kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию рабочую программу по литературе для 8 класса по УМК Коровиной. В рабочей программе есть пояснительная записка, требования к уровню подготовки учеников, литература для учителя и ученика, непосредственно календарно-тематический план, распределение часов по темам.Материал будет интересен учителю литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс титульный лист»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Краснинская средняя общеобразовательная школа Краснинского района Смоленской области


«Рассмотрено»
Руководитель ШМО

_____________/Хлябина И.А./

ФИО

Протокол №5
от «22» мая 2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ Краснинской СОШ

_____________/Тимощенкова Е.В./

ФИО

«27» мая 2013г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Краснинской СОШ

_____________/В.Н.Нестеров/

Приказ № 67
от «28» августа 2013г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование учебного предмета ЛИТЕРАТУРА

Класс 8 Б

Срок реализации программы, учебный год 2013-2014 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего часов 68 в год; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 кл./ Под ред. В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2011 год

Учебник, учебное пособие Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений. В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. М.:«Просвещение»,2010

Рабочую программу составила _________Новикова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории


Просмотр содержимого документа
«рабочая программа литература 8 класс»

Пояснительная записка


. Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по русскому языку, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» №273ФЗ, утвержденный 29.12.2012 года

  3. Примерная программа основного общего образования «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение» 2008.

  4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189.

  5. Учебный план МБОУ Краснинская СОШ на 2013-2014 учебный год.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год.

  7. Годовой календарный учебный график на 2013-2014 учебный год.

  8. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета "Литература"в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

  9. Требования к оснащению учебного процесса по литературе.


Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, их раздумью над поставленными автором проблемами. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в российской школе остаётся «Литература». Именно с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.


Типы уроков:

    • урок изучения нового материала;

    • урок повторения;

    • урок систематизации и обобщения знаний;

    • урок развития речи;

    • урок внеклассного чтения;

    • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Виды и формы контроля

При изучении курса проводится 3 вида и 2 формы контроля:

  • текущий – контроль в процессе изучения темы;

  • промежуточный – контроль в конце изучения темы;

  • итоговый – контроль в конце изучения раздела;

  • формы: устный опрос, письменная работа;



Учебно-тематический план


Содержание

Общее кол-во часов

Классные

сочинения

Домашние

сочинения

Введение.

1



Устное народное творчество.

2



Древнерусская литература.

3



Русская литература XVIII века

2



Русская литература XIX века.

35

2

2

Русская литература XX века.

21

1

1

Зарубежная литература.

3



Итоговый урок

1



ИТОГО

68

3

3


Содержание тем учебного курса


Введение (1ч.)

Русская литература и история. Художе­ственный образ.

Устное народное творчество (2 ч.)

Русские народные песни. Песни о Е. Пугачеве, «Ай вы, ветры, ветры буй­ные...» и другие русские народные песни (по выбору учителя и уча­щихся).

Исторические народные песни. Предания. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Предания «О Пугачёве», «О покорении Ермаком Сибири». Сопоставление преданий с другими жанрами фольклора.


Из древнерусской литературы (3 ч.)

Житийная литература как особый жанр.

Житие Александра Невского. Жанр воинской повести. Дра­матизм ситуации. Душевная чистота святых князей, их неукоснительное следование заповедям.

Русская история в картинах.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Теория. Житийный жанр в древнерусской литературе (развитие представлений о летописях как ли­тературных памятниках).


Из литературы XVIII века (2ч.)

Николай Михайлович Карамзин.

«Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры Древней Руси, особенности уклада и быта.

Теория. Начальное понятие о сентиментализме


Из русской литературы XIX в. (35 ч.)

Иван Андреевич Крылов.

Басни «Обоз», «Лягушки, просящие царя». Историческая основа басен.

Теория. Эзопов язык, афоризм, аллегорическая форма повествования в басне.


Кондратий Федорович Рылеев.

Краткий рассказ о писателе. Дума «Смерть Ермака».

Теория. Дума как жанр поэзии. Понятие о романтизме.


Александр Сергеевич Пушкин .

Краткий рассказ о писателе. История России в творчестве. «История пугачевского бунта».

«Капитанская дочка». Историче­ская основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов; Маша Миро­нова, ее душевная стойкость, нрав­ственная красота. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народ­ному восстанию. Утверждение ав­тором нравственных идеалов гу­манности, чести и долга. Историче­ская правда и художественный вы­мысел в повести. Точность и лако­низм пушкинской прозы. Мотивы народного творчества в повести. Роль эпиграфов.

Теория. Художественный образ (углубление понятия).


Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткий рассказ о поэте. «Мцыри». Идейное содержание поэмы. «Мцыри» — любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль вступления, лирического мо­нолога, пейзажей в шуме. «Упру­гость и энергия стиха». Лирика М.Ю.Лермонтова («Узник», «Пленный рыцарь»).

Теория. Тема и идея художест­венного произведения.


Николай Васильевич Гоголь

Краткий рассказ о писателе. «Ревизор». История создания ко­медии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного дей­ствия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Значение авторских ремарок. Общечеловече­ское значение характеров комедии. «Ревизор» в театре и в кино.

Теория. Продолжение знакомст­ва с родами и видами (жанрами) литературы. Драматические произ­ведения. Комедия. Развитие понятия о сатире и юморе (на примере дра­матургического произведения).


Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о писателе. «Ася». Образ «тургеневской» де­вушки: скромность, обаяние, само­отверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обре­ченность на одиночество.

Теория. Герой-повествователь.


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Краткий рассказ о писателя. «История одного города». Своеобразие русского сатирического романа. Политическая сатира.

Теория. Гротеск, иносказание, сарказм, сатира.


Николай Семенович Лесков.

Краткий рассказ о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений». Гуманизм в литературе.


Лев Николаевич Толстой

Краткий рассказ о писателе. «После бала». Сила воздействия рассказа на читателя. Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Автор и рас­сказчик в произведении.

«Отрочество» (отрывки). Авто­биографическая повесть. Раскрытие диалектики души. Психологизм повести. Нравственная чистота как основное требование к человеку.

Теория. Автобиографическая повесть (развитие понятия).


Стихотворения и рассказы писа­телей о родной природе.

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»

М.Ю. Лермонтов «Осень»

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

А.А. Фет «Первый ландыш»

А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...»

Значение образов природы в творчестве поэтов.


Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о писателе. «О любви» - рассказ об упущенном счастье. Новый характер изображения личности по сравнению с предшест­вующей традицией. Отрицательные свойства человека, формирующие действительность.

Теория. Художественная деталь (развитие понятия). Развитие поня­тия о сюжете и композиции. Антитеза как художественный прием.

Из литературы XX века (21 ч.)


Иван Алексеевич Бунин.

Краткий рассказ о писателе. Проблема счастья в рассказе «Кавказ».


Александр Иванович Куприн.

Краткий рассказ о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».


Максим Горький

Краткий рассказ о писателе. «Челкаш». Идеал личности в раннем творчест­ве Горького. Поэтизация гордых и сильных людей.

Теория. Романтический герой (развитие представлений).


Александр Александрович Блок

Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» (1908). Трагическое предупреждение об эпохе неслыханных перемен. Фольклорные мотивы в поэме. Образ гоголевской тройки.

Теория. Поэма – притча.


Сергей Александрович Есенин

Краткий рассказ о писателе. Поэма «Пугачёв» (1921). Выражение тревоги и ужаса бездорожья. Автобиографичность лирических монологов.

Теория. Развитие понятия о поэме. Лирический герой.


Михаил Александрович Осоргин.

Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Теория. Фантастика как жанр


Иван Сергеевич Шмелёв.

«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. Основные мотивы творчества писателя.

Теория. Старославянизмы, бытовая лексика.


Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Н.А. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.Зощенко. «История болезни».

Теория. Смех, ирония, карнавальный смех, пародия.


Александр Трифонович Твардовский

Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин» (главы из по­эмы: «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»). Композиция поэмы. Ут­верждение жизнестойкости, опти­мизма, других светлых черт русско­го национального характера в по­эме. Тема большой и малой Родины в поэме. Народно-поэтическая осно­ва поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы в годы войны 1941 — 1945 гг.

Теория. Традиции русского на­родно-поэтического творчества. Авторские отступления как элемент композиции художественного про­изведения.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»

Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»

Л. Ошанин «Дороги»

А.Фатьянов «Соловьи»

Значение поэзии в годы Великой Отечественной войны.


Андрей Платонович Платонов.

Краткий рассказ о писателе. «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Теория. Авторское косноязычие.


Виктор Петрович Астафьев.

Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

История сибирской деревни довоенного времени. Автобиографичность рассказа.

Теория. Сюжет, фабула, кульминация, развязка.


Из зарубежной литературы (3 ч.)

Уильям Шекспир

«Ромео и Джульетта». «Веч­ные» проблемы в творчестве Шек­спира. Конфликт живого чувства и предрассудков, юной любви и вра­ждебности, культивируемой взрос­лыми. Сила чувств юных, их пре­данность друг другу.

Теория. Конфликт как основа сюжета драматического произведе­ния.


Джонотан Свифт.

«Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.


Вальтер Скотт.

«Айвенго» – исторический роман.


Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года

В результате изучения литературы обучающийся должен

знать / понимать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • роль произведений в мировой литературе;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь.

уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений;

  • выделять общие свойства произведений;

  • осмысливать роль художественной детали;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития;

  • сравнивать авторские позиции;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Календарно-тематическое поурочное планирование


темы

урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание урока

Виды, формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения



1. Введение


1

1

Вводный урок.

1

Лекция с элементами беседы

Знакомство с учебником. Русская литература и история. Художе­ственный образ.


Текущий

Прочитать в учебнике статью «Русская литература и история», ответить на вопросы.



2. Устное народное творчество


2

2

Русские народные песни.

1

Комбинированный урок

Жанры УНТ. Особенности жанра народной песни. Выразительное чтение и анализ песенных текстов.

Текущий, устный

Вспомнить названия рус.нар.песен. Ответить на вопросы 1 – 3 (с.11).


2

3

Исторические народные песни. Предания.


1

Комбинированный урок

«Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Предания «О Пугачёве», «О покорении Ермаком Сибири». Сопоставление преданий с другими жанрами фольклора.

Текущий, устный

Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком».

С. 17 – 18 (прочитать).


3. Из древнерусской литературы


3

4

Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

1

Комбинированный урок

Житийная литература как особый жанр. Знакомство с текстом «Повести о житии... Александра Невского».


Текущий, устный

Инд.задание: подготовить связный рассказ о житийной литературе. С. 26 (вопросы и задания).


3

5

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

1

Комбинированный урок

Идейно-художественное своеобразие «Повести...». Анализ текста «Повести...».

Жанр воинской повести. Дра­матизм ситуации. Душевная чистота святых князей, их неукоснительное следование заповедям.

Русская история в картинах.

Текущий, устный

Прочитать статью, с. 29 – 30.

«Шемякин суд», с. 31 – 35.


3

6

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

1

Урок-практикум

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Идейно-художественное своеобразие произведения. Устное описание иллюстраций. Значение выражения «шемякин суд».

Текущий, устный

Написать ответ на вопрос «Какое впечатление произвела на вас повесть?».

Прочитать по весть Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».



4. Из русской литературы XVIII века


4

7

Н.М.Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести.

1

Комбинированный урок

Краткие сведения об авторе.

Начальные понятия о сентиментализме.

«Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести.

Текущий, устный

С. 71 – 75 (прочитать отрывок из статьи).

Вопросы и задания, с. 75 – 80.


4

8

События и характеры героев повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь».

1

Комбинированный урок

Раскрытие характеров героев. Новаторство повести.

Характеры Древней Руси, особенности уклада и быта.

Текущий, устный

Задание № 2 из рубрики «Совершенствуйте свою речь».

Подготовить краткие сведения из биографии И.А. Крылова.



5. Из русской литературы XIX века


5

9 – 10

И.А.Крылов. Басни.

2

Комбинированный урок

Басни «Обоз», «Лягушки, просящие царя». Историческая основа басен.

Эзопов язык, афоризм, аллегорическая форма повествования в басне.

Анализ и выразительное чтение текстов.

Текущий, устный

1. Подготовить сообщения о баснописцах: Эзопе, Лафонтене, Тредиаковском, Сумарокове, Майкове, Хемницере, Дмитриеве.

2. Выучить одну из басен наизусть.


5

11 – 12


К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака».



2

Комбинированный урок

Краткие сведения об авторе.

Дума как жанр поэзии. Понятие о романтизме.

Поиск связи с русской историей.


Текущий, устный

1. С. 88 (вопросы и задания). Подготовить выразительное чтение думы. Инд. задание: подготовить сообщение из истории присоединения Сибири в XVI веке.

2. Подготовить биографию А.С. Пушкина.

С. 89 – 90 (статья).


5

13

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

1

Комбинированный урок

Краткие сведения об авторе.

Творческая история написания повести. Сообщение ученика об эпохе Екатерины II и причинах Пугачёвского бунта.

Комментированное чтение отрывков из «Истрии Пугачёвского бунта».

Текущий, устный

Перечитать повесть «Капитанская дочка».

Статья, с. 96 – 99.

Подготовить характеристику главного героя – Петра Гринёва.


5

14

Жанровое своеобразие повести. Истоки формирования личности Петра Гринёва.

1

Комбинированный урок

Жанровое своеобразие повести. Истоки формирования личности Петра Гринёва .Анализ 1 и 2 глав.

Текущий, устный

Перечитать главы 4, 5. Подготовить рассказ о жизни Гринёва до начала осады крепости Пугачёвым.


5

15

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин.

1

Комбинированный урок

3 – 5 главы. Путь духовного становления Гринёва. Его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Утверждение ав­тором нравственных идеалов гу­манности, чести и долга.

Текущий, устный

Перечитать главы 6,7; пересказ о падении Белорусской крепости. Роль эпиграфов к 6 и 7 главам.


5

16

Пугачёв и народ в повести.

1

Комбинированный урок

6 – 7 главы. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народ­ному восстанию. Роль эпиграфов.

Текущий, устный

Перечитать главы 8 – 12 (пересказ).


5

17

Характеристика литературного героя.

1

Комбинированный урок

Выявить способы и средства характеристики героев. Письменная работа.

Текущий, устный

Перечитать13 и 15 главы (пересказ).

Подготовить характеристики Маши Мироновой и Швабрина.


5

18

Образ Маши Мироновой.

1

Комбинированный урок

Смысл названия повести. Образ Маши – нравственный идеал Пушкина.

Маша Миро­нова, ее душевная стойкость, нрав­ственная красота.

Анализ эпизодов.

Текущий, устный

Подготовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка».

С. 214 – 215 (вопросы).

5

19

Подведение итогов по повести. Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».



Р/р. Домашнее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

Урок развития речи

Историче­ская правда и художественный вы­мысел в повести. Точность и лако­низм пушкинской прозы. Мотивы народного творчества в повести. Подготовка к домашнему сочинению. Составление планов.

Промежуточный, устный и письменный

Написать сочинение по предложенной теме.


Прочитать «Повести Белкина».


5

20

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Повести Белкина».


Урок внеклассного чтения

Обсуждение и анализ прочитанного произведения.

Текущий, устный

Биография М.Ю. Лермонтова.


5

21

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба.



1

Комбинированный урок

Биографические сведения об авторе. Особенности историзма в творчестве писателя.

Текущий, устный


5

22

Лирика М.Ю.Лермонтова («Узник», «Пленный рыцарь»).





1

Урок-практикум

Тема лирических произведений автора. Особенности стиха. Анализ Стихотворений.

Текущий, устный

Выучить наизусть.

Прочитать поэму «Мцыри». Подготовить выразительное чтение одной из глав.


5

23 – 25


Поэма Лермонтова «Мцыри».








3

Комбинированный урок

Идейное содержание поэмы. «Мцыри» — любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль вступления, лирического мо­нолога, пейзажей в шуме. «Упру­гость и энергия стиха».

Текущий, устный

1. Подготовить рассказ «жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника. Составить цитатный план поэмы.

2. подготовить чтение наизусть отрывка из поэмы.

С. 240 – 243, статья.

С. 143 – 244, вопросы.

3. Подготовиться к обобщающему уроку по поэме.


5

26

Р/р. Классное сочинение (обучающее) по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».


1

Урок развития речи

Написание сочинения.

Промежуточный, письменный



5

27 – 31


Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Историзм Гоголя. Комедия «Ревизор».


Р/р. Домашнее сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».



4

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. «Ревизор». История создания ко­медии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного дей­ствия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Значение авторских ремарок. Общечеловече­ское значение характеров комедии. «Ревизор» в театре и в кино.

Подготовка к написанию домашнего сочинения.

Текущий, устный


Промежуточный, письменный

1. Подготовить характеристики действующих лиц.

С. 342 (вопросы).

2. Подготовить характеристику Хлестакова.

С. 344 – 345 (вопросы 1 – 7).

3. С 345 – 346 (вопросы 8, 9, 11 – 13).

4. Написать сочинение по комедии.


