№ | Тема раздела | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Форма контроля |
1 четверть 9 недель по 2 часа = 18 часов |
1. | Введение | 1 | В дорогу зовущие, или Литература открывает мир. | | Пересказ прочитанного |
2. | Устное народное творчество. | 3 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. | | Пересказ, объяснение терминологии. |
| | | “Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!” (А. С. Пушкин). Пословицы и поговорки. | | Ответы на вопросы. Чтение статьи учебника. |
| | | Р. Р. В чём красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник. | | Выразительное чтение, инсценирование, исполнение обрядовых песен. |
3. | Из древнерусской литературы. | 2 | Русская летопись. “Повесть временных лет” – историческая энциклопедия. “Сказание о белгородском киселе”. | | Связный рассказ. Поиск ответа на проблемный вопрос. |
| | | Р. Р. Проверка техники чтения. | | Результаты техники чтения. |
4. | Произведения русских писателей 18 века. . | 3 | Жанровые особенности басни. И. И. Дмитриев. Басня “Муха”. | | Выразительное чтение. Анализ басни. |
| | | Великий баснописец И. А. Крылов. Басня “Осёл и соловей”. | | Чтение, анализ басни. |
| | | И. А. Крылов. Басни “Листы и корни”, “Ларчик”. | | Выразительное чтение. |
5. | Из русской литературы 19 века. | 31 | А. С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении “И. И. Пущину”. | | Пересказ, анализ текста. |
| | | Стихотворение А. С. Пушкина “Узник” как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | | Ответы на вопросы. |
| | | Стихотворение А. С. Пушкина “Зимнее утро”. Двусложный размер стиха. | | Выразительное чтение, словесное рисование. Практическое занятие. |
| | | Роман А. С. Пушкина “Дубровский”. История создания романа. Ссора К. П. Троекурова и А. Г. Дубровского (глава I). | | Чтение, анализ прочитанного. |
| | | Суд и его последствия. Главы II и III. | | Чтение, анализ прочитанного |
| | | Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом. Главы IV и V. | | Чтение, анализ прочитанного |
| | | Пожар в Кистенёвке. Главы VI и VII. | | Чтение, анализ прочитанного |
| | | Учитель. Главы VIII и X. | | Чтение, анализ прочитанного |
| | | Маша Троекурова и Дубровский. Главы XI – XVI. | | Характеристика литературных героев. |
2 четверть 7 недель по 2 часа = 14 часов |
| | | Развязка романа “Дубровский”. | | Самостоятельный ответ на проблемный вопрос. |
| | | Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина “Дубровский”. | | Поиск ответов на вопросы. |
| | | Вн. Чт. “Молодые наши проказы” (А. С. Пушкин). “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. “Барышня – крестьянка”. | | Чтение, пересказ. |
| | | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение “Тучи”. Мотивы одиночества и тоски. | | Выразительное чтение, анализ стихотворения. |
| | | Восточное сказание М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”. Тема поверженной красоты. | | Выразительное чтение, анализ текста. |
| | | Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова “Утёс”, “Листок”. | | Выразительное чтение, словесное рисование. |
| | | И. С. Тургенев. Рассказ “Бежин луг”. | | Чтение, комментирование отдельных фрагментов. |
| | | И. С. Тургенев. Рассказ “Бежин луг”. Характеристика героев рассказа. | | Характеристика литературных героев. |
| | | И. С. Тургенев. Рассказы героев “Бежина луга”. | | Чтение, анализ эпизодов. |
| | | Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе. | | Устное словесное рисование, комментирование отдельных фрагментов текста. |
| | | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф. И. Тютчев “неохотно и несмело…”, “С поляны коршун поднялся”, “Листок”. | | Выразительное чтение. Анализ стихотворений. |
| | | А. А. Фет. Стихотворения “Ель рукавом мне тропинку завесила…”, “Ещё майская ночь”, “Учись у них – у дуба и берёзы”. | | Выразительное чтение. Анализ стихотворений. |
| | | Н. А. Некрасов. “Железная дорога”. Главная тема поэзии. Роль пейзажа. | | Сообщение о поэте, выразительное чтение, устное рисование. |
| | | Картины подневольного труда и мысль о величии народа-созидателя в стихотворении “Железная дорога”. | | Выразительное чтение и коментирование. |
3 четверть 10 недель по 2 часа = 20 часов |
| | | Вн. Чт. Историческая поэма Н. А. Некрасова “Дедушка”. | | Выразительное чтение и коментирование. |
| | | Р. Р. Трёхсложные размеры стиха. | | Ответы на вопросы, практическое занятие. |
| | | Н. С. Лесков. “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. Изображение русского характера. | | Выразительное чтение, анализ текста. |
| | | “Ужасный секрет” тульских мастеров. | | Выразительное чтение, анализ текста. |
| | | Судьба Левши. | | Характеристика героя. |
| | | Урок контроля. Контрольная итоговая работа по сказу Н. С. Лескова. | | Развёрнутый письменный ответ на проблемный вопрос. |
| | | А. П. Чехов. Рассказ “Толстый и тонкий”. Смешное и грустное в рассказе. | | Чтение и анализ текста. |
| | | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. | | Выразительное чтение, анализ стихотворений. |
6. | Произведения русских писателей 20 века. | 16 | А. А. Грин. Феерия “Алые паруса”. Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль и Ассоль. | | Выразительное чтение, анализ текста. |
| | | А. П. Платонов. Сказка-быль “Неизвестный цветок”. Прекрасное вокруг нас. | | Выразительное чтение, анализ текста. |
| | | М. М. Пришвин. Философская притча “Кладовая солнца”. Особенности жанра. | | Выразительное чтение, коментирование художественного произведения. |
| | | “Кладовая солнца”. Человек в окружающем мире. “Что есть правда”. | | Анализ эпизодов. |
| | | “Быть счастливым – делать добро” (по сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”. | | Беседа. |
| | | Слово о поэтах фронтового поколения. Стихотворения о великой отечественной войне. | | Выразительное чтение. |
| | | В. П. Астафьев. “Конь с розовой гривой”. Изображение быта и жизни сибирской деревни в рассказе. | | Беседа по вопросам. Выборочное чтение. |
| | | В. П. Астафьев. “Конь с розовой гривой”. Нравственные проблемы рассказа. | | Беседа по вопросам. Выборочное чтение. |
| | | В. Г. Распутин. Рассказ “Уроки французского”. | | Беседа по вопросам. Выборочное чтение. |
| | | Смысл названия рассказа В. Г. Распутина “Уроки французского”. | | Анализ текста, ответ на проблемный вопрос. |
| | | Писатели улыбаются. “Чудики” Василия Макаровича Шукшина. Рассказ “Срезал”. | | Коментирование рассказа. |
| | | Вн. Чт. Рассказы В. М. Шукшина. | | Подробный пересказ. |
4 четверть. 8 недель по 2 часа = 16 часов. |
| | | Ф. А. Искандер. Рассказ “Тринадцатый подвиг Геракла”. Нравственные вопросы в рассказе. | | Анализ художественного текста. |
| | | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А. А. Блок “Летний вечер”, “О как безумно за окном…”. | | Выразительное чтение. |
| | | С. А. Есенин. Стихотворения “Мелколесье. Степь да дали”, “Пороша”. | | Выразительное чтение, анализ текстов. |
| | | А. А. Ахматова. Стихотворение “Перед войной бывают дни такие…”, Н. М. рубцов “Звезда полей”. | | Выразительное чтение, анализ текстов. |
7. | Из литературы народов России. | 2 | Габдулла Тукай. Стихотворения “Родная деревня”, “Книга”. | | Устный развёрнутый ответ на вопросы. |
| | | Кайсын Кулиев. Стихотворения “Когда на меня наввлилась беда…”, “Каким бы малым ни был мой народ…” | | Анализ текстов. |
8. | Из зарубежной литературы. | 10 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | | Выразительное чтение, анализ текстов. |
| | | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Легенда об Арионе. | | Художественный рассказ |
| | | Гомер и его героические поэмы “Илиада” и “Одиссея”. | | Выразительное чтение фрагментов поэмы. |
| | | Гомер и его героические поэмы “Илиада” и “Одиссея”. | | Выразительное чтение, анализ текстов. |
| | | И. Ф. Шиллер. Баллада “Перчатка”. | | Выразительное чтение, анализ текста. |
| | | Проспер Мериме. “Маттео Фальконе”. | | Поиск ответа на проблемные вопросы. |
| | | А. де Сент-Экзюпери. “Маленький принц” – философская и мудрая притча. | | Поиск ответа на проблемные вопросы. |
| | | Итоговый урок по зарубежной литературе. | | Участие в викторине. |
| | | Р. Р. Проверка техники чтения. | | Анализ результатов техники чтения. |
| | | Рекомендации на лето. | | |