Данная рабочая программа элективного курса «Сочинение разных жанров по литературе» составлена с учетом требований нового Государственного образовательного стандарта 2004 года на основе авторской программы «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» (Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. – 2-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2009.) и ориентирована на учащихся 11 классов.
-формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных стилей и типов;
-формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;
-демонстрируются творческие способности художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей русской и зарубежной литературы, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.
Отбор предложенных для анализа текстов-эссе осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников.
-создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, слова, этюда, эссе (по выбору учащихся).
Элективный курс рассчитан на 36 часов.
Итогом работы по данной программе становится самостоятельно созданная творческая работа в определенном жанре или защита исследовательского проекта.
Последовательность тем в предмете | № урока | Последовательность уроков в теме | Минимум содержания образования на урок | Виды контроля за уровнем усвоения | Дата |
Введение. Теоретические сведения. | 2 | Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра. | Вычленение признаков эссе. Разновидности формы, художественные приемы. | | |
Работа с текстом. | 4 | Объекты внимания эссеистов. Стили речи. Типы речи. Средства художественной выразительности. | Сравнение, сопоставление, анализ, наблюдение над языком произведений. Е. Чернов «Берёзка». И. Ермаков «Дама в голубом». | Творческая работа «Моя первая встреча с эссеистами» | |
Эссе разных авторов на одну тему. | 1 | Тема, идея, признаки жанра, средства художественной выразительности. | Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком произведений. К. Победин «Музыка» и Е. Шварц «Музыка». | Заполнение таблицы. | |
Слово и эссе в форме слова. | 4 | Стили речи, типы речи, структура ораторского высказывания, адресат жанра, позиция писателя. | Анализ структуры речевого высказывания, анализ языковых средств, определение адресата жанра. И. Шмелёв «Слово на чествовании И. Бунина» и Ф. Искандер «Слово о Пушкине». | Создание слова или эссе (адресат определяется учащимися). | |
Эссе и очерк. | 2 | Определение очерка и эссе, эссеистический стиль, речевая задача. | Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком произведений, формулирование выводов. В. Набоков «Кембридж» и Л.Бежин «Отсвет волшебного фонаря» или К. Паустовский «Предательская осень». | Создание вступления к воспоминанию о путешествии (на основе личных впечатлений). | |
Письмо и эссе в форме письма. | 2 | Признаки эпистолярного стиля, языковые средства, речевая задача, позиция писателя, адресат жанра. | Сопоставление, выявление отличий, определение адресата жанра анализ языковых средств. И. Тургенев «Письмо к Полине Виардо» и Г. Гессе «Неотправленное письмо к певице». | Написание письма или эссе в форме письма. | |
Форма эссе и его языковое воплощение. | 1 | Адресат жанра, речевая задача. | Выявление взаимосвязи, предположение и формулирование выводов. | | |
Эссе и беседа. | 1 | Структура беседы и интервью. | Ф. Искандер «Беседа с Виктором Максимовичем» (фрагмент) | Составление вопросов для интервью. | |
Воплощение одной темы в эссеистической и стихотворной форме. | 3 | Тема. Эссеистическая и стихотворная форма, средства художественной выразительности. | Выявление взаимосвязи, сопоставление. Ф. Искандер стихотворение «Душа и ум» и одноименное эссе. Ф. Г. Лорка стихи из книги «Сюиты» и эссе «Предисловие к множеству книг» | Создание сочинения на основе сопоставления. | |
Стихотворение в прозе и эссе. | 2 | Признаки каждого жанра, типы речи. | Выявление отличий и взаимосвязи, поиск средств выразительности. Д. Симонова. Отрывок из сочинения и эссе «Как есть». | | |
Японские даны – древнейшая форма эссе. | 1 | Сравнение как композиционный прием. | Анализ текста. Главки из книги Сей Сёнагон «Записки у изголовья» | Создание эссеистической спорады. | |
Текст, построенный на сравнении. | 1 | Сравнение как композиционный прием. | Анализ текста. Г.Гессе «Два голоса мелодии жизни». | Создание эссеистической миниатюры. | |
Зарисовка. | 1 | Тема, идея произведения, типы и стили речи, средства художественной выразительности. | Анализ текста. В. Астафьев «Свеча над Енисеем» (из книги «Затеси»). | Создание зарисовки, этюда, миниатюры. | |
Литературно-критическое эссе и школьное сочинение. | 2 | Разновидности жанра, особенности литературно-критического эссе. | Сравнение, сопоставление. П. Вайль, А. Генис «хартия вольностей» (отрыврок) и пример школьного сочинения. | Рецензия. | |
Анализ литературно-критического эссе. | 2 | Особенности литературно-критического эссе. | С. Залыгин «Мой поэт»т(глава из эссе об А.П. Чехове) | Рассказ о любимом писателе. | |
Анализ сочинений-эссе. | 1 | План анализа. Композиция сочинения – эссе. | Пример школьного сочинения-эссе «Грамматика любви в произведения И, Бунина». | Рецензирование по вопросам. | |
| 1 | Композиция сочинения – эссе. | Пример школьного сочинения-эссе «Вечный Достоевский». Рецензирование. | Написание комментария к сочинению. | |
| 1 | Композиция сочинения – эссе. | Пример школьного сочинения-эссе на тему «Золото убило больше душ, чем железо тел». | Рецензирование по вопросам. | |
| 1 | Анализ эссе. | Анализ эссе. Эссеистический стиль. «Компьютерная болезнь» | Устная рецензия. | |
Анализ исторического эссе. | 2 | Разновидности эссе, особенности научно-исследовательского эссе. | Анализ исторического эссе. | Рецензирование учащихся. | |
Тематика творческих заданий. | 1 | Комментарий учителя. | Обсуждение. | Творческая работа учащихся. | |
1.Антонова Л.Г., Ухова Л.В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) // Русский язык в школе. 2010. № 3.
2. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 2007.
3.Карнаух Н.Л. На пути к эссе // Русская словесность. 2002. № 3.
4.Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. К.Г. Паустовский. Предательская осень // Русский язык в школе. 2001.№ 2.
5.Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2009.
6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 классы. М., 2009.
7. Карнаух Н.Л. Программа элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы». М.,2009
8.Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе // Русский язык в школе. 1998. №1.
9.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 2011.
10.Никитина Е.И. Эссе-воспоминание // Русский язык в школе. 2011.№3.
11.Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовскойи П.А. Леканта. М., 20015.