Программа: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П.Полухина.
Учебник: Авторы – составители: В.Я. Коровина, И.С.Збарский , В.И.Коровин
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания программных произведений.
Примечание: В технологической карте указаны образовательные цели.
№п. - п. | Тема урока | часы | дата | Цель | Что должны знать | Что должны уметь | Вид урока. Основные виды деятельности учащихся. | Оборудование урока |
1. | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека | 1 | | Выявить уровень литературного развития учащихся | Начитан-ность в области худ. литературы | Разносторонность, систематич-ность, направленность и мотивация чтения, складывающиеся читательские интересы | Беседа. Тестирование | |
2. | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | | Повторить ранее изученное о древнерусской литературе,, оказать, что это памятник др.русской лит-ры | Историю открытия памятника, отображение русской истории в «Слове…» | Дать развернутый ответ на поставлен-, знать тропы ный вопрос с применением знаний по истории и теории литературы | Лекция. Беседа | Иллюстрации к «Слову…» |
3. | Художественные особенности «Слова…» | 1 | | Определить самобытность содержания, специфику жанра, образов, языка; выделить проблему авторства памятника, дать рекомендации к домашнему сочинениию | Нормы оценок в сочинении | Характеризовать особенности произведе-ния, тропы | Эвристическая беседа, проблемный метод, практикум | Иллюстрации к «Слову…» |
4. | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика литературы 18 века. | 1 | | Познакомиться с особенностями русского классицизма | Историю возникнове-ния классицизма | Определение классицизма, сравнивать черты русского и западно-европейского классицизма | Лекция. Работа по теории литературы | DVD, CD «Западно-европейское искусство», клаассицистичекая архитектура в России |
5,6 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов- реформатор русского языка и системы стихосложения | 2 | | Познакомиться с одами Ломоносова, рассмотреть особенности содержания, определить тему и идею од | Содержание од Ломоносова, художественные особенности языка Ломоносова | Особенности сюжета од, теории. «Трех штилей» | Лекция. Беседа. Работа по теории литературы | Выставка по творчеству М.В.Ломоносова |
7,8 | Г.Р.Державин. Слово о поэте – философе. Идеи просвещения и гуманизма, тема поэта и поэзии в лирике поэта. Мысль о бессмертии. | 2 | | Проанализировать стихотворения Державина, «увидеть» обличение несправедливости | Творческий путь Державина, традиции и новаторство в лирике поэта | Особенностистихотворе-ний, высокий слог и ораторские интонации, «Памятник» наизусть | Обучение сравнительному анализу. Беседа | Выставка по творчеству Державина |
9,10 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности | 2 | | Рассмотреть вопросы критики крепостничества, «увидеть» обличительный пафос произведений, определить жанр | Историю создания произведе-ния, избранные главы | Анализиро-вать произведе-ние, определять тему, идею, сюжет, композицию, художественные особенности | Лекция. Практикум. Работа с текстом | Выставка по творчеству А.Н.Радищева |
11, 12 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза» | 2 | | Дать понятие о сентиментализме, рассмотреть вопрос внимания писателя к внутренней жизни человека, утверждению им общечеловеческих ценностей | Биографию ученого, историю создания произведе-ний | Объяснять поступки героев и давать им оценку, новые черты русской литературы | Обучение сравнительно-му анализу, работа по теории литературы, обучение чтению, беседа | Выставка по творчеству Н.М.Карамзина |
13 | Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» | 1 | | Дать рекомендации по сочинению | Логично выражать свое мнение | Дать письменный развернутый ответ на вопрос с применением знаний из истории и теории литературы | Урок развития речи | |
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. | 1 | | Дать понятие о романтизме и реализме, рассмотрерь состояние поэзии, прозы и драматургии в 19 веке. | Русскую критику, публицистику, мемуарную литературу | Теоретический материал | Лекция | |
15 | Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Обзор жизни и творчества. «Море», «Невыразимое» | 1 | | Проанализировать стихи Жуковского, «увидеть» границы выразимого в слове и чувстве, возможности поэтического языка, отношение романтика к слову | Биографию В.А.Жуковского | Уметь различать пороки и благодетели, давать им оценку | Лекция учителя. Беседа. Работа по теории литературы | Выставка по творчеству В.А.Жуковского |
16 | В.А. Жуковский. «Светлана». Нравственный мир баллады | 1 | | Продолжить работу над балладой, определить ее особенности | Теоретичес-кие понятия баллады. Язык баллады, фольклорные мотивы, фантастику, образы-символы | Выразитель-но читать балладу, соблюдать логическое ударение, короткие и длинные паузы | Обучение аналитическо-му чтению. Беседа | Иллюстрации учащихся к балладе |
17, 18 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Чтение ключевых сцен пьесы | 2 | | Рассмотреть особенности композиции комедии | Теоретичес-кое понятие комедии 19 века | Выразитель-но читать уомедию,соблюдать логическое ударение, короткие и длинные паузы | Лекция, беседа, чтение по ролям. | Выставка по творчеству А.С.Грибоедова, вальс Грибоедова |
19, 20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 2 | | Проанализировать комедию. | Содержание комедии | Выразитель-но читать комедию, элементы композиции | Эвристическая беседа. Работа по теории литературы | Иллюстрации к комедии, фонохрестоматия |
21, 22 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей | 2 | | Расширить понятие о комедии, определить нравственно-психологические проблемы комедии | Теоретичес-кие понятия комедии, содержание, образ Чацкого | Объяснять поступки героев и давать им оценку | Беседа. Работа по теории литературы | Иллюстрации к комедии, фонохрестоматия |
23 | Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии | 1 | | Обучить анализу эпизода драматического произведения | Технологию анализа | Анализиро-вать эпизод | Урок развития речи. Проблемный вопрос. | |
24 | И.А.Гончаров «Мильон терзаний» | 1 | | | Историю создания и ключевые стороны статьи | Дать письменный развернутый ответ на вопрос с применением знаний из истории и теории литературы, изученного произведе-ния | Беседа. Обучение чтению | |
25 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя | 1 | | Расширить знакомство с творчеством поэта, познакомиться с лицейской лирикой | Лицейскую лирику, друзей поэта | Применить ранее изученные знания в нестандарт-ной ситуации | Лекция, беседа | Выставка по творчеству поэта, фонохрестоматия |
26 | Лирика петербургского периода | 1 | | Расширить знакомство с определениями рифмы, ритма, строфы. Проанализировать проблемы свободы, власти, служения Родине в лирике | «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» | Анализировать, выразитель-но и наизусть читать стих | Эвристическая беседа | |
27 | Любовь как гармония душ в интимной лирике. | 1 | | Рассмотреть стихи любовной лирики «На холмах Грузии…», «Я вас любил» | Адресатов любовной лирики | Анализировать, выразитель-но и наизусть читать стих | Семинар | Выставка, аудиозаписи, фонохрестоматия |
28 | Тема поэта и поэзии в лирике | 1 | | Рассмотреть стихи о поэте и поэзии | «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотвор-ный» | Анализировать, выразитель-но и наизусть читать стих | Практикум | Выставка, аудиозаписи, фонохрестоматия |
29 | Контрольная работа | 1 | | Выявить уровень ключевых компетентностей | Программ-ный материал | Применить ранее изученные знания в нестандарт-ной ситуации | Урок контроля | Мультимедиа |
30 | А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма | 1 | | II четверть Познакомиться с героями поэмы, выявить противоречие двух миров: цивилизованного и естественного | Содержание поэмы, индивидуалистический характер Алеко | Применить понятия теории литературы в монологических ответах | Урок внеклассного чтения | Цыганские песни и романсы |
31- 35 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Замысел и композиция романа 1.Онегин и Ленский: типическое и индивидуалистическое.2.Татьяна Ларина-нравственный идеал поэта. 3.Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. 4.Автор как идейный центр романа | 5 | | Определить жанр произведения, рассмотреть систему образов, познакомиться с онегинской строфой | Теоретичес-кие понятия онегинской строфы, жанра-роман в стихах | Применить понятия теории литературы в монологических ответах Выявлять роль художественных описаний | Эвристическая беседа, семинар, практикум | Оформление к каждому уроку, аудиозаписи, фонохрестоматия |
