Этап изучения нового материала | 5 мин | Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя. Повсеместно издают его книги, ставят на сцене пьесы и инсценировки прозаических произведений, создают кинофильмы. Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. Сегодня мы познакомимся с великим произведением Гоголя «Ревизор». На страницах комедии перед нами, читателями, предстанут разнообразные герои со всеми их пороками и недостатками. Герои легкомысленные и мудрые, добрые и злые, смешные и грустные. Анализируя поступки героев, мы поговорим о сложности их характеров. Некоторые эпизоды произведения будут вызывать на наших лицах улыбку, а иногда и задорный смех..И нам предстоит ответить на вечные вопросы, которые волнуют каждого из нас. А, кроме этого, познакомиться с новым героем произведения, о котором до сегодняшнего дня мы ничего не знали. Но об этом чуть позже, а сейчас запишите тему урока «ПО страницам гоголевской комедии …». |
. |
Этап первичного закрепления знаний | 6 мин | Работа по группам Задание для 1 группы: В русском языке есть крылатое выражение «смех сквозь слезы». Имеет ли оно какое-нибудь отношение к «Ревизору»? 2 группа: В самом начале работы над комедией Гоголь планировал назвать ее «Городничий». Как вы считаете, почему? 3 группа: Какие герои предстали перед вами? Кто из них вызывает симпатию и антипатию? |
Взаимопроверка и взаимооценивание |
Этап подведения итогов урока. Рефлексия | 10 мин | А теперь проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение и поняли сущность героев. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. На доске слева написаны действующие герои, а справа – черты поведения и характера, свойственные им. Ваша задача сделать верный выбор. (Устная работа). Городничий | Жена городничего | Хлестаков | Осип | Ляпкин-Тяпкин | Земляника | Почтмейстер | Если бы вы были актером, роль какого героя вы сыграли бы на сцене театра? Почему? Как вы думаете, с какой целью Гоголь дает характеристику каждому из героев в начале произведения? Какие черты характера отражены в афише: положительные или отрицательные? Почему драматург не наделил героев чем-то светлым и добрым? Обратите внимание на высказывание А. И. Герцена «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его». Как вы понимаете смысл этих слов? Среди живых героев комедии есть образ, который каждый из нас может считать таковым, а может и нет, но, по мнению Гоголя, главным героем произведения является смех. Почему драматург так считал? Какие эпизоды вызывают смех? Кто из героев, на ваш взгляд, является самым смешным? Над чем все мы с вами смеемся? Каждый из героев играет свою роль блестяще. А теперь постараемся выяснить, насколько блестяще вы помните содержание реплик, принадлежащих героям комедии. Предлагаю продолжить мои высказывания. Сегодня я научился… Из урока мне запомнилось… Сегодня я неожиданно понял… Я затрудняюсь… В уроке мне хочется отметить… Мне понравилось, как сегодня работали… |
1.неглупый по своему человек | 2.умнее своего барина | 3.услужлив и суетлив | 4.молодой человек, несколько приглуповат | 5.простодушный до наивности | 6.провинциальная кокетка | 7.прочитавший 5-6 книг | Ключ к заданию: 1 – 1 2 – 6 3 – 4 4 – 2 5 – 7 6 – 3 7 – 5 1. С чего начинается произведение? 2. Жанр произведения? 3. Кто сообщил городничему в письме о приезде ревизора? 4. Как звали Хлестакова? 5. Кто написал «Ревизора»? 6. Фамилия уездного лекаря? 7. Название последней сцены? 8. Сколько действий в комедии? 9. На чем Хлестаков мечтал вернуться домой?
(пять, немая, карета, эпиграф, Гоголь, комедия , Гибнер, Чмыхов, Иван) |