kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематический план по элективному курсу «Классика и современность» по русской литературе (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Русская литература: классика и современность» задуман как подготовительно-тренировочный и адресован обучающимся 11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности.

Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.

Основной целью курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста – с другой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематический план по элективному курсу «Классика и современность» по русской литературе (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)»

Согласовано Утверждаю

зам. директора по УВР____________ директор школы_____________

Лукина Д.Н. Румянцева Н.В.








Календарно-тематический план

по элективному курсу

«Классика и современность»

по

русской литературе для 11 классов

(курс подготовки к ЕГЭ по литературе)



2015-2016 уч. год


Учитель: Ефремова Айталыына Петровна

Количество часов по учебному плану в неделю 1, в год 34










Пояснительная записка


Курс «Русская литература: классика и современность» задуман как подготовительно-тренировочный и адресован обучающимся 11 классов, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности.

Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.

Основной целью курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста – с другой.

Задачи:

  • Систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и понятий;

  • Формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

  • Дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры обучающихся, их творческих способностей;

  • Обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

  • Содействие в области профессионального самоопределения;

Методы деятельности ориентированы на практическую работу с обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.

Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.



Ожидаемые результаты

Результатом изучения курса «Русская литература: классика и современность» должно стать постижение принципов выполнения тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также знание литературных фактов в рамках школьной программы; закрепление знаний обучающихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской литературы.


Содержание курса

Тема1. Древнерусская литература.


Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси 11-12 веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства 12 века как страны с феодальной раздробленностью.


Тема 2. Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры 18 века. Русское просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» кА жанр и его традиции в русской литературе. Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.


Тема 3. Литература первой половины 19 века.

Элегия и баллада как жанры поэзии В.А. Жуковского. А.С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А.С. Грибоедова. Образ дворянина – интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».

М.Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике м.Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н.В. гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги. Лирическое отступление как средство художественной выразительности.

Тем 4. литература второй половины 19 века.

И.А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А.Н. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник» И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей» традиции гражданской поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. М.Е. салтыков- Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный приём. М.М. Бахтин о Ф.М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца 19 – начала 20 века. Малый жанр в русской прозе и творчество А.П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.


Тема 5. Литература 20 века.

Русская реалистическая проза начала 20 века. И.А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие прозы И.А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия 20 века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А.И. Куприна.

Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А.А. Блок и образ революции; споры о ней. Своеобразие лирики А.А. Блока. Поэмы А.А. Блока. А.А. Ахматова и традиции русской поэзии в её творчестве. «реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В.В. Маяковский – поэт – бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии С. А. Есенина лирический герой С.А. Есенина. Особенности поэтического языка.

Тема 6.А.М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале 20 века в России и их отражение в произведениях писателя.

Литература революции и гражданской войны: произведения М.А. Шолохова, И.Э. Бабеля, М.А. Булгакова, А.А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А. Шолохова, И. Бабеля и А. Фадеева. Поиски героя времени.

Возвращённая литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А, Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.

Тема 7. литература о Великой Отечественной войне.

А.Т. Твардовский. М.А. Шолохов. Б. Васильев. В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Некрасова, С. Алексиевич, В. Кондратьева, Б. Васильева.

Тема 8. Поэзия и проза 70-90-х годов 20 века.

Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В, Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей.

Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова.

Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова., Б. Окуджавы.


Календарно-тематическое планирование


№ занятия

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1.


Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы

Работа с текстами. Словарями, статьями Д.С. Лихачёва



Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы

2.


Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма)

Сравнительный анализ стихов под названием «Памятник». Работа с текстами. Повторение теоретических понятий по литературе



Литература русского Просвещения 18 века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев (особенности русского сентиментализма)


3.


Литература первой половины 19 века. Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады.

Анализ художественных форм, повторение литературоведческих понятий.



Литература первой половины 19 века. Творчество В.А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады.

4.


«Горе от ума» А.С. Грибоедова – социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стиль комедии.

Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов.

Аналитическая беседа, выполнение тестовых заданий по комедии



«Горе от ума» А.С. Грибоедова – социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного времени и пространства. Язык и стиль комедии.

5.


Сквозные темы лирики А.С. Пушкина: гражданская лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика; тема поэта и поэзии

Работа с текстами и словарём литературоведческих терминов, анализ изобразительно-выразительных средств языка



А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа

Работа с текстом, литературно -критическими статьями и «Словарём языка А.С. Пушкина»

6.


А.С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа



Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля.

Работа с текстом «Истории Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении

7.


Русская история в прозе А.С. Пушкина. Образ «маленького человека». Зарождение реализма как стиля.



Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века

Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями

8.


Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века



Понятие поэтической преемственности в творчестве м.Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта

Анализ поэтических форм, устные и письменные высказывания по проблемным вопросам

9.


«Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе

Работа с текстом \, словарём литературоведческих терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя



«Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе

10.


Литература второй половины 19 века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в романах И.А. Гончарова

Сопоставительный анализ, сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами



Литература второй половины 19 века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в романах И.А. Гончарова

11.


Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе

Работа с текстом, анализ драматических произведений



Мир и личность в драмах А.Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе

12.


«Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный приём «психологической пары»

Сопоставительный анализ. Эвристическая беседа. Анализ типологически сходных эпизодов в различных произведениях



«Герой времени» в романах И.С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный приём «психологической пары»

14.


Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика.

Анализ поэтической формы, работа с литературно-критическими статьями



Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика.

15.


Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве А.Н. Некрасова

Сопоставительный анализ стихов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности



Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве А.Н. Некрасова

16.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе

Сопоставительный анализ сатирических произведений Д.И. Фонвизина и М.Е. Салтыкова - Щедрина



М.Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе

17.


Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив.

Анализ прозаической формы. Составление развёрнутых планов, устные и письменные высказывания по заданной проблеме



Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив.

18.


Л.Н. толстой, понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи система образов. Духовные искания центральных героев романа

Работа с текстом. Составление схематических систем образов и сложных линий



Л.Н. толстой, понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи система образов. Духовные искания центральных героев романа

19.


Л.Н. толстой, понятие «диалектика души», психологический портрет. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи система образов. Духовные искания центральных героев романа



А.П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр

Работа с текстом, наблюдение за языком писателя

20.


А.П. Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности

Работа с текстом, анализ драматического произведения, сопоставительный анализ произведений разных авторов



А.П. Чехов – драматург. Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности

21.


Русская реалистическая проза начала 20 века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы 20 века: И.А. Бунин, А.И. Куприн. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман)


Аналитическая беседа по содержанию, анализ узловых эпизодов, наблюдение над языком писателей, составление тезисных планов, высказываний по проблемным вопросам



Русская реалистическая проза начала 20 века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы 20 века: И.А. Бунин, А.И. Куприн. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман)


22.


Проблематика литературы нового времени в произведениях А.М. Горького

Работа с литературно-критическим материалами



Проблематика литературы нового времени в произведениях А.М. Горького

23.


Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А.М. горького

Работа с текстом, анализ языковых средств выразительности



Поэзия Серебряного века. Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие

Анализ поэтических форм, работа с литературно-критическими статьями

24.


Поэзия Серебряного века. Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и их художественное своеобразие



А.А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса

Анализ лирических произведений. Работа с мемуарной литературой

25.


А.А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса



А.А. Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием». Традиции в русской поэзии

Анализ лирических произведений, работа с литературоведческим словарём

26.


А.А. Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием». Традиции в русской поэзии



В.В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в русской поэзии

Анализ лирических произведений, наблюдение над языком поэта

27.


В.В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в русской поэзии



С.А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии

Анализ лирических произведений, выполнение тестовых заданий.

28.


С.А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии



Литература революции и Гражданской войны: произведения М. Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева

Сопоставительный анализ произведений разных авторов с целью выявления авторской позиции

29.


Литература революции и Гражданской войны: произведения М. Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева



Литература революции и Гражданской войны: произведения М. Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева

30.


Возвращённая литература: произведения Л. Андреева, В. Набокова, А. Платонова,

А. Солженицына

Эвристическая беседа. Устные высказывания о роли литературы русского зарубежья



Возвращённая литература: произведения Л. Андреева,

В. Набокова, А. Платонова,

А. Солженицына

31.


Понятие утопии и антиутопии. Антиутопии

А. Платонова, Е. Замятина

Сопоставительный анализ произведений



Литература о Великой Отечественной войне: произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, С. Алексиевич, К. Воробьёва

Аналитическая беседа

32.


Литература о Великой Отечественной войне: произведения А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, С. Алексиевич, К. Воробьёва



Поэзия 70-90-х гг.: Е.Евтушенко, А. Вознесенский, И. Бродский, Н. Рубцов, Б. Окуджава. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой

Восприятие, интерпретация и анализ поэтических произведений с опорой на литературоведческие категории

33.


Поэзия 70-90-х гг.: Е.Евтушенко, А. Вознесенский, И. Бродский, Н. Рубцов, Б. Окуджава. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой



Русская проза 50-90-х годов: «Деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина.

Эвристическая беседа, установление внутрилитературных связей изучаемых произведений.

34.


Русская проза 50-90-х годов: «Деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина.



Русская проза 50-90-х годов: «Деревенская» проза В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина.



Итоговое занятие

Выполнение тестовых заданий









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Ефремова Айталыына Петровна

Дата: 16.03.2019

Номер свидетельства: 503204


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства