Урал-Батыр четко разделен на несколько частей. Во вступительной части произведения сохранены древнейшие пласты: отголоски легенд о всемирном потопе, возрождение жизни на земле после потопа, первых парочек людей, заложивших основы человеческого рода. Старики Янберде и Янбике со своими сыновьями (Шульганом и Уралом) селятся на небольшом клочке земли, окруженном со всех сторон морем. Помощниками Янберде и Янбике являются животные: гирфалькон, лев, щука. Урал иногда обращается за советом к птицам и животным.
Урал и Шульген олицетворяют два противоположных начала - добро и зло, которые ведут между собой непримиримую борьбу. Перед тем как отправиться на охоту, родители пьют кровь животных, которая придает им сил. Родители запрещают им это делать до тех пор, пока они не станут Егцами (взрослыми товарищами).
Как Шульген нарушил запрет своего отца
Шульген выступил против запрета своего отца и пил кровь животных.
Как Янбике и Янберде вернулись домой
Родители возвращаются с охоты, приносят много дичи. Урал спрашивает отца, как ему удалось убить оленя. Урал узнает, что есть Смерть. Но в этих местах Смерти не было. Нет силы, которая может убить человека. Оказывается, на Земле есть еще другие люди (вопреки началу эпоса).
Как Янирде обнаружил, что кто-то пил из ракушек, и что из этого вышло
Янберде ужасно рассердился на своих сыновей, когда он узнал, что один из них почувствовал вкус крови из ракушки. Он жестоко избил Шульгана.
Что сказали животные и птицы, когда собрались по зову Янберде
Янберде не может оправиться от шока. Урал выступает с речью перед животными и птицами. Он предлагает перестать обижать слабых, перестать есть друг друга. Тогда Смерть останется одна и ее можно будет уничтожить.
Ворона Смерти не боится. Он предлагает слабым самим искать путь к спасению, спрятаться в безопасном месте.
Как поймали белого лебедя
Янберде и Янбике начали охоту со своими сыновьями. Среди добычи - белый лебедь (тотем у башкир). Это дочь Солнца Хомай, ее отец - небесный царь птиц Самрау (в иранской мифологии Семург). Лебедь обещает указать путь к Живому источнику (Еншишма, вода). За птицу вступился Урал. Но старик и его сыновья не смогли узнать пути к Живому источнику (воде). Янберде дает своим сыновьям могущественных львов и отправляет их искать путь к Живому источнику (воде). Если они встретят на своем пути Смерть, они должны отрубить ей голову и отвести домой. (На Урале много минеральных источников, воды)
Часть 1
Урал и Шульген встречают старика и бросают жребий
Прошли годы. Братья повзрослели. Однажды он встретил на своем пути старика с длинным посохом. Братья попросили старика указать им путь к Живому источнику. Он указал две дороги: справа - земля царя Самрау (земля вечного счастья и добра), а справа - земля царя Катила (земля вечного горя и зла). Шульган решил отправиться в королевство Самрау (хотя попал в другой жребий). Урал должен был перейти в царство Катилы.
Как Урал-батыр попал в страну падишаха Катиля
В царстве Катил Урал встречает несчастных людей, которые рассказывают ему о зверствах жестокого царя (старуха, ее дочь, старик). Затем он сам видит, как Катиль жертвует людей озеру и костру (возможно, это были воспоминания башкир о зверствах иноземных захватчиков).
Как Урал-батыр познакомился с дочерью падишаха Катила
Урал встречает огромную толпу обнаженных людей, охрана избивает их плетками. Дочь Катиля выбирает в мужья Урала, дарит ему Золотое яблоко. Урал отказывается стать ее мужем. Рабы несут восседающего на троне царя Катила. Он очень толстый, как толстый кабан. Его глаза налиты кровью.
В легенде нет сцены борьбы Урала с падишахом Катилом. Урал сражается один на один со своим огромным быком, а затем - с четырьмя сильнейшими героями падишаха. В поединке с быком Урал загибает рога, и они остаются загнутыми навсегда; герой выбивает верхний зуб быку, и он уже никогда не отрастет; он рвет копыта животного, и они никогда не срастаются (этиологический мотив). Герой говорит, что теперь бык и его племя станут рабами человека.
Катил и его охранник разбегаются в неизвестном направлении. Народ просит Урала жениться на дочери Катил и стать их падишахом.
Гора Ямантау. 1640 м
Часть 2
Как Урал-батыр познакомился с Заркумом
Урал-батыр встречает Заркума, сына Царя змей Кахкаха, который хочет жениться на дочери царя Самрау. Заркум передает Уралу тайну своего отца. По просьбе Заркума он оборвал оленьи рога, и Заркум проглотил оленя. Заркум превратился в красивого молодого человека. Он хочет жениться на Хомай.
Как Урал-батыр и Заркум прибыли в змеиное царство
Во дворце Кахкаха змея с девятью головами хочет проглотить Урал. Но Урал ударил его мечом по основной голове, и ключи выпали. Урал ударил других по головам, и оттуда вышло восемь героев, проглоченных змеей. Ключ от дворца тайн выпал из сердца змея.
Как Урал-батыр вошел во дворец тайн
Урал открыл дворец волшебным ключом, увидел девушку на троне, взял волшебный посох Кахкаха. Кахкаха призывает всех змей на помощь. Но Урал-батыр их победил. Кахкаха сделал вид, что признает поражение. Урал позволяет людям избирать нового правителя (Алгур). Старый богатырь Алгур просит Урала жениться на красивой девушке (Гулистан) из дворца и оставить свое детище народу («Тул алу», получение генетического материала героя для укрепления народа - древняя традиция).
Часть 3
Шульген знакомится с красивым молодым человеком
Шульген (брат Урала) встретил красивого вечно молодого человека, собирающего цветы, и был рад, что скоро он окажется в стране вечного счастья и молодости.
Как Шульген попал в счастливую страну?
Шульген попал в счастливую страну, хотел поймать рыбу, но видел, что здесь никто не нападает друг на друга, все живут мирно. Шульген решил пойти к «Живому источнику» и устроить здесь обед на обратном пути.
Урал. Маунт Кумардак
Как Шульген встретил Заркума
Шульген снова встретил красивого молодого человека. Но это был Заркум с Урала. Он обманом заставил Шульгена отправиться в королевство Азрака, короля див, фантастических гигантов.
Как Шульген и Заркум прибыли в королевство падишаха Азраки
Заркум тайно соглашается с Азракой от Шульгена о том, как убить Урала. Для этого вам необходимо схватить крылатого коня Акбузата. Див, которые пытались привести Акбузата во дворец Азраки, были подброшены конем высоко в небо. Так появилось Созвездие Йетеган (Созвездие Большой Медведицы). Если дочь царя птиц Самрау полюбит Шульгена, то она подарит ему Акбузат и волшебный меч. Они нужны дивам, чтобы уничтожить Урал, злейшего врага див.
Как Шульген вошел во дворец падишаха див Азраки
Азрака тепло приветствует Шульгена, угощает его во дворце, дарит богатые дары. Шульгену предлагают жениться на «дочери» Азраки. Но на самом деле это Айхилу, дочь Самрау (царя птиц), пленница Азраки.
Пока Азрака разговаривал с Шульгеном и Заркумом
Азрака рассказывает Шульгену и Заркуму о волшебном коне Акбузат, дамасском мече, который дается не каждому, и самой красивой девушке в мире - Хомай. Заркум и Шульген решают отправиться на их поиски, чтобы стать сильнее всех.
Как Шульген и Заркум встретили Хомая
Дивы привели Шульгена и Заркума в королевство Самрау. Они попали в стаю птиц (девочек). Один из них - Хомай. Она бросает Шульгена и Заркума в разные ямы. Хомай узнает Шульгена и ругает его за то, что он выбрал своим другом змею. Чтобы стать свободным, Шульген должен научиться выбирать друзей, открывать свое сердце любви.
Как Хомай встретил Урал-Батыра
Хомай радостно встретил Урал. Урал-Батыр не узнал ее. Он просит указать ему путь к Живому источнику. Хомай просит найти необычную птицу, обещает подарить ему коня Акбузата и волшебный меч.
Как Урал-батыр нашел невиданную птицу
Урал отправился на поиски необычной птицы и нашел удивительную птицу. Она превращается в рыбу, затем в птицу, затем в девушку. Это Айхылу. Она рассказывает свою историю, обещает герою своего коня Харисай (Желтый). Урал приводит Айхилу во дворец ее отца, царя Самрау. Самрау отправляет Айхылу к своей матери Ай (Мун, Селена), чтобы дивы не нашли ее.
Как Урал-батыр узнал, что его любовь - Хомай
Урал-Батыр узнал спасенного им лебедя в хозяйке дворца. Он просит Хомая выполнить свое обещание. Хомай идет к отцу. Падишах Самрау разрешает своей дочери подарить Уралу коня Акбузат и булатный меч. Он хочет женить Урала на своей дочери Хомай. Она должна родить такого героя, как Урал. Самрау просит освободить Шульгена по случаю свадьбы Урала и Хомая.
Как познакомились Урал-батыр и Шульген
Урал счастлив видеть своего брата. Хомай не говорит ему, что Шульген пришел в королевство Самрау с Заркумом, что он дружит с дивами. Шульген намеревается забрать с Урала крылатого коня, волшебный меч и дочь падишаха Хомай. На празднике, проводимом Хомаем, мужчины должны показать свою силу. Дочь Падишаха выберет победителя в качестве мужа.
Как Урал-батыр и Шульген соревновались на Майдане
По зову Хомая с неба спускается Акбузат (крылатый конь). К его седлу прикреплен дамасский меч. Как прекрасна была эта необычная лошадь! Герои должны поднять огромный камень. Шульган не смог поднять камень. Урал-батыр легко поднял камень и бросил его высоко в небо. До вечера камень терялся из виду. Урал так же легко поймал этот камень и сильно швырнул в сторону царства Азрака.
Как Шульген вернул себе жену
Шульган глубоко ненавидит своего брата. Урал видит несчастье старшего брата, но не знает, что творится у него на душе. Вместе с Хомаем они уговаривают падишаха Самрау жениться на Шульген на Айхылу. Айхылу падает с неба на землю, как огненный шар. Свадьба продолжается.
Хомай и Айхылу наделены свойствами перитрадиционных женских образов тюркской мифологии.
Журавль (Айхылу) - тотем башкирского народа
Как Урал-батыр отдал свой посох Шульгену и что из этого вышло
Шульген просит Урала дать ему волшебный посох, а затем наносит удар посох на земле, исчезает. Вода льется из чаш и заливает все вокруг. Заркум превратился в огромную рыбу и проглотил Хомая. Солнце (мать Хомая) перестает светить без Хомая. Акбузат преграждает путь бурному ручью, Заркум выпускает Хомая изо рта. Урал-Батыр узнает, что его брат стал врагом. Солнце снова светит, потому что Хомай спасен.
Заркум и Шульген снова у падишаха див
Шульген и Заркум вернулись в королевство Азрака. Азрака узнал свой посох в руке Шульгена и решил вернуть его в любом случае. Азрака, Заркум, Кахкаха, Шульген решили начать войну против Урала и Самрау.
Как началась война с дивами
Дивы со всех сторон атаковали землю. Вокруг была вода, все небо горело. Урал попрощался с Хомаем, прыгнул на Акбузата, поднял свой волшебный меч и пошел войной с падишахом див, чтобы спасти жизнь на земле.
Как падишах Азрака нашел свой конец
Урал-Батыр долгое время воевал с падишахом див Азракой. Верный конь Акбузат неоднократно спасал героя во время сражения. Урал-Батыр ударил булатным мечом и рассек Азраку пополам. Он закричал, и его тело упало в море. Здесь выросла гора Яман-тау (Грозная гора). Там, где Урал ехал на коне, вода отступила, поднялась гора. Здесь стали селиться люди, чудом спасшиеся во время наводнения.
Урал-Батыр встречает своих сыновей
Многие годы Уральский батыр воевал с дивами. Их тела превратились в горы. Люди пытаются наладить жизнь в этих горах, торчащих посреди моря. Урал преследуют оставшихся див, внезапно появляется небольшой отряд из восьми человек. Один из юношей снимает шлем и здоровается с Урал-батыром.
Что его сыновья рассказали Уральскому батыру
Молодые люди называют имена своих матерей. Урал-батыр обнимает своих сыновей: Нугуш (сын Гулистана), Яик (сын дочери Катил), Идель (сын Хомая). С ними был сын Шульген и Айхылу-Хакмар. Сыновья рассказывают Уралу, как узнали об отце. Нугуш уничтожил самого Заркума, сына змеиного царя. Айхылу отправила вместе с Иделем своего сына (верхом на коне Харисая). Урал рад, что у него появились помощники в борьбе со Смертью и Злом.
Как был побежден Кахкаха
Кахкаха много лет опустошает жилища людей. Никто не мог с ним справиться. Он узнал о смерти Азраки и Заркума. Я решил выйти из-под земли и проверить, что происходит на земле. Он считал, что Урал погиб во время наводнения. Но Урал-батыр вместе с сыновьями напал на Кахкаху и разрубил его на куски. Герои построили из тела Кахкахи новую гору, разделив море на две части.
Битва с Шульгеном
Шульген возглавил армию див и змей. У него в руке волшебный посох Кахкахи, который стреляет огнем. Но Урал-батыр увернулся, ударил посох булатным мечом, волшебный посох взорвался и волшебное море тут же исчезло. Дивы куда-то в испуге спрятались. Урал-Батыр схватил Шульгена и связал его. Хакмар (сын Шульгена) хотел отрубить Шульгену голову, но Урал не позволил ему это сделать.
Суд над Шульгеном
Суд над Шульгеном. Урал напоминает ему о том, как он ослушался отца и мать; он пил кровь животных, несмотря на запрет. Зло тогда поселилось в сердце Шульгена, он стал дружить со змеями и дивами и вредить людям, добро отвечало злом. Шульген просит разрешения умыться в озерной воде. Еще раз просит Урала простить его, обещает дружить с людьми. Ради отца и матери Урал в последний раз простил Шульгена и отпустил его.
Как Урал-батыр встретил бессмертного
Все радуются победе. Урал-батыр приглашает всех победить Смерть, собрать воду из Живого источника (воды) и раздать людям. Но появляется старик, который пил воду из Живого источника (воды) и вынужден жить вечно. Он сильно страдает. Старик говорит, что не нужно пить живую воду, только Добро может быть вечным.
Уралу открылся великий смысл жизни. Одним сильным глотком воды он набирает воду из Живого источника (воды) и не пьет ее, а орошает безжизненную землю. Вдруг все зеленеет, распускаются цветы. Да светится наша земля, да будет наша страна достойна любви, - говорит Урал-Батыр.
Лебедь (Хомай) - тотем башкирского народа
Шульген снова начинает злые дела
Шульген обнаружил, что Живого источника (воды) больше нет, и решил снова начать вредить людям. В преисподней он начал собирать див и воздушных змеев под своим руководством. Люди недолго радовались счастливой жизни, люди снова начали исчезать. Шульген снова пошел против народа. Урал-Батыр решил наказать Шульгена и уничтожить всех див. Он выпил озеро, в котором прятались дивы. Вместе с водой он выпил всех змей и див, которые начали грызть его сердце и печень. Урал выплюнул это озеро, сам упал без сил. Дивы были уничтожены сыновьями Урала, но силы покинули Героя. Урал-Батыр чувствует, что его конец приближается. Он завещает своим потомкам не терпеть зла в попутчиках, всегда принимать советы старших, мудрых людей, давать советы младшим и помогать им. (Олоно оло итэп, Кенеш алып орогоз. Кесэнэ кесе итэп, кенеш биреп орогоз).
Башкиры
Не гнушайтесь Добра, не поддавайтесь Злу! Так сказал Урал-Батыр и умер. В этот момент с неба упала звезда, и Хомай узнала, что ее мужа нет в живых. Она прилетела в образе лебедя, чтобы проститься с любимым. Хомай решила больше не снимать свой птичий костюм; она обещала каждый год откладывать яйцо, которое станет белой птицей.
Заключительная часть
Как лебеди появились на Урале
Спустя много лет Хомай прилетел на могилу Урала. Ее цыпочки летели с ней. Люди их не трогали. Русский исследователь Р. Т. Игнатьев писал, что башкиры считали: «убить лебедя - грех, а убить лебедку - значит плакать всю жизнь».
Приехал жить на Урал и бык Катил со своим стадом покорился человеку. Акбузат вел табуны лошадей. И на могиле Урал-батыра появился зарев - прах героя превратился в золото. С тех пор на Урале появилось золото.
Как появились реки на Урале
На Урале стало очень много людей, животных и птиц. Помня о запрете Урал-батыра, воду из озер не пили. И родниковой воды на всех не хватило. Идель хотел найти Шульгена и убить его. Но Хомай убедил его найти другой способ помочь людям. Идель поразил гору волшебным мечом, и родился родник (с горы Иремель). Я направил ручей к горе Ямантау, которую Идель разрезал на две части. Образовавшееся тогда ущелье стало называться Кырыкты. А река, которую получил Идель, в народе называется рекой Идель (Агидель). Яик, Нугуш и Хакмар отправились искать новые реки. Люди селились на берегах четырех рек, назвали их именами батыров. И их имена остались незабываемыми.
Герой умер, но вместе с ним погибли дивы, змеи и монстры. Доброе дело, совершенное Урал-батыром, бессмертно.
Задание 2: написать эссе-рассуждение на тему «Главная мысль эпоса «Урал батыр»» (не более 100 слов).
Эссе должно иметь следующую структуру:
Вступление (введение) определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
Содержание (основная часть) – аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе – на основе анализа фактов. Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны.
Заключение – это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.