№ п/п | Дата Пр Дано | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Форма урока | Содержание урока | Виды деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов. Характеристика основных видов УУД | Оборудование | Форма и вид контроля |
1 | 4.09 | 4.09 | Стартовая контрольная работа | 1 | Традиц | Диагностика уровня литературного развития учащихся. | Применять полученные ранее знания на практике, выполнять тестовую работу | Комплексная работа с текстом | Входной |
2 | 6.09 | 6.09 | Литература как искусство слова | 1 | Традиц | Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе. Углубление представления о жанрах. Система жанров | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы | Учебник литер-ы | Читательский дневник: книги, прочитанные летом |
| Какими способами литература представляет мир – 16 ч (4 ч Рр + 2 ч Вн.чт) |
3 | 11.09 | 11.09 | Эпос как род литературы. Литература и мифология. . Гомер. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы «Иллиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес») и поэмы «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»). Р.К. Мифы о народах, живших в Ростовской области | 1 | Традиц | Понятия: эпос - эпическое, лирика – лирическое, драма - драматическое. Мифологическая основа античной литературы Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие). Приключения Одиссея и его спутников. Образы героев. Эпическое в стихотворении. Слово о писателе. В процессе обсуждения составление образов героев. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея». | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. | Учебник литер-ы; сборники мифов и легенд | Текущий: план песни 22, ответы на вопросы. Выразительное чтение или чтение наизусть понравившегося фрагмента. Ответ на вопрос: Что помогло Одиссею спасти себя и товарищей» |
4 | 13.09 | 13.09 | Н.В. Гоголь. Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести «Тарас Бульба». Сюжетно-композиционный анализ повести. | 1 | Традиц | Слово о писателе. История создания повести. Эпическое в произведении. Составление характеристики главных героев. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику повести. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопрос. Писать сочинение | Учебник литер-ы; былины | Текущий: создать систему образов; подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Что такое Запорожская Сечь?» (с.128, Б-1) |
5 | 18.09 | 18.09 | Чтение и анализ повести «Тарас Бульба». Герои Гоголя и былинные герои. Тарас и его сыновья. Образ матери, женщины. | 1 | Традиц | Обучение анализу эпизодов. Образы главных героев. Мотивы богатырства. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. Обсуждение: роль образа матери, женщины в произведении Н.В. Гоголя. Обсуждение: кто такой национальный герой, в чём его проблема | Учебник литер-ы | Текущий: ответы на вопросы учебника: с.128, Б2-5. Наизусть: описание степи (проза) |
6 | 20.09 | 20.09 | Чтение и анализ повести «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев | 1 | Традиц | Проблематика повести. Авторская позиция. Роль лирических отступлений в повести. Роль детали в раскрытии характеров героев. Обсуждение: кто такой национальный герой, в чём его проблема. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести. | Учебник литер-ы; фрагмент фильма | Текущий: пересказ наиболее понравившегося фрагмента; для желающих: кроссворд, синкейн |
7 | 25.09 | 25.09 | Р.р. Обучающее сочинение-описание по повести Н.В. Гоголя. | 1 | Рр | Сочинение-описание, его роль в речи, особенности композиции, языковые средства. Составление плана, подбор и обсуждение цитат из текста произведения. Написание черновика. | Текст повести | Текущий: сочинение |
8 | 27.09 | 27.09 | Рр. Анализ сочинений. Р.К Д.И.Петров (Бирюк) «Степные рыцари».Сопоставление с повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Рр | Тексты сочинений | Работа над ошибками. |
9 | 2.10 | 2.10 | Вн.чт. Народный героический эпос. Чтение и анализ. Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты). «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о нибелунгах» (фрагменты). | 1 | Вн.чт. | Чтение и обсуждение разных эпосов, их сопоставление. Особенности изображения народного героического эпоса. Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой. | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. | Тексты народных эпосов | Текущий: отзыв, рисунки. Индивидуально: сообщение-презентация «Франческо Петрарка» |
10 | 4.10 | 4.10 | Лирика как род литературы. Франческо Петрарка. Жанр сонета. Чтение и анализ сонета 9.10LXXXVII. Философская основа лирического произведения. | 1 | Нетрадиц. (ИКТ) | Изображение внутреннего мира человека. Темы и мотивы лирики. Слово о писателе. Особенности жанра сонета. Обсуждение: каким представляем лирического героя? Что такое лирическое переживание? Отработка выразительного чтения сонета. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Определять стихотворные размеры | | Текущий: выразительное чтение сонета, с.136, вопросы В-1-3,4 |
11 | 9.10 | 9.10 | У. Шекспир. Слово о писателе. Чтение и анализ сонета 130 («Её глаза на звёзды не похожи…»), сонета 66 («Зову я смерть...»). Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира. | 1 | Нетрадиц. (ИКТ) | Сообщение-презентация о поэте. Особенности шекспировского сонета. Виды сонета. Отработка выразительного чтения сонета. | | Текущий: наизусть сонет. Индивидуальное: сообщение-презнтация «А.С. Пушкин и романтизм» |
12 | 11.10 | 11.10 | А.С. Пушкин. Чтение и анализ стихотворений «Погасло дневное светило», «К морю». . Тема поэта и поэзии. Вдохновение как особое состояние поэта. Р.К Донская природа в лирике поэтов XX века | 1 | Нетрадиц. (ИКТ) | Сообщение-презентация о поэте. Образ лирического героя. Переживание судьбы. Выбор жизненной позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворения. Двусложный размер. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | | Текущий: наизусть стих-е А.С. Пушкина (на выбор обучающегося). Для желающих: рисунки |
13 | 16.10 | 16.10 | Драма как род литературы. Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. Социальная и нравственная проблематика комедии. Сатирическая направленность. Чтение и анализ фрагментов комедии «Недоросль». | 1 | Традиц | Слово о писателе. Специфика жанра общественной комедии. Драматический конфликт, композиция. Система персонажей (традиционные амплуа). Чтение первых двух действий. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопрос. Писать сочинение. Инсценировать пьесу | | Текущий: выраз.чт. диалогов; дочитать пьесу, ответить на вопросы с.209 Б-1,3,5 |
14 | 18.10 | 18.10 | Система персонажей комедии «Недоросль». Проблемы воспитания, образования гражданина. Актуальность пьесы. . | 1 | Традиц | Система персонажей (традиционные амплуа). Составление характеристик. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Пафос пьесы. Смысл финала комедии Работа в группах. | | Текущий: разбиться на группы, выбрать эпизод, распределить роли и создать постановку или с.209 – задание 3 Подобрать рабочий материал к сочинению. |
15 | 23.10 | 23.10 | Рр. Сочинение-рассуждение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | Рр | Сочинение-рассуждение, его роль в речи, особенности композиции, языковые средства. Составление плана, подбор цитат из текста произведения. Написание черновика. Работа над ошибками. Редактирование текстов. | Тематическое сочинение. Для желающих: кроссворд, синквейн по содержанию и героям пьесы. |
16 | 25.10 | 25.10 | Рр. Анализ сочинений. Р.К.Сценки из народной драмы «Атаман Буря», «Казак Чигуша и окружной атаман». | 1 | Рр |
17 | 6.11 | 6.11 | Эсхил. «Прометей прикованный». Чтение, обсуждение и определении основной идеи произведения. | 1 | Вн.чт | Слово о писателе. Сравнение произведения с мифом и балладой Дж.Байрона. Просмотр мультфильма. Сопоставление с текстом. | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | | Текущий: выраз.чтение фрагмента, рисунки, с.214 – Г,Е |
| Как в литературе проявляется отношение к миру – 14 ч (1 ч вн.чт) |
18 | 8.11 | 8.11 | Нравоучительное в литературе. Вл. Мономах. «Поучение Вл. Мономаха». Жанр поучения. Чтение, обсуждение и определении основной идеи произведения. | 1 | Нетрадиц (ИКТ: презентация о Мономахе) | Понятие о пафосе как идейно эмоциональной оценке мира. Типы пафоса Сообщение о Мономахе. Специфика жанра поучения. Основная идея произведения. Своеобразие пафоса. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Выявлять идею произведения. Характеризовать героя | Учебник литер-ы, портрет | Текущий: выраз.чтение, составление своего поучения |
19 | 13.11 | 13.11 | Чтение, обсуждение и определении основной идеи произведения «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Идеал человека в литературе Древней Руси. | 1 | Нетрадиц (ИКТ: презентация о Сергии Радонежском) | Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Духовный путь Сергия Радонежского. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Идейное содержание произведения | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Характеризовать героя | Учебник литер-ы, портрет | Текущий: выраз.чтение, синквейн на тему «Сергий Радонежский» |
20 | 15.11 | 15.11 | Героическое в литературе. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Чтение и анализ. Образ рядового участника сражения. | 1 | Нетрадиц (ИКТ, аудио-запись) | Слово о писателе. Героизм русского народа. Историческая основа и пафос произведения. Изображение исторического события. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Создание системы образов. Поэтический мир стихотворения. Дискуссия: в чём состоит проблема поколений. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Характеризовать героя стихотворения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, аудиозапись, иллюстрации | Текущий: наизусть отрывок из произведения |
21 | 20.11 | 20.11 | В.П. Астафьев. Чтение и анализ фрагмента повести «Пастух и пастушка». Подвиг русского народа в годы ВОВ. Образ главного героя.Р.К. Тема Великой Отечественной войны в произведениях донских писателей | 1 | Традиц | Слово о писателе. Чтение и анализ прочитанного. Определение пафоса. Понимание образа главного героя. Дискуссия: в чём состоит подвиг русского народа в годы ВОВ и кто его совершал. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: пересказ фрагментов. Ответить на вопросы с.256 Б1-4 |
22 | 22.11 | 22.11 | Трагическое в литературе. Драматические жанры У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Жанр трагедии. Трагический конфликт. Любовь и вражда в мире. Образы главных героев. Чтение и обсуждение трагедии. | 1 | Традиц | Слово о писателе. Особенности жанра трагедии. Драматические жанры: драма, трагедия, комедия Понятие о трагическом конфликте. Образы главных героев. Анализ ключевых эпизодов. Составление характеристик главных героев. Любовь и вражда в мире. Смысл трагического финала. Особенности композиции. Выражение авторской позиции. | Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека.Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Письменно отвечать на вопрос. Инсценировать пьесу | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: ответы на вопросы с.274 Б-2 или Б-3 (письменно), наизусть фрагмент (монолог Ромео с.259, акт 5, сцена 1). Для желающих: инсценирование фрагмента пьесы |
23 | 27.11 | 27.11 | Чтение и анализ рассказа А.П. Чехова «Тоска». Трагическое в повседневной жизни. Одиночество человека. Р.К. А.П.Чехов.Герои рассказов и их судьбы. | 1 | Традиц. | Слово о писателе. Проблема: трагическое в повседневной жизни. Образ главного героя, его одиночество. Мастерство Чехова-прозаика, его приёмы для создания образа. Пафос рассказа. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: сочинение-рассуждение. Анализ эпизода (по рассказу А.П. Чехова «Тоска» - учебник с.282 Е – 1).Индивидуально: сообщение о Мольере. |
24 | 29.11 | 29.11 | Сатирическое в литературе. Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Историко-культурная основа. Чтение и обсуждение пьесы. Система образов. | 1 | Трдиц. | Слово о писателе. Историко-культурная основа. Афиша. Герои пьесы: знакомство и первое впечатление. Проблематика комедии. Основной конфликт. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Инсценировать пьесу | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: выраз.чтение диалогов |
25 | 4.12 | 4.12 | Анализ комедии «Мещанин во дворянстве». Образ главного героя. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. | 1 | Трдиц. | Анализ ключевых сцен, их роль для понимания идеи, авторские приёмы для создания персонажей Образ господина Журдена. Особенности изображения комических ситуаций. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей. | | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации | Текущий: письменное размышление на вопрос Е с.19 Для желающих: подготовка к инсценированию любимых сцен. |
26 | 6.12 | 6.12 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Чтение и обсуждение сказки «Премудрый пискарь». Своеобразие сатирических литературных сказок. Идейно-эмоциональное содержание произведения. | 1 | Нетрадиц (ИКТ, виртуальная экскурсия на родину писателя) | Слово о писателе. Сатира как вид комического. Специфика сказок. Многообразие проблематики. Художественное своеобразие и приёмы комизма. Проблематика. Приёмы комизма. Гротеск. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведений. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения. Формулировать вопросы по тексту произведений. Писать сочинение | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации | Текущий: конспект статьи с.47-48, читать «Дикий помещик» |
27 | 11.12 | 11.12 | Анализ сказок «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве». Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. | 1 | Традиц. | Проблематика сказок. Художественное своеобразие и приёмы комизма. Анализ эпизодов. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: вопросы с.49 В – 6-9,11 Для желающих: кроссворд, синквейн |
28 | 13.12 | 13.12 | Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Поучительный характер .Р.К«Вурдалаки» - сборник донских казачьих юмористических рассказов В. Сидорова | 1 | Традиц | Проблематика сказок. Художественное своеобразие и приёмы комизма. Гротеск.. Близость донских казачьих юмористических рассказов В. Сидорова сказкам Салтыкова – Щедрина. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: отзыв о понравившемся рассказе Салтыкова-Щедрина. Индив.задание: сообщение о А.П. Чехове. |
29 | 18.12 | 18.12 | А.П. Чехов. Чтение и анализ рассказа «Хамелеон». Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль детали в рассказе. | 1 | Традиц | Слово о писателе. Юмор как вид комического. Чехов как мастер юмористического рассказа (ситуации и герои). Роль детали. Анализ эпизодов. Средства создания комических ситуаций. Роль художественной детали. Смысл названия. Анализ рассказа, наблюдение над художественными приёмами создания комического. Роль детали. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения человека | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации | Текущий: худ.пересказ от лица разных героев. Для желающих: кроссворд, синквейн |
30 | 20.12 | 20.12 | Чтение и анализ рассказа «Смерть чиновника». Р.К.Особенности образов персонажей в юмористических произведениях А.П.Чехова | 1 | Традиц | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: А на с.51, Е на с.55. Подготовиться к вн.чт |
31 | 25.12 | 25.12 | Вн.чт. Чтение и анализ рассказа М. М. Зощенко «Галоша». Особая роль события рассказывания. | 1 | Вн.чт. | Слово о писателе. История жанра рассказа. Жанровые признаки. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения человека | Текст художественного произведения | Текущий: отзыв по рассказу Тематический (в форме теста). |
| Что лежит в основе пафоса – 18 ч (2 ч рр + 1 вн.чт) |
32 | 27.12 | 27.11 | Тематика литературных произведений. Понятие о «вечных» темах. Комментированное чтение статьи учебника. | 1 | Традиц | Понятие о «вечных» темах, представляющих жизненные и нравственные основы человеческого бытия. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы | Учебник литер-ы | Текущий: пересказ статьи |
33 | 15.01 | 15.01 | Лирика. Родная природа. М.Ю. Лермонтов. Анализ стих-я «Родина». Тема Родины, поэта и поэзии. Р.К. Лирика Дона | 1 | Традиц | Особенности восприятия темы родины: любовь к Родине, глубина и искренность чувства. Поэтический мир стихотворения. Средства выразительности. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации | Текущий: наизусть отрывок стих-я |
34 | 17.01 | 17.01 | А.К. Толстой. Чтение и обсуждение стих-й «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…», «Край ты мой, родимый край…». Лирическое переживание жизни природы, её красоты. | 1 | Традиц | Слово о писателе. Лирическое переживание жизни природы, её красоты. Образ лирического героя. Поэтический мир стихотворений: средства художественной выразительности, музыкальность стиха. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры Писать анализ стихотворения по плану | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации, аудиозапись | Текущий: выраз.чтение |
35 | 22.01 | 22.01 | Тема Родины в стихотворениях А. А. Ахматовой. Чтение и обсуждение стихотворений «Перед весной бывают дни такие», «Родная земля». Роль предметной детали, её многозначность. | 1 | Традиц | Слово о писателе. Лирическое переживание жизни природы, её красоты. Образ лирического героя. Поэтический мир стихотворений: средства художественной выразительности, музыкальность стиха. Основные темы и образы поэзии Ахматовой. | Учебник литер-ы, тексты стихотворений | Текущий: анализ стихотворения по плану. |
36 | 24.01 | 24.01 | Гражданские мотивы. А.С. Пушкин. Чтение и обсуждение стих-я «К Чаадаеву». Жанр дружеского послания. Единство судьбы человека и его родины. | 1 | Нетрадиц (ИКТ-презентация) | Презентация «Пушкин и Чаадаев». Повторение: в чём специфика жанра дружеское послание. Обсуждение, как раскрывается в стих-и тема единства судьбы человека и его родины. Особенности гражданской лирики. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, портрет, презентация | Текущий: наизусть стих-е |
37 | 29.01 | 29.01 | М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чтение и обсуждение стих-я «Дума». Жанр думы.. | 1 | Традиц | Что такое жанр думы. Отражение исторической эпохи в стих-и. Проблема поколения: историческое и национальное. Поэтический мир стих-я. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы | Текущий: выраз.чтение |
38 | 31.01 | 31.01 | Н.А. Некрасов. Чтение и обсуждение стих-я «Школьник». Юность жизни и будущее родины. Поэтический мир стих-я. | 1 | Нетрадиц (ИКТ, виртуальная экскурсия, иллюстрации к рассказу) | Виртуальная экскурсия «По некрасовским местам». Анализ стих-я. Юность жизни и будущее родины. Поэтический мир стих-я: специфика стих-й Некрасова. | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации, диск, презентация | Текущий: ответ на вопрос Е с.89, наизусть стих-е |
39 | 5.02 | 5.02 | Защита Отечества. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Чтение и обсуждение главы «Переправа». Национальный характер. | 1 | Традиц | Слово о писателе. «Василий Тёркин» как патриотическая поэма. Историческая основа произведения. Обсуждение: в чём своеобразие национального русского характера. Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, её интонационное многообразие. Своеобразие жанра «книги про бойца». Продолжение обсуждения: в чём своеобразие национального русского характера, а также о героизме народа. Жанрово-стилевое своеобразие. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать поэму. Выявлять художественные особенности поэмы. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации, аудиозапись | Текущий: читать «Два солдата», ответы на вопросы с.113 Д – 5,6. Для желающих: викторина, синквейн, кроссворд, рисунки |
40 | 7.02 | 7.02 | А.Т. Твардовский. Чтение и обсуждение главы «Два солдата», «Смерть и воин». Героизм народа. Жанрово-стилевое своеобразие. | 1 | Традиц | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации, аудиозапись | Текущий: ответы на вопросы с.113 Д 1-3, 8; наизусть отрывок. |
41 | 12.02 | 12.02 | Рр. Обучающее сочинение-рассуждение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Образ главного героя. | 1 | Рр | Сочинение-рассуждение, его роль в речи, особенности композиции, языковые средства. Что такое эпизод, его место в произведении и роль для понимания всего текста. Оставление плана, подбор и обсуждение цитат из текста произведения. Написание сочинения. | Учебник литер-ы | Текущий: сочинение |
| | | | | | | | |
42 | 14.02 | 14.02 | Литература народов России. Тема человека на войне, мечта о мире и гармонии в жизни. Р. Гамзатов. Чтение и обсуждение стих-я «Товарищи далёких дней моих», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало …». К. Кулиев. Чтение и обсуждение стих-й «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». | 1 | Традиц | Сообщения о поэтах. Поэтический мир стих-ий: средства выразительности, образ лирического героя. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа. | Выразительно читать стихотворения. Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, портреты поэтов | Текущий: выраз.чтение стих-й, написать письмо автору. Для желающих: сочинить своё стих-е на эту тему. |
43 | 19.02 | 19.02 | Человек и война. Мечта человека о мире и гармонии в жизни. М. Джалиль. Чтение и обсуждение стих-я «Прощай, моя умница». М. Карим. Чтение и анализ фрагментов поэмы «Бессмертие». | 1 | Традиц | Учебник литер-ы, портреты поэтов | Текущий: выраз.чтение наизусть |
44 | 21.09 | 21.09 | Национальный характер. И.С. Тургенев. Чтение и обсуждение рассказа «Хорь и Калиныч». Изображение национального характера. | 1 | Традиц. | Слово о писателе. «Записки охотника» как цикл рассказов о жизни русского народа. Образ повествователя. Типы национального характера. Быт, нравы. Талант и душа человека из народа. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказов. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведений. Сопоставлять литературные произведения. Формулировать вопросы по тексту произведений | Учебник литер-ы, портрет, иллюстрации | Текущий: прочитать рассказ «Певцы» |
45 | 26.02 | 26.02 | Чтение и обсуждение рассказа «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в произведении. | 1 | Традиц. | Типы национального характера. Быт, нравы. Талант и душа человека из народа. Роль пейзажа. Мастерство Тургенева-прозаика. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: наизусть – описание природы. |
46 | 28.02 | 28.02 | В.М. Шукшин. Чтение и обсуждение рассказа «Миль пардон, мадам». Национальный тип в изображении В. Шукшина | 1 | Нетрадиц (ИКТ) | Презентация-сообщение о писателе. Своеобразие национального типа в изображении В. Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведений. Выявлять характерные для произведений образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведений | Учебник литер-ы, портрет, презентация | Текущий: ответы на вопросы с.159 Е,А. Для желающих: синквейн «Чудики Шукшина» |
47 | 5.03 | 5.03 | В.М. Шукшин. Чтение и обсуждение рассказа «Микроскоп». Писательская манера Шукшина. | 1 | Традиц | Учебник литер-ы, портрет | Текущий: ответы на вопросы с.170-В, Е, написать отзыв о понравившемся рассказе Шукшина |
48 | 7.03 | 7.03 | Вн.чт. Лироэпические жанры: поэма. А.С. Пушкин. Комментированное чтение поэмы «Полтава». Историческая личность в художественном воплощении. | 1 | Вн.чт | Историческая эпоха поэмы. Специфика жанра поэмы. Проблематика. Анализ фрагментов. Художественный образ Петра 1 в изображении А.С. Пушкина | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | Текст поэмы, иллюстрации | Текущий: отзыв, прочитать новеллу «Маттео Фальконе» |
| Проблема бытия. Честь и достоинство – 16 ч (2 ч. рр + 2 ч. Вн.чт) |
49 | 12.03 | 12.03 | Жанр новеллы. Проблема характера и судьбы, нравственного выбора. Анализ новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе». | 1 | Традиц | Слово о писателе. История жанра новеллы. Жанровые признаки. Система образов Размышляем: судьба даётся нам или создаётся нами? Человек перед выбором: как быть? Причины поступков человека? Существует ли наказание за неправильный выбор? | Воспринимать текст литературного произведения в переводе. Устно отвечать на вопросы. Выявлять идею произведения. Характеризовать героев произведения | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: мини-сочинение-размышление на вопрос В-5 с.186 |
50 | 14.03 | 14.03 | Особая роль необычного сюжета. П. Мериме. Анализ новеллы «Видение Карла XI». | 1 | Традиц | Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: пересказ |
51 | 19.03 | 19.03 | Л.Н. Толстой. Чтение и обсуждение рассказа «После бала». Случай и судьба в жизни. | 1 | Традиц | Слово о писателе. Случай и судьба в жизни. Особенности композиции и стиля для понимания авторской идеи. Гуманизм рассказа. Нравственная позиция как основа жизненного выбора. Практикум: пробуем составить вопросы для интервью с героем и автором. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Писать сочинение | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. Для желющих: синквейн |
52 | 21.03 | 21.03 | Л.Н. Толстой. Чтение и обсуждение рассказа «После бала». Гуманизм рассказа. | 1 | Нетрадиц (фильм) | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: В – 7 с.198. Для желющих: оформить интервью с героем или автором. |
53 | 4.04 | 4.04 | Рр. Контрольное сочинение-рассуждение по рассказу Л.Н. Толстого «После Бала» | 1 | Рр | Повторение: особенности текста-рассуждения, структура такого сочинения, абзацное членение. Письменная работа. | Учебник литер-ы, текст | Тематический.Текущий: читать 1,2 главы «Челкаш».Индивидуально:о сообщение о М.Горьком по статье учебника с.198. |
54 | 9.04 | 9.04 | М.Горький. Рассказ «Челкаш». Чтение и обсуждение 1,2 главы. Тип «босяка» в произведениях Горького. | 1 | Традиц. | Слово о писателе. Герои ранних рассказов М.Горького. Образ пространства, приёмы создания этого образа. Знакомство с героями, первое впечатление. Завязка события. Образы Челкаша и Гаврилы. Широта души, стремление к воле. Символический образ моря. Сильный человек вне истории. Противостояние сильного характера обществу. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героя произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения | Учебник литер-ы | Текущий: ответы на вопросы с. 227, В – 6-9, дочитать |
55 | 11.04 | 11.04 | Чтение и обсуждение рассказа «Челкаш». Проблема жизненных ценностей как ведущая проблема рассказа. | 1 | Традиц | Сюжет рассказа, особенности финала. Образ главного героя. Сопоставительная характеристика Челкаша и Гаврилы. Проблематика. Дискуссия: на чьей стороне автор? Реализм и романтизм в рассказе. | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: с.227 В-1, 10,11 |
56 | 16.04 | 16.04 | Две жизненные правды в повести М. Горького «Детство» (фрагменты). Отражение действительности в трилогии. Чтение и анализ произведения. | 1 | Традиц | Сюжет рассказа, особенности финала. Образ главного героя. Две жизненные правды в повести М. Горького | Текст художественного произведения. | Текущий: отзыв о прочитанном. |
57 | 18.04 | 18.04 | Вн.чт. В.Г. Распутин. Нравственная проблематика произведения. Чтение и обсуждение рассказа «Уроки французского» | 1 | Вн.чт. | Изображение трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героя произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения | Текст произведения | Текущий: отзыв о прочитанном. |
58 | 23.04 | 23.04 | Дружба. А.С. Пушкин. Чтение и анализ стих-й «19 октября» («Роняет лес…»), «Арион» | 1 | Нетрадиц (ИКТ, презентация) | Презентация «Лицейские годы А. Пушкина». История создания и автобиографичность стих-я. Душевное единение как основа человеческого согласия и гармонии. Поэтический мир стих-я. Полнота изображения психологического, социального и природного мира. Поэтический мир стих-я: образ лирического героя, средства выразительности, авторская идея. | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, иллюстрации, презентация | Текущий: наизусть стих-е (на выбор учащегося)Опережающее задание для подготовки к вн.чт. «Мы помним»: прочитать Б. Васильева «Завтра была война», написать отзыв, возможны письма героям повести, вопросы для интервью с автором. |
|
59 | 25.04 | 25.04 | Любовь. В.А. Жуковский. Слово о писателе. Чтение и обсуждение баллады «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственная проблематика. | 1 | Традиц. | Жуковский и романтизм. Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета. Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читать балладу. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Характеризовать героиню баллады. Устно отвечать на вопросы | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: наизусть отрывок, ответ на вопрос Б-4 с.244 Индивидуально: исследование – задание З с.244 |
60 | 30.04 | 30.04 | А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка». Чтение и обсуждение прочитанного до с.254 (до слов «…в одно ясное, холодное утро…»). | 1 | Традиц | «Повести Белкина» как цикл нравственно-философских новелл о жизни и судьбе. Герои произведения. Завязка, развитие действия рассказа. Работа с иллюстрациями. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения. Выявлять идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения | Учебник литер-ы, иллюстрации | Текущий: выраз.чт. диалогов, наизусть (фрагмент), выборочный пересказ, ответы на вопросы В – 1-3 с.262 |
61 | 2.05 | 7.05 | Анализ повести «Барышня-крестьянка». Тожество любви над жизненными обстоятельствами и преградами. | 1 | Нетрадиц (фрагмент фильма) | Кульминация и развязка рассказа. Образ героини как идеал автора. Дискуссия: почему любовь восторжествовала над обстоятельствами? Авторская позиция и способы её выражения. | Учебник литер-ы | Текущий: пересказ любимого эпизода. Для желающих: синквейн «Герои повести».Индивидуально: сообщение о А.К. Толстом |
62 | 7.05 | 14.05 | А.К. Толстой. Чтение и обсуждение стих-я «Средь шумного бала, случайно…» | 1 | Нетрадиц (ИКТ, презентация, аудиозапись) | Сообщение о писателе. Поэтический мир стихотворения. Мечта о любви: прекрасное и таинственное. Трёхсложные размеры. Актуализация изученного ранее (двусложные размеры, тропы) | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры | Учебник литер-ы, аудиозапись | Тематический (в форме теста). Текущий: ответ на вопрос с.265 Д-1, наизусть стих-е |
63 | 9.05 | 16.05 | Вн.чт. «Мы помним» (произведения о ВОВ). Обсуждение повести Б. Васильева «Завтра была война» | 1 | Нетрадиц (читательская конференция) | Обсуждение повести Б.Васильева «Завтра была война»: сюжет, тема, проблематика, герои, авторский замысел. Стихи о войне, инсценирование понравившихся эпизодов-диалогов повести. | Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять литературные произведения Выразительно читать стихотворение. | Учебник литер-ы, аудиозапись, фрагмент фильма, иллюстрации + доп.материал | Текущий: отзывы, выраз.чтение фрагментов повести, пересказы, наизусть стихи, инсценировки |
| Обобщение изученного – 3 ч |
64 | 14.05 | 21.05 | Повторение и обобщение пройденного за курс 7 класса Р.К.Современная поэзия Донского края | 1 | Нетрадиц | Возможна игровая форма на уроке: повторение терминов – «Поле чудес», вспомнить героя по описанию, произведение по фрагменту - «Вертушка», отгадывание кроссвордов, викторин. | | Учебник литер-ы, викторины, кроссворды | Текущий: готовиться к итоговой работе |
65 | 16.05 | 23.05 | Итоговая контрольная работа | 1 | Нетрадиц | Ответы на вопросы теста, мини-сочинение (формат ЕГЭ) | Итоговая тестовая работа | Тесты | Список книг на лето. |