Словарная работа: Сизый - тёмно-серый с синеватым оттенком, Клин - (сужающийся, заостренный конец), выкликать – звать кого-либо. Прослушивание текста стихотворения Расула Гамзатова «Журавли». Работа в паре. Задание: - общее задание: Запишите ключевые слова данного стихотворения (солдаты, журавли, летят, клин усталый) 1 ученик – записать чувства и эмоции, которые возникают при прочтении или прослушивании стихотворения 2 ученик – записать чувства и эмоции, которые передает автор Прослушивание ответов. Рассказ учителя об истории создания стихотворения «Журавли»: Каждое литературное произведение имеет свою историю. Стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», ставшее впоследствии песней – реквиемом по всем погибшим в войнах, в этом плане тоже не исключение. Находясь в Японии, Расул Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали и историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки и так и не успевшей вырезать из бумаги тысячу журавликов. Поэт был потрясен этой смертью. Здесь же, в Японии, он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. И та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти. Вот так и родилось стихотворение, которое начиналось этими строчками: Мне кажется порою, что джигиты, С кровавых не пришедшие полей, В могилах братских не были зарыты, А превратились в белых журавлей... Стихотворение увидел в журнале «Новый мир» Марк Бернес. Переработав его при посредстве автора и переводчика Наума Гребнева, Бернес прочитал его Яну Френкелю и попросил его написать музыку… Так появилась песня. Она зажила своей полнокровной жизнью и обрела мировую популярность. Прослушивание песни https://www.youtube.com/watch?v=QsWqr_9Px48 Песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса Выразительное чтение стихотворения. Прием «Чтение с остановками»: после каждого четверостишия проводится обсуждение прочитанного через ответы на вопросы учителя, запись художественно-изобразительных средств, объяснение их роли. 1 остановка: Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Вопросы учителя: - Как вы понимаете выражение «полегли когда-то»? («полегли» - погибли на поле боя) - Каким художественно- изобразительным средством является выражение «с кровавых полей»? (метафора «с кровавых полей» - поле боя - помогает понять, насколько большими были потери на войне) - Символом чего являются белые журавли? (журавли являются воплощением душ погибших воинов) 2 остановка: Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? Вопросы учителя: - Как вы думаете, зачем журавли «подают нам голоса»? (Подают голоса, чтобы мы помнили о них) - Почему люди «замолкают, глядя в небеса»? Помнят ли люди о подвигах павших? Помнят ли сейчас? - Нужно ли помнить павших солдат? Почему? 3 остановка: Сегодня, предвечернею порою, Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели. Вопросы для учителя: - Почему именно эту картину видит лирический герой? 4 остановка: Они летят, свершают путь свой длинный И выкликают чьи-то имена. Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна? Вопросы для учителя: - О чем размышляет автор? - Почему, по-вашему, журавли «выкликают чьи-то имена»? 5 остановка: Летит, летит по небу клин усталый, Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый, Быть может, это место для меня. Вопросы учителя: - Почему автор использует эпитет «клин усталый»? - Как представлена природа в данном отрывке? («туман», «исход дня») - На что похож клин журавлей? (на строй солдат, это метафора) - Какую стилистическую фигуру использует автор? С какой целью? (анафора: Летит, летит по небу клин усталый, Летит в тумане на исходе дня; чтобы передать мысль о вечном круговороте жизни) - Как вы понимаете выражение «И в том строю есть промежуток малый, Быть может, это место для меня»? 6 остановка: Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле. Вопросы учителя: - На какие мысли наводит данный отрывок? (о круговороте жизни) Вопросы учителя: - О чем это стихотворение? Какова его тема? - Какова основная мысль стихотворения «Журавли»? - Какую картину бы вы нарисовали к этому стихотворению? - Что объединяет стихотворения «Журавли» и «Варварство»? Информация для учителя: Главный образ стихотворения Гамзатова закреплен в его названии. Журавли как лирическое воплощение душ погибших воинов. Они описаны довольно подробно: белые, летящие клином, напоминающим поэту солдатский строй, издающие резкие звуки, будто окликая кого-то. Все это заставляет людей и самого поэта «замолкать, глядя в небеса». О войне в стихотворении напоминают «кровавые поля», где «полегли» солдаты (образ обобщенный, позволяющий думать и о других войнах, коими богата человеческая история). Природные картины также представлены туманом, «предвечернею порою» (сумерки, «исход дня»), «сизой мглой» (сейчас и потом, когда «настанет день» самого лирического героя – это позволяет поэту ввести мысль о вечном круговороте жизни). Работая над текстом песни, поэт по совету первого ее исполнителя Марка Бернеса заменил «джигитов» на «солдат», тем самым придав своему стихотворению более универсальное звучание. Индивидуальная работа: написать синквейн на одну из тем: «Солдаты», «Память», «Журавли» Ф оценивание учителем |