kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока А.С.Пушкин "Памятник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "А.С.Пушкин "Памятник"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока А.С.Пушкин "Памятник"»

конспект урока по изучению стихотворения                      А. С. Пушкина «Памятник» в IX классе.

Тема урока: «А. С. Пушкин. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»": анализ стихотворения».

Эпиграф к уроку: «У нас все от Пушкина» (Ф. М. Достоевский).

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

1) познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», с личностью поэта;

2) развивать умения анализа художественного текста, а также сравнительно-сопоставительного анализа;

3) формировать умения работы с литературоведческими понятиями (эпитет, антитеза, олицетворение);

4) формировать навыки комментированного и выразительного чтения художественного произведения;

5) расширить культурный кругозор, словарный запас учащихся и формировать их эстетический вкус.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);

4) развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся.

3. Воспитывающие:

1) воспитывать чувство прекрасного;

2) воспитывать любовь к слову, уважение к поэтическому дару;

3) воспитывать интерес к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод комментированного и выразительного чтения.

Оформление и оборудование урока: тексты стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и Г. Р. Державина «Памятник»; портреты авторов; фото Александрийского столпа; на доске записан эпиграф.

План урока:

I. Вступительное слово учителя – 5 мин.

II. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» – 5 мин.

III. Анализ стихотворения – 20 мин.

IV. Работа со средствами художественной выразительности – 10 мин.

V. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку? (ответы учащихся).

На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства. О ком идет речь?

Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, еще недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.

II. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема? (читает наизусть учащийся).

III. Анализ стихотворения (у каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина).

– Какие аналогии у вас возникли при прочтении?

(Аналогия с державинским стихотворением «Памятник»).

– Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт?

(«...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить, / В сердечной простоте беседовать о Боге. / И истину царям с улыбкой говорить»).

– О чем стихотворение А. С. Пушкина? Каков сюжет?

(Сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).

– Рассмотрим непонятные для вас слова, которые встретились в тексте стихотворения.

Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского (демонстрируется фотография).

Пиит – поэт.

Всяк сущий – существующий.

Тунгус – народность Восточной Сибири.

Муза – богиня поэзии, вдохновение.

– Начинается стихотворение со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Что значит «нерукотворный»? Какие ассоциации возникают при слове «нерукотворный»?

(Икона «Спас нерукотворный»).

– Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. Какое еще значение несет эпитет «нерукотворный»?

(Священный, возвышенный).

– Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом?

(Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно).

(чтение 2 строфы).

– Где будет жить душа поэта после смерти?

(В поэзии).

– Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина («доколь Славянов род вселена будет чтить»). К кому обращена поэзия Пушкина?

(«…доколь в подлунном мире…» – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству).

– Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина?

(Пока «жив будет хоть один пиит», пока людям будет нужна поэзия).

– Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика?

(Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами, поэтому поэзия всегда будет актуальной).

(чтение 3 строфы).

– Почему Пушкин употребил старинное название «Русь», а не Россия, «язык», а не народ?

(Россия – определенное государство с границами, понятие «Русь» значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт).

(чтение 4 строфы).

– Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин?

(«… истину царям с улыбкой говорить»).

– В чем Пушкин видит предназначение поэта?

(Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству).

– Каково назначение поэзии?

(Помогать человеку стать человеком с большой буквы).

– Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.

(чтение 5 строфы).

– «Веленью Божию, о муза будь послушна». Как вы понимаете значение этих слов?

(Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то).

– Каким должен быть поэт?

(Отважным – «обиды не страшась»; бескорыстным – «не требуя венца»; равнодушным к похвале и клевете – «хвалу и клевету приемли равнодушно»).

– Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: «В чем предназначение поэта?».

IV. Работа со средствами художественной выразительности. Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?

(Эпитеты: «нерукотворный» – это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет «непокорный» – тоже христианское понятие. Возникает противопоставление, антитеза. «Душа переживет» – олицетворение, «чувства добрые» – «жестокий век» – эпитеты и антитеза).

– Какую роль играют эти тропы в стихотворении?

(Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта).

V. Подведение итогов урока. Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. «Я» – это кто?

(Поэт).

– Почему он творит?

(Это веление Бога).

– Сомкнулись первая и последняя строфа. Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли? Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.

Домашнее задание: сравните стихотворения А. С. Пушкина и Г. Р. Державина. Выучите стихотворение А. С. Пушкина наизусть.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока А.С.Пушкин "Памятник"

Автор: Светлана Сергеевна Васик

Дата: 04.12.2023

Номер свидетельства: 641237


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства