Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы:B.R Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего .
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в истрию мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Данная программа рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
Теория литературы. Летопись.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Теория литературы. Эпитет.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Теория литературы. Юмор.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Теория литературы. Юмор.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Теория литературы. Баллада.
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.
2. Универсальные поурочные разработки о литературе: 5 класс. – М.: ВАКО.
3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»
4. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.В. Беляева.ж – М.: Просвещение, 2010. – 79 с.
Образовательный портал «Древнерусская литература».
Электронная библиотека современных литературных журналов России.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Формы работы на уроке | Планируемые результаты | Дата |
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | Вводный урок | Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами. | Личностные: выделять специфику художест-венной литературы и содержание. Работа с учебником. Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём главное. Предметные: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | |
Устное народное творчество - 10 ч. |
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | Урок чтения и обсуждения произведе-ний | Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собствен-ного высказывания с исполь-зованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. | Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | |
3. | Детский фольклор | Урок чтения и обсуждения произведе-ний | Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. | Личностные: понимание принципов построения или создания произведений каждого жанра; создание считалки, небылицы, загадки. Метапредметные: овладение умением составлять малые жанры фольклора, находить их черты их сходства и различия. Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | |
4. | Сказка как особый жанр фольклора | Урок знакомства с теоретичес-кими поня-тиями | Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями | Личностные: понимание жанровых особенностей, видов сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); Метапредметные: определение харак-терных для сказок обороты речи в самостоя- тельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпи-зоды сказок, сказочных героев с их изобра-жением в живописи и графике. Предметные: давать определение поня-тию, делать вывод об основных чертах жан-ра. | |
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки | Личностные: понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение отличий в вариантах сказки; умение определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставление иллюст-раций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план Предметные: знание жанровых особеннос-тей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. | |
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев. | Урок чтения и изучения произведе-ния | Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир» | Личностные: умение формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ. Метапредметные: умение работать с текс-товым материалом, овладение умением вырази-тельного чтения Предметные: знание жанровых особен-ностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок. | |
7. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | Урок чтения и изучения произведе-ния. | Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюю-дение над языком сказки | Личностные: понимание тайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замы-сел сказки; характеры героев Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки Предметные: иметь представление о сис-теме образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим) | |
8. | Изобрази-тельный характер формул волшебной сказки. | Урок развития речи | Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника | Личностные: понимание тайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художественных прие-мов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев Метапредметные: умение работать со статьёй учебника, знание основных этапов жизни и творчество художников. Предметные: умение находить отличия в вариантах сказки. | |
9. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка ге-роического содержания | Урок чтения и изучения произведе-ния. | Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы. | Личностные: понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умение опреде-лять особенности фольклорной волшебной сказ-ки, истолковывать смысл «необычайных ситуа-ций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки. Метапредметные: сопоставление иллюст-раций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста. Предметные: знание жанровых особен-ностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. | |
10. | Особенности сюжета сказки. Нравствен-ное превос-ходство главного героя. | Урок чтения и изучения произведе-ния | Пересказ, беседа по содер-жанию, составление плана сказки, словесное рисование. | Личностные: понимание особенностей сю-жета сказки; умение видеть нравственное пре-восходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию Метапредметные: овладение умением пересказа текста, умение составлять план по предложенному тексту. Предметные: закрепить понятие о литера-турной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содер-жание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа | |
11. | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках» | Личностные: понимать жанровые особен-ности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа). Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение со-поставлять разные виды сказок. | |
Древнерусская литература - 2 ч. |
12. | Возникно-вение древ-нерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. | Личностные: знать опреде ление понятия «летопись»; понимать, когда возникла древне-русская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…». Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение уме-нием выразительного чтения текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин. Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напев ность, отношение автора к героям), умение определять черты фольклора в летописи. | |
13. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Урок чтения и изучения произведения | Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Ивано- ва; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51) | См. урок 12. | |
Литература 18 века - 1 ч. |
14. | М.В.Ломо-носов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | Урок чтения и обсуждения произведения | Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; вырази-тельное чтение стихотворения | Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве». Метапредметные: овладение умением выразительного чтения стихотворений Предметные: знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противо-поставлен житейский, практический опыт прос-того человека | |
Литература 19 века - 39 ч. |
15. | Русские басни. Басня как лите-ратурный жанр | Урок чтения и изучения произведений | Чтение статьи учебника «Рус-ские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сума-рокове, Лафон-тене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки | Личностные: знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетво-рение», истоки басенного жанра (имена родо-начальников басенного жанра, имена отечест-венных баснописцев) Меиапредметные: умение выразительно читать. Предметные: умение определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отли-чие басни от сказки, знать жанровые особен-ности басни | |
16. | И.А.Крыло Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи | Личностные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни Метапредметные: умение выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: знать жанровые особенности басни | |
17. | И.А. Крылов Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | Урок чтения и изучения произведе-ний | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица» | Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афориз-мы из басен Крылова в речи Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живопи-си, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов Предметные: знать жанровые особенности басни | |
18. | Р/р Жанр басни. Повествова-ние и мораль в басне | Урок развития речи | Сочинение басни на основе мораль ной сентенции одной из понравившихся басен | Личностные: на основе морали басни дока-зать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетво-рения. Метапредметные: умение выразительно читать Предметные: знать художественные особен-ности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, дейст-вующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их харак-теры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр | |
19. | В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | Урок внеклас-сного чтения | Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен | Личностные: знание основных мотивов творчества Крылова Метапредметные: понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщен-ный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное. Предметные: умение оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство анти-тезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи | |
20. | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художест-венного произведения; ответы на вопросы; установление ассо-циативных связей с произве- дениями живописи | Личностные: знать сведения о поэте, исто-рию создания сказки Метапредметные: умение работать с раз-ными источника ми, планировать свою деятель-ность под руководством учителя, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки. | |
21. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение сказки, ответы на вопро -сы, сопоставление сказки на-родной и литературной, выяв-ление общих и отличи -тельных черт | Личностные: понимание роли и значения сказок в жизни человека. Метапредметные: овладение умением составления таблицы, выявление общих и отличительных черт Предметные: знание сюжета и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки | |
22. | Баллада В.А. Жуковского «Кубок» | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. | Личностные: знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», Метапредметные: вырабатывать умение выразительного чтения Предметные: знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям | |
23. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотво-рение «Няне». «У лукоморья…» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование | Личностные: знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни Метапредметные: отработка умения выра-зительно читать стихотворение Предметные: оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать при-надлежность стихотворения к лирике как роду литературы | |
24. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | Урок чтения и изучения произведения | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; ос-мысление сюжета, событий, характеров, выборочный пере-сказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, вы-разительное чте ние; установле- ние ассоциативных связей с произведениями живописи | Личностные: знать историю рождения сюжета сказки Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, отработка умения выразительно читать стихотворение Предметные: знать особенности стихот-ворной сказки; понимать систему образов, ос-новные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев | |
25. | Р/р Стихотвор-ная и прозаи-ческая речь. Ритм, рифма, строфа. | Урок развития речи | Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение | Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясы-вающая), строфа Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, определять крите-рии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изучен-ных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произ-ведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью | |
26. | Помощники царевны. Народная мораль, нравствен-ность | Урок чтения и изучения произведе-ния | Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравни-тельная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизо-дам; сопоставление сказок со сходным сюжетом | Личностные: понимание роли сказки в жизни человека. Метапредметные: выработать умение выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять критерии для сравнения произведений. Предметные: отработать умение делать сравнительную характеристику персонажей, определять сходство и отличия русской народ-ной и литературной сказок, сопоставлять лите-ратурные сказки со сходным сюжетом, объяс-нять отношение автора к изображаемому | |
27. | Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом. | Урок развития речи | Выразительное чтение эпизо-дов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы | Личностные: выработать умение работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки. Метапредметные: выработать умение выра-зительно читать, ставить учебную задачу под руководством учителя. Предметные: выработать умение восста-навливать деформированный текст, чувствовать логику текста | |
28. | В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | Урок внеклассного чтения | Работа с иллюстрациями, восстановление деформирова-ного текста, проверочная работа | Личностные: выработать умение работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки. Метапредметные: выработать умение выра-зительно читать, ставить учебную задачу под руководством учителя. Предметные: выработать умение восстана-вливать деформированный текст, чувствовать логику текста | |
29. | Антоний Погорельс-кий. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комменти-рованное чтение | Личностные: овладеть сведениями о жизни писателя, что такое псевдоним Метапредметные: умение работать с учеб-ником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос. Предметные: выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки | |
30. | Фантасти-ческое и достоверно-реальное в сказке Нравоучи-тельное содержание | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Краткий пересказ, выразительное чтение | Личностные: знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; Метапредметные: отработать умение выразительного чтения, краткого пересказа текста. Предметные: умение находить фантасти-ческое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер | |
31. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотво-рение «Бородино» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноцен-ное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассо-циативных связей с иллюстра-цией | Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формиро-вался его характер, историческую основу сти-хотворения; понимать его героическую направ-ленность, отношение автора к родине; Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассо-циативных связей с иллюстрацией Предметные: умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог. | |
32. | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворе-нии «Бородино» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Работа над словарем нравствен-ных понятий (патриот, патрио-тизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, вырази-тельное чтение; комментирова-ние художественного произве-дения, составление текста с иллюстрациями художников | Личностные: умение объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и личностного («мы» и «я») в рече-вом и образном строе стихотворения Метапредметные: выработать умение выразительно читать, сопоставлять текст произ-ведения с иллюстрациями, Бородинского сражения Предметные: при помощи устного словес-ного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий | |
33. | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место» | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение статьи о писателе, чте-ние повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопро -сы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассо-циативных связей с иллюст-рациями художников; чтение по ролям | Личностные: знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдо-ванное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изоб-раженное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И. Репина Предметные: иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения | |
34. | Реальное и фантастическое в сюжете повести | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, вырази тельное чте-ние; установление ассоциатив-ных связей с произведениями живописи; анализ языка пове-сти | Личностные: знать определение теоретичес-ких понятий: юмор, фантастика. Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциа-тивных связей с произведениями живописи. Предметные: уметь определять роль поня-тий в повести, выделять смысловые части худо-жественного текста, составлять план, пересказы -вать по плану, характеризовать речь рассказ-чика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное | |
35. | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Урок – презента-ция | Художественный пересказ эпи-зодов; инсценирование эпизо-дов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, свя-занного с народными тради-циями, верованиями | Личностные: знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Метапредметные: умение работать с уче-бником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциа-тивных связей с иллюстрацией Предметные: иметь общее представление об их содержании, художественном своеобра-зии; уметь строить монологическое высказыва-ние, пересказывать эпизоды | |
36. | Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века | Урок контроля | Выбор ответа в тестовых заданиях | Личностные: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литера-турных понятий; Метапредметные: умение отвечать на пос-тавленный вопрос Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отли-чать речь прозаическую и стихотворную, ис-пользовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа. | |
37. | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Беседа по прочитанному, выборочное чтение, вырази-тельное чтение, ответы на вопросы | Личностные: знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассо-циативных связей с произведениями живописи Предметные: уметь находить в тексте при-меры используемых видов рифм | |
38. | Мир детства в стихотво-рении «Крестьянс-кие дети» | Урок - практикум | Осмысление характеров героев, ответы на -вопросы; вырази-тельное чтение, устное словес-ное рисование, чтение по ро-лям; комментирование худо-жественного текста, установле-ние ассоциативных связей с произведениями живописи | Личностные: знать содержание стихот-ворения Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассо-циативных связей с произведениями живописи. Предметные: уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэти-ческом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем вре-мени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями | |
39. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи о писателе, чте-ние и восприятие художествен-ного текста; осмысление сюже-та, выборочный пересказ, отве-ты на вопросы; комментирова-ние художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи | Личностные: соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы Предметные: Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произве-дения, выделять проблемы | |
40. | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | Урок чтения и изучения произведе-ния | Ответы на вопросы; выразитель ное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисо-вание; комментирование худо-жественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопо-ставление главного героя с другими персонажами | Личностные: значение понятий крепост-ного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства. Метапредметные: комментировать худо-жественный текст, устанавливать ассоциа-тивные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. Предметные: знать сюжет рассказа, пони-мать духовные и нравственные качества Гера-сима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя | |
41. | Герасим и Муму. Счастливый год. | Урок чтения и изучения произведе-ния | Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, уста-новление ассоциативных связей с произведениями живописи | Личностные: сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. Метапредметные: комментировать худо-жественный текст, устанавливать ассоциа-тивные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | |
42. | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. | Урок чтения и изучения произведе-ния | Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизо-дов и сцен рассказа, работа по опорной схеме | Личностные: знать содержание произве-дения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; Метапредметные: уметь проводить частич-ный анализ центральных эпизодов текста, прос-ледить за изменениями, произошедшими в главном герое. Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | |
43. | Р/р Духовные и нравствен-ные качест-ва Герасима – сила, достоинство, сострада-ние, велико-душие, тру-долюбие. | Урок развития речи | Ответы на вопросы: вырази-тельное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диало-гов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопос-тавление главного героя с дру-гими персонажами | Личностные: знать сюжет рассказа, пони-мать духовные и нравственные качества Гера-сима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы Предметные: уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использо-вать цитаты из текста в связном ответе, состав-лять план характеристики героя | |
44. | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками | Урок развития речи | Анализ сочинений, работа над ошибками | Умение выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок | |
45. | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотво-рение «Весенний дождь» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразитель-ное чтение, работа с ассоциа-циями | Личностные: знать биографические сведе-ния о Фете, содержание его стихотворения Метапредметные: планоровать свою деятельность под руковод ством учителя, выра-ботать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставлен-ный вопрос Предметные: уметь определять, какие художествен ные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. | |
46. | Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи учебника о писа -теле, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выбороч-ный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произ-ведений художественной лите-ратуры, принадлежащих к одному жанру | Личностные: знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказс-кий пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой» Метапредметные: планировать свою дея-тельность под руководством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений Предметные: уметь оперировать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, спе-цифику жанра; понимать различие между бы-лью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого | |
47. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | Урок чтения и изучения произведе-ния | Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самос-тоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, ком -ментирование глав 3-6; сравне-ние характеров, поведения двух литературных персонажей | Личностные: знать понятия «герой», «сопос-тавление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) Метапредметные: планировать свою дея-тельность под руковод-ством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений Предметные: умение оперировать поня-тиями при создании сравнительной характе-ристики, выявлять авторскую позицию, состав-лять рассказ от лица героя | |
48. | Странная дружба Жилина и Дины. | Урок чтения и изучения произведе-ния | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характе-ристика героя; устные сооб-щения; комментирование худо-жественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи | Личностные: способность передавать содер-жание прочитанного текста; владение моноло-гической и диалогической речью. Метапредметные: комментировать худо-жественный текст, устанавливать ассоциа-тивные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, установ-ление ассоциативных связей с произведениями живописи. Предметные:уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мне-ние; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости) | |
49. | Р/р Краткость и выразитель-ность языка рассказа. | Урок развития речи | Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наб-людения над языком рассказа, комментирование художест-венного произведения; анализ художественного текста | Личностные: совершенствовать навыки устного и письменного высказывания Метапредметные: находить ответ на пос-тавленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Предметные: понимать простоту и дина-мику языка «Кавказского пленника»; сдержан-ную эмоциональность «внутренней» речи Жи-лина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилис-тики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы. | |
50. | Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | Урок развития речи | Работа над планом, над вступ-лением и заключением, над логическими переходами | Умение работать над типом речи рассуж-дением, над композицией сочинения | |
51. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи о писателе, чте-ние рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюже -та, изображенных в нем собы-тий, характеров, ответы на воп-росы; чтение по ролям; установ-ление ассоциативных связей с иллюстрацией | Предметные: знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писа-теле на основе прочитанного Метаредметные: умение работать с учеб-ником, выделять главное в тексте, установление ассоциативных связей с иллюстрацией Предметные: передавать содержание рас-сказа, акцентируя внимание на речь героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писа-тель создает юмористические ситуации | |
52. | В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова | Урок внеклассно-го чтения | Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; вырази -тельное чте-ние, устное словесное рисова-ние, рассказ о писателе, инсце-нированное чтение; коммен-тирование художественного произведения, защита иллюст-рации; анализ художественного текста | Предметные: умение опреде лять такие приемы юмористи ческой и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как гово-рящие фамилии, грустный взгляд сквозь весе-лый смех, отсутствие пейзажа как средства ха-рактеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повест-вования, индивидуальность речи Метапредметные: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение. Предметные: характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию. | |
Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч. |
53. | Образы природы в русской поэ-зии. Образ весны. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев. Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И.Тютчев | Урок чтения, изучения и обсуждения произведе-ний | Чтение стихотворений и полно-ценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чте-ние, устное рисование; уста-новление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки | Личностные: знать основные сведения из биографии поэтов; Метапредметные: выработать умение выразительно читать стихи, анализировать Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотво-рение). | |
54. | Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ сти-хотворения | Урок развития речи | Чтение стихотворений и полно-ценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформирован-ного текста, анализ стихотворе-ния | Личностные: знать план анализа лиричес-кого произведения. Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, отрабатывать навы-ки выразительного чтения. Предметные: уметь работать над вырази-тельным чтением стихотворения, анализировать текст. | |
Русская литература 20 века - 23 ч. |
55. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение статьи о писателе, чте-ние рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопро -сы; установление ассоциатив-ных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста | Личностные: знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»; пони-мать авторское отношение к описываемым со-бытиям; Метапредметные: планировать свою дея-тельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на постав-ленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого. Предметные: уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художест-венное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне | |
56. | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи о писателе; ос-мысление сюжета произведе-ния, изображенных в нем собы-тий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисо-вание; комментирование худо-жественного текста, установле-ние ассоциативных связей с произведениями живописи | Личностные: знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимос-вязи; понимать, в какое время происходят собы-тия. Метапредметные: планировать свою дея-тельность под руковдством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставлен-ный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого Предметные: наблюдать за художествен-ными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портре-та, сравнения в описании Васи, причины отчуж-дения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг оди-ночества | |
57. | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Беседа по вопросам, работа с текс том произведения, вырази-тельное чтение, составление плана повести, работа над пла-ном характеристики героев | Личностные: знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпи-ческих произведений; Метапредметные: планировать свою дея-тельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставлен-ный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого. Предметные: уметь выделять границы эпи-зодов повести, различать виды эпических произ-ведений, определять особенности композиции произведения | |
58. | Путь Васи к правде и добру | Урок чтения и изучения произведе-ния | Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключи-тельной сцены; комментирова-ние художественного произве-дения, установление ассоциа-тивных связей; сопоставитель-ный анализ образов героев, работа с иллюстрациями. | Личностные: знать определение понятия «композиция»; Метапредметные: планировать свою дея-тельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставлен-ный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого, выработать умение пересказы-вать текст. Предметные: уметь объяснять роль протии-вопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изоб-ражаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения | |
59. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов | Личностные: Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. Метапредметные: планировать свою дея-тельность под руковдством учителя, умение ра-ботать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого, выработать умение пересказывать текст. Предметные: умение определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: нас-колько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, проследить динамику (развитие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении | |
60. | Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | Урок развития речи | Обдумывание темы, определе -ние идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписыва-ние. | Личностные: работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структури-ровать учебный материал Предметные: выработать умение охаракте-ризовать героев повести, давать оценку их пос-тупкам, определять и формулировать роль пей-зажа, сравнений; знать композицию | |
61. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение | Личностные: знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни Метапредметные: выработать умение вы-разительно читать стихи, анализировать Предметные : уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамич-ный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихот-ворения, уметь передавать это настроение в про-цессе выразительного чтения | |
62. | Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоя-тельная работа «Картинки из моего детства» | Урок развития речи | Анализ стихотворения, самос-тоятельная творческая работа «Картинка из моего детства» | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать неболь-шую зарисовку (воспоминание о природе). Предметные: умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразитель-ности, понимать их роль в стихотворении, осо-бенность звукового оформления, рифму, опре-делять настроение, которым проникнуто сти-хотворение). | |
63. | П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи о писателе; ком-ментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки | Личностные: знать факты жизни и творчест-ва писателя, жанр сказа. Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структури-ровать учебный материал, отрабатывать умения пересказа текста Предметные: умение отличать сказ от сказ-ки; пересказывать сказ, аналитически читать | |
64. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | Урок чтения и изучения произведе-ния | Работа над языком сказа, выр-азительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюст-раций | Личностные: знать язык сказа; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, выраба-тывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: уметь находить в сказе реаль-ное и фантастическое, давать характеристику Степану. | |
65. | В/ч «Малахито-вая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | Урок внек-лассного чтения | Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова, Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение | Личностные: знать произведения П.П. Бажова; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, выраба-тывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: умение работать в группе; развивать творческие способности учащихся | |
66. | К.Г. Паустовс-кий: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержа-нию сказки, работа над главны-ми героями сказки | Личностные: знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки. Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабаты-вать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: умение объяснять смысл наз-вания сказки | |
67. | Нравствен-ные уроки сказки «Теплый хлеб». | Урок чтения и изучения произведе-ния | Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа | Личностные: знать содержа ние сказки, отличие народной сказки от литературной Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабаты-вать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметныые: умение отличать народную сказку от литературной | |
68. | К.Г. Паустовс-кий. Рассказ «Заячьи лапы» | Урок чтения и изучения произведения | Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий перес-каз; устное словесное рисова-ние, комментирование худо-жественного текста | Личностные: знать сюжет рассказа Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, выраба-тывать умения выразительного чтения и пере-сказа текста Предметные: понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в пони -мании событий, изображенных в рассказе | |
69. | Р/ р Умение видеть нео-бычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г. Паустовс-кого «Теплый хлеб» | Урок развития речи | Анализ текста, работа над язы-ком рассказа, над изобразитель но-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа | Личностные: строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведе нием Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабаты-вать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: умение видеть необычное в обычном, выразительность и красочность языка, лиризм описаний, находить эпитеты и сравне-ния в сказке, анализировать текст | |
70. | С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | Урок чтения и изучения произведения | Чтение статьи о писателе, вы-борочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выра-зительное чтение, устное сло-весное рисование, чтение по ролям; сопоставление худо -жественных текстов (легенды и сказки) | Личностные: знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать осо-бенности пьесы как особого рода художествен-ного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки) Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабаты-вать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: умение отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение | |
71. | Положи-тельные и отрицател-ьные герои. Художест-венные особенности пьесы-сказки | Урок чтения и изучения произведе-ния | Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ро-лям, устное словесное рисов-ание; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопро-сы; анализ текста, сопостав -ление сказки Мар шака с народ-ными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | Личностные: знать сюжет сказки Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабаты-вать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, определять критерии для сравнения Предметные: уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависи-мости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетании-ем фантастического и реального в пьесе, сопос-тавлять сказку Маршака с народными сказками, со «Снежной королевой» Г.Х. Андерсена | |
72. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. | Урок чтения и изучения произведе-ния | Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам | Личностные: знать роды и жанры литера-туры; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабаты-вать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: знать понятия сопоставление, противопостав ление»; средства раскрытия ха-рактеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | |
73. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи об авторе; худо-жественный пересказ фрагмен-та, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», ус-тановление ассоциативных связей с произведениями живо-писи | Личностные: знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабаты-вать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром при-роды, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души | |
74. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | Урок чтения и изучения произведе-ния | Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рас-сказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П. Платоно-ва; сравнительный анализ про-изведений | Личностные: отличать язык Платонова от языка других писателей Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ Предметные: уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произ-ведений | |
75. | В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение статьи о писателе, вы-борочное чтение эпизодов, вос-приятие прочитанного; перес-каз, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произ-ведения, установление ассоциа-тивных связей с произведением живописи | Личностные: знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение уме-ниием выразительного чтение текста, ответа на вопросы, умение комментировать текст, уста-новление ассоциативных связей с произведе-нием живописи Предметные: уметь охарактеризовать чувст-ва и поведение мальчика, его состояние, исполь-зуя авторскую лексику; понимать смысл загла-вия, значение картин природы | |
76. | Человек и природа в рассказе | Урок чтения и изучения произведе-ния | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; коммен-тирование художественного произведения | Личностные: понимать роль природы в жизни человека Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный мате-риал, готовить пересказ, отвечать на вопросы Предметные: понимать отношение Васютки к окружающему миру; умение объяснять: пове-дение героя в лесу, какие качества характера по-могают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отноше-ние к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки). | |
77. | Р/р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | Урок развития речи | Подготовка к сочинению, об-суждение планов, работа над сочинением | Личностные: работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный мате-риал, готовить пересказ умение составлять сложный план; уметь концентрировать внима-ние «здесь» и «сейчас», мобилизировать свою творческую энергию Предметные: выработать умение охарак-теризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию | |
Поэты о ВОв (1941 - 1945) - 3 ч. |
78. | Поэтическая летопись Великой Отечествен-ной войны. А.Т. Твардовс-кий. «Рассказ танкиста» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Выразительное чтение и час-тичный анализ стихотворений. | Личностные: знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биог-рафии А.Т.Твардовского, жанровые особеннос-ти баллады; уметь переживать события, расска-занные в стихотворении, усваивать его интона-цию и ритм Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать неболь-шую зарисовку (воспоминание о войне). Предметные: умение владеть навыками ана-лиза поэтического произведения (уметь опреде-лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, по-нимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворе-ние) | |
79 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». | Урок чтения и изучения произведе-ния | Выразительное чтение и час-тичный анализ стихотворений | Личностные: знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта. Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать неболь-шую зарисовку (воспоминание о войне). Предметные: умение владеть навыками ана-лиза поэтического произведения (уметь опреде-лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворе-ние) | |
80. | Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи | Урок развития речи | Чтение стихотворений, сооб-щение о Великой Отечествен-ной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать неболь-шую зарисовку (воспоминание о войне) Предметные: умение владеть навыками ана-лиза поэтического произведения (уметь опреде-лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, по-нимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворе-ние). | |
Писатели и поэты 20 века о Родине - 3 ч. |
81. | Стихотво-рения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение стихотворений, полно-ценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование | Личностные: знать автора стихотворения. Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать неболь-шую зарисовку (воспоминание о природе) Предметные: уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять карти-ны, которые воссоздают поэты, находить худо-жественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль. | |
82. | Картина В.М. Васнецова «Аленушка»А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») | Урок чтения и изучения произведе-ния | Чтение стихотворений, полно-ценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисо-вание, установление ассоциа-тивных связей с произведением живописи | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать неболь-шую зарисовку (воспоминание о войне) Предметные: умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной вырази-тельности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | |
83. | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина- до. «Города и годы» | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение стихотворений, полно-ценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисо-вание | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать неболь-шую зарисовку. Предметные: умение владеть навыками ана-лиза поэтического произведения (уметь опреде-лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | |
Писатели улыбаются - 2 ч. |
84. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение статьи о писателе, отве-ты на вопросы, обсуждение содержания, обучение вырази-тельному чтению по ролям | Личностные: знать автора, факты его биог-рафии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный мате-риал, готовить пересказ Предметные: уметь сжато пересказывать, инсценировать | |
85. | В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | Урок внеклассного чтения | Чтение статьи учебника об Ю.Ч.Киме, выразительное чтение стихотворений-шуток | Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать неболь-шую зарисовку Предметные: умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опреде лять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразитель-ности, понимать их роль в стихотворении, осо-бенность звукового оформления, рифму, опре-делять настроение, которым проникнуто сти-хотворение). | |
Зарубежная литература - 8 ч. |
86 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вереско-вый мед» | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение | Личностные: знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе Метапредметные: вырабатывать умение вырази тельного чтения, умение работать с раз-личными источниками, выделять главное в текс-те, отвечать на поставленные вопросы. Предметные: понимать, какие черты ха-рактера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона | |
87,88 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспро -изведение сюжета); сопостав-ление художественных произве-дений | Личностные: знать автора, факты его биог-рафии, сюжет романа; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабаты-вать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемо-му, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни | |
89. | Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюже-та сказки, изображенных в ней событий, характеров (выбо -рочный пересказ отдельных глав, составление плана, восп-роизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями | Личностные: знать, в чем заключается свое-образие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, националь-ными особенностями и личной судьбой писате-ля; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабы-тывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее компози-ции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпи-зоды для характеристики персонажей | |
90. | Два мира сказки «Снежная королева» | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Рассказ о сказочнике, выбороч-ный пересказ отдельных эпизо-дов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной короле -вы», сообще-ния о героях сказки; сопостав-ление со сказкой А.С.Пушки на «Сказка о мертвой царевне» | Личностные: уметь рассказывать интерес -ные события из жизни Андерсе -на, называть признаки жанра произведения Андерсена, определять особенности автор ской сказки Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабаты-вать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, определять кри-терии для сопоставления Предметные: доказывать, используя приме-ры из текста, каким Андерсен представляет мир, который любит, какой мир ему противопос-тавляет; давать характеристику героям с опорой на текст, объяснять, какие черты народной сказ-ки использует сказочник; выявлять общее и от-личительное при сопоставлении сказки Андерсе на со сказкой Пушкина | |
91. | В/ч Писатели-сказочники и их герои | Урок внеклас-сного чтения | Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятель-ного чтения; сопоставление литературных сказок со сход-ным сюжетом сопоставление литературных сказок и сказок народных | Личностные: знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабаты-вать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, определять крите-рии для сопо ставления Предметные: уметь доказать, что сюжет «бродя чий», объяснить разницу между автор-ской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора) | |
92. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изобра-женных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); установление ассоциативных связей с произ-ведением живописи | Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы Предметные: уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, пере-живания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника | |
93. | Том Сойер и его друзья | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста | Личностные: содержание романа Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабаты-вать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, определять критерии для сравнения Предметные: уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности | |
94. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» | Урок чтения и обсуждения произведе-ния | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведе-ния, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя); установление ассоциативных связей с про- изведением живописи, комментирование художест-венного текста | Личностные: знать автора, факты его биог-рафии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования на рода, показанные писате-лем; умение объяснять, почему Д. Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, умение комментиро вать текст Предметные: умение охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | |
95. | Обобщение изученного материале за курс 5 кл. | Урок повторения и обобщения | | Личностные: знать изученные литерату-роведческие понятия, уметь применять их на практике; знать биографию поэтов и писателей Метапредметные: планировать свою дея-тельность под руковод ством учителя, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Предметные: уметь определять тему, идею, проблематику изученных произведений | |
96. | Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века | Урок контроля | Выбор ответа в тестовых заданиях | Личностный: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий Метапредметные планировать свою дея-тельность под руководством учителя, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отли-чать речь прозаическую и стихотворную, ис-пользовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа. | |
97 - 99 | Уроки внеклас-сного чтения | Урок чтения и обсуждения произведения | | Личностные: основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание Метапредметные: выразитель но читать фрагменты, владеть различными видами перес-каза; участвовать в диалоге. Предметные: умение охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | |
100 | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | Итоговый урок | Презентация сочинений, рисун-ков-иллюстраций к любимым произведениям, инсценирова-ние самостоятельно прочитан-ных книг, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?» | Умение высказывать мнение о самостоя-тельно прочитанных произведениях, аргуме-нтируя свой ответ (определять жанр произ-ведения, его тему, идею, замысел автора, взаи-моотношения героев), защищать иллюстрации к любимым произведениям, уметь выбрать эпи -зод для инсценирования и объяснить его роль в композиции художественного произведения | |
101-102 | Резервные уроки | | | | |