kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по литературе"Сочинение разных жанров"11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по литературе 11 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по литературе"Сочинение разных жанров"11 класс»




Рассмотрено на заседании
методического объединения
«__» __________



Составлена на основе

государственной программы
и требований к минимуму
содержания



Принято на заседании

педагогического совета

« __» _________


Утверждено руководителем

образовательного учреждения

«__»___________



Рабочая программа

по элективному курсу

в11а классе

«За страницами учебника литературы»




Составитель:

Псарёва Т.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории








2015 – 2016 учебный год




Пояснительная записка


Данная рабочая программа элективного курса «Сочинение разных жанров по литературе» составлена с учетом требований нового Государственного образовательного стандарта 2004 года на основе авторской программы «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» (Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. – 2-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2009.) и ориентирована на учащихся 11 классов.

Основная цель спецкурса – развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.

В процессе работы над эссе решаются следующие учебные задачи:

- раскрытие творческих способностей учащихся;

- развивается ассоциативное мышление старшеклассников;

-формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных стилей и типов;

-формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;

-демонстрируются творческие способности художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей русской и зарубежной литературы, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.

Отбор предложенных для анализа текстов-эссе осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников.

В процессе обучения по программе спецкурса учащиеся должны:

-знать определение эссе, его признаки, формы и разновидности;

-определять «решающую идею» эссе;

-анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;

-находить средства художественной выразительности, используемые автором;

-создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, слова, этюда, эссе (по выбору учащихся).

Элективный курс рассчитан на 36 часов.

Итогом работы по данной программе становится самостоятельно созданная творческая работа в определенном жанре или защита исследовательского проекта.




















Календарно-тематическое планирование




Последовательность тем в предмете

№ урока

Последовательность уроков в теме

Минимум содержания образования на урок

Виды контроля за уровнем усвоения

Дата

Введение. Теоретические сведения.

2

Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.

Вычленение признаков эссе. Разновидности формы, художественные приемы.



Работа с текстом.

4

Объекты внимания эссеистов. Стили речи. Типы речи. Средства художественной выразительности.

Сравнение, сопоставление, анализ, наблюдение над языком произведений.

Е. Чернов «Берёзка». И. Ермаков «Дама в голубом».

Творческая работа «Моя первая встреча с эссеистами»


Эссе разных авторов на одну тему.

1

Тема, идея, признаки жанра, средства художественной выразительности.

Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком произведений. К. Победин «Музыка» и Е. Шварц «Музыка».

Заполнение таблицы.


Слово и эссе в форме слова.

4

Стили речи, типы речи, структура ораторского высказывания, адресат жанра, позиция писателя.

Анализ структуры речевого высказывания, анализ языковых средств, определение адресата жанра.

И. Шмелёв «Слово на чествовании И. Бунина» и Ф. Искандер «Слово о Пушкине».

Создание слова или эссе (адресат определяется учащимися).


Эссе и очерк.

2

Определение очерка и эссе, эссеистический стиль, речевая задача.

Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком произведений, формулирование выводов. В. Набоков «Кембридж» и Л.Бежин «Отсвет волшебного фонаря» или К. Паустовский «Предательская осень».

Создание вступления к воспоминанию о путешествии (на основе личных впечатлений).


Письмо и эссе в форме письма.

2

Признаки эпистолярного стиля, языковые средства, речевая задача, позиция писателя, адресат жанра.

Сопоставление, выявление отличий, определение адресата жанра анализ языковых средств. И. Тургенев «Письмо к Полине Виардо» и Г. Гессе «Неотправленное письмо к певице».

Написание письма или эссе в форме письма.


Форма эссе и его языковое воплощение.

1

Адресат жанра, речевая задача.

Выявление взаимосвязи, предположение и формулирование выводов.



Эссе и беседа.

1

Структура беседы и интервью.

Ф. Искандер «Беседа с Виктором Максимовичем» (фрагмент)

Составление вопросов для интервью.


Воплощение одной темы в эссеистической и стихотворной форме.

3

Тема. Эссеистическая и стихотворная форма, средства художественной выразительности.

Выявление взаимосвязи, сопоставление. Ф. Искандер стихотворение «Душа и ум» и одноименное эссе. Ф. Г. Лорка стихи из книги «Сюиты» и эссе «Предисловие к множеству книг»

Создание сочинения на основе сопоставления.


Стихотворение в прозе и эссе.

2

Признаки каждого жанра, типы речи.

Выявление отличий и взаимосвязи, поиск средств выразительности. Д. Симонова. Отрывок из сочинения и эссе «Как есть».



Японские даны – древнейшая форма эссе.

1

Сравнение как композиционный прием.

Анализ текста. Главки из книги Сей Сёнагон «Записки у изголовья»

Создание эссеистической спорады.


Текст, построенный на сравнении.

1

Сравнение как композиционный прием.

Анализ текста. Г.Гессе «Два голоса мелодии жизни».

Создание эссеистической миниатюры.


Зарисовка.

1

Тема, идея произведения, типы и стили речи, средства художественной выразительности.

Анализ текста. В. Астафьев «Свеча над Енисеем» (из книги «Затеси»).

Создание зарисовки, этюда, миниатюры.


Литературно-критическое эссе и школьное сочинение.

2

Разновидности жанра, особенности литературно-критического эссе.

Сравнение, сопоставление. П. Вайль, А. Генис «хартия вольностей» (отрыврок) и пример школьного сочинения.

Рецензия.


Анализ литературно-критического эссе.

2

Особенности литературно-критического эссе.

С. Залыгин «Мой поэт»т(глава из эссе об А.П. Чехове)

Рассказ о любимом писателе.


Анализ сочинений-эссе.

1

План анализа. Композиция сочинения – эссе.

Пример школьного сочинения-эссе «Грамматика любви в произведения И, Бунина».

Рецензирование по вопросам.



1

Композиция сочинения – эссе.

Пример школьного сочинения-эссе «Вечный Достоевский». Рецензирование.

Написание комментария к сочинению.



1

Композиция сочинения – эссе.

Пример школьного сочинения-эссе на тему «Золото убило больше душ, чем железо тел».

Рецензирование по вопросам.



1

Анализ эссе.

Анализ эссе. Эссеистический стиль. «Компьютерная болезнь»

Устная рецензия.


Анализ исторического эссе.

2

Разновидности эссе, особенности научно-исследовательского эссе.

Анализ исторического эссе.

Рецензирование учащихся.


Тематика творческих заданий.

1

Комментарий учителя.

Обсуждение.

Творческая работа учащихся.







































Литература



1.Антонова Л.Г., Ухова Л.В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) // Русский язык в школе. 2010. № 3.

2. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 2007.

3.Карнаух Н.Л. На пути к эссе // Русская словесность. 2002. № 3.

4.Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. К.Г. Паустовский. Предательская осень // Русский язык в школе. 2001.№ 2.

5.Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2009.

6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 классы. М., 2009.

7. Карнаух Н.Л. Программа элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы». М.,2009

8.Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе // Русский язык в школе. 1998. №1.

9.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 2011.

10.Никитина Е.И. Эссе-воспоминание // Русский язык в школе. 2011.№3.

11.Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовскойи П.А. Леканта. М., 20015.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Элективный курс по литературе"Сочинение разных жанров"11 класс

Автор: Псарева Татьяна Алексеевна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 416044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства