всего 105 часов; в неделю 3 часа.
Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. / Ю. В. Лебедев. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 383 с.: ил.
Календарно-тематическое планирование составила Г. А. Рак
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Введение (2 ч.) |
1 | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | 1 | | |
2 | Россия в первой половине XIX века. Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков. | 1 | | |
Литература первой половины XIX века (22 ч.) |
3 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание. | 1 | | |
4 | Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану», «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление. | 1 | | |
5 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом». | 1 | | |
6 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. Ода «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти». | 1 | | |
7 | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. | 1 | | |
8 | Р.р. Анализ стихотворения А. С. Пушкина. | 1 | | |
9 | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. | 1 | | |
10 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. | 1 | | |
11 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. | 1 | | |
12 | М. Ю. Лермонтов. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. | 1 | | |
13 | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва». | 1 | | |
14 | Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины. | 1 | | |
15 | Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова. | 1 | | |
16 | Вн.чт. Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик». | 1 | | |
17 | Тема любви в творчестве М. Ю. Лермонтова. Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | | |
18 | Р.р. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова. | 1 | | |
19 | Слово о Н. В. Гоголе. Жизнь и творчество. | 1 | | |
20 | Вн.чт. Н. В. Гоголь. Народный характер в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». | 1 | | |
21 | Н. В. Гоголь. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое и эпико-героическое. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». | 1 | | |
22 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. | 1 | | |
23 | Р.р. Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | 1 | | |
24 | Вн.чт. Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в повестях Н. В. Гоголя «Старосветские помещики», «Вий». | 1 | | |
Литература второй половины XIX века (76 ч.) |
25 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. | 1 | | |
26 | Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». | 1 | | |
27 | Особенности композиции романа «Обломов». Обломов — «коренной народный наш тип». | 1 | | |
28 | Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. | 1 | | |
29 | Герои романа и их отношение к Обломову. | 1 | | |
30 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе. | 1 | | |
31 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. | 1 | | |
32 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману А. И. Гончарова «Обломов». | 1 | | |
33 | Р.р. Написание сочинения по роману А. И. Гончарова «Обломов». | 1 | | |
34 | А. Н. Островский. Личность и судьба драматурга. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. | 1 | | |
35 | Драма А. Н. Островского «Гроза». История создания, система образов, приёмы характеристики героев пьесы. | 1 | | |
36 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». | 1 | | |
37 | Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы. | 1 | | |
38 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | 1 | | |
39 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза». | 1 | | |
40 | Вн.чт. А. Н. Островский. «Бесприданница». Образ Ларисы Огудаловой. | 1 | | |
41 | Слово об И.С.Тургеневе. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе. | 1 | | |
42 | История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». | 1 | | |
43 | Базаров — герой своего времени. Трагическое одиночество героя. | 1 | | |
44 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». | 1 | | |
45 | Любовь в романе «Отцы и дети». | 1 | | |
46 | Итоговая контрольная работа за I полугодие. | 1 | | |
47 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | 1 | | |
48 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 | | |
49 | Р.р. Написание сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 | | |
50 | Вн.чт. И. С. Тургенев. «Ася». Образ «тургеневской девушки». Автобиографичность повести. | 1 | | |
51 | Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. «Silentium!»,«Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…» | 1 | | |
52 | Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…» | 1 | | |
53 | Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и всё былое…»). | 1 | | |
54 | Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Ещё майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…» и др. | 1 | | |
55 | Стихи о любви А.А.Фета. «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи. | 1 | | |
56 | Вн.чт. А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. | 1 | | |
57 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа в лирике Некрасова. «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…» и др. | 1 | | |
58 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…». | 1 | | |
59 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. «Элегия», «Вчерашний день…», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин» и др. | 1 | | |
60 | Тема любви в лирике А.Н. Некрасова. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др. | 1 | | |
61 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка». | 1 | | |
62 | Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | | |
63 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы. | 1 | | |
64 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | | |
65 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | | |
66 | Вн.чт. Поэмы Некрасова о декабристах. «Русские женщины». | 1 | | |
67 | Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сказок. | 1 | | |
68 | Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. | 1 | | |
69 | Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». | 1 | | |
70 | Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н.Толстого. | 1 | | |
71 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. | 1 | | |
72 | Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 | | |
73 | Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 | | |
74 | Женские образы в романе «Война и мир». | 1 | | |
75 | Тема народа в романе «Война и мир». | 1 | | |
76 | Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир». | 1 | | |
77 | Патриотизм ложный и патриотизм истинный в романе «Война и мир». | 1 | | |
78 | Философский смысл образа Платона Каратаева. | 1 | | |
79 | Народ и «мысль народная» в изображении Л.Н.Толстого. | 1 | | |
80 | Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения. | 1 | | |
81 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». | 1 | | |
82 | Р.р. Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». | 1 | | |
83 | Слово о Ф. М. Достоевском. Жизнь и судьба писателя. Этапы творческого пути. | 1 | | |
84 | Петербург Ф. М. Достоевского. | 1 | | |
85 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе. | 1 | | |
86 | Теория Раскольникова и истоки его бунта. | 1 | | |
87 | «Двойники» Раскольникова. | 1 | | |
88 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». | 1 | | |
89 | Эпилог романа «Преступление и наказание». | 1 | | |
90 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | | |
91 | Р.р. Написание сочинения по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | | |
92 | Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и её герой. Талант и творческий дух человека из народа. | 1 | | |
93 | Вн.чт. Н.С.Лесков. Рассказ «Тупейный художник». Изображение русского национального характера. | 1 | | |
94 | Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80 – 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.) | 1 | | |
95 | Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». | 1 | | |
96 | Особенности драматургии А.П.Чехова. «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда. | 1 | | |
97 | Сад как символ в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля. | 1 | | |
98 | Р.р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству А. П.Чехова. | 1 | | |
99 | Вн.чт. А.П.Чехов «Попрыгунья». Мысли и чувства автора рассказа. | 1 | | |
100 | Контрольная работа по русской литературе за II полугодие. | 1 | | |
Из литературы народов России (1 ч.) |
101 | Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира». | 1 | | |
Из зарубежной литературы (4 ч.) |
102 | «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Мечты героев о счастье. | 1 | | |
103 | Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. | 1 | | |
104 | Артюр Рембо. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. | 1 | | |
105 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. Обзор литературы для летнего чтения. | 1 | | |