Дата: Класс: 8 урок |
Тема: И.С.Тургенев. «Восточная легенда». Стихотворная и прозаическая речь. |
Цель урока: 1.Узнать и понять особенности жанра «стихотворение в прозе». 2. Совершенствовать умение анализа художественного произведения (малого жанра) 3.Познакомиться со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева. 4.Самостоятельно создать произведение изучаемого жанра. 5.Совершенствовать свою устную и письменную речь, вводя в неё новую лексику; грамотно используя литературоведческие термины. |
Ожидаемый результат: развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности |
3 мин. | I. Организационный момент Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Психологический настрой (сформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ видеоролика. Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры, геометрические фигуры ученикам и просит сгруппироваться по геометрическим фигурам. | Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы. | Стратегия «Карусель» |
5 мин. | II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся. *Составление диаграммы Венна Прозаическая речь-обычная графика-абзацы -нет рифмы -ритм прозаический Стихотворная речь -особая графика -строфы -рифма -ритм
| Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. | |
5 мин. | III. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью приема «До и после» осуществляет первичное представление о жизни и творчестве поэта. Тургенев Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел - 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт - Петербурге], русский писатель. По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское - Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко - филологический факультет Санкт - Петербургского университета. В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»). | Демонстрируют свои знания. У каждого учащегося появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать. | Учебник |
15 мин. | IV. Актуализация знаний. С помощью стратегии «Таблица Фила» осуществляет усвоение нового материала. Особенности жанра Лирические черты | Эпические черты | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | | | Стихотворения в прозе -это__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «Два Словарная работа. Лучезарны вечера – нұр сәулелі кештер Серп – колора. Колос – масақ. Борозда – соқа аударған із. Боле – артық Лазурь – көгілдір түс, аспанның түсі.
- Анализ произведения по вопросам. *Почему Тургенев свою «Восточную легенду» написал в иносказательной форме? *Почему это стихотворение в прозе автор назвал «Восточной легендой»? *Почему Джиаффар выбрал и съел сморщенное яблоко?
- Творческая работа для группы: Изобразите на постере и защитите свое видение после анализа. 1 группа: анализ - рисунок, 2 группа: анализ – концепткарта, 3 группа: диаграмма Венна. Творческая работа в группах. Ребята, мы с вами сегодня познакомились с удивительными по своей образности, лиричности, музыкальности и содержанию стихотворениями в прозе И.С.Тургенева. У всех у вас на партах сборники произведений Тургенева, куда включены и другие его произведения. Представьте, что вам дали возможность выпустить в печати небольшой сборник, состоящий из 5 рассмотренных сегодня вами стихотворений. Выполните небольшой проект. Побудьте оформителями обложки, выполнив её в технике коллаж ( см. Приложение №2). И напишите небольшую вступительную статью к сборнику. |
Работают по учебнику.
. | Таблица «Фила» |
10 мин. | V. Закрепление урока. . Составьте синквейн к образам Якова (1 и 2 группы), и образу Рядчика (3 и 4 группы) Прослушав выступления, мы услышали две точки зрения: «Стихотворения в прозе» - это стихи без рифмы и размера. «Стихотворения в прозе» - это прозаические произведения малой формы, наполненные эмоциональностью, приподнятостью речи, лиризмом, своего рода это «лирика в прозе». - Запишем оба определения. Ведь до сих пор литературоведы спорят об этом жанре. Существуют и другие точки зрения, но эти две – наиболее распространенные. Попробуем вернуться к вопросу в конце урока, когда послушаем произведения. Закрепление изученного материала. -Комментированное чтение легенды. -Словарная работа. -Анализ произведения по вопросам *Почему Тургенев свою «Восточную легенду» написал в иносказательной форме? *Почему это стихотворение в прозе автор назвал «Восточной легендой»? *Почему Джиаффар выбрал и съел сморщенное яблоко? | Демонстрируют свои знания. Работают индивидуально, вспоминают, проговаривают вслух. | Учебник Разноуровневые задания |
5 мин. | VI. Итог урока Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они достигнуты? | На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. | Стикеры Фишки |
2 мин. | VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
| Ученики записывают в дневниках. |
|