю.В.Лебедева

Автор: Постникова Анна Александровна

Дата: 30.08.2021

Номер свидетельства: 586027


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства