kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казахские народные сказки. Волшебная сказка «Ер-тостiк». Типологические черты и национальные особенности сказки «Ер-тостiк»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Казахские народные сказки. Волшебная сказка «Ер-тостiк». Типологические черты и национальные особенности сказки «Ер-тостiк»

Цель:

Развивающая:

-ознакомить учащихся с устным народным творчеством казахского

народа;

-отрабатывать умение работать с текстом;

-продолжить работу по усовершенствованию техники чтения;

Образовательная:

Ознакомление с произведениями устного народного творчества

Воспитательная:

Привить интерес к чтению казахских народных сказок, чувство патриотизма, чувство взаимовыручки, доброту, чувство взаимопонимания и коллективизма.

Умение проявить находчивость, сообразительность, лаконично отвечать на вопросы.

Ход урока

1.Организационный момент

- Я рада вам, ребята, я рада свету, солнцу.

- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «Пять»!

2. Сообщение темы и целей урока. 
 Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок, в мир тайн и волшебства.

Как вы думаете, почему я показываю вам картинку  монументального  комплекса «Астана - Байтерек»?

Так, в основу сооружения нашего сказочного Байтерека был положен сюжет о спасении героем птенцов легендарной птицы Самрук. Наш Президент, вспомнив любимую в детстве сказку «Ер-Тостик», вдохновился ее идеей при разработке комплекса «Байтерек - Астана», как символа, берущего  истоки в фольклоре казахского народа.  «Байтерек» - это сказочное дерево, которое нашел герой древнего эпоса казахских народных сказок Ер – Тостик. Согласно тюркским легендам, по  поверьям казахов в его ветвях раз в год откладывала золотое яйцо сказочная и легендарная птица Самрук, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рожденная Великой птицей, постоянно замирала – каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорожденного. Батыр Ер-Тостик, направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли…»

Во время Съезда мировых и традиционных религий, который проходил в Астане Нурсултан Назарбаев сказал, что тянущиеся вверх ветви символизируют руки разных народов, поддерживающих земной шар.

3. Усвоение новых знаний

  1. Вступительное слово:  В сказках живет душа и история народа. С самого детства нас окружают сказки, которые воспитывают в нас характер, прививают нам человеческие качества, волю и учат нас жизни. Нет такого человека на земле, кто не знал бы хотя бы одной сказки или не слышал её. Сказка – удивительное творение. Она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется совершенно невозможным. Сказка сказывается, и людей постепенно покидает усталость, они забывают о горестях своих, на душе становится легко и весело.

   В давние-давние времена, когда еще люди не знали грамоты и не умели писать, они передавали свои знания из уст в уста. Самым желанным гостем любого тоя был жыршы – сказитель. Послушать его интересные и поучительные истории собирались все – от мала до велика. Истории, в которых реальность смешивалась с выдуманными событиями, стали называть сказками.

        Сказки – замечательный образец устного поэтического творчества казахского народа. В них отражались традиции и обычаи степного кочевника.

        Молодые люди – герои казахских волшебных сказок – встречают на своем пути ужасных чудовищ и непреодолимые препятствия. Они даже оказываются в подземном мире – Ер-Тостик, Нан-батыр, Абдрахман-патша…  Временно умирают, а потом воскресают с помощью чудесных снадобий и сверхъестественных существ – Еркем-Айдар,  Абдрахман-патша… Выходят невредимыми из дома, охваченного огнем – Куникей, живущая под солнцем…

        Много в казахских сказках волшебных существ: это чудесная птица Самрук, говорящие животные и даже насекомые…  Эти персонажи «кочуют» из сказки в сказку. Названия сказок и имена персонажей могут быть разными, а сюжеты похожими.

«Одним из главных и, пожалуй, одним из самых любимых персонажей казахских народных сказок был и, несомненно, остается батыр Ер-Тостик. Помните, как Ер-Тостик, преодолев все мыслимые и немыслимые преграды, попал в подземное царство и оказался перед огромным деревом, символизирующим начало жизни?

2. Работа по сказке

Понравилась ли вам сказка? Давайте докажем, что сказка волшебная.

Признаки волшебной сказки:    (работа в тетрадях)

                       (ученики зачитывают ответы)                        

Составление схемы «Какой Ер-Тостик?»

  Казахских сказок множество и обо всех рассказать очень сложно. В этом случае нас выручают книги. На выставке собраны волшебные, бытовые, сказки про животных. Все они раскрывают сущность казахского народа, его мировоззрение, отношение к жизни. И как любая книга, сказка учит.   Чему учит?

(каждый ученик называет по одному предложению)

Вывод:

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

 И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Но самое главное, чему учит нас сказка – оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.

4. Подведение итога урока:

Интересны казахские сказки? Возникло ли у вас желание прочитать другие казахские сказки?

5.Д/задание:  прочитать любую сказку об Алдаре Косе

6. Рефлексия.

- Чем мы занимались на уроке? 
- Всё ли было понятно на уроке? 
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Казахские народные сказки. Волшебная сказка «Ер-тостiк». Типологические черты и национальные особенности сказки «Ер-тостiк» »











Казахские народные сказки. Волшебная сказка «Ер-тостiк». Типологические черты и национальные особенности сказки «Ер-тостiк»

Цель:

Развивающая:

-ознакомить учащихся с устным народным творчеством казахского

народа;

-отрабатывать умение работать с текстом;

-продолжить работу по усовершенствованию техники чтения;

Образовательная:

Ознакомление с произведениями устного народного творчества

Воспитательная:

Привить интерес к чтению казахских народных сказок, чувство патриотизма, чувство взаимовыручки, доброту, чувство взаимопонимания и коллективизма.

Умение проявить находчивость, сообразительность, лаконично отвечать на вопросы.

Ход урока

1.Организационный момент

- Я рада вам, ребята, я рада свету, солнцу.

- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «Пять»!

2. Сообщение темы и целей урока. 
 Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок, в мир тайн и волшебства.

Как вы думаете, почему я показываю вам картинку монументального комплекса «Астана - Байтерек»?

Так, в основу сооружения нашего сказочного Байтерека был положен сюжет о спасении героем птенцов легендарной птицы Самрук. Наш Президент, вспомнив любимую в детстве сказку «Ер-Тостик», вдохновился ее идеей при разработке комплекса «Байтерек - Астана», как символа, берущего  истоки в фольклоре казахского народа.  «Байтерек» - это сказочное дерево, которое нашел герой древнего эпоса казахских народных сказок Ер – Тостик. Согласно тюркским легендам, по  поверьям казахов в его ветвях раз в год откладывала золотое яйцо сказочная и легендарная птица Самрук, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рожденная Великой птицей, постоянно замирала – каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорожденного. Батыр Ер-Тостик, направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли…»

Во время Съезда мировых и традиционных религий, который проходил в Астане Нурсултан Назарбаев сказал, что тянущиеся вверх ветви символизируют руки разных народов, поддерживающих земной шар.

3. Усвоение новых знаний

  1. Вступительное слово:  В сказках живет душа и история народа. С самого детства нас окружают сказки, которые воспитывают в нас характер, прививают нам человеческие качества, волю и учат нас жизни. Нет такого человека на земле, кто не знал бы хотя бы одной сказки или не слышал её. Сказка – удивительное творение. Она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется совершенно невозможным. Сказка сказывается, и людей постепенно покидает усталость, они забывают о горестях своих, на душе становится легко и весело.

   В давние-давние времена, когда еще люди не знали грамоты и не умели писать, они передавали свои знания из уст в уста. Самым желанным гостем любого тоя был жыршы – сказитель. Послушать его интересные и поучительные истории собирались все – от мала до велика. Истории, в которых реальность смешивалась с выдуманными событиями, стали называть сказками.

        Сказки – замечательный образец устного поэтического творчества казахского народа. В них отражались традиции и обычаи степного кочевника.

        Молодые люди – герои казахских волшебных сказок – встречают на своем пути ужасных чудовищ и непреодолимые препятствия. Они даже оказываются в подземном мире – Ер-Тостик, Нан-батыр, Абдрахман-патша…  Временно умирают, а потом воскресают с помощью чудесных снадобий и сверхъестественных существ – Еркем-Айдар,  Абдрахман-патша… Выходят невредимыми из дома, охваченного огнем – Куникей, живущая под солнцем…

        Много в казахских сказках волшебных существ: это чудесная птица Самрук, говорящие животные и даже насекомые…  Эти персонажи «кочуют» из сказки в сказку. Названия сказок и имена персонажей могут быть разными, а сюжеты похожими.

«Одним из главных и, пожалуй, одним из самых любимых персонажей казахских народных сказок был и, несомненно, остается батыр Ер-Тостик. Помните, как Ер-Тостик, преодолев все мыслимые и немыслимые преграды, попал в подземное царство и оказался перед огромным деревом, символизирующим начало жизни?

2. Работа по сказке

Понравилась ли вам сказка? Давайте докажем, что сказка волшебная.

Признаки волшебной сказки:    (работа в тетрадях)

                       (ученики зачитывают ответы)                        

Составление схемы «Какой Ер-Тостик?»

  Казахских сказок множество и обо всех рассказать очень сложно. В этом случае нас выручают книги. На выставке собраны волшебные, бытовые, сказки про животных. Все они раскрывают сущность казахского народа, его мировоззрение, отношение к жизни. И как любая книга, сказка учит.   Чему учит?

(каждый ученик называет по одному предложению)

Вывод:

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

 И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Но самое главное, чему учит нас сказка – оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.

4. Подведение итога урока:

Интересны казахские сказки? Возникло ли у вас желание прочитать другие казахские сказки?

5.Д/задание:  прочитать любую сказку об Алдаре Косе

6. Рефлексия.

- Чем мы занимались на уроке? 
- Всё ли было понятно на уроке? 
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Васильева Валерия Юрьевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 157049

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства