Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 2014-2015 учебный год 3 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 2014-2015 учебный год 3 класс
1. Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования
2. В соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ «Верейской СОШ»
3. В соответствии с учебным планом МБОУ «Верейской СОШ» на 2013-2014 уч.год.
4. На основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 2014-2015 учебный год 3 класс »
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования
В соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ «Верейской СОШ»
В соответствии с учебным планом МБОУ «Верейской СОШ» на 2013-2014 уч.год.
На основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов eго систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Цели курса:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 136 часов в год. (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Достижению этой цели служит художественное оформление учебников, текстовый и иллюстративный материал. Поэтические и прозаические тексты художественных произведений формируют потребность учащихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном, эмоционально — образно воспринимать слово в художественном тексте.
В содержание учебников включены репродукции картин известных русских художников (3 класс: часть 1 — к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…»; 3 класс: часть 2 — репродукции с картин И. Шишкина, А. Куинджи; и т.д.).
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Представленный в учебниках текстовый и иллюстративный материал направлен на воспитание доброжелательности, отзывчивости, чувства сопереживания чувствам других людей, взаимопонимания и взаимопомощи.
В учебники по литературному чтению также включены целые разделы, которые помогают осмыслить важные духовные ценности своего и других народов: дружба, доброта, любовь, понимание, терпение, ответственность, благородство — и принять их. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» (3 класс) и др.
Система заданий и вопросов учебника позволит учащимся ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Кроме того, языковым материалом для анализа этических и нравственных ценностей могут служить пословицы, поговорки, высказывания известных людей прошлого и настоящего.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Учебник помогает овладеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознать значимость работы в паре, освоить правила работы в группе.
В учебнике много вопросов, которые начинаются со слов: «Обсуди с другом (или друзьями)». При этом акцент делается на то, что успех может быть только, если работать дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.
Для парной и групповой работы предлагаются, как правило, вопросы нравственного характера: «Какие качества людей ценит народ? Обсудите с друзьями. Подумайте над смыслом пословиц и др.
Система вопросов и заданий учебника позволит научиться вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдать правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Совместно учащиеся будут составлять несложные монологические высказывания о произведении или свои собственные тексты, представлять их перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов), используя иллюстративный ряд (плакат, рисунок, презентацию).
Установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ
1
2
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ
4
3
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
14
4
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - 1
11
5
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
24
6
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2
6
7
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
8
8
БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ
10
9
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ- 1
6
10
ЛЮБИ ЖИВОЕ
16
11
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ -2
8
12
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК
12
13
ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ
8
14
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
8
Итого:
136 часов
Требования к уровню подготовкИ К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
бегло, выразительно читать текст;
выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов устного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения менее 80-90 слов в минуту);
улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематик
научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения 3 класса достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Ориентировочные показатели по темпу чтения:
3 класс – 50- 60 слов в минуту в конце первого полугодия,
65-75 слов в минуту в конце второго полугодия.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища;
речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения.
Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных
эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Контрольно-измерительные материалы
Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся.
учащихся по курсу «Литературного чтения» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.
№ урока
Вид работы
По теме
5
Тест № 1
Самое великое чудо на свете
18
Тест № 2
Устное народное творчество
19
Проверочная работа №1
Устное народное творчество
29
Тест № 3
Поэтическая тетрадь 1
30
Проверочная работа №2
39
Тест № 4
Великие русские писатели
46
Тест № 5
Великие русские писатели
53
Тест № 6
Великие русские писатели
54
Проверочная работа №3
59
Тест № 7
Поэтическая тетрадь 2
60
Проверочная работа №4
63
Контрольная работа №1
За первое полугодие
67
Тест № 8
Литературные сказки.
68
Проверочная работа №5
77
Тест № 9
Были-небылицы
78
Проверочная работа №6
83
Тест № 10
Поэтическая тетрадь- 1
84
Проверочная работа №7
93
Тест № 11
Люби живое
99
Тест № 12
Люби живое
100
Проверочная работа №8
107
Тест № 13
Поэтическая тетрадь- 2
Проверочная работа №9
119
Тест №14
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
120
Проверочная работа №10
127
Тест № 15
По страницам детских журналов
134
Тест №16.
Зарубежная литература
135
Контрольная работа №2
Итоговая
136
Проверка техники чтения
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
№ п/п
Наименования
разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки
прохождения
Скоррект-ные сроки
прохождения
Знакомство с учебником (1 ч)
1
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова.
01.09
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 ч)
2
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.
Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
03.09
3
Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.
04.09
4
Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове.
05.09
5
Урок путешествия в прошлое. Оценка достижений. Тест №1.
