kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе составлено на основе «Программа по литературе» под редакцией В. Я. Коровиной.- М. «Просвещение»,   2008 год.

  Данное календарно-тематическое планирование рассчитано на изучение литературы в 8 классе 2 часа в неделю (68 часов в год).

   Календарно-тематическое планирование содержит основные разделы: дата проведения урока, номер урока, основные виды деятельности учителя и учащихся, тема урока. Уроки развития речи выделены курсивом, темы уроков жирным шрифтом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе »

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе


Автор: Дубровская Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы БОУ «Литковская СОШ» Тарского муниципального района Омской области.


Описание материала: Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе составлено на основе «Программа по литературе» под редакцией В. Я. Коровиной.- М. «Просвещение», 2008 год.

Данное календарно-тематическое планирование рассчитано на изучение литературы в 8 классе 2 часа в неделю (68 часов в год).

Календарно-тематическое планирование содержит основные разделы: дата проведения урока, номер урока, основные виды деятельности учителя и учащихся, тема урока. Уроки развития речи выделены курсивом, темы уроков жирным шрифтом.


Дата

N

урока 68 часов

Вид урока. Основные виды деятель­ности учителя и учащихся

Тема урока. Основное содержание

Примечание

1 четверть


1

Беседа.

Введение. Литература и исто­рия. Интерес русских писате­лей к историческому прошлому своего народа. Историзм твор­чества классиков русской лите­ратуры. Выявление уровня ли­тературного развития учащихся.



2

Рассказ учи­теля. Беседа

Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в на­родных песнях. Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Историче­ские песни «Пугачев в темни­це», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произве­дений.


3

Беседа

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и ху­дожественной формы народных преданий.


4

Рассказ учи­теля. Беседа. Практикум

Житийная литература как осо­бый жанр древнерусской лите­ратуры. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защи­та русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содер­жания и формы воинской по­вести и жития.



5

Урок внеклас-сного чтения

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведе­ния. Особенности поэтики бы­товой сатирической повести.





6

Рассказ учи­теля. Беседа

Д. И.Фонвизин. «Недо­росль» (сцены). Слово о писа­теле. Сатирическая направ­ленность комедии. Проблема воспитания истинного гражда­нина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство со­здания комического.


7

Практикум

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенно­сти анализа эпизода драмати­ческого произведения. Основ­ные правила классицизма в драматическом произведении.


8

Урок разви­тия речи

Подготовка к домашнему со­чинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской ли­тературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений).



9

Рассказ учи­теля. Беседа

И. А. Крылов. Слово о бас­нописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изобра­жение человеческих и обще­ственных пороков.



10

Урок

Внеклас-сного чтения

И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности бас­нописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журнали­ста, музыканта, писателя, фи­лософа.



11

Рассказ учи­теля. Прак­тикум

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Об­раз Ермака Тимофеевича. Ду­ма Рылеева и народное преда­ние «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Ха­рактерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева.



12

Рассказ учи­теля. Беседа.

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литера­туре. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное

мгно­венье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Осо­бенности поэтической формы.






13

Семинар.

А. С. Пушкин и история. Исто­рическая тема в творчестве Пушкина (на основе изученно­го в 6—7 классах).



14

Рассказ учи­теля. Беседа.

А. С. Пушкин. «История Пуга­чева» (отрывки). История пуга­чевского восстания в художе­ственном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.



15

Рассказ учи­теля. Беседа

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания про­изведения. Герои и их истори­ческие прототипы.





16

Беседа. Обу­чение устно­му рассказу.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его лич­ности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.



17

Беседа

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравствен­ный идеал Пушкина.




18



Беседа. Практикум

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в

авторской оценке.




19

Урок развития речи.

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции.

Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».



20

Рассказ учителя.

Беседа.

А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.



21

Урок контроля.

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.



2 четверть





19

Урок разви­тия речи

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капи­танская дочка». Истерическая правда и художественный вы­мысел. Особенности компози­ции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалисти­ческом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капи­танская дочка»

20

Рассказ учи­теля. Беседа

А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, симво­лических и фантастических об­разов, з пи лога

21

Урок конт­роля

Контрольная работа по твор­честву А. С. Пушкина

22

Рассказ учи­теля. Семи­нар

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение историче­ской: темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобще­нием изученного в 6—7 клас­сах)

23

Беседа

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Мцыри как романтический ге­рой. Воспитание в монастыре Романтически -условный исто­ризм поэмы

24

Практикум

Особенности композиции поэ­мы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме, Анализ эпи­зода из поэмы «Мцыри» Раз­витие представлений о жанре романтической поэмы





22


Рассказ

учителя.

Семинар.


М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова(с обобщением ранее изученного в 6- 7 классах).




23

Беседа.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.

Романтически- условный историзм поэмы.





24

Практикум

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы.

Развитие представлений о жанре романтической поэмы.



25





Урок разви­тия речи.



Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору уча­щегося)». «Мцыри как романтический ге­рой». «Природа и человек в поэме «Мцыри»»





26

Рассказ учи­теля. Семи­нар.

Н. В. Гоголь. Слово о писа­теле. Его отношение к исто­рии, исторической теме в ху­дожественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобще­нием изученного в 5—7 клас­сах)



27

Рассказ учи­теля. Беседа.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как со­циальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой поста­новки. «Ревизор» в оценке со­временников.



28

Беседа.

Практикум

Разоблачение пороков чинов­ничества в пьесе. Приемы са­тирического изображения чи­новников. Развитие представлений о комедии, са­тире и юморе.



29

Практикум

Хлестаков. Понятие о «мираж­ной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.




30

Урок развития

речи

Особенности композиционной структуры комедии. Специфи­ка завязки, развития действия, кульминации, истинной и лож­ной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашне­му сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).



30

Урок разви­тия речи

Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила ге­роя и его противостояние бездушию общества.



31

Рассказ учи­теля. Беседа


32

Практикум

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повество­вании.




33

Рассказ учи­теля. Беседа

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного го­рода» (отрывок) Художественно-политическая сатира на общественные по­рядки. Обличение строя, осно­ванного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комиче­ского в произведении. Иро­ния, сатира. Гипербола, гро­теск. Пародия. Эзопов язык.



34

Урок разви­тия речи

Обучение анализу эпизода из романа «История одного горо­да».

Подготовка к домашнему сочинению.



35

Урок кон­троля

Контрольная работа по твор­честву М. Ю. Лермонтова, Н В. Гоголя, М. Е. Салтыкова- Щедрина.




Ш четверть


36

Рассказ учи­теля. Беседа

Н. С. Лесков. Слово о писа­теле. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». За­щита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие по­нятия о рассказе. Художест­венная деталь как средство создания художественного об­раза.



37

Рассказ учи­теля. Беседа.

Л.Н.Толстой. Слово о пи­сателе. Социально-нравствен­ные проблемы в рассказе «По­сле бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.



38

Практикум

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Осо­бенности композиции. Антите­за, портрет, пейзаж, внутрен­ний монолог как приемы изображения внутреннего со­стояния героев. Психологизм рассказа.



39

Урок внеклас-сного чтения

Нравственные проблемы пове­сти Л. Н. Толстого «Отрочест­во»




40

Урок

внеклас-сного чтения

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова .





41

Рассказ учи­теля Беседа

А. П. Чехов. Слово о писате­ле. Рассказ «О любви» (из три­логии) как история об упущен­ном счастье. Психологизм рассказа.



42

Рассказ учи­теля, беседа.

И. А. Бунин. Слово о писате­ле. Проблема рассказа «Кав­каз». Мастерство И. А. Буни­на-прозаика.



43

Рассказ учи­теля. Беседа.

А. И. Куприн. Слово о писа­теле. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Пред­ставления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. ,



44

Урок разви­тия речи

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рас­сказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А, Бунина, А. И. Куприна.










45

Рассказ учи­теля. Беседа

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его твор­честве. «Россия». Образ Рос­сии и ее истории. Обучение выразительному чтению.



46

Рассказ учи­теля. Беседа

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на истори­ческую тему. Образ предводи­теля восстания. Понятие о драматической поэме.



47

Уроки разви­тия речи

Урок-конференция. Образ Пу­гачева в фольклоре, произве­дениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.





48

Рассказ учи­теля. Беседа.

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писате­лем» — воспоминание о пути к творчеству.



49-50

Урок внеклас-сного чтения.

Журнал «Сатирикон». «Всеоб­щая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Са­тирическое изображение исто­рических событий. Ирониче­ское повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни».



51

Рассказ учи­теля. Беседа.

М.А. Осоргин. Слово о пи­сателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пен­сне»




52

Урок конт­роля

Контрольная работа по твор­честву Л. Н. Толстого, А. П Че­хова, И. А. Бунина, М. Горько­го, А. А. Блока, С. А. Есенина.


IV четверть


53

Рассказ учи­теля. Беседа.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тер­кин». Картины фронтовой жиз­ни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.





54

Обучение устному рас­сказу.

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тер­кина. Правда о войне в поэме Твардовского.



55

Практикум

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мас­терство А. Т. Твардовского в поэме.



56

Урок внеклас-сного

чтения

А. П. Платонов. Слово о пи­сателе. Картины войны и мир­ной жизни в рассказе "Воз­вращение". Нравственная проблематика и гуманизм рас­сказа.



57

Урок разви­тия речи.

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Иса­ковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А.Фатьянова («Со­ловьи»), Л. Ошанина («До­роги»)



58

Рассказ учи­теля. Беседа

В. П. Астафьев. Слово о пи­сателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое - пове­ствователе.



59

Урок разви­тия речи

Классное сочинение "Великая Отечественная война в лите­ратуре XX века» (произведение по выбору учащегося)






60—61

Уроки внеклас-сного чтения

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоми­наний, грусти, надежды.



62

Рассказ учи­теля. Беседа.

Практикум

У. Шекспир. Слово о писа­теле. "Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматиче­ского произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».



63

Практикум

Сонеты У. Шекспира. «Кто хва­лится родством своим и зна­тью..», «Увы, мой стих не бле­щет новизной .. ». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.



64-65

Рассказ учи­теля, беседа

Ж. -Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.



66

Урок

внеклас-сного чтения

Дж. Свифт. Слово о писате­ле. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство, общества.



67

Урок внеклас-сного чтения

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.




68

Урок-зачет

Литература и история в произ­ведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.



Литература:

1. «Программа по литературе» под редакцией В. Я. Коровиной.- М. «Просвещение»,

2008 год.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

Автор: Дубровская Наталья Алексеевна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163950


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства