9 | М.В.Ломоносов .Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды | 1 | Обучение выразительному чтению и устному рассказу | Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, «теорию трёх штилей»; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст | | |
10 | Г.Р.Державин – поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества | 1 | Рассказ учителя, беседа | Знать биографию поэта, содержание стихотворений; смысл стихотворений; уметь определять идею стихотворений | | |
Из русской литературы 19 века (23 часа) |
11 | А.С.Пушкин. В творческой лаборатории поэта. Интерес Пушкина к истории России.»Полтава»(отрывок) | 1 | Беседа, обучение выразительному чтению | | | |
12 | А.С.Пушкин «Медный всадник»(отрывок) Выражение чувства любви к Родине, Прославление деяний Петра 1. | 1 | Рассказ учителя, аналитическая беседа | Знать историческую основу произведения, особенности содержания | | |
13 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции | 1 | Беседа, практикум | Знать историческую основу «Песни…», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь давать сравнительную характеристику героев | | |
14 | А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина» | 1 | РР | Понимать идейный замысел произведения; уметь анализировать прочитанное | | |
15 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина» Изображение» Маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести | 1 | Рассказ учителя, беседа, обучение устному рассказу | Понимать идейный замысел повести; уметь анализировать художественный текст | | |
16 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести | 1 | Аналитическая беседа, обучение выразительному чтению | Уметь передавать содержание прослушанного текста, выделять микротемы; понимать смысл текста | | |
19 | М.Ю. Лермонтов» Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.» Молитва», «Ангел». | 1 | Беседа, обучение выразительному чтению | Понимать тему стихотворения; уметь анализировать лирическое произведение | | |
20 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | 1 | Беседа, комментированное чтение | | | |
21 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев | 1 | Рассказ учителя, Беседа | Знать биографию писателя; место повести в творчестве Н.В. Гоголя; понимать роль исторического фона в повествовании; уметь составлять план, выделять главное | | |
22 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести | 1 | Обучение устному рассказу | Знать содержание повести; понимать мотивы поведения героев; уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев | | |
23 | Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | РР | Знать особенности композиции сочинения-рассуждения; уметь выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты | | |
24 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 1 | Беседа, рассказ учителя | Знать историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»; уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, составлять план | | |
25 | С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» Русский язык», Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра | 1 | РР | Знать жанровые особенности стихотворения в прозе; понимать нравственный смысл; уметь анализировать стихотворение в прозе | | |
26 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте . Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины Величие духа русской женщины | 1 | Беседа, рассказ учителя. Практикум | Знать историческую основу поэмы, её содержание; уметь определять тему и идею поэмы | | |
27 | Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины | | обучение выразительному чтению | Знать рождение замысла произведения, его содержание; уметь находить художественные приёмы фольклора | | |
28 | А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья | 1 | Беседа, обучение выразительному чтению | Знать/понимать жанровое своеобразие исторических баллад; уметь анализировать поэтический текст | | |
29 | М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.»Сказки для детей изрядного возраста»«Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | 1 | Беседа, рассказ учителя | Знать биографию и творчество писателя, содержание произведения; уметь анализировать текст с учётом специфики жанра | | |
30 | М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске | 1 | ВЧ | Знать содержание сказки и полноценное её восприятие; понимать идейно-тематическое содержание сказки | | |
|
31 | Литературный ринг по произведениям «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова- Щедрина» | 1 | Урок контроля | | | |
32 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы).Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений взрослых и детей | 1 | Рассказ учителя, беседа | Знать биографию и творчество писателя; понимать тему; уметь анализировать | | |
33 | Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир | 1 | Беседа, обучение устному рассказу | Уметь самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера | | |
Из русской литературы 20 века (28 часов) |
34 | И.А.Бунин. «Цифры». Слово о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых | 1 | Рассказ учителя, беседа | Знать/понимать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа | | |
35 | И.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа . Мастерство Бунина – прозаика и поэта. | 1 | ВЧ | Знать понятие «деталь произведения»;уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно- этические темы | | |
36 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков Смысл названия рассказа | 1 | Рассказ учителя, беседа | Знать оценки творчества А.П.Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа; понимать тему и идею произведения; | | |
37 | Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник | 1 | Практикум | Понимать и уметь объяснять особенности композиции рассказа и её смысл анализировать произведение | | |
38 | Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» | 1 | ВЧ | Знать содержание рассказов, позицию автора; уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя | | |
39 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе В.А.Жуковский»Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый…» «Благовест» И.А.Бунин «Родина» | 1 | Практикум Обучение анализу лирического текста | Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы; уметь анализировать небольшое стихотворение | | |
40 | М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести, »Изображение свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров | 1 | РР Рассказ учителя, беседа | Знать/понимать автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев; уметь делать художественный пересказ частей сюжета | | |
41 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения | 1 | Беседа, обучение пересказу эпизода | Знать специфические черты характера, присущие отдельным героям повести; уметь видеть авторскую позицию | | |
42 | Обучение анализу эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство» Портрет как средство речевой характеристики | 1 | РР Практикум | Уметь делать художественный пересказ частей сюжета, анализировать эпизод | | |
43 | М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды | 1 | | Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения; уметь оценивать сюжет несовпадений легенд. | | |
44 | В.Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | Беседа, обучение выразительному чтению | Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение | | |
45 | В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому | 1 | | Понимать тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения; уметь видеть позицию автора | | |
46 | Л.Андреев. Слово о писателе.«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Гуманистический пафос произведения | 1 | Рассказ учителя, беседа | Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику | | |
47 | А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка»Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека .Призыв к состраданию и уважению к человеку | 1 | Рассказ учителя, беседа | Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев | | |
48 | А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности | 1 | | Знать особенности языка писателя; понимать идейное своеобразие прозы Платоноваи | | |
49 | Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | РР Подготовка к сочинению | Знать содержание прочитанных произведений, уметь определять основную мысль сочинения | | |
50 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте»Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов | 1 | Рассказ учителя, практикум | Уметь находить примеры художественных средств в поэтических произведениях | | |
51 | Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне. | 1 | ВЧ | Уметь читать выразительно поэтический текст | | |
52 | Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | 1 | Рассказ учителя, беседа | Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа | | |
53 | Е.Н.Носов . Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа«Не дать погаснуть живому огню…»( по рассказу «Живое пламя» Е.Носова) | 1 | Рассказ учителя, беседа | Сведения о писателе, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения; уметь сравнивать тексты, | | |
54 | Ю.П.Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека | 1 | | Знать сведения из жизни писателя, план характеристики героев; понимать нравственную проблематику рассказа; уметь давать характеристику героям, | | |
55 | Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы | 1 | | Знать автора, биографические сведения о нём; уметь выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы | | |
56 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте .»Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое | 1 | Рассказ учителя, беседа | Уметь находить примеры художественных средств в поэтических произведениях | | |
57 | Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы | 1 | РР | Знать автора, биографические сведения о нём; уметь выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы | | |
58 | Смех М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах | 1 | Рассказ учителя, беседа | Знать/ понимать автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа; Уметь видеть смешное и грустное | | |
59-60 | Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки»,И.Гофф «Русское поле»,Б.Ш.Окуджава »По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности | 1 | ВЧ | Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов | | |
Из зарубежной литературы(7 часов) |
62 | Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности | 1 | Рассказ учителя, беседа | Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества; уметь выразительно читать стихотворение | | |
63 | Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины | 1 | РР Рассказ учителя, практикум | Знать/понимать автора, факты его жизненного и творческого пути; уметь анализировать текст | | |
64 | Японские хокку (хайку) Особенности жанра | 1 | Практикум | Знать особенности жанра, уметь анализировать | | |
65 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | 1 | Семинар | Знать/понимать автора, факты его жизненного и творческого пути; Уметь видеть гуманизм и лёгкий юмор в рассказах писателя | | |
66 | Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе .«Каникулы».Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра | 1 | ВЧ | Знать биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ- предупреждение»; уметь объяснять смысл названия рассказа | | |
67-68 | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Контрольное тестирование. | 1 | Беседа, комментированное чтение | | | |