зам. директора по УВР____________ директор школы_____________
Лукина Д.Н. Румянцева Н.В.
2015-2016 уч. год
Курс «Русская литература: классика и современность» задуман как подготовительно-тренировочный и адресован обучающимся 11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности.
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.
Основной целью курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста – с другой.
Методы деятельности ориентированы на практическую работу с обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.
Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Результатом изучения курса «Русская литература: классика и современность» должно стать постижение принципов выполнения тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также знание литературных фактов в рамках школьной программы; закрепление знаний обучающихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской литературы.
Тема1. Древнерусская литература.
Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси 11-12 веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства 12 века как страны с феодальной раздробленностью.
Тема 2. Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры 18 века. Русское просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» кА жанр и его традиции в русской литературе. Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
Тема 3. Литература первой половины 19 века.
Элегия и баллада как жанры поэзии В.А. Жуковского. А.С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С. Грибоедова. Образ дворянина – интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М.Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике м.Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н.В. гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги. Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
Тем 4. литература второй половины 19 века.
И.А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А.Н. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник» И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей» традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. М.Е. салтыков- Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный приём. М.М. Бахтин о Ф.М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца 19 – начала 20 века. Малый жанр в русской прозе и творчество А.П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.
Тема 5. Литература 20 века.
Русская реалистическая проза начала 20 века. И.А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие прозы И.А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия 20 века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А.И. Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А.А. Блок и образ революции; споры о ней. Своеобразие лирики А.А. Блока. Поэмы А.А. Блока. А.А. Ахматова и традиции русской поэзии в её творчестве. «реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В.В. Маяковский – поэт – бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии С. А. Есенина лирический герой С.А. Есенина. Особенности поэтического языка.
Тема 6.А.М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале 20 века в России и их отражение в произведениях писателя.
Литература революции и гражданской войны: произведения М.А. Шолохова, И.Э. Бабеля, М.А. Булгакова, А.А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А. Шолохова, И. Бабеля и А. Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращённая литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А, Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.
Тема 7. литература о Великой Отечественной войне.
А.Т. Твардовский. М.А. Шолохов. Б. Васильев. В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Некрасова, С. Алексиевич, В. Кондратьева, Б. Васильева.
Тема 8. Поэзия и проза 70-90-х годов 20 века.
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В, Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.
Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова.
Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова., Б. Окуджавы.
№ занятия | Дата | Тема занятия | Виды деятельности |
1. | | Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы | Работа с текстами. Словарями, статьями Д.С. Лихачёва |
| | Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы |
2. | | Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма) | Сравнительный анализ стихов под названием «Памятник». Работа с текстами. Повторение теоретических понятий по литературе |
| | Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма) | |
3. | | Литература первой половины 19 века. Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады. | Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий. |
| | Литература первой половины 19 века. Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады. |
4. | | «Горе от ума» А.С. Грибоедова – социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стиль комедии. | Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов. Аналитическая беседа, выполнение тестовых заданий по комедии |
| | «Горе от ума» А.С. Грибоедова – социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стиль комедии. |
5. | | Сквозные темы лирики А.С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии | Работа с текстами и словарём литературоведческих терминов, анализ изобразительно-выразительных средств языка |
| | А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа | Работа с текстом, литературно -критическими статьями и «Словарём языка А.С. Пушкина» |
6. | | А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа |
| | Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля. | Работа с текстом «Истории Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении |
7. | | Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля. |
| | Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века | Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями |
8. | | Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века |
| | Понятие поэтической преемственности в творчестве м.Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта | Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам |
9. | | «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе | Работа с текстом \, словарём литературоведческих терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя |
| | «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе |
10. | | Литература второй половины 19 века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в романах И.А. Гончарова | Сопоставительный анализ, сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами |
| | Литература второй половины 19 века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в романах И.А. Гончарова |
11. | | Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе | Работа с текстом, анализ драматических произведений |
| | Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе |
12. | | «Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный приём «психологической пары» | Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях |
| | «Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный приём «психологической пары» |
14. | | Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. | Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями |
| | Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. |
15. | | Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве А.Н. Некрасова | Сопоставительный анализ стихов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности |
| | Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве А.Н. Некрасова |
16. | | М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе | Сопоставительный анализ сатирических произведений Д.И. Фонвизина и М.Е. Салтыкова - Щедрина |
| | М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе |
17. | | Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив. | Анализ прозаической формы. Составление развёрнутых планов, устные и письменные высказывания по заданной проблеме |
| | Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив. |
18. | | Л.Н. толстой, понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи система образов. Духовные искания центральных героев романа | Работа с текстом. Составление схематических систем образов и сложных линий |
| | Л.Н. толстой, понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи система образов. Духовные искания центральных героев романа |
19. | | Л.Н. толстой, понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи система образов. Духовные искания центральных героев романа |
| | А.П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр | Работа с текстом, наблюдение за языком писателя |
20. | | А.П. Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности | Работа с текстом, анализ драматического произведения, сопоставительный анализ произведений разных авторов |
| | А.П. Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности |
21. | | Русская реалистическая проза начала 20 века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы 20 века: И.А. Бунин, А.И. Куприн. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман) | Аналитическая беседа по содержанию, анализ узловых эпизодов, наблюдение над языком писателей, составление тезисных планов, высказываний по проблемным вопросам |
| | Русская реалистическая проза начала 20 века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы 20 века: И.А. Бунин, А.И. Куприн. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман) |
22. | | Проблематика литературы нового времени в произведениях А.М. Горького | Работа с литературно-критическим материалами |
| | Проблематика литературы нового времени в произведениях А.М. Горького |
23. | | Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А.М. горького | Работа с текстом, анализ языковых средств выразительности |
| | Поэзия Серебряного века. Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие | Анализ поэтических форм, работа с литературно-критическими статьями |
24. | | Поэзия Серебряного века. Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие |
| | А.А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса | Анализ лирических произведений. Работа с мемуарной литературой |
25. | | А.А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса |
| | А.А. Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием». Традиции в русской поэзии | Анализ лирических произведений, работа с литературоведческим словарём |
26. | | А.А. Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием». Традиции в русской поэзии |
| | В.В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в русской поэзии | Анализ лирических произведений, наблюдение над языком поэта |
27. | | В.В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в русской поэзии |
| | С.А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии | Анализ лирических произведений, выполнение тестовых заданий. |
28. | | С.А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии |
| | Литература революции и Гражданской войны: произведения М. Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева | Сопоставительный анализ произведений разных авторов с целью выявления авторской позиции |
29. | | Литература революции и Гражданской войны: произведения М. Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева |
| | Литература революции и Гражданской войны: произведения М. Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева |
30. | | Возвращённая литература: произведения Л. Андреева, В. Набокова, А. Платонова, А. Солженицына | Эвристическая беседа. Устные высказывания о роли литературы русского зарубежья |
| | Возвращённая литература: произведения Л. Андреева, В. Набокова, А. Платонова, А. Солженицына |
31. | | Понятие утопии и антиутопии. Антиутопии А. Платонова, Е. Замятина | Сопоставительный анализ произведений |
| | Литература о Великой Отечественной войне: произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, С. Алексиевич, К. Воробьёва | Аналитическая беседа |
32. | | Литература о Великой Отечественной войне: произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, С. Алексиевич, К. Воробьёва |
| | Поэзия 70-90-х гг.: Е.Евтушенко, А. Вознесенский, И. Бродский, Н. Рубцов, Б. Окуджава. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой | Восприятие, интерпретация и анализ поэтических произведений с опорой на литературоведческие категории |
33. | | Поэзия 70-90-х гг.: Е.Евтушенко, А. Вознесенский, И. Бродский, Н. Рубцов, Б. Окуджава. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой |
| | Русская проза 50-90-х годов: «Деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина. | Эвристическая беседа, установление внутрилитературных связей изучаемых произведений. |
34. | | Русская проза 50-90-х годов: «Деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина. |
| | Русская проза 50-90-х годов: «Деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина. |
| | Итоговое занятие | Выполнение тестовых заданий |