kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ч.Т.Айтматов. «Плаха».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по литературе предназначен для 9 класса казахской школы. 

Просмотр содержимого документа
«Ч.Т.Айтматов. «Плаха».»


Техники формативного оценивания

Формативное оценивание на уроках русского языка помогает отследить процесс продвижения учащихся к целям, осознать степень ответственности за свое образование.

Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определенного этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня. Другими словами, формативное оценивание – процесс наблюдения, как изо дня в день протекает процесс обучения.

Целью формативного оценивания является коррекция деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения, и постановка задач совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Чтобы достичь результата формативного оценивания, можно использовать следующие техники:

Техника

Процедура использования техники

«Фронтальный опрос»

Получение информации о стадии осмысления пройденного материала.

  • Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.

  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно они задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.

  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».

  • Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как бы ты поступил…? Что бы ты сделал….?

«Матрица посадочных мест (МПМ)»

После усвоения материала, где каждый ученик имеет свою ячейку, в которой получает баллы за выполненную работу. Матрица заполняется поэтапно в течение всего урока.



За каждый правильный ответ, данный учащимся, в матрицу посадочных мест ставится «+», за неверный ответ ставится «-». В конце урока каждый наглядно видит свою предполагаемую оценку за урок. Каждый учащийся имеет свою ячейку, например, учащийся, сидящий за 1-й партой, – первый вариант ячейку А1, вторая парта – первый вариант А2 и т. д.

«Эссе»

Используется для выяснения уровня понимания данной темы. Учитель записывает или озвучивает один из предложенных ниже вопросов по теме:

  1. Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня?

  2. Какой вопрос вам запомнился?

  3. Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?

После того как ученики сделают записи, учитель может предложить озвучить их, для того чтобы увидеть уровень понимания темы, отметить наиболее непонятные моменты, на которые он должен немедленно отреагировать с помощью дополнительных заданий, методов, примеров.

В конце урока учитель может предложить учащимся написать ответы на вопросы:

  1. Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?

  2. С каким типом заданий (задач) вы не справляетесь? Как вы сами думаете, почему?

Учитель собирает ответы учащихся, знакомится с ними и в случае обнаружения проблемных моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке.





«Цветные стикеры»

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

  • Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

  • Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Так же можно оценивать выполнение домашних заданий с помощью цветовых сигналов: зеленый я умею,

желтый я затрудняюсь, красный требуется помощь.

«Вопросительные слова»

О чем?

Что?

Какая?

Как?

Зачем? Сколько? Где?

Вопросительные слова об основных понятиях темы урока используются для коррекции.

«Своя игра»

Эти задания предлагают обучающимся качественные вопросы, которые могут привести к определенному ответу. Они могут выявлять способных учеников. Обучающимися дается ответ на вопрос, который имеет отношение к теме. Обучающиеся должны придумать вопросы для каждого ответа. Если у ответа нет однозначного вопроса, то

обучающиеся сравнивают и противопоставляют вопросы, которые они придумали.

«Ассоциативная карта»

Обучающиеся пишут главную тему, вопрос или слова в центре большого листа.

Используя стрелки, обучающиеся рисуют или пишут второстепенные слова вокруг главного слова, соединяя их с центром, используя разные цвета для каждой идеи. Обучающиеся могут также добавить рисунки для усиления визуального восприятия слов.

«Воображаемые фильмы»

Это творческое задание является полезным инструментом для представления главной темы. Как это работает? Обучающиеся закрывают глаза. Учитель читает или рассказывает короткую историю или сценку. Обучающихся просят представить или показать жестами, мимикой, словами эту историю или сценку. После того как история, сценка окончены, обучающихся просят пересказать или показать эту сценку.

Это хороший способ развития визуальной памяти.

«Незаконченные предложения»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…

было интересно… было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что… я приобрел…

я научился…

у меня получилось … я смог…

я попробую… меня удивило…

урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Используется для выяснения понимания данной темы.

«Четверостишие»

Используется для формативной оценочной рефлексии по теме урока.

1. Урок полезен, все понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Еще придется потрудиться. 4. Да, трудно все-таки учиться!

«Бинго»

Это задание используется для развития навыков общения. Оно требует движения, общения и необходимого большого пространства. Каждый обучающийся получает карточку для Бинго, поделенную на 9, 12 или 16 квадратов. Каждый квадрат содержит задания, относящиеся к теме урока. Когда обучающиеся находят соответствующего ученика для нужного высказывания, они могут задать этому ученику дополнительный вопрос.

При этом они запоминают интересные слова, понятия, которые им дали другие ученики.

«Использование фотографий»

Учитель просит обучающихся разыграть ролевую игру или моделирование на основе фотографий. Они могут назвать предметы на фотографии, вспомнить их название, назвать людей на фотографии, что они делают. При этом каждый ученик может выбрать героя и взять на себя его роль. Другие ученики могут задавать им вопросы.

Можно использовать как отдельные фотографии, так и коллажи, и презентации.

«Синквейн»

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Пушкин

Великий, талантливый.

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

Гений.

«Плюс-минус- интересно»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» – записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» – записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной

проблеме, вопросы к учителю.


Плюс

Минус

Интересно






«Анкета»

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

  1. На уроке я работал активно / пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

  3. Урок для меня показался коротким / длинным

  4. За урок я устал / не устал

  5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

  6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен интересен / скучен

  1. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным / неинтересным

«Мои ответы»

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

«V» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«|» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» – не ответил.

«Комплимент»

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной

значимости каждого.

«Три лица»

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

«Цветные карточки»

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе

занятия.

«Что, если…?»

«Что, если…?»

Техника «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

«Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

«Дерево моего успеха»

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

Техника «рефлексивная мишень»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры – вопросы

рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят ее краткий анализ.





«Шкала настроения»

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроения (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на

протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класса. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

Техника «Сигналы рукой»

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

ƒЯ понимаю могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

ƒЯ все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону)

ƒЯ не совсем уверен в (помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

  1. тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

  2. слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

  3. слово предоставляется тем, кто все понял.

Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов. По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении

темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

Систематическое использование техник формативного оценивания на уроке позволит вносить корректировки в деятельность учащегося и учителя для улучшения качества образования.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ч.Т.Айтматов. «Плаха».

Автор: Хасенова Салтанат

Дата: 10.06.2019

Номер свидетельства: 514285

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства