Самый большой дефицит, который влечет за собой непредсказуемые последствия, - дефицит культуры. Молодежь поголовно увлечена боевиками, детективами, фантастикой, в чтении для нее главное что, а не как и почему. Такое чтение часто порождает агрессивность, жестокость, культ насилия.
Изучение живого слова в виде выразительного чтения – могучее средство умственного развития детей и нравственного влияния на них.
Поэзия с удивительной силой помогает взрастить зародившиеся чувства. Привить понимание прекрасного. Утвердить самые высокие представления о жизни – жизни нравственной, умственной, гражданской. Найти для них единственные, неповторимые слова.
Факультативный курс «Читаем поэзию вместе» призван повысить интерес учащихся к литературе, развивать умения тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст. Выразительное чтение также способствует овладению устной речью: если ребенок научится говорить чужие слова, то еще свободнее будет он владеть своими собственными.
Курс предназначен для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы (гимназии, лицея).
Большая часть учебного материала направлена на практическое усвоение и применение знаний, полученных во время занятий. Итоговое занятие в каждом классе – открытый творческий отчет учащихся, способствующий формированию творческой личности, способной на интеллектуально-духовное самоусовершенствование.
Основной принцип положенный в основу данной программы,- это регулярное чередование теоретических лекций с практическими занятиями, на которых приобретаются и оттачиваются навыки выразительного чтения, чувства ритма, эмоционального состояния чтеца.
Формы и методы практических заданий самые разнообразные: упражнения по технике выразительной речи, устное рецензирование выступлений соучеников, анализ стихотворений известных поэтов, сочинение стихотворений по данной рифме. Однако преподаватель должен уметь составлять задания в зависимости от возраста учеников, круга их умений и навыков, уровня их интеллекта; а также учитывая конкретные ситуации на уроке.
Сложность преподавания курса заключается в том, что чтец поэзии должен владеть голосом, жестом и мимикой, управлять вниманием аудитории, иметь чувство ритма, любить поэзию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Читаем поэзию вместе (факультативный курс)»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 150 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЧИТАЕМ ПОЭЗИЮ ВМЕСТЕ
(Элективный курс)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Школа № 150 г.о. Донецк»
Ващук Светлана Николаевна
Пояснительная записка
Самый большой дефицит, который влечет за собой непредсказуемые последствия, - дефицит культуры. Молодежь поголовно увлечена боевиками, детективами, фантастикой, в чтении для нее главное что, а не как и почему. Такое чтение часто порождает агрессивность, жестокость, культ насилия.
Изучение живого слова в виде выразительного чтения – могучее средство умственного развития детей и нравственного влияния на них.
Поэзия с удивительной силой помогает взрастить зародившиеся чувства. Привить понимание прекрасного. Утвердить самые высокие представления о жизни – жизни нравственной, умственной, гражданской. Найти для них единственные, неповторимые слова.
Факультативный курс «Читаем поэзию вместе» призван повысить интерес учащихся к литературе, развивать умения тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст. Выразительное чтение также способствует овладению устной речью: если ребенок научится говорить чужие слова, то еще свободнее будет он владеть своими собственными.
Курс предназначен для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы (гимназии, лицея).
Большая часть учебного материала направлена на практическое усвоение и применение знаний, полученных во время занятий. Итоговое занятие в каждом классе – открытый творческий отчет учащихся, способствующий формированию творческой личности, способной на интеллектуально-духовное самоусовершенствование.
Основной принцип положенный в основу данной программы,- это регулярное чередование теоретических лекций с практическими занятиями, на которых приобретаются и оттачиваются навыки выразительного чтения, чувства ритма, эмоционального состояния чтеца.
Формы и методы практических заданий самые разнообразные: упражнения по технике выразительной речи, устное рецензирование выступлений соучеников, анализ стихотворений известных поэтов, сочинение стихотворений по данной рифме. Однако преподаватель должен уметь составлять задания в зависимости от возраста учеников, круга их умений и навыков, уровня их интеллекта; а также учитывая конкретные ситуации на уроке.
Сложность преподавания курса заключается в том, что чтец поэзии должен владеть голосом, жестом и мимикой, управлять вниманием аудитории, иметь чувство ритма, любить поэзию.
Цель курса: выработать у учащихся практические навыки выразительного чтения и совершенствовать художественный вкус школьников.
Задания курса:
возбуждать интерес учащихся к чтению, развивать их воображение;
воспринимать выразительное чтение как часть искусства;
познакомиться с целями и задачами курса, его актуальностью сегодня, понятиями «выразительное чтение», «произвольное и непроизвольное дыхание», «пауза», «логическое ударение», «соединительный знак», «логика и техника речи», «тембр», «темп и ритм речи», «партитурные знаки».
Уметь:
держаться во время чтения, правильно дышать, читать на одной ноте, исполнять «голосом» знаки препинания, выдерживать паузы в заданном темпе, находить слова, стоящие под логическим ударением
Целостный анализ лирического произведения. М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»
Подготовка к исполнению стихотворного произведения.
А. Горбунов «Четыре сестры».
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание аудиозаписей поэтических текстов в исполнении мастеров слова А.Шварца, Д.Журавлева, М.Исаковского.
8
1
1
1
1
2
2
Учащиеся должны познакомиться с целями и задачами курса, его актуальностью сегодня;
понятиями «выразительное чтение», «произвольное и непроизвольное дыхание»,
«пауза», «логическое ударение», «соединительный знак», «логика и техника речи», «тембр», «темп и ритм речи», «партитурные знаки».
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Раздел 7.
Избранная лирика русских поэтов начала ХХ века.
К.Д. Бальмонт «Безглагольность», «Родное», «Осень», «Бабочка». Анализ произведений. Содержание, построение, стиль написанного.
Практическое занятие. Упражнения на самоусовершенствование выразительного чтения. Смысловые функции логического ударения. Пауза как способ выразительности речи.
И.А. Бунин. «Еще и холоден и сыр», «Северная береза», «Вечер». Техника речи. Логическое ударение. Интонация
А.А.Блок «О, как безумно за окном», «Гроза прошла», «После дождя», «Летний вечер», «Ветер принес издалека». Использование различных приемов в работе со стихотворениями (показа, устного рисования, лексической подстановки, интонационного сопоставления).
С.А. Есенин «За темной прядью перелесиц», «Зеленая прическа», «Я по первому снегу бреду». Индивидуальное начитывание текста. Работа с магнитофоном. Анализ достоинств и недостатков.
1. Анализ литературного произведения – (греч. analysis - разложение, расчленение) - логическая процедура, суть которой заключается в расчленении целостного литературного произведения на компоненты, элементы, в рассмотрении каждого из них в частности и во взаимосвязях с целью постижения, характеристики своеобразия этого произведения.
2. Вурдалак – по народному поверью южных славян, мертвец, который, через 40 дней по смерти, встает из могилы и высасывает кровь у сонных людей (оборотень, вампир)
3. Выразительное чтение – искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению.
4. Дикция – произношение, манера выговаривать слова. Правильная дикция имеет особое значение для актера, певца, диктора, лектора, учителя.
6. Логическое ударение – более сильное ударение на одном слове предложения, чем на других.
7. Лукоморье – морской залив, бухта.
8. Мастер слова – писатель, поэт, актер.
9. Партитурные знаки – знаки, которые ставятся над строками, в строках и под строками. 1*. ' - знак акцента над ударяемыми громкими для обозначения ударения.
10. Пауза – остановка голоса, членящая речевой поток на те или иные части.
11. Поэзия – словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.
12. Ритм – чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.
13. Темп – степень быстроты в исполнении музыкального произведения, а также в движениях, в исполнении чего-нибудь, в чтении.
14. Техника речи – совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективного использования речевого аппарата.