№ | Дата | Наименование раздела. Тема урока | К-во часов | Основные виды деятельности | Требования к уровню подготовки |
| | Введение | | | |
1 | 01.09. | Роль книги в жизни человека | 1 | Работа с учебником | Уметь работать с учебником |
| | Устное народное творчество | 6 | | |
2 | 02.09. | Малые жанры фольклора. Детский фольклор | 1 | Пересказ статьи учебника, составление плана | Знать малые жанры фольклора, уметь создавать собственное произведение |
3 | 08.09. | Сказка «Царевна – лягушка». Народные идеалы в сказке | 1 | Работа над композиционными особенностями народной сказки | Знать виды сказок, их особенности, уметь отличать виды сказок |
4 | 09.09. | Художественный мир волшебной сказки «Царевна – лягушка» | 1 | Подробный пересказ сказки | Знать композицию волшебной сказки, уметь находить постоянные эпитеты, присказки, зачины, концовки |
5 | 15.09. | «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» как волшебная сказка героического содержания | 1 | Составление плана сказки, пересказ выборочных эпизодов сказки | Знать содержание сказки, уметь характеризовать главных героев сказки |
6 | 16.09. | Сказки о животных и бытовые сказки | 1 | Выразительное чтение по ролям, находить отличия между сказками разных видов | Знать о назначении бытовых сказок, о роли диалога в сказках, уметь охарактеризовать героев сказок |
7 | 22.09. | Казачьи народные сказки | 1 | Анализ текстов сказок | Знать содержание сказок, уметь видеть особенность донской сказки, находить диалекты |
8 | 23.09. | Внеклассное чтение. Моя любимая русская народная сказка | 1 | Подробный пересказ любимой сказки | Знать содержание сказок, уметь анализировать их тексты |
| | Древнерусская литература | 1 | | |
9 | 29.09. | Герои летописи «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Работа с незнакомыми словами, выразительное чтение | Знать жанры древнерусской литературы. Уметь составлять характеристику героев |
| | Из русской литературы ХVIII века | | | |
10 | 30.09. | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» Научные истины в поэтической форме | 1 | Определять тему стихотворения, выразительно читать стихотворение | Знать о родах и жанрах литературы, уметь анализировать лирическое произведение |
| | Из русской литературы ХIХ века | | | |
11 | 06.10. | Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр | 1 | Определять жанровые признаки басни | Знать об истории жанра басни, уметь определять мораль |
12 | 07.10. | И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях «Свинья под дубом», «Ворона и лисица» | 1 | Выразительно читать басни по ролям, иллюстрировать басни | Уметь анализировать басни, знать их строение |
13 | 13.10. | Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий 1812 года | 1 | Определять мораль, аллегорический смысл басен. Инсценирование басни | Знать историю создания басни, уметь применить на практике мораль басен |
14 | 14.10. | В.А. Жуковский- сказочник. «Спящая царевна» как литературная сказка | 1 | Выразительное чтение сказки, создание иллюстраций | Знать отличие литературной сказки от народной, уметь приводить примеры антитезы |
15 | 20.10. | Нравственно – психологические проблемы баллады Жуковского «Кубок» | 1 | Выразительное чтение баллады, создание иллюстраций | Знать особенности жанра баллады, уметь определять жанр баллады, сравнивать фольклорные баллады с литературными |
16 | 21.10 | А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 | Работа с учебной статьёй, сообщения о лицейских годах А.С. Пушкина | Знать об истории создания стихотворения «Няне», уметь проводить анализ стихотворений |
17 | 27.10. | Пролог к поэме «Руслан и Людмила». История написания пролога. | 1 | Выразительное чтение наизусть Пролога | Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» |
18 | 28.10. | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки сказки | 1 | Работа над терминами «ритм», «Стихотворная и прозаическая речь» | Знать содержание сказки, уметь определять ритм |
19 | 10.11. | Противостояние добрых и злых сил в сказке. Основные образы | 1 | Выразительное чтение по ролям, создание иллюстраций | Знать содержание сказки, уметь характеризовать образы сказки |
20 | 11.11. | Сопоставление народной сказки, сказки В.А. Жуковского и сказки А.С. Пушкина | 1 | Сопоставление текстов, анализ текстов сказок | Знать содержание сказок, уметь определять сходства и различия сказок |
21 | 17.11. | Внеклассное чтение. Мои любимые сказки А.С. Пушкина. | 1 | Подробный пересказ сказки | Знать содержание сказки, уметь определять вид сказки |
22 | 18.11. | А. Погорельский. «Чёрная курица или подземные жители» как литературная сказка | 1 | Подробный пересказ понравившихся эпизодов сказки | Знать художественные особенности сказок, уметь находить в сказке главную мысль, ключевые слова |
23 | 24.11. | Алеша в волшебном мире подземного царства | 1 | Пересказ отдельных эпизодов, их иллюстрирование | Знать содержание сказки, уметь характеризовать главного героя, составлять план к его образу |
24 | 25.11. | В.М. Гаршин. Героическое и обыденное в сказке «Attalеaprinceps» . | 1 | Выразительное чтение сказки по ролям, подробный пересказ произведения | Знать содержание сказки, уметь давать развёрнутые ответы на вопросы |
25 | 01.12. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения | 1 | Выразительное чтение наизусть, анализ поэтического текста | Знать определения, уметь находить в тексте эпитеты, метафоры, определять композицию произведения |
26 | 02.12. | Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова | 1 | Исследовательская работа по тексту, работа с устаревшими словами |
27 | 08.12. | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» - поэтизация народной жизни | 1 | Анализ текста, комментированное чтение, ответы на вопросы | Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести, уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя |
28 | 09.12. | Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» | 1 | Создание иллюстраций, работа с трудными словами, чтение текста по ролям, работа по картине М. Клодта |
29 | 15.12. | Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа | 1 | Выразительное чтение, анализ поэтического текста, ответы на вопросы, описание картины И. Репина «Бурлаки на Волге» | Знать историю написания стихотворения, уметь сопоставлять стихотворение с картиной художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» |
30 | 16.12. | Внеклассное чтение. Картины детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» | 1 | Анализ поэтического текста, выразительное чтение | Знать и уметь находить эпитеты, сравнения, олицетворения |
31 | 22.12. | Поэтический образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» | 1 | Анализ текста, составление плана к художественному образу | Знать об особенностях поэтики Некрасова, уметь объяснить смысл названия поэмы |
32 | 23.12. | И.С. Тургенев. История создания рассказа «Муму» | 1 | Составление цитатного плана рассказа | Знать этапы жизни Тургенева, владеть понятием «сюжет», понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, уметь охарактеризовать литературного героя |
33 | 29.12. | Герасим и его окружение | 1 | Выразительное чтение диалогов по лицам |
34 | 12.01. | Герасим и Муму. Счастливый год | 1 | Составление плана к образам |
35 | 13.01. | Два решения. Нравственное преображение Герасима | 1 | Пересказ основных эпизодов |
36 | 19.01. | Развитие речи. Письменный ответ на вопрос «Чем мне понравился Герасим?» | 1 | Письменный ответ на вопрос | Уметь выразить своё отношение к главному герою рассказа |
37 | 20.01. | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» - протест против национальной вражды. | 1 | Анализ рассказа, комментированное чтение отдельных эпизодов, иллюстрирование рассказа | Знать об истории создания рассказа, уметь работать над понятиями «идея», «сюжет» |
38 | 26.01. | Жилин и Костылин – два разных характера | 1 | Подробный пересказ понравившихся эпизодов | Уметь составлять сравнительную характеристику героев |
39 | 27.01. | Развитие речи. Сочинение «Жилин и Костылин – разные судьбы» | 1 | Сравнительная характеристика героев рассказа | Уметь сравнивать героев рассказа |
40 | 02.02. | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев | 1 | Инсценирование или чтение по ролям рассказа «Хирургия» | Знать отличительные признаки юмора и сатиры, уметь показывать роль предметной детали в рассказах |
41 | 03.02. | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе | 1 | Комментированное чтение стихотворений, беседа по вопросам | Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать чувства автора |
42 | 09.02. | А.С. Пушкин. «Дон». Анализ стихотворения | 1 | Выразительное чтение стихотворения |
| | Из русской литературы ХХ века | | | |
43 | 10.02. | И. А. Бунин – писатель, поэт. Эстетическое и этическое в рассказе «Косцы» | 1 | Рассказ о творчестве И.А.Бунине, составление рассказов по репродукциям картин | Знать содержание рассказа, уметь почувствовать в рассказе любовь писателя к родной земле и ее людям |
44 | 16.02. | В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец | 1 | Составление плана повести, выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов, письменные ответы на вопросы | Знать содержание повести, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам |
45 | 17.02. | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей | 1 |
46 | 24.02. | Развитие речи. Сочинение «Васина дорога к правде и добру» | 1 |
47 | 02.03. | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». Стремление к совершенному мастерству | 1 | Сопоставление сказа и сказки, устное описание героев сказа, иллюстрирование сказа | Знать отличие сказа от сказки, уметь охарактеризовать героев сказа |
48 | 03.03. | К.Г. Паустовский. Реальность и фантастика в сказке «Тёплый хлеб». | 1 | Сообщение о жизни и творчестве К.Г.Паустовского, выразительное чтение отрывков из рассказов | Знать содержание рассказов, уметь определять тему произведения, выделять проблемы |
49 | 10.03. | Человек и природа в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы» | 1 |
50 | 16.03. | Внеклассное чтение. Ю.А. Дьяконов. «Восемь волшебных желудей». Комментированное чтение. | 1 | Пересказ понравившихся эпизодов | Знать сказочников родного края, уметь определять виды сказок |
51 | 17.03. | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои сказки | 1 | Выразительное чтение по ролям | Знать приёмы, используемые автором в сказке, уметь охарактеризовать героев пьесы |
52 | 30.03. | А. А. Платонов. Рассказ «Никита». Душевный мир героя, его отношения с природой | 1 | Выразительное чтение отрывков из рассказа | Знать содержание рассказа, уметь разъяснять приёмы раскрытия характеров |
53 | 31.03. | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро» | 1 | Обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам, выборочный пересказ отдельных эпизодов | Знать своеобразие творчества В.П.Астафьева, уметь охарактеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа |
54 | 06.04. | Странствия Васютки по тайге. | 1 |
55 | 07.04. | Развитие речи. Подробный пересказ понравившегося эпизода из рассказа «Васюткино озеро». | 1 |
56 | 13.04. | М.Шолохов.«Федотка» .Сжатый комментированный пересказ фрагмента. | 1 | Комментированный пересказ фрагмента | Знать содержание рассказа, уметь выделять главное в прочитанном |
57 | 14.04. | Поэты о Великой Отечественной войне. Тема война и дети | 1 | Выразительное чтение стихотворений наизусть | Уметь выразительно читать стихотворения |
58 | 20.04. | Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе, о себе | 1 | Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения |
59 | 21.04. | Донские поэты ХХ века | 1 | Анализ стихотворений, выразительное чтение поэтических произведений | Знать средства художественной выразительности, уметь находить и понимать их роль в стихотворении |
60 | 27.04. | Саша Чёрный. Слово о писателе. Юмористические рассказы о детях | 1 | Сообщение о жизни и творчестве Саши Чёрного, чтение по ролям, анализ художественного текста | Знать содержание рассказов, уметь отличать юмор от сатиры, находить тропы и определять их значение, роль в рассказе |
| | Из зарубежной литературы | | | |
61 | 28.04. | Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» | 1 | Рассказ о писателе, анализ поэтического текста, выразительное чтение стихотворения наизусть, составление плана к образу главного героя | Знать основное содержание стихотворения, уметь находить приметы жанра баллады, характеризовать главного героя |
62 | 05.05 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа |
2 | Сообщения о жизни и творчестве Д.Дефо, пересказ понравившихся эпизодов, описание иллюстраций к роману, анализ прочитанного, характеристика главного героя романа | Знать содержание романа, биографические сведения об авторе и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение главного героя |
63 | 12.05 | Герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» |
64 | 18.05. | Х. Кристиан Андерсен – сказочник. «Снежная королева». Кай и Герда |
2 | Портретная, сравнительная характеристика героев, работа над композицией, ключевыми эпизодами произведения | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, содержание сказки, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев |
65 | 19.05. | Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева |
66 | 25.05. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Неприятие героем фальши взрослого мира | 1 | Составление словесного портрета героев, выразительное чтение по ролям | Знать о личности и творческой деятельности М. Твена, уметь составлять словесный портрет героев |
67 | 26.05. | Д. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа | 1 | Составление цитатного плана, пересказ от лица одного из персонажей, пересказ близко к тексту одного из эпизодов | Знать биографию писателя, содержание произведения, уметь объяснить смысл рассказа, охарактеризовать образ героя |