kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по литературе"Сочинение разных жанров"11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по литературе 11 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по литературе"Сочинение разных жанров"11 класс»




Рассмотрено на заседании
методического объединения
«__» __________



Составлена на основе

государственной программы
и требований к минимуму
содержания



Принято на заседании

педагогического совета

« __» _________


Утверждено руководителем

образовательного учреждения

«__»___________



Рабочая программа

по элективному курсу

в11а классе

«За страницами учебника литературы»




Составитель:

Псарёва Т.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории








2015 – 2016 учебный год




Пояснительная записка


Данная рабочая программа элективного курса «Сочинение разных жанров по литературе» составлена с учетом требований нового Государственного образовательного стандарта 2004 года на основе авторской программы «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» (Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. – 2-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2009.) и ориентирована на учащихся 11 классов.

Основная цель спецкурса – развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.

В процессе работы над эссе решаются следующие учебные задачи:

- раскрытие творческих способностей учащихся;

- развивается ассоциативное мышление старшеклассников;

-формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных стилей и типов;

-формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;

-демонстрируются творческие способности художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей русской и зарубежной литературы, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.

Отбор предложенных для анализа текстов-эссе осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников.

В процессе обучения по программе спецкурса учащиеся должны:

-знать определение эссе, его признаки, формы и разновидности;

-определять «решающую идею» эссе;

-анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;

-находить средства художественной выразительности, используемые автором;

-создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, слова, этюда, эссе (по выбору учащихся).

Элективный курс рассчитан на 36 часов.

Итогом работы по данной программе становится самостоятельно созданная творческая работа в определенном жанре или защита исследовательского проекта.




















Календарно-тематическое планирование




Последовательность тем в предмете

№ урока

Последовательность уроков в теме

Минимум содержания образования на урок

Виды контроля за уровнем усвоения

Дата

Введение. Теоретические сведения.

2

Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.

Вычленение признаков эссе. Разновидности формы, художественные приемы.



Работа с текстом.

4

Объекты внимания эссеистов. Стили речи. Типы речи. Средства художественной выразительности.

Сравнение, сопоставление, анализ, наблюдение над языком произведений.

Е. Чернов «Берёзка». И. Ермаков «Дама в голубом».

Творческая работа «Моя первая встреча с эссеистами»


Эссе разных авторов на одну тему.

1

Тема, идея, признаки жанра, средства художественной выразительности.

Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком произведений. К. Победин «Музыка» и Е. Шварц «Музыка».

Заполнение таблицы.


Слово и эссе в форме слова.

4

Стили речи, типы речи, структура ораторского высказывания, адресат жанра, позиция писателя.

Анализ структуры речевого высказывания, анализ языковых средств, определение адресата жанра.

И. Шмелёв «Слово на чествовании И. Бунина» и Ф. Искандер «Слово о Пушкине».

Создание слова или эссе (адресат определяется учащимися).


Эссе и очерк.

2

Определение очерка и эссе, эссеистический стиль, речевая задача.

Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком произведений, формулирование выводов. В. Набоков «Кембридж» и Л.Бежин «Отсвет волшебного фонаря» или К. Паустовский «Предательская осень».

Создание вступления к воспоминанию о путешествии (на основе личных впечатлений).


Письмо и эссе в форме письма.

2

Признаки эпистолярного стиля, языковые средства, речевая задача, позиция писателя, адресат жанра.

Сопоставление, выявление отличий, определение адресата жанра анализ языковых средств. И. Тургенев «Письмо к Полине Виардо» и Г. Гессе «Неотправленное письмо к певице».

Написание письма или эссе в форме письма.


Форма эссе и его языковое воплощение.

1

Адресат жанра, речевая задача.

Выявление взаимосвязи, предположение и формулирование выводов.



Эссе и беседа.

1

Структура беседы и интервью.

Ф. Искандер «Беседа с Виктором Максимовичем» (фрагмент)

Составление вопросов для интервью.


Воплощение одной темы в эссеистической и стихотворной форме.

3

Тема. Эссеистическая и стихотворная форма, средства художественной выразительности.

Выявление взаимосвязи, сопоставление. Ф. Искандер стихотворение «Душа и ум» и одноименное эссе. Ф. Г. Лорка стихи из книги «Сюиты» и эссе «Предисловие к множеству книг»

Создание сочинения на основе сопоставления.


Стихотворение в прозе и эссе.

2

Признаки каждого жанра, типы речи.

Выявление отличий и взаимосвязи, поиск средств выразительности. Д. Симонова. Отрывок из сочинения и эссе «Как есть».



Японские даны – древнейшая форма эссе.

1

Сравнение как композиционный прием.

Анализ текста. Главки из книги Сей Сёнагон «Записки у изголовья»

Создание эссеистической спорады.


Текст, построенный на сравнении.

1

Сравнение как композиционный прием.

Анализ текста. Г.Гессе «Два голоса мелодии жизни».

Создание эссеистической миниатюры.


Зарисовка.

1

Тема, идея произведения, типы и стили речи, средства художественной выразительности.

Анализ текста. В. Астафьев «Свеча над Енисеем» (из книги «Затеси»).

Создание зарисовки, этюда, миниатюры.


Литературно-критическое эссе и школьное сочинение.

2

Разновидности жанра, особенности литературно-критического эссе.

Сравнение, сопоставление. П. Вайль, А. Генис «хартия вольностей» (отрыврок) и пример школьного сочинения.

Рецензия.


Анализ литературно-критического эссе.

2

Особенности литературно-критического эссе.

С. Залыгин «Мой поэт»т(глава из эссе об А.П. Чехове)

Рассказ о любимом писателе.


Анализ сочинений-эссе.

1

План анализа. Композиция сочинения – эссе.

Пример школьного сочинения-эссе «Грамматика любви в произведения И, Бунина».

Рецензирование по вопросам.



1

Композиция сочинения – эссе.

Пример школьного сочинения-эссе «Вечный Достоевский». Рецензирование.

Написание комментария к сочинению.



1

Композиция сочинения – эссе.

Пример школьного сочинения-эссе на тему «Золото убило больше душ, чем железо тел».

Рецензирование по вопросам.



1

Анализ эссе.

Анализ эссе. Эссеистический стиль. «Компьютерная болезнь»

Устная рецензия.


Анализ исторического эссе.

2

Разновидности эссе, особенности научно-исследовательского эссе.

Анализ исторического эссе.

Рецензирование учащихся.


Тематика творческих заданий.

1

Комментарий учителя.

Обсуждение.

Творческая работа учащихся.







































Литература



1.Антонова Л.Г., Ухова Л.В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) // Русский язык в школе. 2010. № 3.

2. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 2007.

3.Карнаух Н.Л. На пути к эссе // Русская словесность. 2002. № 3.

4.Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. К.Г. Паустовский. Предательская осень // Русский язык в школе. 2001.№ 2.

5.Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2009.

6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 классы. М., 2009.

7. Карнаух Н.Л. Программа элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы». М.,2009

8.Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе // Русский язык в школе. 1998. №1.

9.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 2011.

10.Никитина Е.И. Эссе-воспоминание // Русский язык в школе. 2011.№3.

11.Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовскойи П.А. Леканта. М., 20015.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Элективный курс по литературе"Сочинение разных жанров"11 класс

Автор: Псарева Татьяна Алексеевна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 416044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства