|   Дата: Класс: 8 урок     |  
  |   Тема: И.С.Тургенев. «Восточная легенда». Стихотворная и прозаическая речь.   |  
  |   Цель урока:    1.Узнать и понять особенности жанра «стихотворение в прозе». 2. Совершенствовать умение анализа художественного произведения (малого жанра) 3.Познакомиться со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева. 4.Самостоятельно создать произведение изучаемого жанра. 5.Совершенствовать свою устную и письменную речь, вводя в неё новую лексику; грамотно используя литературоведческие термины.       |  
  |   Ожидаемый результат: развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;         |  
  |        |    Деятельность учителя   |    Деятельность обучающихся   |    Наглядности   |  
  |   3 мин.   |    I. Организационный момент   Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  Психологический настрой (сформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ видеоролика.  Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры, геометрические фигуры ученикам и просит сгруппироваться по геометрическим фигурам.   |    Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы.   |        Стратегия «Карусель»               |  
  |   5 мин.   |    II. Проверка пройденного материала. С помощью метода  «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.         *Составление диаграммы Венна     Прозаическая речь-обычная графика-абзацы  -нет рифмы  -ритм прозаический    Стихотворная речь -особая графика -строфы  -рифма  -ритм  
     
     
     
                                         |    Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.   |             |  
  |   5 мин.   |    III. Подготовка к восприятию новой темы.  С помощью приема «До и после» осуществляет первичное представление о жизни и творчестве поэта.  Тургенев Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел - 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт - Петербурге], русский писатель. По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское - Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко - филологический факультет Санкт - Петербургского университета. В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).   |    Демонстрируют свои знания.    У каждого учащегося появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать.       |        Учебник                           |  
  |   15 мин.   |    IV. Актуализация знаний. С помощью стратегии «Таблица Фила» осуществляет усвоение нового материала.  Особенности жанра      |   Лирические черты   |    Эпические черты   |     |   1   |    1   |     |   2   |    2   |     |   3   |    3   |     |   4   |    4   |     |   5   |    5   |     |        |         |      Стихотворения в прозе -это__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  «Два   Словарная работа. Лучезарны вечера – нұр сәулелі кештер Серп – колора. Колос – масақ. Борозда – соқа аударған із. Боле – артық Лазурь – көгілдір түс, аспанның түсі.
  - Анализ произведения по вопросам. *Почему Тургенев свою «Восточную легенду» написал в иносказательной форме? *Почему это стихотворение в прозе автор назвал «Восточной легендой»? *Почему Джиаффар выбрал и съел сморщенное яблоко?
  - Творческая работа для группы:  Изобразите на постере и защитите свое видение после анализа. 1 группа: анализ - рисунок, 2 группа: анализ – концепткарта, 3 группа: диаграмма Венна.  Творческая работа в группах.  Ребята, мы с вами сегодня познакомились с удивительными по своей образности, лиричности, музыкальности и содержанию стихотворениями в прозе И.С.Тургенева.  У всех у вас на партах сборники произведений Тургенева, куда включены и другие его произведения. Представьте, что вам дали возможность выпустить в печати небольшой сборник, состоящий из 5 рассмотренных сегодня вами стихотворений. Выполните небольшой проект. Побудьте оформителями обложки, выполнив её в технике коллаж ( см. Приложение №2). И напишите небольшую вступительную статью к сборнику.    |     
      Работают по учебнику.   
      
     .   |    Таблица «Фила»   |  
  |    10 мин.   |    V. Закрепление урока.     . Составьте синквейн к образам Якова (1 и 2 группы), и образу Рядчика (3 и 4 группы)     Прослушав выступления, мы услышали две точки зрения:    «Стихотворения в прозе» - это стихи без рифмы и размера.   «Стихотворения в прозе» - это прозаические произведения малой формы, наполненные эмоциональностью, приподнятостью речи, лиризмом, своего рода это «лирика в прозе».     - Запишем оба определения.   Ведь до сих пор литературоведы спорят об этом жанре. Существуют и другие точки зрения, но эти две – наиболее распространенные. Попробуем вернуться к вопросу в конце урока, когда послушаем произведения.  Закрепление изученного материала.   -Комментированное чтение легенды.  -Словарная работа.  -Анализ произведения по вопросам  *Почему Тургенев свою «Восточную легенду» написал в иносказательной форме?  *Почему это стихотворение в прозе автор назвал «Восточной легендой»?  *Почему Джиаффар выбрал и съел сморщенное яблоко?   |     Демонстрируют свои знания.    Работают индивидуально, вспоминают, проговаривают вслух.               |    Учебник            Разноуровневые задания       |  
  |    5 мин.   |     VI. Итог урока   Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они  достигнуты?     |     На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.     |        Стикеры    Фишки       |  
  |     2 мин.   |     VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.   
      |     Ученики записывают в дневниках.   |     
      |