kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по литературе «С чего начинается Родина…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по литературе ориентирован на обучающихся 9-10 классов. Данный курс предназначен для знакомства с творчеством пи­сателей-земляков, способствует патриотическому воспитанию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по литературе «С чего начинается Родина…»»










Элективный курс по литературе


«С чего начинается Родина…»
























Учитель русского языка и литературы

Емельянова

Ольга Алексеевна









Пояснительная записка


Сегодня одним из важнейших направлений воспитания школьников стало патриотическое. В школах возросла роль краеведческой работы в учебной и внеурочной деятельности, введен новый предмет «Краеведение». Поэтому в настоящее время каждый учитель должен быть краеведом. В связи с этим большая ответственность за патриотическое воспитание лежит на уроках литературы. Местный материал привлекается при составлении рассказов, подготовке сочинений. Обучающиеся знакомятся с творчеством писателей-земляков, собирают образцы фольклора. Во многих школах рабо­тают литературно-краеведческие объединения.

Любовь к Родине, к родному краю немыслима без знания истории своего народа, своей малой родины. Поэтому, изучая литературу Липецкой области, необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в развитии русской и мировой культуры, тем самым способствовать формированию культуры ученика, его духовному развитию.

Данная программа предназначена для более глубокого знакомства с творчеством пи­сателей-земляков, помогает «открыть» новые имена, увидеть творческих людей рядом с собой. Произведения писателей-земляков, основанные на культуре, истории родного края формируют чувство гордости, уважение к прошлому и настоящему своей родины, стремление внести свой вклад в развитие родного края, родного села.


Задача курса - воспитать читателя, на­учить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге - помочь становлению и формированию личности.

Элективный курс по литературе предполагает систематическое чтение художественных произведений и знакомство с критическими и биографическими источниками.


Изучение литературы родного края должно предоставлять обучающимся возможность:

- читать и глубоко понимать художественные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литературы, а также его конкретное содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;

- познакомиться с фактами жизни и творчества изучаемых пи­сателей, с творческой историей текстуально изучаемых произведений; научиться связывать литературный материал со временем на­писания и с современностью;

- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

- писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение.

При этом обучающийся овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.


Планируемые образовательные результаты

Обучающийся знает:

основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов;

содержание и художественные особенности изучаемых произведений;

ключевые направления литературы;

ключевые понятия, определения и термины по литературе и культуре.

Обучающийся умеет:

характеризовать основные проблемы лирического текста, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;

выделять черты литературных направлений при анализе произведения и применять литературоведческую терминологию;

выявлять особенности поэтической речи стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

систематизировать полученные знания и представить результаты своей деятельности в форме реферата, выступления, эссе, презентации;

владеет элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, умением выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку.

Курс обеспечивает развитие личности на разных уровнях:

личностном – формирование гражданской позиции личности, обладающей чувством собственного достоинства, гражданской идентичности;

метапредметном – поиск и обработка разной информации, в умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

предметном – расширение круга чтения, умение анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

совершенствование способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказывания.


В программе указано примерное распределение учебного вре­мени, однако на занятиях возможно варьирование мате­риала: углубление, сокращение некоторых тем или их замена, ис­пользование освободившегося времени на различного рода практи­ческие литературные работы.

Данный элективный курс рассчитан на обучающихся, заинтересо­ванных в глубоком знакомстве с литературой родного края, предназначен для обучающихся 9-10 классов.

На изучение курса отводится 34 часа.

Содержание программы

1. Введение. Родное и близкое.

Малоизвестные страницы культурной летописи. Характеристика литературного процесса XIX-XX веков. Вклад писателей-земляков в развитие русской и мировой литературы.

2. Фольклорные жанры окрестных селений (песни, частушки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, предания, легенды).

Устное народное творчество родного края. Вклад П.И.Якушкина, А.Н. Афанасьева, В.П. Киреевского в сохранение народного богатства. Место фольклора в творчестве писателей-земляков.

3. Г. Р. Державин, В. А Жуковский в Липецке.

Жизненный и творческий путь поэтов: связь с Липецким краем. Анализ стихотворений.

4. Тамбовская тропинка к Пушкину.

Исторические корни А. С. Пушкина. Тема Родины в творчестве поэта.

5. Липецкие тропы к М.Ю. Лермонтову.

Кропотово – родовое гнездо Лермонтова. «Ужасная судьба отца и сына…». Тема Родины.

6. Лирика А. Буниной, А. Кольцова, И. Никитина, М. Милонова.

Сложность и драматичность поэзии XIX века, отражение в ней событий отечественной истории.

7. Козьма Прутков. Братья Жемчужниковы.

Алексей Константинович Толстой, Алексей Михайлович, Владимир Михайлович, Александр Михайлович Жемчужниковы – литературные родители Козьмы Пруткова. Стихотворения и афоризмы.

8 . Проза Александра Ивановича Левитова. Чтение и анализ рассказов «Степная дорога ночью», «Бабушка Маслиха».

Анализ произведений.

9. Былое Красивой Мечи. И.С. Тургенев «Записки охотника».

Жизнь и творчество писателя. Выборочный анализ рассказов из «Записок охотника» («Лебедянь», «Касьян с Красивой Мечи»).

10. Л.Толстой: от Ясной Поляны до Астапова.

Жизнь и творчество. Духовные искания писателя.

11. «Записки Степняка» А.И. Эртеля.

Личность писателя. Тема любви к своей малой Родине.

12. Николай Семенович Лесков и Липецкий край. «Очарованный странник».

Роль Лескова в развитии русской литературы, его связь с нашим краем. Обзор повести «Очарованный странник».

13. Николай Васильевич Успенский. «Очерки народного быта».

Становлянский район – родина писателя. Тема народа.

14 Иван Алексеевич Бунин. Личность поэта и писателя, его творческий путь.

Жизнь и творчество И. А. Бунина. Тема исторической памяти в романе «Жизнь Арсеньева».

15. Пушкинские мотивы в творчестве Бунина.

Сопоставительный анализ произведений Пушкина и Бунина.

16. Иван Бунин и Сергей Есенин. Живая душа России.

Сходства и различия в жизненном пути поэтов. Тема Родины. Родные пейзажи в лирике поэтов.

17. Василий Дмитриевич Ряховский. Тема русской деревни.

Жизнь и творчество писателя. Тема русской деревни XX в романах «Дворики» и «С гор потоки».

18. Родной край в художественно-документальных жанрах Е.И. Замятина.

Замятин и Лебедянь.

19. «Липецкий Есенин» - Алексей Липецкий.

Жизнь и творчество Алексея Владимировича Ка́менского.

20. Заочная экскурсия по пришвинским местам.

Жизнь и творчество писателя, его связь с Ельцом.

21. Алла Линева – писатель и поэт из Липецка.

Личность автора. Современная проза (анализ рассказа «Черемуха»). Любовная лирика.

22. Липецкие места в публицистике Василия Михайловича Пескова.

Особенности публицистики В. М. Пескова. Экологические проблемы нашего края и их отражение в очерках.

23. Край родной в современной поэзии.

Знакомство с современными липецкими поэтами и их творчеством (Юрий Дюкарев, Юрий Стародубцев и др.).

24. Творчество Тербунского поэта-песенника Виталия Васильевича Саввина.

Анализ стихотворений, прослушивание песен.

25. Поэты-земляки уроженцы с. Солдатское: Валентина Андреевна Гудилина, Дмитрий Яковлевич Харитонов.

Тема Родины в творчестве Д. Я. Харитонова. Философские размышления в лирике В. А. Гудилиной.

26. Проба пера.

Творчество обучающихся: рассказы и стихотворения.

27. Защита исследовательских работ.

Защита рефератов, проектов по выбору обучающихся.


Основные виды устных и письменных работ


Устно: выразительное чтение текста художественного произ­ведения, комментированное чтение.

Устный пересказ видов - подробный, выборочный, краткий - главы, нескольких глав.

Подготовка характеристики героя или героев.

Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, сти­листических особенностях его произведения, анализ отрывка, це­лого произведения, устный комментарий прочитанного.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение боль­шого объема.

Подготовка сообщения, доклада на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми произведениями.

Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотации к книге.

Создание сочинений проблемного характера, рассуждений.

Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на уроке или литературном вечере.

Создание рецензии на прочитанную книгу.

Результаты

Умения  и навыки обучающихся:

 

  • школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;

  • уметь давать самостоятельную оценку изученным произведениям;

  • освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;

  • уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному;

  • выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рефераты;

  • уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом;

  • создавать свои произведения в соответствии с жанровым своеобразием, с учетом литературных норм.

Литература.

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. С.-П.: Паритет, 2006. – 316 с.

  2. Бунин И. А. Антоновские яблоки. Повести и рассказы. – М.: Детская литература, 1975. – 303с.

  3. Бунин И. А. Стихотворения. Повести. Рассказы. – М, 2003.

  4. Бунин И. А. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи. – М, 2003.

  5. Виленский В.В. Забвению не подлежит. Ч. I. – Липецк, 1994.

  6. Гордеев Н. Тамбовская тропинка к Пушкину. – Воронеж: Центрально-Черноземное издательство, 1969, 191 с.

  7. Есенин С.А. Избранное. – М.: Художественная литература, 1985. – 575 с.

  8. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений : В 2 ч. – М.: Просвещение, 2004.

  9. Саввин В. Гимн любви земной пою. – Тверь: Глаголь, 2001.

  10. Саввин В. Крик души уходящему веку. Стихи и песни. – Тверь: Глаголь, 2003.

  11. Стародубцев Ю. Под куполом звездным. – Елец, 2007.

  12. Тургенев И. С. Записки охотника. – М.: Художественная литература, 1977. – 286 с.

  13. Чалмаев В. А. Русская литература XX века. Учебник для 11 класса: В 2 ч./ В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. – М.: Русское слово, 2005Шальнев Б.. Родное и близкое./ Б. Шальнев, В. Шахов. В 2 ч. – Липецк, 1992.

  14. Энштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной. – М.: Высшая школа, 1990.

  15. Липецкая школа. Составитель и научный редактор Шахов В.В. – Липецк: ГЭЛИОН, 1995.

  16. Липецкая энциклопедия. В 3 т. – Липецк: ГЭЛИОН, 2001.

  17. Липецкий энциклопедический словарь. – Липецк: ГЭЛИОН, 1994.

  18. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений : В 2 ч. / В.В Агеносов и др. – М.: Дрофа, 2004.

  19. Сочинения Козьмы Пруткова. – М.: Правда, 1983, – 468 с.

Учебно-тематический план


п/п

Коли­чество часов

Тема занятия

Форма занятия.

I полугодие

1

1

Введение. Родное и близкое.

Лекция.

2

1

Фольклорные жанры окрестных селений (песни, частушки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, предания, легенды).

Практикум.

3

1

Г. Р. Державин, В.А Жуковский в Липецке.

Доклады обучающихся, чтение стихотворений.

4

2

Тамбовская тропинка к Пушкину.

Семинар.

5

1

Липецкие тропы к М.Ю. Лермонтову.

Доклады обучающихся, анализ стихотворений.

6

1

Лирика А. Буниной, А. Кольцова, И. Никитина, А. Хомякова.

Обзорная лекция.

7

1

Козьма Прутков. Братья Жемчужниковы.

Семинар.

8

1

Проза А.И. Левитова. Чтение и анализ рассказов «Степная дорога ночью», «Бабушка Маслиха».

Практикум.

9

2

Былое Красивой Мечи.

И.С. Тургенев «Записки охотника».

Лекция учителя. Комментированное чтение фрагментов.

10

2

Л.Толстой: от Ясной Поляны до Астапова.

Семинар.

11

1

«Записки Степняка» А.И. Эртеля.

Лекция с элемен­тами беседы.

12

1

Николай Семенович Лесков и Липецкий край.

«Очарованный странник».

Лекция с элемен­тами беседы. Доклады обучающихся.


13

1

Н.В. Успенский. «Очерки народного быта».

Лекция с элемен­тами беседы.

II полугодие

14

1

И.А. Бунин. Личность поэта и писателя, его творческий путь.

Урок-раз­мышле­ние, бе­седа.

15

1

Пушкинские мотивы в творчестве Бунина.

Урок-исследо­вание.

16

1

Иван Бунин и Сергей Есенин. Живая душа России.

Практи­кум (сравни­тельный анализ).

17

1

Родной край в художественно-документальных жанрах Е.И. Замятина.

Доклады обучающихся.

18

1

«Липецкий Есенин» - Алексей Липецкий.

Обзор с элемен­тами беседы

19

1

Заочная экскурсия по пришвинским местам.

Заочная экскурсия.

20

1

Василий Дмитриевич Ряховский. Тема русской деревни.

Конференция.

21

1

Алла Линева – писатель и поэт из Липецка.

Лекция с элемен­тами беседы, анализ стихотворений.

22

2

Липецкие места в публицистике В. М. Пескова.

Лекция учителя. Комментированное чтение фрагментов.

23

1

Край родной в современной поэзии.

Обзор с элемен­тами беседы

24

1

Творчество Тербунского поэта-песенника Виталия Васильевича Саввина.

Презен­тация книг.

25

2

Поэты-земляки уроженцы с. Солдатское: Валентина Андреевна Гудилина, Дмитрий Яковлевич Харитонов.

Знакомство с творчеством, встреча с В.А. Гудилиной.

26

2

Проба пера.

Практическое

занятие

27

2

Защита исследовательских работ.

Практическое

занятие









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс по литературе «С чего начинается Родина…»

Автор: Емельянова Ольга Алексеевна

Дата: 26.11.2016

Номер свидетельства: 362686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Исследовательский работа обучающихся. Социальный проект "Летопись моей школы" "
    ["seo_title"] => string(87) "issliedovatiel-skii-rabota-obuchaiushchikhsia-sotsial-nyi-proiekt-lietopis-moiei-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "113387"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1410084847"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства