Элективный курс по литературе «С чего начинается Родина…»
Элективный курс по литературе «С чего начинается Родина…»
Элективный курс по литературе ориентирован на обучающихся 9-10 классов. Данный курс предназначен для знакомства с творчеством писателей-земляков, способствует патриотическому воспитанию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по литературе «С чего начинается Родина…»»
Элективный курс по литературе
«С чего начинается Родина…»
Учитель русского языка и литературы
Емельянова
Ольга Алексеевна
Пояснительная записка
Сегодня одним из важнейших направлений воспитания школьников стало патриотическое. В школах возросла роль краеведческой работы в учебной и внеурочной деятельности, введен новый предмет «Краеведение». Поэтому в настоящее время каждый учитель должен быть краеведом. В связи с этим большая ответственность за патриотическое воспитание лежит на уроках литературы. Местный материал привлекается при составлении рассказов, подготовке сочинений. Обучающиеся знакомятся с творчеством писателей-земляков, собирают образцы фольклора. Во многих школах работают литературно-краеведческие объединения.
Любовь к Родине, к родному краю немыслима без знания истории своего народа, своей малой родины. Поэтому, изучая литературу Липецкой области, необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в развитии русской и мировой культуры, тем самым способствовать формированию культуры ученика, его духовному развитию.
Данная программа предназначена для более глубокого знакомства с творчеством писателей-земляков, помогает «открыть» новые имена, увидеть творческих людей рядом с собой. Произведения писателей-земляков, основанные на культуре, истории родного края формируют чувство гордости, уважение к прошлому и настоящему своей родины, стремление внести свой вклад в развитие родного края, родного села.
Задача курса - воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге - помочь становлению и формированию личности.
Элективный курс по литературе предполагает систематическое чтение художественных произведений и знакомство с критическими и биографическими источниками.
Изучение литературы родного края должно предоставлять обучающимся возможность:
- читать и глубоко понимать художественные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литературы, а также его конкретное содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
- познакомиться с фактами жизни и творчества изучаемых писателей, с творческой историей текстуально изучаемых произведений; научиться связывать литературный материал со временем написания и с современностью;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
- писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение.
При этом обучающийся овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Планируемые образовательные результаты
Обучающийся знает:
основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов;
содержание и художественные особенности изучаемых произведений;
ключевые направления литературы;
ключевые понятия, определения и термины по литературе и культуре.
Обучающийся умеет:
характеризовать основные проблемы лирического текста, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
выделять черты литературных направлений при анализе произведения и применять литературоведческую терминологию;
выявлять особенности поэтической речи стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
систематизировать полученные знания и представить результаты своей деятельности в форме реферата, выступления, эссе, презентации;
владеет элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, умением выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку.
Курс обеспечивает развитие личности на разных уровнях:
личностном – формирование гражданской позиции личности, обладающей чувством собственного достоинства, гражданской идентичности;
метапредметном – поиск и обработка разной информации, в умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
предметном – расширение круга чтения, умение анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
совершенствование способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказывания.
В программе указано примерное распределение учебного времени, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение некоторых тем или их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы.
Данный элективный курс рассчитан на обучающихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края, предназначен для обучающихся 9-10 классов.
На изучение курса отводится 34 часа.
Содержание программы
1. Введение. Родное и близкое.
Малоизвестные страницы культурной летописи. Характеристика литературного процесса XIX-XX веков. Вклад писателей-земляков в развитие русской и мировой литературы.
Устное народное творчество родного края. Вклад П.И.Якушкина, А.Н. Афанасьева, В.П. Киреевского в сохранение народного богатства. Место фольклора в творчестве писателей-земляков.
3. Г. Р. Державин, В. А Жуковский в Липецке.
Жизненный и творческий путь поэтов: связь с Липецким краем. Анализ стихотворений.
4. Тамбовская тропинка к Пушкину.
Исторические корни А. С. Пушкина. Тема Родины в творчестве поэта.
5. Липецкие тропы к М.Ю. Лермонтову.
Кропотово – родовое гнездо Лермонтова. «Ужасная судьба отца и сына…». Тема Родины.
6. Лирика А. Буниной, А. Кольцова, И. Никитина, М. Милонова.
Сложность и драматичность поэзии XIX века, отражение в ней событий отечественной истории.
7. Козьма Прутков. Братья Жемчужниковы.
Алексей Константинович Толстой, Алексей Михайлович, Владимир Михайлович, Александр Михайлович Жемчужниковы – литературные родители Козьмы Пруткова. Стихотворения и афоризмы.
8 . Проза Александра Ивановича Левитова. Чтение и анализ рассказов «Степная дорога ночью», «Бабушка Маслиха».
освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;
уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному;
выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рефераты;
уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом;
создавать свои произведения в соответствии с жанровым своеобразием, с учетом литературных норм.
Бунин И. А. Антоновские яблоки. Повести и рассказы. – М.: Детская литература, 1975. – 303с.
Бунин И. А. Стихотворения. Повести. Рассказы. – М, 2003.
Бунин И. А. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи. – М, 2003.
Виленский В.В. Забвению не подлежит. Ч. I. – Липецк, 1994.
Гордеев Н. Тамбовская тропинка к Пушкину. – Воронеж: Центрально-Черноземное издательство, 1969, 191 с.
Есенин С.А. Избранное. – М.: Художественная литература, 1985. – 575 с.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений : В 2 ч. – М.: Просвещение, 2004.
Саввин В. Гимн любви земной пою. – Тверь: Глаголь, 2001.
Саввин В. Крик души уходящему веку. Стихи и песни. – Тверь: Глаголь, 2003.
Стародубцев Ю. Под куполом звездным. – Елец, 2007.
Тургенев И. С. Записки охотника. – М.: Художественная литература, 1977. – 286 с.
Чалмаев В. А. Русская литература XX века. Учебник для 11 класса: В 2 ч./ В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. – М.: Русское слово, 2005Шальнев Б.. Родное и близкое./ Б. Шальнев, В. Шахов. В 2 ч. – Липецк, 1992.
Энштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной. – М.: Высшая школа, 1990.
Липецкая школа. Составитель и научный редактор Шахов В.В. – Липецк: ГЭЛИОН, 1995.
Липецкая энциклопедия. В 3 т. – Липецк: ГЭЛИОН, 2001.