08.09
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (14 ч)
6
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.
10.09
7
Русские народные песни.
Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.
Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов.
Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
11.09
8
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
12.09
9
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
15.09
10
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки.
17.09
11
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героев сказки.
18.09
12
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Составление плана сказки.
19.09
13
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».
Характеристика героев сказки.
22.09
14
Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина.
24.09
15
Русская народная сказка «Сивка-Бурка».
25.09
16
Русская народная сказка «Сивка-Бурка».
Составление плана сказки.
26.09
17
Проект: «Сочиняем волшебную сказку».
29.09
18
Русская народная сказка «Сивка-Бурка».
Характеристика героев сказки.
Оценка достижений Тест № 2
01.10
19
Оценка достижений
Проверочная работа №1 по теме:
«Устное народное творчество»
02.10
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - 1 (11 ч)
20
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Прогнозировать содержание раздела.
Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Определять различные средства выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре
Самостоятельно оценивать свои достижения.
03.10
21
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.
06.10
22
Русские поэты XIX—XX века. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья».
08.10
23
Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
09.10
24
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»
10.10
25
А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»
13.10
26
И. С. Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы».
15.10
27
И. С. Никитин «Встреча зимы».
Подготовка сценария утренника «Первый снег».
16.10.
28
И. 3. Суриков «Детство».
17.10
29
И. 3. Суриков «Зима». Тест № 3
20.10
30
Оценка достижений Путешествие в литературную страну Проверочная работа №2 по теме: «Поэтическая тетрадь-1»
22.10
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (24 Ч)
31
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.
Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения) Использовать средства художественной выразитель-ности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.
Проверять себя самостоятельно оценивать свои достижения.
23.10
32
А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С.Пушкина».
24.10
33
А.С. Пушкин Лирические стихотворения
27.10
34
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
29.10
35
А.С.Пушкин «Зимний вечер»
30.10
36
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки
31.10
37
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».
События сказочного текста.
10.11
38
Сравнение народной и литературной сказок.
12.11
39
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. Тест № 4
13.11
40
И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника.
14.11
41
Басни И. А. Крылова. «Мартышка и очки»
17.11
42
Басни И. А. Крылова. «Зеркало и обезьяна»
19.11
43
Инсценирование басни И. А. Крылова
«Ворона и лисица»
20.11
44
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова Подготовка сообщения на основе статьи.
21.11
45
Лирические стихотворения.
24.11
46
Сравнение лирического текста и произведения живописи. Тест № 5
26.11
47
Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.
27.11
48
Л. Н. Толстой. «Акула»
28.11
49
Л. Н. Толстой. «Прыжок»
01.12
50
Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события герои). Толстой Л.Н. «Лев и собачка» (быль)
03.12
51
Рассказ-описание.
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве»
04.12
52
Текст-рассуждение.
Л.Толстой «Куда девается вода из моря»
05.12
53
Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Тест № 6
08.12
54
Оценка достижений
Проверочная работа №3 по теме:
«Великие русские писатели»
10.12
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - 2 (6 ч)
55
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать стихи на слух.
Читать стихи выразительно, выражая авторское настроение Сравнивать рассказ-описание рассказ-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражении с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно. Оценивать свои достижения.
11.12
56
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе.
12.12
57
Повествовательное произведение в стихах Н.А.Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы».
15.12
58
Н.А.Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы».
17.12
59
Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин. Тест № 7
18.12
60
Оценка достижений.
Развивающий час (урок-обощение по разделу) Проверочная работа №4 по теме:
Поэтическая тетрадь 2
19.12
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (8 ч)
61
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событии в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
22.12
62
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Герои сказки.
24.12
63
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Нравственный смысл сказки.
Контрольная работа №1 за первое полугодие.
25.12
64
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Герои сказки.
26.12
65
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Нравственный смысл сказки.
12.01
66
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Герои сказки. Сравнение героев сказки.
14.01
67
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ сказки. Тест № 8.
15.01
68
Оценка достижений. КВН. Проверочная работа №5 по теме: Литературные сказки.
16.01
БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ (10 ч)
69
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Прогнозировать содержание раздела.
Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.
Определять характеристики героев произведения с опорой на текст
Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
19.01
70
М. Горький «Случай с Евсейкой».
21.01
71
М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
22.01
72
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
23.01
73
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.
26.01
74
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.
28.01
75
А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения.
29.01
76
А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ.
30.01
77
А. И. Куприн «Слон». Пересказ. Тест № 9.
02.02
78
Оценка достижений.
Урок-путешествие по разделу
Были-небылицы Проверочная работа №6
04.02
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - 1 ( 6 ч)
79
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Прогнозировать содержание раздела.
Читать стихотворение отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
05.02
80
Саша Чёрный. Стихи о животных.
06.02
81
Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности.
09.02
82
А. А. Блок. Картины зимних забав.
11.02
83
Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. Тест № 10
12.02
84
С. А. Есенин «Черёмуха»
Оценка достижений. Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь- 1» Проверочная работа № 7.
13.02
Люби живое (16 ч)
85
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом.
Самостоятельно оценивать свои достижения.
16.02
86
М. Пришвин «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст
18.02
87
М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста.
19.02
88
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Определение жанра произведения.
20.02
89
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Творческий пересказ: дополнение содержания текста.
25.02.
90
В. И. Белов. «Малька провинилась».
26.02
91
В. И. Белов. «Ещё про Мальку».
27.02
92
В. Бианки «Мышонок Пик».
02.03
93
В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. Тест № 11.
04.03
94
Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения.
05.03
95
Б. С. Житков «Про обезьянку». Переска
06.03
96
В. П. Астафьев «Капалуха».
09.03
97
В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
11.03
98
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
12.03
99
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Тест № 12.
13.03
100
Оценка достижений.
Урок-конференция «Земля - наш дом родной» Проверочная работа № 8.
16.03
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - 2 ( 8 ч)
101
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание. Находить в произведениях средства художественной выразительности олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре.
Самостоятельно оценивать свои достижения.
18.03
102
С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...»
19.03
103
А. Л. Барто «Разлука».
20.03
104
А. Л. Барто «В театре».
01.04
105
С. В. Михалков «Если».
02.04
106
А. Благинина «Кукушка». «Котёнок».
03.04
107
Наши проекты «Праздник поэзии» Тест № 13 по теме: Поэтическая тетрадь -3
06.04
108
Оценка достижений.
Проверочная работа № 8.
08.04
«Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» (12 ч.)
109
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие тем
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение;
читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения.
Соотносить пословицу с содержанием произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения;
определять главную мысль текста.
Придумывать свои вопросы к текстам.
Наблюдать за особенностями речи героев.
Понимать особенности юмористических произведений;
выделять эпизоды, которые вызывают смех;
Определять отношение автора к событиям и героям.
Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
09.04
110
А. П. Платонов «Цветок на земле».
10.04
111
А. П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев.
13.04
112
А. П. Платонов «Ещё мама».
15.04
113
А. П. Платонов «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев.
16.04
114
М. М. Зощенко «Золотые слова»
17.04
115
М. М. Зощенко «Золотые слова».
Особенности юмористического произведения.
20.04
116
М. М. Зощенко «Великие путешественники».
22.04
117
М. М. Зощенко «Великие путешественники». Главная мысль произведения.
23.04
118
Н. Н. Носов «Федина задача», «Телефон».
24.04
119
Н. Н. Носов «Друг детства». Тест № 14
27.04
120
Оценка достижений. Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа № 9.
29.04
ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (8 ч)
121
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.
Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.
Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.
Находить необходимую информацию в журнале.
Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.
Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
30.04
122
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы.
01.05
123
Ю. Ермолаев «Проговорился»
04.05
124
Ю. Ермолаев «Воспитатели».
06.05
125
Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды».
07.05
126
Р. Сеф «Весёлые стихи».
08.05
127
Оценка достижений.
Читательская конференция Тест № 15
По страницам детских журналов
11.05
128
Проверка техники чтения
13.05
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 ч)
129
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Древнегреческий миф. Храбрый Персей.
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
Читать и восприниматьна слух художественное произведение.
Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Формирование мотивов достижения и социального признания.
14.05
130
Древнегреческий миф. Храбрый Персей
15.05
131
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе.
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке
21.05
134
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. Тест №16
22.05
135
Оценка достижений.
Развивающий час по теме.«Брейн-ринг» Контрольная работа № 2
25.05
136
Повторение пройденного.
Проверка техники чтения. Летнее чтение
27.05
ИТОГО - 136 ч
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
а) Книгопечатные.
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2011.
КИМы по литературному чтению изд. ВАКО МОСКВА 2014 г.
Кутявина С.В. Поурочные разработки политературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой – М.: Просвещение 2010.
Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с. (Контрольно-измерительные материалы)
б) Печатные пособия.
Словари:
Ушаков Д.Н. «Орфографический словарь» - 2 штуки.
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»- 1 штука.
в) Оборудование класса
Шкафы
Столы ученические
Стулья ученические
Стол учителя
Стул мягкий
Классная доска.
Интерактивная доска
Персональный компьютер
Проектор
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от 29.08.2014 года №1.
__________/_________________________/
ФИО
«_29» ____08_______2014 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Верейская средняя общеобразовательная школа»