Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Анкетирование. Устное народное творчество (7 ч.) Предания как поэтическая автобиография народа. Былина. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда. В/Ч Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. В/Ч Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. Р/Р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Пословицы и поговорки. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Древнерусская литература (5 часов) Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Отрывок из «Повести временных лет» «О пользе книг». «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература». Русская литература 18 века (3 часа) М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок). Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Творчество А. С. Пушкина (8ч) А. С. Пушкин. Слово о поэте. Пушкин и Кавказ. Интерес Пушкина к истории. А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл XII. А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Смысл сопоставление Олега и волхва. А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. Творчество М. Ю. Лермонтова (7 часов) М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора. Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы. М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Творчество Н. В. Гоголя (5ч) Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Трагедия Тараса Бульбы. Р/Р Подготовка к сочинению «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя». Творчество И. С. Тургенева (4 часа) И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык». Творчество Н. А. Некрасова (3 часа) Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. В/Ч А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (4 часа) М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Творчество писателей 2-ой половины 19 века (7 часов) Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. Р/Р Подготовка к сочинению «Золотая пора детства в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина». А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». В/Ч Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня». Р/р Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Творчество А. М. Горького (6 ч) М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Цыганок, Хорошее Дело. Р/р Обучение анализу эпизода повести. В/Ч «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. Творчество писателей первой половины 20 века (13 ч). В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. В/Ч В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Л. Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. В/Ч А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А.Платонова. Р/р Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…» Своеобразие картин природы в лирике Б.Пастернака. Контрольная работа. Анализ стихотворения. Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе. Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. В/Ч Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». В/Ч Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. В/Ч «Тихая моя родина…». Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. Д.С. Лихачев «Земля родная ». Главы из книги. М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Песни на слова русских поэтов 20 века. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Зарубежная литература (7 часов) Р. Бернс «Честная бедность». Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Японские хокку. Особенности жанра. О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. В/Ч Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». В/Ч Д. Олдридж «Отец и сын». Подведение итогов. Тестирование. Рекомендации на лето. |