Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе (5 класс) "Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники"»
Урок №6 Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники
Предметные: знают, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимают общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находят отличия в вариантах сказки; умеют выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы и т.п.) Познавательные: умеют строить сообщение исследовательского характера в устной форме.Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: умеют проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: формируются этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Предметные: умеют определять мораль сказки, композиционные части сказки, используют при сказывании характерные речевые обороты. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев. Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям.
План
Орг.момент
Повторение
- К какой сказке мы отнесли сказку «Царевна-лягушка»?
Почему она волшебная? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните жанровые особенности волшебной сказки.
- В литературе выделяют три вида волшебных сказок: собственно волшебные, приключенческие, героические
- Запишем это в тетрадь.
Типы волшебных сказок
волшебные
приключенческие
героические
- С героической сказкой мы будем знакомится на следующих уроках. А сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке.
Сообщение и запись темы урока
Слайд №1
Работа по теме урока
Художественный мир волшебной сказки. Помощники и противники Ивана-царевича.
Слайд №2:
Запись в тетрадь:
Художественный мир сказки – вымышленный мир, который включает в себя время, сюжет, пространство, героев.
1). Слово учителя:
- Нарисуем большой круг. Почему круг? Потому что для человека, живущего мифом, т.е. сказкой мир реальный и мир воображаемый сливался в одно целое. Сюжет сказки начинается с описания реального мира и реального времени и реальной жизни. Но никогда не указывается конкретное место.
- Где жил Иван-царевич? (В некотором царстве, в некотором государстве.)
- Нет конкретного указания на название царства-государства.
- Возвращаемся к схеме художественного мира сказки. Хоть реальный мир и фантастический представляется древним человеком единым целым, тем не менее между ними существует чёткая граница. Проведём линию. И слева напишем реальный мир и реальное время, а справа – Фантастический мир и время
В каком мире живёт Иван-царевич. Его отец и братья? (В реальном)
- Отметим слово герой в круге там, где указали реальный мир.
- Назовите главного героя сказки «Царевна-лягушка». (Иван-царевич)
- Почему Иван-царевич хотел отступиться от своей находки – лягушки? (Никто до него не женился на лягушке; боялся, что люди засмеют.)
- Почему всё-таки он её взял с собой? (Не хотел ослушаться отца; любопытно стало, что будет дальше.)
- Каким мы можем охарактеризовать Ивана-царевича в этот момент? (Послушный, почтительный воле отца). Запишем это в тетрадь.
- Продолжаем заполнять круг. В сказке всегда герой проходит испытания, в которых он проявляет смекалку, сообразительность, смелость, ловкость, доброту и другие положительные качества. Но чтобы пройти эти испытания, он нарушает запрет, что-то или кого-то теряет. Запишем в круге под словом герой следующее: нарушает запрет, теряет что-то, кого-то.
- Что нарушил Иван-царевич в этой сказке? (Сжёг лягушечью кожу)
- Прочитаем этот эпизод.
- Вы обратили внимание, что в этом эпизоде очень много глаголов? Как вы думаете, почему? Каждый из героев торопиться – один сжечь кожу, а другой её найти.
- Почему Иван-царевич сжёг кожу? Правильно ли он поступил?
- Почему нельзя было этого делать? Прочитаем, как об этом говорил старичок, который встретился Ивану-царевичу. Каким нам представляется старичок по его манере говорить? (Он мудрый, он представитель народа. Используется разговорная лексика «ну, да делать нечего, словами беды не поправишь».)
-Как он обращается к царевичу? (Добрый молодец) А о Василисе он говорит, что она «хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного». Какие сказочные формулы используются здесь? (Постоянные эпитеты.) Зачем?
- Именно в момент, когда сжигается кожа, он теряет Василису Премудрую и вынужден начать своё путешествие.
Слайд №3 Мультфильм «Царевна-лягушка»: Василиса превращается в белого лебедя и улетает
- Образ белого лебедя не случаен. Лебедь в русской и славянской мифологии связан со светлым и радостным началом. Почитание лебедей имеет очень древние корни. Их образ у наших далёких предков часто связывался с солнцем.
- Где нужно искать Василису? (В царстве Кощея.)
Слайд №4 Царство Кощея.
- А Кощей, по представлению славян, - это старик, стремящийся заковать землю вечным льдом, те есть сделать её безжизненной, мёртвой. А с чем ассоциируется у нас холод? (С тем, что на небе нет солнца.)
- То есть Кощей похищает не просто Василису Премудрую, жену Ивана-царевича, он похищает солнце.
- Прочитаем, как собирался в дорогу царевич? Почему так подробно об этом говорится? (Он не торопится, так как понимает, что путь не близок, труден, опасен и поэтому нужно тщательно собраться в дорогу.)
- Быстро ли он шёл? Прочитайте, как об этом говорится. Почему сказитель замедляет время? (Чтобы показать, насколько труден и долог путь героя.)
- Что дал ему старичок? Что сказал ему царевич? Какой он? Запишем: вежливый, учтивый
- Возвращаемся к нашему кругу. Василиса Премудрая находится у своего отца Кощея Бессмертного, кстати, это фразеологизм, в фантастическом мире. Чтобы туда попасть герой должен пройти через заставу – избушку Бабы-Яги, это тоже фразеологизм, т.е. устойчивое словосочетание.
Слайд №5 Баба-Яга
Сообщение ученика о Бабе-Яге
Баба Яга в сказках представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучей.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»)
Слайд №6 Избушка Бабы-Яги
- Прочитайте слова Ивана-царевича, обращённые к избушке. Эта конструкция используется во всех сказках. Это художественная формула. Избушка Бабы-Яги повёрнута к фантастическому миру, и чтобы туда попасть, надо повернуть избушку к себе дверью.
- Ивана-царевича встречает Баба-Яга. Прочитаем этот эпизод.
Слайд №7 Эпизод из мультфильма «Царевна-лягушка» (Баба-Яга и Иван-царевич).
- В сказках Яга может быть помощником главного героя или вредителем, может помогать Кощею, а может быть против Кощея. А в этой сказке?
- Долго или коротко шёл Иван-Царевич до избушки Бабы-Яги? (Расскажите, как об этом говорится в сказке?
- Кого он встретил по дороге? Почему он их не убил, а предпочёл остаться голодным? Запишем это в тетрадь (Добрый, сочувствующий, сердобольный)
- И за свою доброту и терпение он был вознаграждён. Именно эти звери-помощники помогают Ивану-царевичу уничтожить зло в лице Кощея Бессмертного. И выбор животных тоже не случаен. Где живёт медведь, селезень и щука? (Медведь и заяц – на суше, селезень – летает по воздуху, а щука живёт в воде.)
- То есть они помогают Ивану-царевичу не просто победить Кощея, а освобождают мир от вечного холода.
Слайд №8 Животные-помощники на картинах художников
- Дорисуем мир сказки. От слова герой проведём стрелочку в сторону фантастического мира и запишем в фантастическом мире решает задачи с помощью помощников и дарителей. Теперь под этими словами проведём черту и запишем противники героя и злые силы. И помощники, и злые силы живут в одном мире – фантастическом.
- Расскажите, как Иван-царевич с помощью помощников победил Кощея?