Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе (что читать) в значительной мере предопределен Федеральным государственным стандартом общего образование второго поколения и Примерной программой по литературе – регламентирующими документами Министерства образования и науки РФ.
- формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
- создание представлений о русской литературе как едином национальном состоянии.
Учебник: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С.Меркин. 2-е изд. –М.: ООО «Русское слово –учебник», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа).
№ | Тема урока | Кол. час. | Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС) | Дата | Примечание |
1 | Введение. Книга –твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | Метапредметные: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Предметные: создание устных монологических высказываний разного типа, ведение диалога. Личностные: формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего. | | |
2-5 | Из мифологии. Рассказ о мифе и мифологии. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса». «Олимп». Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Мифы древних славян как форма познания действительности. | 4. 1 1 1 1 | Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности, способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, работа в группах и индивидуально. Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; владение литературоведческими терминами легенда, мифологический герой и персонаж; ведение диалога, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. Личностные: формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности, понятиях: нравственные принципы и авторитеты; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, представлений о патриотизме как гуманистической ценности, единстве трагического и комического, высоких чувств и житейского, прозаического. | | |
6-13 | Из устного народного творчества. Загадки. Пословицы и поговорки. Сказка «Царевна-лягушка». Особенности волшебной сказки. Трудолюбие, доброта и находчивость как главные достоинства героев в сказке. Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» (внеклассное чтение). Подготовка к сочинению. «Устное народное творчество –золотое наследие русской старины». (обобщающий урок по УНТ). | 8. 1 1 2 1 1 1 1 | Метапредметные: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа в группе и индивидуально; оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение в устных и письменных высказываниях разных жанров. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами: загадка, пословицы и поговорки, антитеза, антонимы, иносказание, сказка, образ, бродячий сюжет; создание устных монологических высказываний разного типа, ведение диалога; понимание связи фольклорных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Личностные: формирование представлений о высших ценностях, ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. | | |
14- 17 | Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет». «Расселение славян». «Кий, Щек и Хорив». «Хазары». Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Подробное изложение по «Повести временных лет» | 4 1 1 1 1 | Метапредметные: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формулирование собственного отношения к произведениям древнерусской литературы, их оценка; создание устных монологических высказываний разного типа. Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства, о патриотизме как гуманистической ценности в процессе осмысления идеи объединения славянских племен. | | |
18- 24 | Басни. Басни народов мира. Раскрытие характера персонажей в баснях Эзопа «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен»Лисица и виноград». М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру». Басни Крылова. И.А.Крылов «Волк на псарне». «Демьянова уха», «Свинья под дубом». Русская басня 20 века. Последователи Крылова в жанре басни. Анализ письменных работ. | 7 2 1 1 1 1 1 | Метапредметные: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группах; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение; самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Предметные: владение литературоведческими терминами: басня, притча, эзопов язык, сравнение, гипербола, аллегория; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; создание устных монологических высказываний разного типа, ведение диалога; понимание и формулирование темы, идеи, авторской позиции и своего отношения к ней. Личностные: осмысление языка басни как одного из необходимых источников русского литературного языка; формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; социальных ценностях гуманизма в процессе осмысления проблемы народа и власти; формирование представлений об антиценностях в процессе выявления смысла противопоставления скромности бахвальству и самоуверенности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | | |
25- 30 | Из литературы XIX века. А.С.Пушкин. краткие сведения о детстве поэта. А.С.Пушкин «Няне». А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок). А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Стихотворная речь. Ритм, рифма, строка. | 38 1 1 1 1 1 1 | Метапредметные: самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности; воспринимают, анализируют, критически оценивают и интерпретируют прочитанное, осознают художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; осознают значимость чтения и изучения литературы для дальнейшего развития; соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей 19 века; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; эстетическое восприятие произведений литературы; понимание и формулирование темы, идеи, авторской позиции и своего отношения к ней; создание устных монологических высказываний разного типа, отвечают на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, определяют его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; ведение диалога. Личностные: формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; истинные ценности человека: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность; образ дороги как изображение жизненного пути человека( жизненные невзгоды, скитания, поиски счастья, перемены); воспитание любви к русской природе, к родному быту, слову. | | |
31-32 | «Перед ликом священной природы». Родная природа глазами русских поэтов и художников. | 2 | Метапредметные: осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; критически оценивают и интерпретируют прочитанное, осознают художественную картину жизни, отраженную в произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений; владение литературоведческим термином пейзажная лирика ; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. Личностные: формирование представлений об участии как гуманистической ценности; стремление к высоким чувствам, к идеалу, любви к людям; осознание бесконечности жизни, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. | | |
33- 37 | М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Средства художественной выразительности в стихотворении. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Повествование о событиях от лица их участника. | 1 2 2 | Метапредметные: самостоятельное определение целей своего обучения; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; критически оценивают и интерпретируют прочитанное, осознают художественную картину жизни, отраженную в произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в письменных высказываниях разных жанров. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимают и формулируют тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимание русского слова в его эстетической функции. Личностные: формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств, о патриотизме как гуманистической ценности; гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел; осмысление значения Бородинской битвы как одной из величайших в истории своего народа, в истории европейских войн. | | |
38- 42 | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни судьбе Н.В.Гоголя. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула. Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 2 1 1 | Метапредметные: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; критически оценивают и интерпретируют прочитанное, осознают художественную картину жизни, отраженную в произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; становление творческой личности писателя, увлечение литературой и театром, интерес к этнографии, к украинской старине, к фольклору; осуждение образа жизни «существователей»; утверждение роли искусства в жизни общества. | | |
43- 49 | И.С.Тургенев. Детские годы. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. И.С.Тургенев. «Муму». Образ Герасима. Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Муму. Немой протест героя –символ немоты крепостных крестьян. Сочинение на тему: «Эпизод рассказа, который произвел на меня самое сильное впечатление». Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». | 1 1 1 1 1 2 | Метапредметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности; оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; критически оценивают и интерпретируют прочитанное, осознают художественную картину жизни, отраженную в произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группах. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, взаимоотношение народа и государства, выявление причин чувства одиночества, ощущения несправедливости окружающего мира, личные обиды как отголосок всенародной беды –крепостного права, черты русского народа: чувство собственного достоинства, трудолюбие, собранность, искренность. | | |
50- 53 54 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения. Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Н.А.Некрасов «Тройка». Анализ письменных работ. | 1 1 1 1 1 | Метапредметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности; критически оценивают и интерпретируют прочитанное, осознают художественную картину жизни, отраженную в произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и свое отношение к ней, понимание ключевой проблемы произведения, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа. Личностные: формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма, взаимоотношение народа и государства, нелегкая крестьянская доля, богатые духовные возможности, таящиеся в народной среде, серьезное и строгое отношение к труду русского крестьянства, сознание своего долга перед семейным коллективом, чувство любви к России, соединенное с чувством боли за нее. | | |
55- 59 | Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Осуждение войны и национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник». Сочинение « Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» «Война и дети» (урок внеклассного чтения по фрагменту из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»). | 1 1 1 1 1 | Метапредметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей деятельности; воспринимают, анализируют, критически оценивают и интерпретируют прочитанное, осознают художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении; организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работают индивидуально и в группе; оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; владение литературоведческими терминами: рассказ, портрет, завязка, кульминация, развязка; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; пересказывают прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; характеризуют героев, сопоставляют их с героями других произведений; формулируют собственное отношение к произведениям русской литературы и оценивают; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений. Личностные: формирование представлений об агрессивности как антиценности, о чистосердечии, чувстве товарищеского долга, ответственности за более слабого, о мире и международном сотрудничестве, толерантности как гуманистических ценностях, необходимости построения отношений в современном мире на основах доброты, взаимопонимании и любви; противопоставление активной жизненной позиции, умения во имя большой цели переносить трудности, силы воли, мужества, находчивости, стойкости –пассивности , нерешительности, трусости, эгоистичности. | | |
60- 62 | А.П.Чехов. Краткие сведения о писателе. Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». А.П.Чехов «Пересолил». | 1 1 1 | Метапредметные: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; воспринимают, анализируют, критически оценивают и интерпретируют прочитанное, осознают художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работают индивидуально и в группе; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений; отвечают на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создают устные монологические высказывания разного типа; понимают и формулируют тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; анализируют произведение, определяют его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; владение литературоведческими терминами: юмор, комическая ситуация, ирония, антитеза, метафора, градация, прием несоответствия. Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. | | |
63- 72 | Из литературы XX века. И.А.Бунин. Краткие сведения о писателе. Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». И.А.Бунин «В деревне». И.А.Бунин «Подснежник». Л.А.Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. Противопоставление мира города и дачи в рассказе. И.А.Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | 28 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | Метапредметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей деятельности; воспринимают, анализируют, критически оценивают и интерпретируют прочитанное; самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; определяют понятия, создают обобщения, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения и делают выводы; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; отвечают на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создают устные монологические высказывания разного типа; понимают и формулируют тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; анализируют произведение, определяют его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; владеют литературоведческими терминами: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, герой, персонаж, повествователь, тема, эпизод, финал; формулируют собственное отношение к произведениям русской литературы и оценивают их. Личностные: формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма; стремление к постижению «вечных вопросов»; уважение к человеку, к его неисчерпаемым творческим возможностям, ненависть к грубости, насилию, пошлости, лжи и жадности; прославление природы, неисчерпаемая влюбленность в жизнь, ощущение праздника, величия происходящего, осознание бесконечности обновляющейся жизни. | | |
73- 76 | А.А.Блок. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. А.А.Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». С.А.Есенин. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню…». | 1 1 1 1 | Метапредметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей деятельности; воспринимают, анализируют, критически оценивают и интерпретируют прочитанное; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. Предметные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений; владение литературоведческими терминами: художественное пространство, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. Личностные: формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма; любовь к родной земле, родному дому; восприятие человека как части природы. | | |
77- 90 | А.Платонов. Сведения о жизни и творчестве. «Цветок на земле». А.Платонов. Рассказ «Никита». П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ Н.Н.Носова «Три охотника». В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Становление характера Васютки. Подготовка к домашнему сочинению «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?». Е.И.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Родная природа в произведениях писателей 20 века. В.И.Белов. Рассказ «Весенняя ночь». В.Г.Распутин. Отрывок из повести «Век живи – век люби». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 | Метапредметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей деятельности; воспринимают, анализируют, критически оценивают и интерпретируют прочитанное; организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владеют основами самоконтроля, самооценки, принимают решения и осуществляют осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений; создание устных монологических высказываний разного типа; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы; отвечают на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создают устные монологические высказывания разного типа; понимают и формулируют тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; анализируют произведение, определяют его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; определяют авторскую позицию и формулируют собственное отношение к ней; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают, пересказывают прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Личностные: формирование представлений о творчестве как ценности гуманизма, о патриотизме как гуманистической ценности, о смысле жизни; стремление к гармонии искусства и природы, к идеалу; интерес к традициям народной культуры и отечественной классики, в которых польза и красота, четкое жизненное намерение и бессознательное очарование жизнью совпадают; осознание самого себя как личности, переживание момента своего самоопределения в качестве именно человека, особого природного, космического существа; ощущение кровной связи с огромным миром, наполненным жизнью; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | | |
91-103 | Из зарубежной литературы. Даниэль Дефо. Краткие сведения о писателе. «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо». Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Сказка «Соловей». Внутренняя и внешняя красота, благодарность. Победа добра над злом. Наши любимые сказки. Краткие сведения о Марке Твене. Отрывок из «Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых. Образ Тома Сойера. Жизнерадостность, неутомимость, бурная энергия героя. Джек Лондон. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Сказание о Кише». Жозеф Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. Астрид Линдгрен. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Приключения Эмиля из Леннеберги». | 13 2 2 1 3 1 2 2 | Метапредметные: формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей деятельности; воспринимают, анализируют, критически оценивают и интерпретируют прочитанное; организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регулирования своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней; владение литературоведческими терминами: приключенческий роман, путешествие, авторский замысел и способы его характеристики; отвечают на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создают устные монологические высказывания разного типа; пересказывают прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Личностные: формирование представлений о труде, о творчестве, о свободе, о смысле жизни как гуманистической ценности, противопоставление подлинного и мнимого в жизни и искусстве; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | | |
104-105 | Заключительный урок. Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения. | 2 | Метапредметные: самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Предметные: формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, собственная интерпретация изученных произведений. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. | | |