kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочный план урока: Р. Гамзатов "Журавли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

план предназначен для учащихся 7 класса с казахским языком обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план урока: Р. Гамзатов "Журавли"»


  1. Краткосрочный план урока

  2. Раздел долгосрочного плана:

    Раздел 8: День Победы: почему мы должны помнить

    Школа: КМСШГ №3

    Дата:

    ФИО учителя: Сабиржанова Г.К.

    Класс: 7В


    Количество присутствующих: 13

    отсутствующих:0

    Тема урока

    Расул Гамзатов «Журавли»

    Вид урока

    изучение новой темы

    Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

    С4 Определение основной мысли

    Ч6 Анализ художественных произведений

    Цели урока

    - определять основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний

    - анализировать содержание художественных произведений небольшого объема, определяя особенности изображения главных и второстепенных персонажей, лирического героя

    Критерии оценивания

    Учащийся умеет

    С4

    - выделять ключевые слова и словосочетания прослушанного текста;

    - определять тему и основную мысль произведения на основе ключевых слов

    Ч6

    - определять особенности изображения лирического героя произведения;

    - анализировать произведение, выявляя значение применения художественно – изобразительных средств

    Языковые цели

    Учащийся использует в своей речи слова по теме «День Победы: почему мы должны помнить»: советские солдаты, память, погибшие герои, журавли, а также применяет в диалоге фразы для выражения своего мнения: «я думаю», «мне кажется», «а вот я считаю», «насколько я знаю» и т.д.

    Привитие ценностей




    На уроке реализуется привитие ценностей: Уважение по отношению к себе и окружающим. Сотрудничество.

    Привитие ценностей осуществляется через чтение, анализ произведения

    Межпредметные связи

    На уроке наблюдается связь с предметом «История». Межпредметная интеграция на уроке реализуется через предложенные учителем факты, данные времен Великой Отечественной войны.

    Навыки использования

    ИКТ


    Предварительные знания


    Это один из заключительных уроков по разделу: «День Победы: почему мы должны помнить»

    Ход урока

    Запланированные этапы урока

    Запланированная деятельность на уроке


    Ресурсы

    Начало урока

    Прием «Ассоциации»: учащиеся говорят о том, какие у них возникают ассоциации со словом ВОЙНА.

    Слово учителя о людских потерях на войне.

    За годы войны наша страна потеряла столько людей, что до сих пор трудно подсчитать точное число всех тех, кто был убит, погиб в период оккупации, пропал без вести, был вывезен на работы в Германию и попал в плен.

    По современным оценкам, людские потери СССР за время войны составили более 26 миллионов человек. Из них 8,7 миллиона человек – погибшие советские солдаты. 7,4 миллиона человек – преднамеренно истребленное мирное население. 6,1 миллиона человек – мирное население, погибшее во время оккупации.

    http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/gamzatov/

    Биография Расула Гамзатова.



    http://polsergmich.blogspot.com/2015/10/39.html

    История создания стихотворения Расула Гамзатова «Журавли»

    Середина урока

    Словарная работа:

    Сизый - тёмно-серый с синеватым оттенком,

    Клин - (сужающийся, заостренный конец), выкликать – звать кого-либо.

    Прослушивание текста стихотворения Расула Гамзатова «Журавли».


    Работа в паре. Задание:

    - общее задание: Запишите ключевые слова данного стихотворения (солдаты, журавли, летят, клин усталый)

    1 ученик – записать чувства и эмоции, которые возникают при прочтении или прослушивании стихотворения

    2 ученик – записать чувства и эмоции, которые передает автор


    Прослушивание ответов.


    Рассказ учителя об истории создания стихотворения «Журавли»:

    Каждое литературное произведение имеет свою историю. Стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», ставшее впоследствии песней – реквиемом по всем погибшим в войнах, в этом плане тоже не исключение. Находясь в Японии, Расул Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали и историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки и так и не успевшей вырезать из бумаги тысячу журавликов. Поэт был потрясен этой смертью. Здесь же, в Японии, он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. И та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти. Вот так и родилось стихотворение, которое начиналось этими строчками:

    Мне кажется порою, что джигиты,

    С кровавых не пришедшие полей,

    В могилах братских не были зарыты,

    А превратились в белых журавлей...

    Стихотворение увидел в журнале «Новый мир» Марк Бернес. Переработав его при посредстве автора и переводчика Наума Гребнева, Бернес прочитал его Яну Френкелю и попросил его написать музыку… Так появилась песня. Она зажила своей полнокровной жизнью и обрела мировую популярность.


    Прослушивание песни

    https://www.youtube.com/watch?v=QsWqr_9Px48

    Песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса


    Выразительное чтение стихотворения.

    Прием «Чтение с остановками»: после каждого четверостишия проводится обсуждение прочитанного через ответы на вопросы учителя, запись художественно-изобразительных средств, объяснение их роли.


    1 остановка:

    Мне кажется порою, что солдаты,

    С кровавых не пришедшие полей,

    Не в землю нашу полегли когда-то,

    А превратились в белых журавлей.

    Вопросы учителя:

    - Как вы понимаете выражение «полегли когда-то»? («полегли» - погибли на поле боя)

    - Каким художественно- изобразительным средством является выражение «с кровавых полей»? (метафора «с кровавых полей» - поле боя - помогает понять, насколько большими были потери на войне)

    - Символом чего являются белые журавли?

    (журавли являются воплощением душ погибших воинов)


    2 остановка:

    Они до сей поры с времен тех дальних

    Летят и подают нам голоса.

    Не потому ль так часто и печально

    Мы замолкаем, глядя в небеса?

    Вопросы учителя:

    - Как вы думаете, зачем журавли «подают нам голоса»? (Подают голоса, чтобы мы помнили о них)

    - Почему люди «замолкают, глядя в небеса»? Помнят ли люди о подвигах павших? Помнят ли сейчас?

    - Нужно ли помнить павших солдат? Почему?


    3 остановка:

    Сегодня, предвечернею порою,

    Я вижу, как в тумане журавли

    Летят своим определенным строем,

    Как по полям людьми они брели.

    Вопросы для учителя:

    - Почему именно эту картину видит лирический герой?


    4 остановка:

    Они летят, свершают путь свой длинный

    И выкликают чьи-то имена.

    Не потому ли с кличем журавлиным

    От века речь аварская сходна?

    Вопросы для учителя:

    - О чем размышляет автор?

    - Почему, по-вашему, журавли «выкликают чьи-то имена»?


    5 остановка:

    Летит, летит по небу клин усталый,

    Летит в тумане на исходе дня,

    И в том строю есть промежуток малый,

    Быть может, это место для меня.

    Вопросы учителя:

    - Почему автор использует эпитет «клин усталый»?

    - Как представлена природа в данном отрывке? («туман», «исход дня»)

    - На что похож клин журавлей? (на строй солдат, это метафора)

    - Какую стилистическую фигуру использует автор? С какой целью? (анафора:

    Летит, летит по небу клин усталый,

    Летит в тумане на исходе дня; чтобы передать мысль о вечном круговороте жизни)

    - Как вы понимаете выражение

    «И в том строю есть промежуток малый,

    Быть может, это место для меня»?


    6 остановка:

    Настанет день, и с журавлиной стаей

    Я поплыву в такой же сизой мгле,

    Из-под небес по-птичьи окликая

    Всех вас, кого оставил на земле.

    Вопросы учителя:

    - На какие мысли наводит данный отрывок? (о круговороте жизни)


    Вопросы учителя:

    - О чем это стихотворение? Какова его тема?

    - Какова основная мысль стихотворения «Журавли»?

    - Какую картину бы вы нарисовали к этому стихотворению?

    - Что объединяет стихотворения «Журавли» и «Варварство»?


    Информация для учителя:

    Главный образ стихотворения Гамзатова закреплен в его названии. Журавли как лирическое воплощение душ погибших воинов. Они описаны довольно подробно: белые, летящие клином, напоминающим поэту солдатский строй, издающие резкие звуки, будто окликая кого-то. Все это заставляет людей и самого поэта «замолкать, глядя в небеса». О войне в стихотворении напоминают «кровавые поля», где «полегли» солдаты (образ обобщенный, позволяющий думать и о других войнах, коими богата человеческая история). Природные картины также представлены туманом, «предвечернею порою» (сумерки, «исход дня»), «сизой мглой» (сейчас и потом, когда «настанет день» самого лирического героя – это позволяет поэту ввести мысль о вечном круговороте жизни). Работая над текстом песни, поэт по совету первого ее исполнителя Марка Бернеса заменил «джигитов» на «солдат», тем самым придав своему стихотворению более универсальное звучание.


    Индивидуальная работа: написать синквейн на одну из тем: «Солдаты», «Память», «Журавли»

    Ф оценивание учителем

    Аудиозапись стихотворения «Журавли»

    https://www.youtube.com/watch?v=OJtm9nC4xUk











    https://www.youtube.com/watch?v=QsWqr_9Px48

    Песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса

    Конец урока


    Рефлексия: «Три М» - учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


    Домашнее задание

    Выучить наизусть стихотворение Р.Гамзатова «Журавли»




Расул Гамзатов «Журавли»

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.


Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?


Сегодня, предвечернею порою,

Я вижу, как в тумане журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.


Они летят, свершают путь свой длинный

И выкликают чьи-то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?


Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый,

Быть может, это место для меня.


Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.




Расул Гамзатов «Журавли» (песня)

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.


Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?


Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый,

Быть может, это место для меня.


Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.


Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей...






5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Краткосрочный план урока: Р. Гамзатов "Журавли"

Автор: Сабиржанова Гульнара Кенесовна

Дата: 07.05.2019

Номер свидетельства: 509426

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства