kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит учащихся с историей написания стихотворения «Песнь о вещем Олеге". Раскрывает перед школьниками особенности художественно-поэтического изображения событий у А.С.Пушкина по сравнению с летописным повествованием. Создает определённый эмоциональный фон изучению жизни и  творчества поэта;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». »

Тема: А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и волхва-кудесника. Причины смерти и бессмертия человека. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в « Песне….»

Цель: 

Образовательная: Познакомить учащихся с историей написания стихотворения «Песнь о вещем Олеге»

Развивающая: раскрыть перед школьниками особенности художественно-поэтического изображения событий у А.С.Пушкина по сравнению с летописным повествованием.       

Воспитательная: создать определённый эмоциональный фон изучению жизни и  творчества поэта;

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, рабочая тетрадь, учебное пособие

Ход урока

1.Организационный момент

-проверка домашнего задания: И.А.Крылов. Наизусть на выбор басню.

 2. Вступительное слово учителя.

    Сегодня мы начинаем изучать творчество великого русского поэта. Мы не можем мыслить свою  жизнь без стихов Пушкина. Они входят в неё уже в детстве, формируют нас в юности, заново открываются нами в зрелые годы.

-обсуждение портрете великого поэта

 -Что ж 1799, 26 мая (6 июня) - А. С. Пушкин родился в Москве в семье офицера Гвардии Сергея Львовича Пушкина и внучки Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию ок. 1706 г. (Арап Петра Великого), Надежды Осиповны Ганнибал.
1811, 19 октября - открытие Царскосельского лицея, в состав учеников которого принят Пушкин.
1811-1817- А. С. Пушкин учился в Царскосельском лицее. Дружба с будущими декабристами. Участие в борьбе кружка "Арзамас" против "Любителей русского слова".
1814 - А. С. Пушкин - опубликовано первое стихотворение ("К другу стихотворцу" в "Вестнике Европы", № 13). По окончании лицея зачислен в коллегию иностранных дел. Общение с русским философом П. Я. Чаадаевым.
1815, 8 января - Пушкин читает на экзамене в присутствии Державина "Воспоминания в Царском Селе".
1817, 9 июня - окончание Лицея.
1817, 10 июня - зачисление в Коллегию иностранных дел.
1817-1820 - работа над поэмой "Руслан и Людмила". За распространение в списках политических антирелигиозных стихов и эпиграмм в 1820 г. Пушкин был сослан по приказу Александра Первого на юг России, где встречался с декабристами Давыдовым, Раевским, Орловым, Постелем. Кроме множества лирических стихов, Пушкин создает в это время так называемые "южные поэмы" - "Кавказский пленник", "Братья разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы".
1817 - ода "Вольность".
1818 - Пушкин становится членом кружка "Зеленая лампа" (литературный филиал тайного общества "Союз благоденствия"). Идеи декабризма отражены в творчестве.
1819 - "Деревня".
1820, 6 мая - Пушкин выслан за антиправительственные стихотворения на службу в Екатеринослав (Днепропетровск) под надзор генерала И. Н. Инзова.
1820, конец мая - сентябрь - Пушкин путешествует с семьей генерала Н. Н. Раевского по Новороссии, Донской степи, Кавказу и Крыму.
1820, 21 сентября - приезд Пушкина в Кишинев.
1820, ноябрь - отъезд Пушкина в Каменку. Конец июля - начало августа - "Руслан и Людмила" выходит из печати.
1821 - "Кавказский пленник", "Гавриилиада", "Кинжал".
1822 - "Братья разбойники", "Песнь о вещем Олеге", "Узник". 1823, июль - переезд в Одессу на службу к новороссийскому генерал-губернатору М. С. Воронцову.
1823, 9 мая - Пушкин приступает к работе над романом в стихах "Евгений Онегин", который был завершен в октябре 1831 г.
1823, июль - Пушкин переведен в Одессу.
1824, июль - в результате доноса генерал-губернатора Воронцова и перехваченного частного письма Пушкина поэт был сослан в имение родителей Михайловское. Здесь Пушкин заканчивает поэму "Цыганы" и продолжает работу над "Евгением Онегиным", создает трагедию "Борис Годунов", стихотворную повесть "Граф Нулин".
1824, 8 июня - Пушкин подает "на высочайшее имя" прошение об отставке.
1824, 31 июля - высланный из Одессы Пушкин выезжает в село Михайловское.
1824, 9 августа - приезд в Михайловское.
1824 - "Цыганы", третья глава "Евгения Онегина".
1825, 11 января - посещение Пушкина И. И. Пущиным.
1825 - четвертая глава "Евгения Онегина" (закончена в
1826 году), "Борис Годунов", "Сцена из Фауста".
1826, 24 июля - до Пушкина доходит сообщение о казни декабристов.
1826, 3 сентября - Пушкин в сопровождении присланного за ним фельдъегеря выезжает в Москву в штаб императора.
1826, 8 сентября - Пушкин по приказу Николая Первого возвращен из ссылки, принят Николаем I.
1826, 10 сентября - чтение "Бориса Годунова" у Веневитиновых.
1826 - пятая и шестая главы "Евгения Онегина", "Пророк", "И. И. Пущину".
1827, 27 января - допрос Пушкина московским обер-полицеймейстером о стихотворении "Андрей Шенье".
1827, 28 июля - смерть Арины Родионовны.
1827, 14 октября - встреча с арестованным Кюхельбекером на станции Залазы.
1827- шестая глава "Евгения Онегина", "В Сибирь", "Арион".
1828 - Пушкин создает историческую поэму "Полтава". Впечатления от поездки в Закавказье нашли свое отражение в "Путешествии в Арзрум ".
1828, август - петербургский военный генерал-губернатор допрашивает Пушкина о "Гавриилиаде".
1828, 31 декабря - дело о "Гавриилиаде" закончено резолюцией Николая I.
1828 - "Полтава", седьмая глава "Евгения Онегина", "Анчар", "Поэт и толпа".
1829 - сватовство Пушкина к Н. Н. Гончаровой.
1829, 1 мая - отъезд в действующую армию на Кавказ.
1829, июнь - Пушкин в Тифлисе.
1829, 27 июня - Пушкин при взятии Арзрума.
1829 - "На холмах Грузии...", "Кавказ", "Брожу ли я вдоль улиц шумных...".
1830 - сотрудничество в "Литературной газете" Дельвига.
1830 - В апреле Пушкин, получил согласие на брак с Н. Н. Гончаровой.
1830, 6 мая - помолвка Пушкина.
1830, 31 августа - отъезд в Болдино Нижегородской губернии для устройства имущественных дел, где пробыл с начала сентября до конца ноября из-за эпидемии холеры. В этот период, который получил название "болдинской осени", Пушкин в основном заканчивает "Евгения Онегина", создает 4 "маленькие трагедии", "Домик в Коломне", "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Сказку о попе и работнике его Балде", много лирических стихов.
1830, 5 декабря - возвращение в Москву.
1830 - "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы", "Повести Белкина", "История села Горюхина", "Домик в Коломне", восьмая и десятая главы "Евгения Онегина".
1831, 14 января - смерть А. А. Дельвига.
1831, 18 февраля - венчание Пушкина в Москве с Н. Н. Гончаровой.
1831, 25 мая - переезд в Царское Село.
1831, октябрь - После женитьбы Пушкин поселяется в Петербурге, где создает крупнейшие прозаические произведения "Дубровский", "Капитанская дочка", "Пиковая дама", работает над историческим трудом "История Пугачева", пишет поэму "Медный всадник", сказки, переводит стихи Мицкевича.
1831, 14 ноября - Пушкин снова принят в Коллегию иностранных дел для работы в архиве. "Сказка о царе Салтане...", "Сказка о попе и о работнике его Балде" (1830 ?), "Перед гробницею святой...", "Клеветникам России", "Бородинская годовщина".
1832 - "Дубровский", "Русалка".
1833, 20 августа - отъезд из Петербурга в Казань и Оренбург для изучения материалов по истории Пугачева.
1833, 1 октября - возвращение в Болдино.
1833, 30 декабря - Пушкин произведен в камер-юнкеры.
1833 - "Медный всадник", "История Пугачева", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне...". 1834, 25 мая - прошение Пушкина об отставке. 1834 - "Пиковая дама", "Песни западных славян", "Сказка о золотом петушке".
1835 - "Полководец", "...Вновь я посетил...", "Пир Петра Первого".
1836, 29 марта - смерть матери Пушкина Надежды Осиповны Пушкиной.
1836, 11 апреля - выход первой книги "Современника".
1836, 4 ноября - получение Пушкиным анонимного пасквиля.
1836, 5 ноября - Пушкин вызывает Дантеса на дуэль.
1836, середина ноября - Пушкин берет обратно свой вызов, узнав о сватовстве Дантеса к Е. Н. Гончаровой.
1836, 23 ноября - Николай I принимает Пушкина в присутствии Бенкендорфа.
1836 - "Капитанская дочка", "Памятник".
1837, 10 января - венчание Дантеса и Е. Н. Гончаровой.
1837, 26 января - письмо Пушкина получено Геккерном. Вызов на дуэль от Дантеса.
1837, 27 января - Пушкин, вступаясь за честь жены, дрался на дуэли с французским эмигрантом Ж. Дантесом.
1837, 27 января - между четырьмя и пятью часами вечера Пушкин смертельно ранен Дантесом на дуэли.
1837, 29 января (10 февраля) в 2 часа 45 минут пополудни поэт скончался в Петербурге. Тело Пушкина по распоряжению правительства было перевезено в Святые Горы ныне Пушкинские Горы) близ села Михайловское, где поэт похоронен у Святогорского монастыря.
1837, 1 февраля - отпевание в Конюшенной церкви.
1837 - в ночь на 4 февраля тело Пушкина отправлено для погребения в Святые Горы (Пушкинские Горы).
1837, 6 февраля в 7 часов утра - погребение Пушкина у стен Святогорского монастыряе мы знаем о поэте и какие произведения нам известны?

3. Слово учителя.

Творчество поэта многогранно. В каждом из стихотворений Пушкина показывается то или иное чувство, раскрывающее его отношение к родине. В «Зимнем утре» выражена радость ощущения с родной природой.  В стихотворении «Няне» поэт с нежностью и заботой обращается к Арине Родионовне, олицетворяющей для него всё лучшее, что есть в простом народе. А в «Песне о вещем Олеге» проявляется интерес Пушкина к прошлому своего Отечества.

5. Чтение учащимися статьи в учебнике «Александр Сергеевич Пушкин»(стр 111-113)

6.Интересные факты из жизни поэта

1.Друг по лицею А. Дельвиг однажды попросил А.С.Пушкина на какое-то время стать редактором ¨Литературной газеты¨. Дело в том, что бывшему редактору нужно было срочно по делам выехать из столицы, а газету нужно было продолжать вести… Таким образом, несколько номеров ¨Литературной газеты¨ редактором был Пушкин.

2. В 1835 поэт хотел взять отпуск на 3-4 года и несколько лет пожить в деревне вместе с семьей. Однако в просьбе ему было отказано. Чуть позже Николай I, который был в это время у власти, предложил Пушкину 10 тысяч рублей и отпуск на 10 месяцев. Предложение императора было отвергнуто. Вскоре на новых условиях, Пушкин смог-таки взять более выгодный для себя отпуск на 30 000 и отпуск сроком на 4 месяца. Стоит заметить, что деньги удерживались из жалованья.

3. Пушкин был приверженцем декабристов. Многие его друзья были именно декабристами. Во время восстания, которое было подавлено, они сожгли слишком рьяные, смелые стихи поэта, за которые он мог пострадать. Таким образом, Пушкин остался в живых.

4. Перед смертью, раненный Дантесом на дуэли поэт, узнав, что рана смертельная, обменивался записками с императором. Он просил прощение за нарушение указа Николая I о запрете на дуэли.

5. Пушкин умер вследствие перитонита. Болезнь была вызвана попаданием крови в брюшную полость.

6. Благодаря произведению А.С.Пушкина ¨Евгений Онегин¨ появился новый жанр роман в стихах.

7. До женитьбы на законной жене, поэт, мягко говоря, преуспевал на любовном фронте. Николай Сушков даже написал книгу «113 прелестниц Пушкина».

8. В далекой Эфиопии Пушкину стоит памятник, на котором красуется надпись: «Нашему поэту».

9. Брат поэта говорил, что внешне поэт некрасив.

10. Двое детей Пушкина продолжили род. Сейчас потомки великого поэта живут не только в России, но в других странах. И их не один десяток.

7. Выразительное чтение произведения  «Песнь о вещем Олеге» на стр 113-116

8.Словарная работа:

  • Бранное поле или поле брани – поле битвы.

  • Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.

  • Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.

  • Вещий – пророческий, предвидящий будущее.

  • Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.

  • Жрец служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

  • Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.

  • Отроки – здесь молодые слуги князя.

  • Перун – бог грома и молний у древних славян.

  • Попона – покрывало для лошади.

  • Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.

  • Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.

  • Сеча – сражение.

  • Тризна – похоронный обряд у древних славян.

  • Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь

9.. Работа по вопросам. Беседа с учащимися. Комментированное чтение.

 1) Чем, по-вашему, могло увлечь поэта летописное сказание о смерти князя Олега?

2) Прочитайте строки с 8-й строфы по 15. Проследите, как раскрывается заботливое отношение Олега  к другу-коню. Какие слова, какие изобразительные средства находит поэт для выражения чувств Олега?

3) Каким изображается в стихотворении кудесник? Какие эпитеты выражают авторское отношение к нему?

4) Каким образом мы догадываемся, что после встречи кудесника с Олегом прошло несколько лет?

5) Чем отличается стихотворение Пушкина от летописного сказания?

10. Физкультминутка.

Литературу любим мы, друзья,

Читаем пушкинские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

11.Выводы урока

«Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия

12.Домашнее задание:

Выучить наизусть отрывок «Песнь о вещем Олеге»














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Автор: Васильева Валерия Юрьевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156953


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства