№ | Тема урока | Материал | ЭКОР | УУД | ЭОР | Дата проведения |
План. | Факт. 7 А | Факт. 7 Б | Факт. 7 В |
I четверть (18 ч.) |
Ф | Литература как искусство слова. | стр.5-6 | | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. | | 1-5 сентября | | | |
Какими способами литература представляет мир. Роды литературы (18 часов) |
-
| Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Система жанров. | стр 8- 10 | | Устно отвечать на вопросы | | 1-5 сентября | | | |
Эпос как род литературы (7 часов) |
-
| Понятия: эпос, лирика, драма. Эпос. Гомер «Илиада». Личность Гомера | Отрывок «Убийство Гектора» | Башкирский эпос | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героев произведений. Формулировать идею произведений. Формулировать вопросы по тексту произведений | Презентация | 7-12 сентября | | | |
-
| Гомер. Поэма «Одиссея». Приёмы создания характера героя в античной литературе. | Поэма «Одиссея». | | Аудиотекст | | | |
-
| Н.В.Гоголь. Сборник «Миргород»: тематика и проблематика. «Тарас Бульба» как эпическое произведение. | «Тарас Бульба» | | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику повести. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопрос. Писать сочинение | | 14-19 сентября | | | |
-
| Остап и Андрий. Сопоставительная характеристика героев. | «Тарас Бульба» | | Отрывки из фильма | | | |
-
| Тарас Бульба – эпический герой. Героический характер в эпической литературе | «Тарас Бульба» | | презентации | 21-26 сентября | | | |
-
| Р.Р Сочинение по повести «Тарас Бульба» | «Тарас Бульба» | | | | | |
-
| Вн. чт. Народный героический эпос. Общая характеристика, сюжет, герои | «Калевала» | | | 28 сентября- 3октября | | | |
Лирика как род литературы (4 часа) |
-
| Лирика как род литературы. Ф. Петрарка: личность и особенности лирики. Образ возлюбленной. Аллегория. | Сонет LXXXVII | Аллегория в башкирском эпосе | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | | 28 сентября- 3 октября | | | |
-
| Сонет как стихотворная форма. В.Шекспир: личность и творчество. Сонеты 66 и 130. | Сонеты Вильяма Шекспира | | Аудиотекст | 5 -10 октября | | | |
-
| Лицей в жизни А.С. Пушкина. Композиция и сюжет элегии. Рефрен, анафора. | Поэзия А.С.Пушкина. | | | | | |
-
| А.С.Пушкин «К морю». Анализ стихотворения. Особенности строфики, приёмы звукописи. | А.С.Пушкин «К морю» | | Аудиотекст Презентация | 12-17 октября | | | |
Драма как род литературы (6 часов) |
| Драма как род литературы. Д.И.Фонвизин: личность и судьба. | Комедия «Недоросль» | | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопрос. Инсценировать пьесу | | 12-17 октября | | | |
-
| История создания и судьба комедии «Недоросль». Афиша. Стадии развития конфликта. Экспозиция. | Комедия «Недоросль» | | Отрывки из спектакля | 19-24 октября | | | |
-
| Уроки Стародума. Особенности конфликта. Характеристика героев. | Комедия «Недоросль» | | | | | |
| Традиции просветительского театра. Образ помещичьей России в комедии. | дидактический материал | | презентации | 26-31 октября | | | |
-
| Контрольный тест «Роды литературы» | дидактический материал | | | | | |
II четверть (14 часов) |
-
| Сочинение-рассуждение «Кто является главным героем комедии «Недоросль»?» | сочинение | | Писать сочинение. | | 9-14 ноября | | | |
Пафос литературного произведения (7 часов) |
-
| Понятие и виды пафоса. Нравственный пафос в «Поучении Владимира Мономаха». | «Поучение Владимира Мономаха» | | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы .Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Формулировать идею произведения. Устно отвечать на вопросы | | 9-14 ноября | | | |
-
| Героический пафос в стихотворении М.Ю.Лермонтов «Бородино». | М.Ю.Лермонтов «Бородино» | | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Характеризовать героя стихотворения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | www.bibliogid.ru | 16-21 ноября | | | |
-
| Неизвестные герои Великой Отечественной войны в повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка». | В.П.Астафьев «Пастух и пастушка» Глава «Бой». | Великая Отечественная война в башкирской литературе | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Писать сочинение | | | | |
-
| Трагический пафос в трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта». Сюжет и образы главных героев. | В.Шекспир «Ромео и Джульетта» | | Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Письменно отвечать на вопрос. Инсценировать пьесу | Презентация | 23-28 ноября | | | |
-
| Современное звучание трагедии В.Шекспира. | В.Шекспир «Ромео и Джульетта» | | | | | |
-
| Классное сочинение на тему "В чем заключается актуальность трагедии Шекспира?". | стр. 277-284 | | | 30 ноября – 5 декабря | | | |
-
| Тема одиночества в литературе. А.П.Чехов «Тоска». Сюжет, композиция, герои рассказа. Роль пейзажа. | А.П.Чехов «Тоска» | А.П.Чехов в Башкортостане | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека | презентации | | | |
-
| Контрольный тест по теме «Пафос литературного произведения» | стр. 285 | | | 7-12 декабря | | | |
Сатирическое в литературе. (8 часов) |
-
| Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» Проблематика комедии Мольера. | Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» | | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Инсценировать пьесу | | 7-12 декабря | | | |
-
| Проблематика комедии Мольера. Современное звучание | стр.20-28 | | | 14 -19 декабря | | | |
-
| Сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Особенности сказок: соединение реального и фантастического. | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | | Выразительно читать фрагменты произведений. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения. Формулировать вопросы по тексту произведений. | Мультфильм | | | |
-
| Сказка «Дикий помещик». Народ в сказках. Генералы и помещики в сказках. | Сказка «Дикий помещик» | | Презентация | 21-31 декабря | | | |
-
| «Премудрый пискарь» и «Медведь на воеводстве». Сказочная аллегория. Идеи сказок. | «Премудрый пискарь» и «Медведь на воеводстве» | | Аудиотекст | | | |
3 четверть (12 часов) |
-
| Чехов – сатирик. «Смерть чиновника». Приёмы создания комической ситуации и комического характера. | А.П.Чехов «Смерть чиновника» | | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения человека | Мультфильм | 11-16 января | | | |
-
| А.П.Чехов «Хамелеон». Речевая характеристика героя. Роль детали. Комическая ситуация. | А.П.Чехов «Хамелеон» | | | | | |
Тематика литературного произведения. Родная природа. (4 часа) |
-
| Темы литературных произведений. Образ России в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Родина» | М.Ю.Лермонтов«Родина» | Башкирские пословицы о природе | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Презентация | 18-23 января | | | |
-
| Родная природа в творчестве А.К.Толстого. Приём олицетворения | Стихотворение «Колокольчики мои…». | | | | | |
-
| Человек и природа. Параллелизм как художественный приём. | Стихотворение «Не ветер, вея с высоты…» | | | 25-30 января | | | |
-
| Свободолюбивая лирика А.Пушкина. «К Чаадаеву». Идея стихотворения. | А.С.Пушкин «К Чаадаеву» | | Аудиотекст | | | |
Тематика литературного произведения. Гражданские мотивы. (2 часа) |
-
| М.Ю.Лермонтов «Дума» Смысл названия. Стихотворение – размышление. Проблематика. | М.Ю.Лермонтов «Дума» | | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | | 1-6 февраля | | | |
-
| Н.А.Некрасов «Школьник» Форма монолога лирического героя. Тема и идея. Домашнее сочинение – анализ лирического произведения | Н.А.Некрасов «Школьник» | | | | | |
Тематика литературного произведения. Защита Отечества (5 часов) |
-
| А.Т. Твардовский. Тема, идея, композиция поэмы «Василий Тёркин». | А.Т.Твардовский поэма «Василий Тёркин» | | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать поэму. Выявлять художественные особенности поэмы. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Фильм | 8-13 февраля | | | |
-
| Герой поэмы в главах «Переправа», «Два солдата», «Смерть и воин». | А.Т.Твардовский поэма «Василий Тёркин» | | | | | |
-
| Традиции УНТ в создании образа национального героя в поэме «Василий Тёркин». | А.Т.Твардовский поэма «Василий Тёркин» | | http://www.hi-edu.ru/Brok/01110835.ht | 15-22 февраля | | | |
-
| Поэзия Р.Гамзатова. Жанр стихотворного послания: осложнённое повторение | Поэзия Р.Гамзатова. | | | | | |
4 четверть -12 часов |
-
| Судьба М. Джалиля. Лирический герой, образ героини, интонации в стихотворении «Прощай, моя умница». | Поэзия Мусы Джалиля | | Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | | 29 февраля -5 марта | | | |