5

32 – 34


И.С.Тургенев. «Ася» - повесть о любви.


3

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. «Ася». Образ «тургеневской» де­вушки: скромность, обаяние, само­отверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обре­ченность на одиночество.

Подробная характеристика героев повести.


Текущий, устный и письменный


1. Дать название главам повести.

С. 397, ответить на вопросы раздела «Будьте внимательны к слову...». Подготовить характеристику Аси, господина Н. Н., Гагина.

2. Выразительное чтение главы 16 (план). Определить элементы композиции.

3. С. 397 – 399 (вопросы. Объяснить смысл названия повести).

Письменная работа на предложенную тему.


5

35

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города».


1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателя. «История одного города». Своеобразие русского сатирического романа. Политическая сатира.

Гротеск, иносказание, сарказм, сатира.

Текущий, устный


Подготовить краткий пересказ фрагмента «Истории...», с.14 – вопросы.

Письменная работа.


5

36

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений». Гуманизм в литературе

Текущий, устный


Подготовить рассуждение на тему»Кто виноват в страданиях героини?»

Прочитать Рассказ Л.Н. Толстого «После бала».


5

37 – 38


Л.Н.Толстой. «После бала».



2

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. История создания рассказа «После бала». Сила воздействия рассказа на читателя. Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Автор и рас­сказчик в произведении.


Текущий, устный

и письменный

1. Подготовить характеристику героев; с. 40 – вопросы (1 – 7).

2. С. 40 – 41 (вопросы).

С. 41 (Дар слова).


5

39 – 40


Р/р. Классное сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».


2

Урок развития речи

Обобщение изученного материала. Подготовка к сочинению.

Написание сочинения по рассказу «После бала».

Промежуточный, письменный



5

41

Вн.чт. Поэзия родной природы.


1

Урок-практикум

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»

М.Ю. Лермонтов «Осень»

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

А.А. Фет «Первый ландыш»

А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...»

Значение образов природы в творчестве поэтов.

Анализ стихотворений.

Текущий, устный


С. 45 – 46 (статья).

Прочитать рассказ А.П. Чехова «О любви».


5

42

А.П.Чехов. «О любви» - рассказ об упущенном счастье.

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. «О любви» - рассказ об упущенном счастье. Новый характер изображения личности по сравнению с предшест­вующей традицией. Отрицательные свойства человека, формирующие действительность.

Художественная деталь (развитие понятия). Развитие поня­тия о сюжете и композиции. Антитеза как художественный прием.


Текущий, устный


Письменно ответить на вопрос № 5 (с. 58).

Подготовиться к тестированию.


5

43

Тестирование «Литература XIX века».


Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний и умений по изученному разделу.

Промежуточный, письменный

С. 53 – 60 (об И.А. Бунине), ответить на вопросы.

Прочитать «Кавказ».




6. Из литературы XX века


6

44


И.А.Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Особенности творческой индивидуальности писателя. Проблема счастья в рассказе «Кавказ».


Текущий, устный


1. Написать сочинение-размышление по рассказу «Кавказ».

С. 67 – 68 (статья). Прочитать рассказ «Куст сирени».



6

45 – 46


А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

2

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Сравнительная характеристика героев.

Текущий, устный и письменный


1. Написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

2. Почитать рассказ М.Горького «Челкаш».

С. 76 – 77 (статья).

Инд.задание: биография М. Горького.


6

47 – 48


Горький. «Челкаш» - романтическое произведение. Герои и их судьбы.

2

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. «Челкаш». Идеал личности в раннем творчест­ве Горького. Поэтизация гордых и сильных людей.

Романтический герой (развитие представлений).


Текущий, устный

1. Подготовить сравнительную характеристику героев; с. 110 (вопросы).

2. Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы с использованием цитат.


6

49 – 50


Р/р. Классное сочинение по рассказу М.Горького «Челкаш».


2

Урок развития речи

Обобщение изученного материала. Подготовка к сочинению.

Написание сочинения по рассказу «Челкаш».

Промежуточный, письменный

С. 111 – 112 (статья о Блоке).

Инд.задание: Куликовская битва и её отражение в литературе.


6

51 – 52


А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».

2

Лекция с элементами беседы


Комбинированный урок

Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» (1908). Трагическое предупреждение об эпохе неслыханных перемен. Фольклорные мотивы в поэме. Образ гоголевской тройки.

Поэма – притча.


