Просмотр содержимого документа
«Конспект урока А.С.Пушкин "Памятник"»
конспект урока по изучению стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» в IX классе.
Тема урока: «А. С. Пушкин. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»": анализ стихотворения».
Эпиграф к уроку: «У нас все от Пушкина» (Ф. М. Достоевский).
Вид урока: урок изучения нового материала.
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
1) познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», с личностью поэта;
2) развивать умения анализа художественного текста, а также сравнительно-сопоставительного анализа;
3) формировать умения работы с литературоведческими понятиями (эпитет, антитеза, олицетворение);
4) формировать навыки комментированного и выразительного чтения художественного произведения;
5) расширить культурный кругозор, словарный запас учащихся и формировать их эстетический вкус.
2. Развивающие:
1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);
4) развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся.
3. Воспитывающие:
1) воспитывать чувство прекрасного;
2) воспитывать любовь к слову, уважение к поэтическому дару;
3) воспитывать интерес к предмету.
Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод комментированного и выразительного чтения.
Оформление и оборудование урока: тексты стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и Г. Р. Державина «Памятник»; портреты авторов; фото Александрийского столпа; на доске записан эпиграф.
План урока:
I. Вступительное слово учителя – 5 мин.
II. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» – 5 мин.
III. Анализ стихотворения – 20 мин.
IV. Работа со средствами художественной выразительности – 10 мин.
V. Подведение итогов урока – 5 мин.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя. Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку? (ответы учащихся).
На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства. О ком идет речь?
Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, еще недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.
II. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема? (читает наизусть учащийся).
III. Анализ стихотворения(у каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина).
– Какие аналогии у вас возникли при прочтении?
(Аналогия с державинским стихотворением «Памятник»).
– Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт?
(«...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить, / В сердечной простоте беседовать о Боге. / И истину царям с улыбкой говорить»).
– О чем стихотворение А. С. Пушкина? Каков сюжет?
(Сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).
– Рассмотрим непонятные для вас слова, которые встретились в тексте стихотворения.
Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского (демонстрируется фотография).
Пиит – поэт.
Всяк сущий – существующий.
Тунгус – народность Восточной Сибири.
Муза – богиня поэзии, вдохновение.
– Начинается стихотворение со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Что значит «нерукотворный»? Какие ассоциации возникают при слове «нерукотворный»?
(Икона «Спас нерукотворный»).
– Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. Какое еще значение несет эпитет «нерукотворный»?
(Священный, возвышенный).
– Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом?
(Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно).
(чтение 2 строфы).
– Где будет жить душа поэта после смерти?
(В поэзии).
– Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина («доколь Славянов род вселена будет чтить»). К кому обращена поэзия Пушкина?
(«…доколь в подлунном мире…» – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству).
– Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина?
(Пока «жив будет хоть один пиит», пока людям будет нужна поэзия).
– Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика?
(Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами, поэтому поэзия всегда будет актуальной).
(чтение 3 строфы).
– Почему Пушкин употребил старинное название «Русь», а не Россия, «язык», а не народ?
(Россия – определенное государство с границами, понятие «Русь» значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт).
(чтение 4 строфы).
– Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин?
(«… истину царям с улыбкой говорить»).
– В чем Пушкин видит предназначение поэта?
(Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству).
– Каково назначение поэзии?
(Помогать человеку стать человеком с большой буквы).
– Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.
(чтение 5 строфы).
– «Веленью Божию, о муза будь послушна». Как вы понимаете значение этих слов?
(Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то).
– Каким должен быть поэт?
(Отважным – «обиды не страшась»; бескорыстным – «не требуя венца»; равнодушным к похвале и клевете – «хвалу и клевету приемли равнодушно»).
– Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: «В чем предназначение поэта?».
IV. Работа со средствами художественной выразительности. Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?
(Эпитеты: «нерукотворный» – это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет «непокорный» – тоже христианское понятие. Возникает противопоставление, антитеза. «Душа переживет» – олицетворение, «чувства добрые» – «жестокий век» – эпитеты и антитеза).
– Какую роль играют эти тропы в стихотворении?
(Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта).
V. Подведение итогов урока. Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. «Я» – это кто?
(Поэт).
– Почему он творит?
(Это веление Бога).
– Сомкнулись первая и последняя строфа. Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли? Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.
Домашнее задание: сравните стихотворения А. С. Пушкина и Г. Р. Державина. Выучите стихотворение А. С. Пушкина наизусть.