36 | Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | | Познакомиться с исторической основой и патриотическим пафосом произведения. «Увидеть» мастерство поэта в создании сцен поэмы | Сюжет произведе-ния, историчес-кую основу | Подробно пересказы-вать произведе-ние, давать эмоциональ-ную оценку произведе-нию | Семинар. Поисковый метод | |
37 | Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению | 1 | | Рассмотреть вопросы критики. , дать рекомендации к сочинению | Сюжет произведе-ния, | Дать письменный развернутый ответ на вопрос с применением знаний из истории и теории литературы, изученного произведе-ния | Урок развития речи | Выставка по творчеству |
38 | А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства | 1 | | Выявить два типа мировосприятия персонажей трагедии, определить нравственные позиции в сфере творчества | Содержание произведе-ния | Применить понятия теории литературы в монологических ответах | Урок внеклассного чтения | |
39 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус» | 1 | | Расширить понятие об эпитете, определить отношение к родине учащихся ,выявить мотивы вольности и одиночества в творчестве поэта | Теоретичес-кие понятия эпитета, анализ лирического произведе-ния | Применить понятия теории литературы в монологических ответах | Обучение выразительно-му чтению | Выставка по творчеству поэта |
40 | Образ поэта- пророка | 1 | | Проанализировать стих-я «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу!» | Сведения о времени, изображен-ном в произведе-ниях | Подробно анализиро-вать произведе-ние, давать эмоциональ-ную оценку произведе-нию | Практикум | Фонохрестоматия |
41 | Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет», «Нищий» | 1 | | Рассмотреть моменты личной жизни поэта, проанализировать стихотворения | Сведения об авторе, историю создания произведе-ния | Выявлять роль художественных описаний, давать устный развернутый ответ | Практикум | Выставка по творчеству , фонохрестоматия |
42. | Эпоха безвременья в лирике поэта | 1 | | Выявить нравственное отношение поэта к монархии,осуждение им крепостничества | Содержание произведе-ний | Подробно анализиро-вать произведе-ние, давать эмоциональ-ную оценку произведе-нию | Семинар | |
43 | «Герой нашего времени». Обзор содержания | 1 | | Доказать, что произведение - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности | Теоретичес-кие понятия портрета , пейзажа, композиции | Применить понятия теории литературы в монологических ответах, усвоить сложность композиции | Лекция | Выставка по творчеству М.Ю.Лермонтова |
44- 49 | 1.Печорин как представитель портрет поколения.2.»Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. 3.Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.;.4.Печорин в системе женских образов романа. Споры о романтизме и реализме романа | 6 | | Выявить причины загадочности образа Печорина, «увидеть» его мятежную душу | Сведения о гланом герое, историю создания произведе-ния | Применить знания в нестандарт-ной ситуации,датьписьменный развернутый ответ | Лекции, беседы, практикумы, метод творческого чтения | Выставка по роману, фонохрестоматия |
50 | Контрольная работа по лирике Лермонтова, роману | 1 | | Выявить уровень ключевых компетентностей III четверть | Программ-ный материал | Применить ранее изученные знания в нестандарт-ной ситуации | Урок контроля | |
51 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Мертвые души».Обзор содержания. | 1 | | Выявить проблематику и поэтику первых сборников Гоголя, смысл названия поэмы | Замысел, история создания жанра и композиции поэмы | Объяснять поступки героя и давать им оценку, сравнивать героев | Лекция | Выставка по творчеству Н.В.Гоголя |
52- 57 | 1.Система образов поэмы 2.Образ города в поэме. 3.Чичиков как новый герой и как антигерой. Эволюция его образа. 4.»Мертвые души»- поэма о величии России. 5.Мертвые и живые души. Соединение комического и лирического начал в поэме. 6.Поэма в оценках В.Белинского. Подготовка к сочинению. | 6 | | Познакомиться с произведением, выявить его актуальность в наши дни, произвести сравнительный анализ героев, обучить анализу эпизода | Механизм сравнитель-ной характеристики | Объяснять поступки героя и давать им оценку, сравнивать героев | Метод творческого чтения, сравнительный анализ, практикум, семинар | Выставка по творчеству писателя, по поэме |