Текущий, устный

1. С 112 – 115 (пересказ статьи).

Подготовить выразительное чтение цикла «На поле Куликовом».

2. Выучить наизусть одно из стихотворений.

С. 123 – 124 (С.А. Есенин).


6

53 – 54


С.А.Есенин. Поэма «Пугачёв».


2

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Поэма «Пугачёв» (1921). Выражение тревоги и ужаса бездорожья. Автобиографичность лирических монологов.

Развитие понятия о поэме. Лирический герой.


Текущий, устный

1. Выразительное чтение отрывка из поэмы.

2. С. 131 – 132.

Прочитать рассказ «Пенсне» М.А. Осоргина.


6

55

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Комбинированный урок

Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Фантастика как жанр



Текущий, устный

С. 138 – 139.

Прочитать рассказ И.С. Шмелёва «Как я стал писателем» (пересказ).


6

56

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

Комбинированный урок

«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. Основные мотивы творчества писателя.

Старославянизмы, бытовая лексика.

Текущий, устный

Прочитать статью учебника «Писатели улыбаются» (с 149 - 160), ответить на вопросы.

Прочитать рассказ Н.А. Теффи «Жизнь и воротник».; М.М. Зощенко «История болезни».


6

57

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.Зощенко. «История болезни».

1

Комбинированный урок

Сатирическое изображение исторических событий. Н.А. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.Зощенко. «История болезни».

Смех, ирония, карнавальный смех, пародия.

Текущий, устный

С. 170 – 171.

Прочитать главы из поэмы «Василий Тёркин»


6

58 – 59


А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».



2

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин» (главы из по­эмы: «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»). Композиция поэмы. Ут­верждение жизнестойкости, опти­мизма, других светлых черт русско­го национального характера в по­эме. Тема большой и малой Родины в поэме. Народно-поэтическая осно­ва поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы в годы войны 1941 — 1945 гг.

Традиции русского на­родно-поэтического творчества. Авторские отступления как элемент композиции художественного про­изведения.

Текущий, устный

1. Выразительное чтение. С. 198 – 199 (вопросы).

2. С. 227 – 229 (прочитать), вопросы.


6

60 – 61


Стихи и песни о Великой Отечественной войне.


Р/р. Домашнее сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.

2

Урок-практикум


Урок развития речи

М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»

Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»

Л. Ошанин «Дороги»

А.Фатьянов «Соловьи»

Значение поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Подготовка к написанию сочинения.

Текущий, устный


Промежуточный, письменный

1.Выучить наизусть одно из стихотворений.

2. Написать сочинение.

С. 201 – 202.

Прочитать рассказ «Возвращение» Платонова.


6

62

А.П.Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Авторское косноязычие.

Текущий, устный


С. 239 – 240.

Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».


6

63


В.П.Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

1

Комбинированный урок

Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

История сибирской деревни довоенного времени. Автобиографичность рассказа.

Сюжет, фабула, кульминация, развязка.


Текущий, устный


Подготовиться к тестированию.


6

64

Тестирование «Литература XX века».

1

Урок контроля знаний и умений

Проверка знаний и умений по изученному разделу.

Промежуточный, письменный

Прочитать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта».


7. Из зарубежной литературы

7

65

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира.

1

Комбинированный урок

«Ромео и Джульетта». «Веч­ные» проблемы в творчестве Шек­спира. Конфликт живого чувства и предрассудков, юной любви и вра­ждебности, культивируемой взрос­лыми. Сила чувств юных, их пре­данность друг другу.

Конфликт как основа сюжета драматического произведе­ния.

Текущий, устный

С. 289 – 290.

Прочитать отрывки из «Путешествия...»


7

66

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

1

Комбинированный урок

«Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Текущий, устный

С.309 – 311.

Прочитать отрывки из романа «Айвенго».


7

67

В.Скотт. «Айвенго» - исторический роман.

1

Комбинированный урок

«Айвенго» – исторический роман.



Текущий, устный

Повторить весь материал курса.


8. Повторение

8

68

Итоговый урок

1


Повторение. Подведение итогов года.






Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

для учащихся:

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.

3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.


для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2010.

2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2012.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2010.

4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2011.

5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2012.

7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.

8. ЦОРы Сети Интернет

9. Мультимедийные презентации




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Автор: Новикова Елена Владимировна

Дата: 21.07.2014

Номер свидетельства: 110355


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства