УМК ориентирован на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В основе построения курса - компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной. Авторы стремились избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы: от теории к деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.
Отбор конкретного содержания обучения на каждом этапе подчинен проблемно-тематическому принципу в 5 – 8 классах и историко-хронологическому в 9 – 11 классах.
Методический аппарат учебника представлен разными типами вопросов и заданий ко всем видам текстов (текст об авторе, текст о произведении, текст художественного произведения); заданий, создающих мотивацию для чтения, обучающих разному типу чтения, проверяющих усвоение содержания прочитанного, позволяющих развивать речевые умения на основе прочитанного текста, нацеливающих на работу с иллюстрациями, развивающих аналитические и исследовательские умения и др. Большое внимание уделяется словарной работе. Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком», что позволяет организовать дифференцированное и личностно-ориентированное обучение. Формулировки большинства заданий содержат алгоритм их выполнения (способ деятельности).
В конце первой и второй УМК для всех классов даны вопросы на повторение, составленные с учетом формата Единого государственного экзамена.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
В соответствии с целями и задачами литературного образования, обозначенными государственным образовательным стандартом по литературе, концепцией авторской программы по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной, требованиями к уровню подготовки семиклассников, изучении литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Для осуществления целей и поставленных задач программы использован компетентностный подход, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно
воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
Для изучения литературы Дона и о Доне в каждом классе отводится определенное количество часов.
Региональный компонент реализуется на уроках литературы «диффузно», т. е. приобщение к тексту осуществляется в процессе тематического, жанрового изучения с произведениями федерального компонента государственного стандарта на основе межпредметной связи в рамках одного урока, и параллельно на специальн6о отведенных уроках для изучения региональной литературы. Такие уроки будут иметь условное обозначение РК. Всего 9 уроков.
По учебному плану даётся 35 учебных недель. Программа может быть выполнена за счёт уплотнения тем за 65 часов, в связи с праздничными днями: 2 мая, 9 мая. Это 65 часов. Уровень обучения – базовый.
Таким образом, часы распределены с учётом интереса учеников к тематике произведений, возникающих трудностей при чтении, с учётом запланированных видов практической деятельности, а также в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) и Примерной программы по литературе.
Региональный компонент реализуется на уроках литературы «диффузно», т. е. приобщение к тексту осуществляется в процессе тематического, жанрового изучения с произведениями федерального компонента государственного стандарта на основе межпредметной связи в рамках одного урока, и параллельно на специально отведенных уроках для изучения региональной литературы. Такие уроки будут иметь условное обозначение РК.
№ п/п | Дата Пр Дано | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Форма урока | Содержание урока | Виды деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов. Характеристика основных видов УУД | Оборудование | Форма и вид контроля |
1 | 4.09 | 4.09 | Стартовая контрольная работа | 1 | Традиц | Диагностика уровня литературного развития учащихся. | Применять полученные ранее знания на практике, выполнять тестовую работу | Комплексная работа с текстом | Входной |
2 | 6.09 | 6.09 | Литература как искусство слова | 1 | Традиц | Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе. Углубление представления о жанрах. Система жанров | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы | Учебник литер-ы | Читательский дневник: книги, прочитанные летом |
| Какими способами литература представляет мир – 16 ч (4 ч Рр + 2 ч Вн.чт) |
3 | 11.09 | 11.09 | Эпос как род литературы. Литература и мифология. . Гомер. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы «Иллиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес») и поэмы «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»). Р.К. Мифы о народах, живших в Ростовской области | 1 | Традиц | Понятия: эпос - эпическое, лирика – лирическое, драма - драматическое. Мифологическая основа античной литературы Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие). Приключения Одиссея и его спутников. Образы героев. Эпическое в стихотворении. Слово о писателе. В процессе обсуждения составление образов героев. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея». | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. | Учебник литер-ы; сборники мифов и легенд | Текущий: план песни 22, ответы на вопросы. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося фрагмента. Ответ на вопрос: Что помогло Одиссею спасти себя и товарищей» |
4 | 13.09 | 13.09 | Н.В. Гоголь. Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести «Тарас Бульба». Сюжетно-композиционный анализ повести. | 1 | Традиц | Слово о писателе. История создания повести. Эпическое в произведении. Составление характеристики главных героев. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику повести. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопрос. Писать сочинение | Учебник литер-ы; былины | Текущий: создать систему образов; подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Что такое Запорожская Сечь?» (с.128, Б-1) |
5 | 18.09 | 18.09 | Чтение и анализ повести «Тарас Бульба». Герои Гоголя и былинные герои. Тарас и его сыновья. Образ матери, женщины. | 1 | Традиц | Обучение анализу эпизодов. Образы главных героев. Мотивы богатырства. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. Обсуждение: роль образа матери, женщины в произведении Н.В. Гоголя. Обсуждение: кто такой национальный герой, в чём его проблема | Учебник литер-ы | Текущий: ответы на вопросы учебника: с.128, Б2-5. Наизусть: описание степи (проза) |
6 | 20.09 | 20.09 | Чтение и анализ повести «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев | 1 | Традиц | Проблематика повести. Авторская позиция. Роль лирических отступлений в повести. Роль детали в раскрытии характеров героев. Обсуждение: кто такой национальный герой, в чём его проблема. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести. | Учебник литер-ы; фрагмент фильма | Текущий: пересказ наиболее понравившегося фрагмента; для желающих: кроссворд, синкейн |
7 | 25.09 | 25.09 | Р.р. Обучающее сочинение-описание по повести Н.В. Гоголя. | 1 | Рр | Сочинение-описание, его роль в речи, особенности композиции, языковые средства. Составление плана, подбор и обсуждение цитат из текста произведения. Написание черновика. | Текст повести | Текущий: сочинение |
8 | 27.09 | 27.09 | Рр. Анализ сочинений. Р.К Д.И.Петров (Бирюк) «Степные рыцари».Сопоставление с повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Рр | Тексты сочинений | Работа над ошибками. |
9 | 2.10 | 2.10 | Вн.чт. Народный героический эпос. Чтение и анализ. Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты). «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о нибелунгах» (фрагменты). | 1 | Вн.чт. | Чтение и обсуждение разных эпосов, их сопоставление. Особенности изображения народного героического эпоса. Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой. | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. | Тексты народных эпосов | Текущий: отзыв, рисунки. Индивидуально: сообщение-презентация «Франческо Петрарка» |
10 | 4.10 | 4.10 | Лирика как род литературы. Франческо Петрарка. Жанр сонета. Чтение и анализ сонета 9.10LXXXVII. Философская основа лирического произведения. | 1 | Нетрадиц. (ИКТ) | Изображение внутреннего мира человека. Темы и мотивы лирики. Слово о писателе. Особенности жанра сонета. Обсуждение: каким представляем лирического героя? Что такое лирическое переживание? Отработка выразительного чтения сонета. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Определять стихотворные размеры | | Текущий: выразительное чтение сонета, с.136, вопросы В-1-3,4 |
11 | 9.10 | 9.10 | У. Шекспир. Слово о писателе. Чтение и анализ сонета 130 («Её глаза на звёзды не похожи…»), сонета 66 («Зову я смерть...»). Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира. | 1 | Нетрадиц. (ИКТ) | Сообщение-презентация о поэте. Особенности шекспировского сонета. Виды сонета. Отработка выразительного чтения сонета. | | Текущий: наизусть сонет. Индивидуальное: сообщение-презнтация «А.С. Пушкин и романтизм» |
12 | 11.10 | 11.10 | А.С. Пушкин. Чтение и анализ стихотворений «Погасло дневное светило», «К морю». . Тема поэта и поэзии. Вдохновение как особое состояние поэта. Р.К Донская природа в лирике поэтов XX века | 1 | Нетрадиц. (ИКТ) | Сообщение-презентация о поэте. Образ лирического героя. Переживание судьбы. Выбор жизненной позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворения. Двусложный размер. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | | Текущий: наизусть стих-е А.С. Пушкина (на выбор обучающегося). Для желающих: рисунки |
13 | 16.10 | 16.10 | Драма как род литературы. Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. Социальная и нравственная проблематика комедии. Сатирическая направленность. Чтение и анализ фрагментов комедии «Недоросль». | 1 | Традиц | Слово о писателе. Специфика жанра общественной комедии. Драматический конфликт, композиция. Система персонажей (традиционные амплуа). Чтение первых двух действий. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопрос. Писать сочинение. Инсценировать пьесу | | Текущий: выраз.чт. диалогов; дочитать пьесу, ответить на вопросы с.209 Б-1,3,5 |
14 | 18.10 | 18.10 | Система персонажей комедии «Недоросль». Проблемы воспитания, образования гражданина. Актуальность пьесы. . | 1 | Традиц | Система персонажей (традиционные амплуа). Составление характеристик. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Пафос пьесы. Смысл финала комедии Работа в группах. | | Текущий: разбиться на группы, выбрать эпизод, распределить роли и создать постановку или с.209 – задание 3 Подобрать рабочий материал к сочинению. |
15 | 23.10 | 23.10 | Рр. Сочинение-рассуждение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | Рр | Сочинение-рассуждение, его роль в речи, особенности композиции, языковые средства. Составление плана, подбор цитат из текста произведения. Написание черновика. Работа над ошибками. Редактирование текстов. | Тематическое сочинение. Для желающих: кроссворд, синквейн по содержанию и героям пьесы. |
16 | 25.10 | 25.10 | Рр. Анализ сочинений. Р.К.Сценки из народной драмы «Атаман Буря», «Казак Чигуша и окружной атаман». | 1 | Рр |
17 | 6.11 | 6.11 | Эсхил. «Прометей прикованный». Чтение, обсуждение и определении основной идеи произведения. | 1 | Вн.чт | Слово о писателе. Сравнение произведения с мифом и балладой Дж.Байрона. Просмотр мультфильма. Сопоставление с текстом. | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | | Текущий: выраз.чтение фрагмента, рисунки, с.214 – Г,Е |
| Как в литературе проявляется отношение к миру – 14 ч (1 ч вн.чт) |
18 | 8.11 | 8.11 | Нравоучительное в литературе. Вл. Мономах. «Поучение Вл. Мономаха». Жанр поучения. Чтение, обсуждение и определении основной идеи произведения. | 1 | Нетрадиц (ИКТ: презентация о Мономахе) | Понятие о пафосе как идейно эмоциональной оценке мира. Типы пафоса Сообщение о Мономахе. Специфика жанра поучения. Основная идея произведения. Своеобразие пафоса. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Выявлять идею произведения. Характеризовать героя | Учебник литер-ы, портрет | Текущий: выраз.чтение, составление своего поучения |
19 | 13.11 | 13.11 | Чтение, обсуждение и определении основной идеи произведения «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Идеал человека в литературе Древней Руси. | 1 | Нетрадиц (ИКТ: презентация о Сергии Радонежском) | Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Духовный путь Сергия Радонежского. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Идейное содержание произведения | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Характеризовать героя | Учебник литер-ы, портрет | Текущий: выраз.чтение, синквейн на тему «Сергий Радонежский» |
20 | 15.11 | 15.11 | Героическое в литературе. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Чтение и анализ. Образ рядового участника сражения. | 1 | Нетрадиц (ИКТ, аудио-запись) | Слово о писателе. Героизм русского народа. Историческая основа и пафос произведения. Изображение исторического события. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Создание системы образов. Поэтический мир стихотворения. Дискуссия: в чём состоит проблема поколений. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Характеризовать героя стихотворения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, аудиозапись, иллюстрации | Текущий: наизусть отрывок из произведения |
21 | 20.11 | 20.11 | В.П. Астафьев. Чтение и анализ фрагмента повести «Пастух и пастушка». Подвиг русского народа в годы ВОВ. Образ главного героя.Р.К. Тема Великой Отечественной войны в произведениях донских писателей | 1 | Традиц | Слово о писателе. Чтение и анализ прочитанного. Определение пафоса. Понимание образа главного героя. Дискуссия: в чём состоит подвиг русского народа в годы ВОВ и кто его совершал. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: пересказ фрагментов. Ответить на вопросы с.256 Б1-4 |
22 | 22.11 | 22.11 | Трагическое в литературе. Драматические жанры У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Жанр трагедии. Трагический конфликт. Любовь и вражда в мире. Образы главных героев. Чтение и обсуждение трагедии. | 1 | Традиц | Слово о писателе. Особенности жанра трагедии. Драматические жанры: драма, трагедия, комедия Понятие о трагическом конфликте. Образы главных героев. Анализ ключевых эпизодов. Составление характеристик главных героев. Любовь и вражда в мире. Смысл трагического финала. Особенности композиции. Выражение авторской позиции. | Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека.Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Письменно отвечать на вопрос. Инсценировать пьесу | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: ответы на вопросы с.274 Б-2 или Б-3 (письменно), наизусть фрагмент (монолог Ромео с.259, акт 5, сцена 1). Для желающих: инсценирование фрагмента пьесы |
23 | 27.11 | 27.11 | Чтение и анализ рассказа А.П. Чехова «Тоска». Трагическое в повседневной жизни. Одиночество человека. Р.К. А.П.Чехов.Герои рассказов и их судьбы. | 1 | Традиц. | Слово о писателе. Проблема: трагическое в повседневной жизни. Образ главного героя, его одиночество. Мастерство Чехова-прозаика, его приёмы для создания образа. Пафос рассказа. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: сочинение-рассуждение. Анализ эпизода (по рассказу А.П. Чехова «Тоска» - учебник с.282 Е – 1).Индивидуально: сообщение о Мольере. |
24 | 29.11 | 29.11 | Сатирическое в литературе. Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Историко-культурная основа. Чтение и обсуждение пьесы. Система образов. | 1 | Трдиц. | Слово о писателе. Историко-культурная основа. Афиша. Герои пьесы: знакомство и первое впечатление. Проблематика комедии. Основной конфликт. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Инсценировать пьесу | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: выраз.чтение диалогов |
25 | 4.12 | 4.12 | Анализ комедии «Мещанин во дворянстве». Образ главного героя. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. | 1 | Трдиц. | Анализ ключевых сцен, их роль для понимания идеи, авторские приёмы для создания персонажей Образ господина Журдена. Особенности изображения комических ситуаций. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей. | | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации | Текущий: письменное размышление на вопрос Е с.19 Для желающих: подготовка к инсценированию любимых сцен. |
26 | 6.12 | 6.12 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Чтение и обсуждение сказки «Премудрый пискарь». Своеобразие сатирических литературных сказок. Идейно-эмоциональное содержание произведения. | 1 | Нетрадиц (ИКТ, виртуальная экскурсия на родину писателя) | Слово о писателе. Сатира как вид комического. Специфика сказок. Многообразие проблематики. Художественное своеобразие и приёмы комизма. Проблематика. Приёмы комизма. Гротеск. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведений. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения. Формулировать вопросы по тексту произведений. Писать сочинение | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации | Текущий: конспект статьи с.47-48, читать «Дикий помещик» |
27 | 11.12 | 11.12 | Анализ сказок «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве». Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. | 1 | Традиц. | Проблематика сказок. Художественное своеобразие и приёмы комизма. Анализ эпизодов. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: вопросы с.49 В – 6-9,11 Для желающих: кроссворд, синквейн |
28 | 13.12 | 13.12 | Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Поучительный характер .Р.К«Вурдалаки» - сборник донских казачьих юмористических рассказов В. Сидорова | 1 | Традиц | Проблематика сказок. Художественное своеобразие и приёмы комизма. Гротеск.. Близость донских казачьих юмористических рассказов В. Сидорова сказкам Салтыкова – Щедрина. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: отзыв о понравившемся рассказе Салтыкова-Щедрина. Индив.задание: сообщение о А.П. Чехове. |
29 | 18.12 | 18.12 | А.П. Чехов. Чтение и анализ рассказа «Хамелеон». Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль детали в рассказе. | 1 | Традиц | Слово о писателе. Юмор как вид комического. Чехов как мастер юмористического рассказа (ситуации и герои). Роль детали. Анализ эпизодов. Средства создания комических ситуаций. Роль художественной детали. Смысл названия. Анализ рассказа, наблюдение над художественными приёмами создания комического. Роль детали. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения человека | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации | Текущий: худ.пересказ от лица разных героев. Для желающих: кроссворд, синквейн |
30 | 20.12 | 20.12 | Чтение и анализ рассказа «Смерть чиновника». Р.К.Особенности образов персонажей в юмористических произведениях А.П.Чехова | 1 | Традиц | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: А на с.51, Е на с.55. Подготовиться к вн.чт |
31 | 25.12 | 25.12 | Вн.чт. Чтение и анализ рассказа М. М. Зощенко «Галоша». Особая роль события рассказывания. | 1 | Вн.чт. | Слово о писателе. История жанра рассказа. Жанровые признаки. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения человека | Текст художественного произведения | Текущий: отзыв по рассказу Тематический (в форме теста). |
| Что лежит в основе пафоса – 18 ч (2 ч рр + 1 вн.чт) |
32 | 27.12 | 27.11 | Тематика литературных произведений. Понятие о «вечных» темах. Комментированное чтение статьи учебника. | 1 | Традиц | Понятие о «вечных» темах, представляющих жизненные и нравственные основы человеческого бытия. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы | Учебник литер-ы | Текущий: пересказ статьи |
33 | 15.01 | 15.01 | Лирика. Родная природа. М.Ю. Лермонтов. Анализ стих-я «Родина». Тема Родины, поэта и поэзии. Р.К. Лирика Дона | 1 | Традиц | Особенности восприятия темы родины: любовь к Родине, глубина и искренность чувства. Поэтический мир стихотворения. Средства выразительности. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации | Текущий: наизусть отрывок стих-я |
34 | 17.01 | 17.01 | А.К. Толстой. Чтение и обсуждение стих-й «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…», «Край ты мой, родимый край…». Лирическое переживание жизни природы, её красоты. | 1 | Традиц | Слово о писателе. Лирическое переживание жизни природы, её красоты. Образ лирического героя. Поэтический мир стихотворений: средства художественной выразительности, музыкальность стиха. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры Писать анализ стихотворения по плану | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации, аудиозапись | Текущий: выраз.чтение |
35 | 22.01 | 22.01 | Тема Родины в стихотворениях А. А. Ахматовой. Чтение и обсуждение стихотворений «Перед весной бывают дни такие», «Родная земля». Роль предметной детали, её многозначность. | 1 | Традиц | Слово о писателе. Лирическое переживание жизни природы, её красоты. Образ лирического героя. Поэтический мир стихотворений: средства художественной выразительности, музыкальность стиха. Основные темы и образы поэзии Ахматовой. | Учебник литер-ы, тексты стихотворений | Текущий: анализ стихотворения по плану. |
36 | 24.01 | 24.01 | Гражданские мотивы. А.С. Пушкин. Чтение и обсуждение стих-я «К Чаадаеву». Жанр дружеского послания. Единство судьбы человека и его родины. | 1 | Нетрадиц (ИКТ-презентация) | Презентация «Пушкин и Чаадаев». Повторение: в чём специфика жанра дружеское послание. Обсуждение, как раскрывается в стих-и тема единства судьбы человека и его родины. Особенности гражданской лирики. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, портрет, презентация | Текущий: наизусть стих-е |
37 | 29.01 | 29.01 | М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чтение и обсуждение стих-я «Дума». Жанр думы.. | 1 | Традиц | Что такое жанр думы. Отражение исторической эпохи в стих-и. Проблема поколения: историческое и национальное. Поэтический мир стих-я. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы | Текущий: выраз.чтение |
38 | 31.01 | 31.01 | Н.А. Некрасов. Чтение и обсуждение стих-я «Школьник». Юность жизни и будущее родины. Поэтический мир стих-я. | 1 | Нетрадиц (ИКТ, виртуальная экскурсия, иллюстрации к рассказу) | Виртуальная экскурсия «По некрасовским местам». Анализ стих-я. Юность жизни и будущее родины. Поэтический мир стих-я: специфика стих-й Некрасова. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации, диск, презентация | Текущий: ответ на вопрос Е с.89, наизусть стих-е |
39 | 5.02 | 5.02 | Защита Отечества. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Чтение и обсуждение главы «Переправа». Национальный характер. | 1 | Традиц | Слово о писателе. «Василий Тёркин» как патриотическая поэма. Историческая основа произведения. Обсуждение: в чём своеобразие национального русского характера. Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, её интонационное многообразие. Своеобразие жанра «книги про бойца». Продолжение обсуждения: в чём своеобразие национального русского характера, а также о героизме народа. Жанрово-стилевое своеобразие. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать поэму. Выявлять художественные особенности поэмы. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации, аудиозапись | Текущий: читать «Два солдата», ответы на вопросы с.113 Д – 5,6. Для желающих: викторина, синквейн, кроссворд, рисунки |
40 | 7.02 | 7.02 | А.Т. Твардовский. Чтение и обсуждение главы «Два солдата», «Смерть и воин». Героизм народа. Жанрово-стилевое своеобразие. | 1 | Традиц | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации, аудиозапись | Текущий: ответы на вопросы с.113 Д 1-3, 8; наизусть отрывок. |
41 | 12.02 | 12.02 | Рр. Обучающее сочинение-рассуждение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Образ главного героя. | 1 | Рр | Сочинение-рассуждение, его роль в речи, особенности композиции, языковые средства. Что такое эпизод, его место в произведении и роль для понимания всего текста. Оставление плана, подбор и обсуждение цитат из текста произведения. Написание сочинения. | Учебник литер-ы | Текущий: сочинение |
| | | | | | | | |
42 | 14.02 | 14.02 | Литература народов России. Тема человека на войне, мечта о мире и гармонии в жизни. Р. Гамзатов. Чтение и обсуждение стих-я «Товарищи далёких дней моих», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало …». К. Кулиев. Чтение и обсуждение стих-й «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». | 1 | Традиц | Сообщения о поэтах. Поэтический мир стих-ий: средства выразительности, образ лирического героя. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа. | Выразительно читать стихотворения. Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, портреты поэтов | Текущий: выраз.чтение стих-й, написать письмо автору. Для желающих: сочинить своё стих-е на эту тему. |
43 | 19.02 | 19.02 | Человек и война. Мечта человека о мире и гармонии в жизни. М. Джалиль. Чтение и обсуждение стих-я «Прощай, моя умница». М. Карим. Чтение и анализ фрагментов поэмы «Бессмертие». | 1 | Традиц | Учебник литер-ы, портреты поэтов | Текущий: выраз.чтение наизусть |
44 | 21.09 | 21.09 | Национальный характер. И.С. Тургенев. Чтение и обсуждение рассказа «Хорь и Калиныч». Изображение национального характера. | 1 | Традиц. | Слово о писателе. «Записки охотника» как цикл рассказов о жизни русского народа. Образ повествователя. Типы национального характера. Быт, нравы. Талант и душа человека из народа. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказов. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведений. Сопоставлять литературные произведения. Формулировать вопросы по тексту произведений | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации | Текущий: прочитать рассказ «Певцы» |
45 | 26.02 | 26.02 | Чтение и обсуждение рассказа «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в произведении. | 1 | Традиц. | Типы национального характера. Быт, нравы. Талант и душа человека из народа. Роль пейзажа. Мастерство Тургенева-прозаика. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: наизусть – описание природы. |
46 | 28.02 | 28.02 | В.М. Шукшин. Чтение и обсуждение рассказа «Миль пардон, мадам». Национальный тип в изображении В. Шукшина | 1 | Нетрадиц (ИКТ) | Презентация-сообщение о писателе. Своеобразие национального типа в изображении В. Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведений | Учебник литер-ы, портрет, презентация | Текущий: ответы на вопросы с.159 Е,А. Для желающих: синквейн «Чудики Шукшина» |
47 | 5.03 | 5.03 | В.М. Шукшин. Чтение и обсуждение рассказа «Микроскоп». Писательская манера Шукшина. | 1 | Традиц | Учебник литер-ы, портрет | Текущий: ответы на вопросы с.170-В, Е, написать отзыв о понравившемся рассказе Шукшина |
48 | 7.03 | 7.03 | Вн.чт. Лироэпические жанры: поэма. А.С. Пушкин. Комментированное чтение поэмы «Полтава». Историческая личность в художественном воплощении. | 1 | Вн.чт | Историческая эпоха поэмы. Специфика жанра поэмы. Проблематика. Анализ фрагментов. Художественный образ Петра 1 в изображении А.С. Пушкина | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | Текст поэмы, иллюстрации | Текущий: отзыв, прочитать новеллу «Маттео Фальконе» |
| Проблема бытия. Честь и достоинство – 16 ч (2 ч. рр + 2 ч. Вн.чт) |
49 | 12.03 | 12.03 | Жанр новеллы. Проблема характера и судьбы, нравственного выбора. Анализ новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе». | 1 | Традиц | Слово о писателе. История жанра новеллы. Жанровые признаки. Система образов Размышляем: судьба даётся нам или создаётся нами? Человек перед выбором: как быть? Причины поступков человека? Существует ли наказание за неправильный выбор? | Воспринимать текст литературного произведения в переводе. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Характеризовать героев произведения | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: мини-сочинение-размышление на вопрос В-5 с.186 |
50 | 14.03 | 14.03 | Особая роль необычного сюжета. П. Мериме. Анализ новеллы «Видение Карла XI». | 1 | Традиц | Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: пересказ |
51 | 19.03 | 19.03 | Л.Н. Толстой. Чтение и обсуждение рассказа «После бала». Случай и судьба в жизни. | 1 | Традиц | Слово о писателе. Случай и судьба в жизни. Особенности композиции и стиля для понимания авторской идеи. Гуманизм рассказа. Нравственная позиция как основа жизненного выбора. Практикум: пробуем составить вопросы для интервью с героем и автором. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Писать сочинение | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. Для желющих: синквейн |
52 | 21.03 | 21.03 | Л.Н. Толстой. Чтение и обсуждение рассказа «После бала». Гуманизм рассказа. | 1 | Нетрадиц (фильм) | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: В – 7 с.198. Для желющих: оформить интервью с героем или автором. |
53 | 4.04 | 4.04 | Рр. Контрольное сочинение-рассуждение по рассказу Л.Н. Толстого «После Бала» | 1 | Рр | Повторение: особенности текста-рассуждения, структура такого сочинения, абзацное членение. Письменная работа. | Учебник литер-ы, текст | Тематический.Текущий: читать 1,2 главы «Челкаш».Индивидуально:о сообщение о М.Горьком по статье учебника с.198. |
54 | 9.04 | 9.04 | М.Горький. Рассказ «Челкаш». Чтение и обсуждение 1,2 главы. Тип «босяка» в произведениях Горького. | 1 | Традиц. | Слово о писателе. Герои ранних рассказов М.Горького. Образ пространства, приёмы создания этого образа. Знакомство с героями, первое впечатление. Завязка события. Образы Челкаша и Гаврилы. Широта души, стремление к воле. Символический образ моря. Сильный человек вне истории. Противостояние сильного характера обществу. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героя произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения | Учебник литер-ы | Текущий: ответы на вопросы с. 227, В – 6-9, дочитать |
55 | 11.04 | 11.04 | Чтение и обсуждение рассказа «Челкаш». Проблема жизненных ценностей как ведущая проблема рассказа. | 1 | Традиц | Сюжет рассказа, особенности финала. Образ главного героя. Сопоставительная характеристика Челкаша и Гаврилы. Проблематика. Дискуссия: на чьей стороне автор? Реализм и романтизм в рассказе. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: с.227 В-1, 10,11 |
56 | 16.04 | 16.04 | Две жизненные правды в повести М. Горького «Детство» (фрагменты). Отражение действительности в трилогии. Чтение и анализ произведения. | 1 | Традиц | Сюжет рассказа, особенности финала. Образ главного героя. Две жизненные правды в повести М. Горького | Текст художественного произведения. | Текущий: отзыв о прочитанном. |
57 | 18.04 | 18.04 | Вн.чт. В.Г. Распутин. Нравственная проблематика произведения. Чтение и обсуждение рассказа «Уроки французского» | 1 | Вн.чт. | Изображение трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героя произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения | Текст произведения | Текущий: отзыв о прочитанном. |
58 | 23.04 | 23.04 | Дружба. А.С. Пушкин. Чтение и анализ стих-й «19 октября» («Роняет лес…»), «Арион» | 1 | Нетрадиц (ИКТ, презентация) | Презентация «Лицейские годы А. Пушкина». История создания и автобиографичность стих-я. Душевное единение как основа человеческого согласия и гармонии. Поэтический мир стих-я. Полнота изображения психологического, социального и природного мира. Поэтический мир стих-я: образ лирического героя, средства выразительности, авторская идея. | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, иллюстрации, презентация | Текущий: наизусть стих-е (на выбор учащегося)Опережающее задание для подготовки к вн.чт. «Мы помним»: прочитать Б. Васильева «Завтра была война», написать отзыв, возможны письма героям повести, вопросы для интервью с автором. |
|
59 | 25.04 | 25.04 | Любовь. В.А. Жуковский. Слово о писателе. Чтение и обсуждение баллады «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственная проблематика. | 1 | Традиц. | Жуковский и романтизм. Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета. Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать балладу. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Характеризовать героиню баллады. Устно отвечать на вопросы | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: наизусть отрывок, ответ на вопрос Б-4 с.244 Индивидуально: исследование – задание З с.244 |
60 | 30.04 | 30.04 | А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка». Чтение и обсуждение прочитанного до с.254 (до слов «…в одно ясное, холодное утро…»). | 1 | Традиц | «Повести Белкина» как цикл нравственно-философских новелл о жизни и судьбе. Герои произведения. Завязка, развитие действия рассказа. Работа с иллюстрациями. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: выраз.чт. диалогов, наизусть (фрагмент), выборочный пересказ, ответы на вопросы В – 1-3 с.262 |
61 | 2.05 | 7.05 | Анализ повести «Барышня-крестьянка». Тожество любви над жизненными обстоятельствами и преградами. | 1 | Нетрадиц (фрагмент фильма) | Кульминация и развязка рассказа. Образ героини как идеал автора. Дискуссия: почему любовь восторжествовала над обстоятельствами? Авторская позиция и способы её выражения. | Учебник литер-ы | Текущий: пересказ любимого эпизода. Для желающих: синквейн «Герои повести».Индивидуально: сообщение о А.К. Толстом |
62 | 7.05 | 14.05 | А.К. Толстой. Чтение и обсуждение стих-я «Средь шумного бала, случайно…» | 1 | Нетрадиц (ИКТ, презентация, аудиозапись) | Сообщение о писателе. Поэтический мир стихотворения. Мечта о любви: прекрасное и таинственное. Трёхсложные размеры. Актуализация изученного ранее (двусложные размеры, тропы) | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, аудиозапись | Тематический (в форме теста). Текущий: ответ на вопрос с.265 Д-1, наизусть стих-е |
63 | 9.05 | 16.05 | Вн.чт. «Мы помним» (произведения о ВОВ). Обсуждение повести Б. Васильева «Завтра была война» | 1 | Нетрадиц (читательская конференция) | Обсуждение повести Б.Васильева «Завтра была война»: сюжет, тема, проблематика, герои, авторский замысел. Стихи о войне, инсценирование понравившихся эпизодов-диалогов повести. | Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять литературные произведения Выразительно читать стихотворение. | Учебник литер-ы, аудиозапись, фрагмент фильма, иллюстрации + доп.материал | Текущий: отзывы, выраз.чтение фрагментов повести, пересказы, наизусть стихи, инсценировки |
| Обобщение изученного – 3 ч |
64 | 14.05 | 21.05 | Повторение и обобщение пройденного за курс 7 класса Р.К.Современная поэзия Донского края | 1 | Нетрадиц | Возможна игровая форма на уроке: повторение терминов – «Поле чудес», вспомнить героя по описанию, произведение по фрагменту - «Вертушка», отгадывание кроссвордов, викторин. | | Учебник литер-ы, викторины, кроссворды | Текущий: готовиться к итоговой работе |
65 | 16.05 | 23.05 | Итоговая контрольная работа | 1 | Нетрадиц | Ответы на вопросы теста, мини-сочинение (формат ЕГЭ) | Итоговая тестовая работа | Тесты | Список книг на лето. |
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы способствует создание проблемных ситуаций, требующих от обучающихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, поиска, самостоятельного анализа явления.
В основу каждого этапа (класса) программы Г.В. Москвина заложена определённая теоретико-литературная и методическая идея. В 7 класса – это представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения.
Цели и задачи формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для этого класса понятийного аппарата. Понятийный аппарат 7 класса включает в себя роды и жанры литературы, пафос, виды пафоса, конфликт, композиция, этапы развития действия.
Формирование деятельностной компетенции у учащихся достигается в процессе овладения ими определёнными умениями при изучении литературы. Формируемые в 7 классе умения:
Основным способом организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. В работе в зависимости от содержания используется классификация типов и видов уроков литературы Н.Н. Кудряшова:
Возможна модификация традиционного урока: пресс-конференция, литературная викторина, очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам, творческий конкурс и др.
Отрывок произведения (поэтический 5-11 классы) должен представлять законченный смысловой текст, равные не менее 30 строк; прозаический текст – 1015 строк (5-8 классы).
Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Виды творческих работ:
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по литературе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика учитель руководствуется следующими критериями и учитывает:
3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.