58- 59 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок» | 2 | | Продолжить обучение сравнительной характеристики героев, определить особенности сюжета | Патриархальный мир в пьесе и угрозу его распада, понятие комедии | Подробно анализиро-вать произведе-ние, давать эмоциональ-ную оценку произведе-нию | Лекция, эвристическая беседа | Выставка по творчеству А.Н.Островского |
60- 61 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи».Роль истории Настеньки в повести | 2 | | Вывить черты внутреннего мира героя, расширить понятие о повести | Сюжет произведе-ния, содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора | Объяснять поступки героя и давать им оценку | Рассказ учителя. Творческий практикум | Выставка по творчеству писателя.DVD «Достоевский» |
63 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания трилогии «Юность» | 1 | | Познакомить с содержанием | Содержание трилогии | Объяснять поступки героя и давать им оценку | Урок внеклассного чтения | Выставка по творчеству писателя |
64, 65 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника», «Тоска» | 2 | | Проанализировать эволюцию образа «маленького человека» в русской литературе 19 века, продолжить развитие представления о жанровых особенностях рассказов | Боль и негодование автора, тему одиночества человека в мире в произведениях Чехова | Находить тропы в произведениях Чехова, владеть приемами стиля автора | Лекция, беседа | Выставка по творчеству писателя |
66 | Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» | 1 | | Дать рекомендации к сочинению | | | Урое развития речи | Выставка по творчеству писателя |
67 | Беседа о стихах Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева | 1 | | Развить представление о жанрах лирических произведений | Чувствовать эмоциональное богатство русской поэзии, | Выразительно читать наизусть | Урок внеклассного чтения | Выставка по творчеству поэтов, аудиозаписи романсов на стихи Тютчева, Фета |
68 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. | 1 | | Проанализировать состояние вопроса | Представителей литературы 20 века | Литератур ный процесс 20 века | Эвристическая беседа. Работа по теории литературы | |
69, 70 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | 2 | | «Увидеть» мастерство автора в описании истории любви героев, лиризм повествования | Приемы стилистичес кого мастрства Бунина | Характеризовать поступки героев | Лекция, практикум | Выставка по творчеству писателя.Иллюстрации учащихся |
71, 72 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сеодце» как социально-философская сатира на современное общество | 2 | | Рассмотреть вопросы истории создания произведения, систему образов, смысл названия | Гуманистическую позицию автора, понятие «шариковщины» | Владеть понятиями условности, фантастики, сатиры, гротеска,оп ределять их художественную роль | Эвристическая беседа. Лекция. Работа по теории литературы. Практикум | DVD-фильм «Собачье сердце», материалы СМИ |
73, 74 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. « Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины | 2 | | Рассмотреть образ главного героя, объяснить его поступок, определить особенности авторского повествования | Смысл названия, композицию, реализм,ска зовую манеру | Определять роль пейзажа, особенности жанра | Рассказ учителя. Беседа. Работа по теории литературы | Выставка по творчеству писателя |
75, 76 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» | 2 | | Определить место героини-праведницы в произведении, дать ее поступкам нравственную оценку, увидеть трагизм ее судьбы | Устное словесное рисование картин послевоен ной жизни | Объяснять поступки героини, нравствен ный смысл рассказа-притчи | Эвристическая беседа. Проблемно-поисковый метод | Выставка по творчеству писателя |
77 | Зачет по произведениям второй половины 19 и 20 века. | 1 | | Выявить уровень ключевых компетентностей учащихся IV четверть | Программ-ный материал приемы устного развернутый ответ на проблемный вопрос | Дать развернутый ответ на вопрос с применением знаний из истории и теории литературы, | Урок контроля | |
78 | Русская поэзия Серебряного века | 1 | | Дать обзор русской поэзии | Литератур ный процесс 20 века | Чтение наизусть | Лекция. Урок-концерт | Выставка по творчеству поэтов, аудиозаписи песен |
79 | А.А.Блок. Слово поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. | 1 | | Познакомиться со своеобразием лирических интонаций поэта | Выразитель но читать и читать наизусть | Образы и ритмы поэта | Беседа | Фонохрестоматия |
80, 81 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родины , родной природы, размышления о жизни, любви, предназначении человека в стихотворениях поэта | 2 | | Проанализировать тему Родины в творчестве поэта, научить оптимистическому восприятию окружающего мира | Народно-песенную основу лирики Есенина | Анализиро вать лирическое стихотворе ние | Беседа, практикум | DVD «Есенин», аудиозаписи песен на стихи Есенина |
82, 83 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте», «А вы могли бы», «Люблю» | 2 | | Проанализировать своеобразием стиха, ритма, интонаций. | Понятие «словотворчество», содержание | Анализиро вать лирическое стихотворе ние | Беседа, практикум | Выставка по творчеству поэта |
84, 85 | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. | 2 | | Познакомиться с особенностями поэтики Цветаевой. | Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | Анализиро вать лирическое стихотворе ние | Беседа, практикум | Выставка по творчеству поэта |
86 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. | 1 | | Определить характер лирики (философский) автора | Особенности стихов Заболоцкого | Находить тему гармонии с природой, любви и смерти. | Рассказ учителя. Обучение выразительно му чтению | Портрет Н.А.Заболоцкого, рисунки учащихся |
87, 88 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. | 2 | | Определить характер лирики автора | Трагические интонации в любовной лирике | Особенности поэтики А.Ахматовой | Эвристическая беседа | DVD «Ахматова», материалы СМИ |
89 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. | 1 | | Определить характер лирики (философский) автора | Вопросы вечности и современности в стихах о природе и любви | Анализиро вать лирическое стихотворе ние, философскую глубину лирики поэта | Беседа, практикум | Выставка по творчеству поэта |
90, 91 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте .Лирика. «Я убит подо Ржевом» | 2 | | Познакомиться с раздумьями о Родине и природе в лирике поэта. | Проблемы и интонации стихов о войне | Находить тропы в стихотворе-нии | Беседа. Практикум | Портрет поэта,, стихи-фонохрестоматия, |
92, 93 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | 2 | | Познакомиться с песнями и романсами | Теоретичес-кие понятия песни, романса | | Уроки внеклассного чтения. Урок-концерт. | |
94 | Зачет по русской лирике 20 века | 1 | | Выявить уровень ключевых компетентностей учащихся | Программ-ный материал приемы устного развернутый ответ на проблемный вопрос | Дать развернутый ответ на вопрос с применением знаний из истории и теории литературы, | Урок контроля | |
95 | Зарубежная литература. Античная лирика | 1 | | Познакомиться с произведениями Катулла и Горация | Сведения о зарубежной литературе | Объяснять поступки героя и давать им оценку | Рассказ учителя. Метод творческого чтения | Портреты |
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер | 1 | | Познакомиться с творчеством Данте Алигьери | Особенности поэмы «Божественная комедия» | Анализировать фрагмент из поэмы | Рассказ учителя. Метод творческого чтения | Презентация |
97-98 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен) | 2 | | Познакомиться с произведением Шекспира «Гамлет» | Конфликт и философский характер трагедии | Анализировать отдельные сцены трагедии | Рассказ учителя. Метод творческого чтения | Презентация |
99-100 | И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен) | 2 | | Познакомиться с произведением Гёте «Фауст» | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Идейный смысл трагедии | Анализировать отдельные сцены трагедии | Рассказ учителя. Метод творческого чтения | Презентация |
101-102 | Выявление уровня литературного развития обучающегося. Итоги года и задания для летнего чтения | 2 | | Дать рекомендации к написанию домашнего сочинения | Механизм написания сочинения | Объяснять значение изобразительно- выразитель-ных средств языка | Беседа тестирование | |