Национальный характер в литературе (8 часов) |
-
| И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч» Сопоставление как средство создания характера. Позиция автора и позиция рассказчика. | И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч» | | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказов. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведений. Сопоставлять литературные произведения. Формулировать вопросы по тексту произведений | http://www.proshkolu.ru/ | 29 февраля -5 марта | | | |
-
| И.С.Тургенев «Певцы». Портретная характеристика героев. Этапы развития сюжета. | И.С.Тургенев «Певцы» | | Презентация | 7-12 марта | | | |
-
| Вн.чтение. Сборник «Записки охотника» Истоки русского характера. Человек и природа в рассказе «Лес и степь». | . Сборник «Записки охотника» | | | | | |
-
| Классное сочинение по произведениям И.С Тургенева | стр.159-181 | | | 14-19 марта | | | |
-
| Творчество В.М.Шукшина. Образ «чудика» в рассказах Шукшина. | рассказ «Миль пардон, мадам!» | | www.bibliogid.ru | | | |
-
| В.М.Шукшин «Микроскоп» Тема и идея рассказа, смысл названия. | В.М.Шукшин «Микроскоп» | | | 21-26 марта | | | |
-
| Вн. чтение. А.С.Пушкин «Полтава». Историческая и любовная сюжетные линии. Образы Петра и Карла. | А.С.Пушкин «Полтава | | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Отвечать на вопросы | Презентация | | | |
-
| Контрольный тест по теме «Теория литературы. Тематика литературного произведения». | стр. 184 | | | 28 марта- 2 апреля | | | |
Проблема бытия. Честь и достоинство (5 часов) |
-
| Личность и творчество П.Мериме. Нравственный выбор как средство создания характера и основа сюжета «Маттео Фальконе». | «Маттео Фальконе» | | писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. | | 28 марта- 2 апреля | | | |
-
| Личность и нравственные поиски Л.Н.Толстого. История создания рассказа «После бала». | Л.Н.Толстой «После бала» | | | 4-9 апреля | | | |
-
| Роль деталей. Смысл названия. Контрастная композиция рассказа «После бала» | Л.Н.Толстой «После бала» | | | | | |
5 четверть (12 часов) |
-
| Личность и творчество М.Горького. Романтические мотивы. Человек в творчестве писателя. | М.Горький «Челкаш». | | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героя произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения | | 18-23 апреля | | | |
-
| Сопоставление Челкаша и Гаврилы. Гуманизм. Море в рассказе. | М.Горький «Челкаш». | | | | | |
Тема дружбы и любви в литературе (10 часов) |
-
| Лицейская дружба в творчестве А.С.Пушкина. «19 октября» | «19 октября» | | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | | 25-30 апреля | | | |
-
| Судьба поколения и предназначение поэта в стихотворении «Арион» Цезура | «Арион» | | | | | |
-
| Вн.чт. Уроки доброты и милосердия в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» | стр.240-242 | | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | | 2-7 мая | | | |
-
| В.А.Жуковский «Светлана» Особенности жанра баллады. Фольклорные мотивы. | В.А.Жуковский «Светлана» | | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать балладу. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Характеризовать героиню баллады. Устно отвечать на вопросы | презентации | | | |
-
| А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» Сюжет и композиция повести. | А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» | | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения | Фильм | 9-14 мая | | | |
-
| Барышня – крестьянка: два образа, один характер | стр. 277 | | | | | |
-
| Стихотворение А.К.Толстого «Средь шумного бала…» Композиция стихотворения. Сравнение как художественный приём. | стр. 279 | | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | www.bibliogid.ru | 16-21 мая | | | |
-
| Итоговый контрольный тест | стр. 282-284 | | Отвечать на вопросы. Сопоставлять литературные произведения | | | | |
-
| Работа над ошибками. Вн. чтение. Творчество Б.Васильева. Композиция повести «Завтра была война». Роль пролога и эпилога. | Б.Л.Васильев «Завтра была война» | Великая Отечественная война в башкирской литературе | Фильм | 23-31 мая | | | |
-
| Характеры героев. Судьба человека в истории страны. Рекомендации на лето. | «Завтра была война» | | | | |