kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по литератре для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит все разделы, необходимые для планирования занятий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литератре для 7 класса»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п



Тема и основное содержание




Кол-во часов



Тип урока



Характеристика деятельности учащихся



Дата проведения



план



факт


Введение (1ч.)





1



Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы





1



Беседа, тестирование


Знать цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам. Понимать природу

художественного образа, уметь пользоваться справочным материалом





Устное народное творчество (4 часа)





2



Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях





1



Рассказ учителя, беседа


Знать определение понятия «предание»; понимать своеобразие преданий как поэтической

автобиографии русского народа; уметь пересказывать текст







3



Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович» Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда.






1



Рассказ учителя, беседа


Знать определение понятия

«былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; уметь составлять характеристику героя, определять тему







4



Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Новгородский цикл былин «Садко».Своеобразие былины.»Калевала»- карело-финский мифологический эпос






1



ВЧ


Уметь характеризовать героев; оценивать отражённые в произведении народные вкусы и пристрастия







5



Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц





1



Рассказ учителя, беседа


Знать определение понятий «пословицы» и «поговорки»;

понимать жанровые особенности





Древнерусская литература (3 часа)






6



Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.»Повесть временных лет» (отрывок « О пользе книг») Формирование традиции уважительного отношения к книге






1



Рассказ учителя, беседа


Знать особенности поучения как жанра литературы; понимать смысл поучения Владимира Мономаха








7



«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности






1



Беседа, обучение устному рассказу

Знать содержание повести; уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст, отмечая красоту и силу главных героев








8



Подготовка к письменной работе на тему»Народная мудрость в произведениях устного народного творчества»




РР






Из русской литературы 18 века (2 часа)





9



М.В.Ломоносов .Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды






1



Обучение выразительному чтению и устному рассказу


Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, «теорию трёх штилей»; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст







10



Г.Р.Державин – поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества





1



Рассказ учителя, беседа


Знать биографию поэта, содержание стихотворений; смысл стихотворений; уметь определять идею стихотворений





Из русской литературы 19 века (23 часа)







11



А.С.Пушкин. В творческой лаборатории поэта. Интерес Пушкина к истории России.»Полтава»(отрывок)





1



Беседа, обучение выразительному чтению








12



А.С.Пушкин «Медный всадник»(отрывок) Выражение чувства любви к Родине, Прославление деяний Петра 1.





1



Рассказ учителя, аналитическая беседа


Знать историческую основу произведения, особенности содержания








13



А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции





1



Беседа, практикум


Знать историческую основу «Песни…», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь давать сравнительную характеристику героев








14



А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»






1



РР


Понимать идейный замысел произведения; уметь анализировать прочитанное









15



А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина» Изображение» Маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести







1



Рассказ учителя, беседа, обучение устному рассказу


Понимать идейный замысел повести; уметь анализировать художественный текст







16



Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести





1



Аналитическая беседа, обучение выразительному чтению


Уметь передавать содержание прослушанного текста, выделять микротемы; понимать смысл текста











17



М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте» Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы






1



Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу


Знать историю создания «Песни…», особенности сюжета; понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром; уметь отмечать в ней фольклорные элементы







18



Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства нравственных идеалов






1



Беседа. Практикум


Знать жанровое своеобразие «Песни…»; понимать основной конфликт; уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев









19



М.Ю. Лермонтов» Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.» Молитва», «Ангел».






1



Беседа, обучение выразительному чтению


Понимать тему стихотворения; уметь анализировать лирическое произведение










20



Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова




1



Беседа, комментированное чтение











21



Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев







1



Рассказ учителя, Беседа


Знать биографию писателя; место повести в творчестве Н.В. Гоголя; понимать роль исторического фона в повествовании; уметь составлять план, выделять главное







22



Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести





1



Обучение устному рассказу


Знать содержание повести; понимать мотивы поведения героев; уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев




23



Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»



1



РР


Знать особенности композиции сочинения-рассуждения; уметь выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты








24



И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.






1



Беседа, рассказ учителя


Знать историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»; уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, составлять план






25



С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» Русский язык», Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра






1



РР


Знать жанровые особенности стихотворения в прозе; понимать нравственный смысл; уметь анализировать стихотворение в прозе













26



Н.А.Некрасов. Слово о поэте . Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины Величие духа русской женщины






1



Беседа, рассказ учителя. Практикум


Знать историческую основу поэмы, её содержание; уметь определять тему и идею поэмы






27



Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины




обучение выразительному чтению


Знать рождение замысла произведения, его содержание; уметь находить художественные приёмы фольклора







28



А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья





1



Беседа, обучение выразительному чтению


Знать/понимать жанровое своеобразие исторических баллад; уметь анализировать поэтический текст








29



М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.»Сказки для детей изрядного возраста»«Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.






1



Беседа, рассказ учителя


Знать биографию и творчество писателя, содержание произведения; уметь анализировать текст с учётом специфики жанра








30



М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске






1



ВЧ


Знать содержание сказки и полноценное её восприятие;

понимать идейно-тематическое содержание сказки







31



Литературный ринг по произведениям «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова- Щедрина»




1



Урок контроля













32



Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы).Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений взрослых и детей





1



Рассказ учителя, беседа


Знать биографию и творчество писателя; понимать тему; уметь анализировать







33



Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир





1



Беседа, обучение устному рассказу


Уметь самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера





Из русской литературы 20 века (28 часов)





34



И.А.Бунин. «Цифры». Слово о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых





1



Рассказ учителя, беседа


Знать/понимать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа







35



И.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа . Мастерство Бунина – прозаика и поэта.






1



ВЧ


Знать понятие «деталь произведения»;уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно- этические темы







36



А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков Смысл названия рассказа





1



Рассказ учителя, беседа


Знать оценки творчества А.П.Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;

понимать тему и идею произведения;








37



Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник





1



Практикум


Понимать и уметь объяснять особенности композиции рассказа и её смысл анализировать произведение




38



Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»



1



ВЧ

Знать содержание рассказов,

позицию автора;

уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя







39



Стихи русских поэтов 19 века о родной природе В.А.Жуковский»Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый…» «Благовест» И.А.Бунин «Родина»






1



Практикум Обучение анализу лирического текста


Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы;

уметь анализировать небольшое стихотворение








40



М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести, »Изображение свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров






1



РР

Рассказ учителя, беседа


Знать/понимать автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев;

уметь делать художественный пересказ частей сюжета










41



«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения






1



Беседа, обучение пересказу эпизода


Знать специфические черты характера, присущие отдельным героям повести; уметь видеть авторскую позицию







42



Обучение анализу эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство» Портрет как средство речевой характеристики





1



РР Практикум


Уметь делать художественный пересказ частей сюжета, анализировать эпизод






43



М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды




1



Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения;

уметь оценивать сюжет несовпадений легенд.








44



В.Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».







1



Беседа, обучение выразительному чтению


Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение








45



В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому






1



Понимать тонкости внутреннего

мира лирического героя, главную тему стихотворения; уметь видеть позицию автора







46



Л.Андреев. Слово о писателе.«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Гуманистический пафос произведения





1



Рассказ учителя, беседа


Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику








47



А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка»Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека .Призыв к состраданию и уважению к человеку






1



Рассказ учителя, беседа


Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев







48



А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности





1



Знать особенности языка писателя; понимать идейное своеобразие прозы Платоноваи







49



Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»





1



РР Подготовка к сочинению


Знать содержание прочитанных произведений, уметь определять основную мысль сочинения







50



Б.Л.Пастернак. Слово о поэте»Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов





1



Рассказ учителя, практикум


Уметь находить примеры художественных средств в поэтических произведениях








51



Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне.




1



ВЧ


Уметь читать выразительно поэтический текст




52


Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа





1



Рассказ учителя, беседа


Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа







53



Е.Н.Носов . Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа«Не дать погаснуть живому огню…»( по рассказу «Живое пламя» Е.Носова)





1



Рассказ учителя, беседа


Сведения о писателе, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея»,

план анализа эпического произведения; уметь сравнивать тексты,







54



Ю.П.Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека





1



Знать сведения из жизни писателя, план характеристики героев; понимать нравственную проблематику рассказа; уметь давать характеристику героям,







55



Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы





1



Знать автора, биографические сведения о нём; уметь выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы








56



А.Т.Твардовский. Слово о поэте .»Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»Философские

проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое






1



Рассказ учителя, беседа


Уметь находить примеры художественных средств в поэтических произведениях








57



Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы






1



РР


Знать автора, биографические сведения о нём; уметь выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы





58



Смех М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах



1



Рассказ учителя, беседа


Знать/ понимать автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа;

Уметь видеть смешное и грустное







59-60



Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки»,И.Гофф «Русское поле»,Б.Ш.Окуджава »По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности






1



ВЧ


Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов





Из литературы народов России (1час)






61



Р.Гамзатов «Опять за спиной родная земля» и др. Особенности художественной образности дагестанского поэта





1



Рассказ учителя, беседа


пути поэта, план анализа лирического произведения, уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст




















Из зарубежной литературы(7 часов)






62



Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности






1



Рассказ учителя, беседа


Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества; уметь выразительно читать стихотворение







63



Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины





1



РР

Рассказ учителя, практикум


Знать/понимать автора, факты его жизненного и творческого

пути; уметь анализировать текст






64



Японские хокку (хайку) Особенности жанра




1



Практикум


Знать особенности жанра, уметь анализировать






65



Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви





1



Семинар


Знать/понимать автора, факты его жизненного и творческого пути;

Уметь видеть гуманизм и лёгкий юмор в рассказах писателя









66



Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе .«Каникулы».Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра






1



ВЧ


Знать биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ- предупреждение»; уметь объяснять смысл названия рассказа







67-68



Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Контрольное тестирование.





1



Беседа, комментированное чтение







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Календарно-тематическое планирование по литератре для 7 класса

Автор: Орехова Людмила Васильевна

Дата: 30.09.2016

Номер свидетельства: 346900


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства