«___» _____________2019г.
Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса составлено на основе «Рабочей программы по литературе для 5-9 классов (базовый уровень)», разработанной в 2017г., в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Количество часов в неделю – 3 часа.
Количество часов в год – 102 часа.
| № п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
| по плану | по факту |
| Введение – 1 ч |
| 1 | 1 | Роль книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому | | | |
| Устное народное творчество. Русские народные сказки – 11 ч |
| 2 | 1 | Понятие о фольклоре. Преображение действительности в духе народных идеалов. | | | |
| 3 | 2 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки» колыбельные песни | | | Наиз.1 10 пословиц |
| 4 | 3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители и собиратели сказок | | | |
| 5 | 4 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик невесты-волшебницы Василисы Премудрой | | | |
| 6 | 5 | «Царевна-лягушка». Иван Царевич – победитель житейских невзгод, его помощники и противники | | | |
| 7 | 6 | «Царевна-лягушка»: светлый и тёмный мир сказки. Народная мораль | | | |
| 8 | 7 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная богатырская сказка героического содержания. Особенности сюжета сказки | | | |
| 9 | 8 | Нравственное превосходство главного героя сказки «Иван – крестьянский сын…» Герои сказки в оценке народа | | | |
| 10 | 9 | Р.р. № 1 Ответ на проблемный вопрос: «Почему народные сказки имеют счастливый конец»(устно) | | | Р.р. № 1 |
| 11 | 10 | Народное представление о справедливости в сказках о животных «Журавль и цапля» и бытовой «Солдатская шинель» | | | |
| 12 | 11 | Контрольная работа № 1 (комплексная) по теме «Устное народное творчество. Русская народная сказка» | | | КР 1 Тема 1 |
| Из древнерусской литературы – 1 ч |
| 13 | 1 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» во имя мира на земле. Летопись (начальные представления) | | | |
| Из русской литературы XVIII века – 1 ч |
| 14 | 1 | Рассказ о жизни и творчестве М. Ломоносова. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. | | | Наиз. 2 |
| Из русской литературы ХIX века – 44 часа |
| Басня – 4 часа |
| 15 | 1 | Вн. чт. № 1 Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века) | | | Вн.чт.№1 |
| 16 | 2 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года | | | |
| 17 | 3 | Осмеяние пороков в баснях И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали | | | Наиз.3 басня |
| 18 | 4 | Р.р. № 2 Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни И.А. Крылова» | | | Р.р. № 2 |
| В.А.Жуковский – 3 часа |
| 19 | 1 | В.А. Жуковский. Слово о поэте. «Спящая царевна»: история создания, сюжет сказки | | | |
| 20 | 2 | В.А. Жуковский. Сходные и различные черты сказки «Спящая царевна» и народной сказки.Различие героев литературной и фольклорной сказки. | | | |
| 21 | 3 | Нравственно-психологические проблемы баллады В.А. Жуковского «Кубок» | | | |
| 22 | | Контрольная работа № 2по теме «Древнерусская литература. М. Ломоносов. Басни. В. Жуковский.» Тест | | | КР 2 Тема 2 |
| А.С.Пушкин - 8 часов |
| 23 | 1 | Рассказ о детских и лицейских годах жизни А.С. Пушкина. «Няне» как поэтизация образа няни | | | Наиз. 4 |
| 24 | 2 | «У лукоморья дуб зеленый...».Пролог к поэме «Руслан и Людмила» каксобирательная картина народныхсказок | | | Наиз. 5 |
| 25 | 3 | Истоки рождения сюжета «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил | | | |
| 26 | 4 | Центральные образы «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» | | | Наиз. 6 отрывок из «Сказки о мёртвой царевне» |
| 27 | 5 | Урок выразительного чтения наизусть отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» | | | |
| 28 | 6 | Р.р. № 3 подготовка к написанию домашнего контрольного сочинения «Красота внешняя и красота внутренняя» (составление сравнительной характеристики героев «Сказки о мёртвой царевне…») | | | Р.р. 3 КДС 1 |
| 29 | 7 | Стихотворная и прозаическая речь.Ритм. Рифма. Строфа. | | | |
| 30 | 8 | Вн. чт. № 2 Мои любимые сказки Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. | | | Вн.чт.№2 |
| А. Погорельский – 4 часа |
| 31 | 1 | Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке А. Погорельского. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | | | |
| 32 | 2 | А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»: Алёша в двух мирах | | | |
| 33 | 3 | Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». «Бродячие сюжеты» сказок. | | | |
| 34 | 4 | Р.р. № 4. Письменный ответ на проблемный вопрос «Положительный или отрицательный герой Алёша?» | | | Р.р. № 4. |
| М.Ю.Лермонтов - 2 часа |
| 35 | 1 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения | | | Наиз. 7 (отрывок из «Боро-дино») |
| 36 | 2 | Мастерствопоэта в созданиибатальных сцен «Бородино».Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. | | | |
| 37 | | Контрольная работа № 3 по теме «А. Пушкин. А. Погорельский. М. Лермонтов». Тест | | | КР 3 Тема 3 |
| Н.В.Гоголь –3 часа |
| 38 | 1 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести | | | |
| 39 | 2 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | | | |
| 40 | 3 | Вн. чт. № 3 Народные мотивы в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» | | | Вн.чт.№3 |
| Н.А.Некрасов - 4 часа |
| 41 | 1 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» - короткая пора в жизни крестьянина | | | Наиз.8 (отрывок «Крестьянские дети») |
| 42 | 2 | Урок выразительного чтения наизусть стихотворений Н.А.Некрасова | | | |
| 43 | 3 | Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» «Есть женщины в русских селеньях» Эпитеты в стихотворении | | | |
| 44 | 4 | Вн. чт. № 4 Н.А. Некрасов «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа | | | Вн.чт.№4 |
| И.С.Тургенев – 4 часа |
| 45 | 1 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Реальная основа повести. | | | |
| 46 | 2 | Духовные и нравственные качества Герасима в повести И. Тургенева «Муму». История отношений Герасима и Татьяны в повести И. Тургенева «Муму» | | | |
| 47 | 3 | Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества в повести И. Тургенева «Муму». Портрет, пейзаж, литературный герой- развитие представлений о понятиях | | | |
| 48 | 4 | Контрольная работа № 4 по теме «Творчество Н.В.гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева» Р.р. № 5. Контрольное сочинение- отзыв № 2 о прочитанном произведении | | | КР 4 Р.р. 5 КС 1 Тема 4 |
| А.А.Фет – 1 час |
| 49 | 1 | А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь», «Чудная картина», «Задрожали листы, облетая…» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | | | Наиз. 9 стихотвор. по выбору |
| Л.Н.Толстой - 3 часа |
| 50 | 1 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | | | |
| 51 | 2 | Р.р. № 6 Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев (устно) | | | Р.р. № 6 |
| 52 | 3 | Тема дружбы в рассказе Л. Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | | | |
| А.П.Чехов – 3 часа |
| 53 | 1 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Осмеяние глупости и невежества рассказа «Хирургия» Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | | | |
| 54 | 2 | Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова «Размазня», «Пересолил» | | | |
| 55 | 3 | Р.р. № 7 «Хирургия» - рассказ в актёрском исполнении | | | Р.р. № 7 |
| Поэты ХIX века о Родине, родной природе – 2 часа |
| 56 | 1 | А.Н. Майков («Ласточки»), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне», Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Как весел грохот летних бурь…», И.З. Суриков «Зима» (отрывок) | | | Наиз. 10 Стихотворение Тютчева - 11 стихотвор. по выбору |
| 57 | 2 | Урок выразительного чтения наизусть стихотворений о родной природе | | | |
| 58 | | Контрольная работа № 5 по теме «Л. Толстой., А. Чехов. Поэзия». Тест | | | КР 5 Тема 5 |
| Из русской литературы ХХ века – 25 ч |
| И.А.Бунин - 1час |
| 59 | 1 | И.А. Бунин. Рассказ о писателе. Человек и природа в рассказе «Косцы».Эстетическое и этическое в рассказе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | | | |
| В.Г.Короленко – 4 часа |
| 60 | 1 | В.Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. «В дурном обществе». Композиция литературного произведения.Изображение города и его обитателей | | | |
| 61 | 2 | Жизнь семьи Тыбурция в рассказе «В дурном обществе». Взаимоотношения в семье судьи. | | | |
| 62 | 3 | Доброта и сострадание героев повести. «Дурное общество» и «дурные дела» | | | |
| 63 | 4 | Р.р. № 8. Составление цитатной характеристики героя произведения «В дурном обществе» В.Г.Короленко | | | Р.р. № 8. |
| С.А.Есенин – 1 час |
| 64 | 1 | С.А. Есенин. Рассказ о поэте. Поэтизация картин малой родины в стихотворениях «Низкий дом с голубыми ставнями», «Я покинул родимый дом» | | | Наиз. 12 Стихотвор. по выбору |
| П.П.Бажов – 2 часа |
| 65 | 1 | П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка» Сказ как жанр литературы.Своеобразие языка, интонации сказа. | | | |
| 66 | 2 | Сила характера Данилы-мастера в сказеЧестность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. | | | |
| 67 | | Контрольная работа № 6 по теме «Творчество И.Бунина, В.Короленко, С.Есенина, П.Бажова». Тест | | | КР 6 Тема 6 |
| К.Г.Паустовский – 3 часа |
| 68 | 1 | К.Г. Паустовский. Рассказ о писателе. «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке | | | |
| 69 | 2 | «Тёплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | | | |
| 70 | 3 | Мысль автора об ответственности человека перед природой в сказке К. Паустовского «Заячьи лапы». | | | |
| С.Я.Маршак – 2 часа |
| 71 | 1 | С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. | | | |
| 72 | 2 | Вн. чт. № 5 Традиции народных сказок в сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом. Особенности пьесы-сказки | | | Вн.чт.№5 |
| А.А.Платонов – 1 час |
| 73 | 1 | А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: душевный мир главного героя. Быль и фантастика в рассказе | | | |
| В.П.Астафьев – 4 часа |
| 74 | 1 | В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Герой заблудился: поведение в лесу | | | |
| 75 | 2 | Становление характера юного героя в рассказе «Васюткино озеро». Открытие нового озера | | | |
| 76 | 3 | Р.р. № 9. Подготовка к написанию классного контрольного сочинения | | | Р.р. № 9 |
| 77 | 4 | Контрольная работа № 7 по теме «Творчество К.Г.Паустовского, С.Я.Марша-ка, А.А.Платонова, В.П.Астафьева» Р.р.№ 10. Контрольное сочинение № 2 «Мой сверстник в литературе» | | | КР 7 Р.р. № 10 КС2 Тема 7 |
| Поэты о Великой Отечественной войне – 2 часа |
| 78 | 1 | К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»: дети и война | | | Наиз.13 стихотв. по выбору |
| 79 | 2 | Р.р. № 11. Рассказ о подвиге моего прадедушки | | | Р.р. №11 |
| Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе – 2 часа |
| 80 | 1 | И.Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; К.Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». | | | |
| 81 | 2 | Обучение анализу лирического произведения | | | |
| Саша Чёрный – 2 часа |
| 82 | 1 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» - юмористические произведения о детях | | | |
| 83 | 2 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник» - юмористические произведения о детях. | | | |
| Литература родного края - 4 часа |
| 84 | 1 | В.И. Даль. Жизнь и творчество Казака Луганского. «Русские сказки. Пяток первый» | | | |
| 85 | 2 | В.М. Гаршин. Сведения об авторе. «Сказка о жабе и розе»: герои произведения | | | |
| 86 | 3 | Р.р. № 12 «Какой урок извлек я из сказки В.М.Гаршина«Сказка о жабе и розе» Устный ответ на вопрос | | | Р.р. № 12 |
| 87 | 4 | М.Л. Матусовский. Детская тема в стихотворениях «Крестики-нолики», «Вместе весело шагать», «Школьный вальс» | | | Наиз. 14 |
| 88 | | Контрольная работа № 8 (комплексная) по теме «Поэзия 20 в.. Саша Чёрный, литература родного края» | | | КР 8 Тема 8 |
| Из зарубежной литературы - 13часов |
| 89 | 1 | Р. Стивенсон «Вересковый мёд»: бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады | | | |
| 90 | 2 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: созидательная деятельность Робинзона Крузо на необитаемом острове | | | |
| 91 | 3 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека | | | |
| 92 | 4 | Вн.чт. № 6. Жорж Санд «О чём говорят цветы» | | | Вн.чт.№6 |
| 93 | 5 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: жизнь городка и приключения детей | | | |
| 94 | 6 | Дружба Тома и Гека в повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» | | | |
| 95 | 7 | Х.К. Андерсен. Реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева». Кай и Герда | | | |
| 96 | 8 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева»: друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини | | | |
| 97 | 9 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева»: победа добра, любви и дружбы над злом | | | |
| 98 | 10 | Вн.чт. № 7. Чудесный мир сказок Г.Х. Андерсена | | | Вн.чт.№7 |
| 99 | 11 | Джек Лондон Нравственное взросление в рассказе «Сказание о Кише» | | | |
| 100 | 12 | Р.р.№ 13. Подготовка к написанию классного контрольного сочинения. | | | Р.р.№ 13. |
| 101 | 13 | Контрольная работа № 9 по теме «Из зарубежной литературы». Р.р. № 14 Классное контрольное сочинение №3. Эссе«Что такое дружба?» (на примере изученных произведений) | | | КР 9 Р.р.№14 КС 3 Тема 9 |
| Итоговый урок – 1 час |
| 102 | 1 | Итоговый урок. Литература на лето | | | |
от ___.___.2019г. №.______
Зам. директора по УВР
_____.____. 2019г.