Просмотр содержимого документа
«Звёздный час: "По страницам сказок Пушкина"»
Фамилия, имя, отчество Ещук Сусана Абубачировна,
учитель начальных классов
Регион, район, школа Республика Адыгея, Теучежский район,
МБОУ «СОШ №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая
Внеклассное мероприятие: Игра «По страницам сказок А.С. Пушкина -
Звездный час».
Игра предназначена для учащихся начальной школы. Это мероприятие можно провести на уроке внеклассного чтения как итоговое по сказкам А.С.Пушкина.
Цель:- развивать интеллект и логическое мышление;
- развивать интеллектуальные чувства, самостоятельность и творческое начало, интерес к фольклору, народному творчеству;
- обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина
- формировать культуру речи;
- воспитывать чувства дружбы, коллективизма, соревнования; расширить представления детей о сказках.
Задачи :
Обучающие. Расширить знания детей о сказках А.С.Пушкина. Учить детей извлекать мудрость из сказок.
Развивающие. Развить мышление, память детей, умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина
Воспитательные. Воспитать интерес к чтению и чувство гордости за великого поэта А.С.Пушкина.
Основные образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, таблички с цифрами, звёздочки.
Правила игры.
Ведущий читает вопрос. Командам отводится 30 секунд на размышления.
Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку. Если ответ команды неверен, то право ответа переходит к соперникам.
За каждый правильный ответ команда получает звезду. В конце игры подводят итоги. Побеждает команда, которая наберет больше звёзд.
План
1.Приветствие, знакомство с целью внеклассного мероприятия
2.Вступительная беседа
3.Представление команд
4. Разминка
5. I-тур «Угадай-ка»
6. II-тур «Литературная викторина”
7.III-тур «Сказочный эрудит»
8.Конкурс капитанов «Блиц-опрос»
9.Финал
10.Подведение итогов. Награждение.
Ход игры
Организационный момент
Приветствие, знакомство с целью внеклассного мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Слайд №2
А.С.Пушкин – его имя все вы не раз слышали. Не раз читали его произведения.
Произведения Пушкина знакомы каждому человеку с детских лет, но интерес к ним не исчезает на протяжении всей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь и вчитываешься в них, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного.
Пушкин родился и провел раннее детство в Москве. Но основные годы его жизни связаны с Петербургом. В Петербурге началась его творческая деятельность.
Петербург – красивейший город на Земле. В нем сохранилось немало из того, что некогда видел, чем восхищался и что воспевал в своих стихах Пушкин.
Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов на создание опер и балетов
( М.И.Глинка «Руслан и Людмила»; Н.А.Римский- Корсаков «Золотой петушок», «Сказка о Царе Салтане…» ; П.И.Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.)
Сейчас мы прослушаем открывки из опер Н.А.Римского Корсакова « Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…». (Прослушивание)
Как вы уже поняли сегодняшняя наша игра «Звездный час» посвящается гениальному русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
Всем нам иногда кажется, что будь мы на месте участников , то непременно ответили бы на все вопросы правильно. Даже слова, из заданных букв составляются легче и быстрее сидя у телевизора. Так ли это просто на самом деле – у вас будет возможность проверить.
А сейчас начинаем игру: «Звездный час».
Чтобы заработать первые звездочки перед началом первого тура у вас будет следующее задание.
Разминка
Прочитать наизусть любой отрывок из произведений А.С.Пушкина. Кто лучше всех прочитает, получит звезду.
Итак, я объявляю начало первого тура.
I – тур
Задание № 1(слайд №3)
1)Перед вами иллюстрации к сказкам.
Внимание! Я считаю, что все эти иллюстрации относятся к сказкам А.С.Пушкина. А как думаете вы?
(слайд №4)
1) К.И.Чуковский
2) Г.Х.Андерсен
3) А.С.Пушкин
( Г.Х.Андерсен)
Через 30 секунд вы должны поднять таблички с номером ответа.
(слайд №5)
2. Какую сказку не написал А.С.Пушкин:
1) «Сказка о рыбаке и рыбке»
2) « Конёк-Горбунок»
3) «Сказка о попе и о работнике его Балде
( «Конёк Горбунок», Пётр Ершов)
3.Найди лишнее желание у старухи в « Сказке о рыбаке и рыбке»
(слайд №6)
1) новое корыто
2) новая изба
3) золотое кольцо
4) быть вольною царицей
5) быть владычицей морскою
(Золотое кольцо)
4.Сколько лет прожил старик со своею старухою в « Сказке о рыбаке и рыбке»
(слайд №7)
1) 43года
2) 52 года
3)33 года
(33 года)
5.Из ветки какого дерева князь Гвидон сделал себе лук?
(слайд №8)
1) из ветки клёна
2) из ветки сосны
3) из ветки дуба
( Из ветки дуба)
Задание № 2 (слайд № 9)
На слайде названия сказок А.С.Пушкина:
1.« Сказка о рыбаке и рыбке».
2.« Сказка о мертвой царевне».
3.« Сказка о золотом петушке».
4.«Сказка о царе Салтане».
« Сказка о попе и работнике его Балде».
1 вопрос
Героиня, какой сказки родила в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку… .
(«Сказка о царе Салтане».)
2 вопрос
Героиня, какой сказки не хотела быть вольною царицей. А хотела быть владычицей морскою!
(« Сказка о рыбаке и рыбке».)
3 вопрос
В какой сказке царевна спит вечным сном в хрустальном гробе.
(« Сказка о мертвой царевне».)
4 вопрос
Героиня, какой сказки осталась у разбитого корыта?
(« Сказка о рыбаке и рыбке».)
5 вопрос
Герой, какой сказки обращается с мольбой к солнцу, месяцу, ветру в поисках своей невесты?
(« Сказка о мертвой царевне».)
Задание №3
В какой сказке главный герой путешествовал в бочке? («Сказка о царе Салтане»).
Что потребовал мудрец от царя Дадона за свою услугу, за петушка? (Отдать ему Шамаханскую царицу.)
Кем были сестры жены царя Салтана? (Ткачиха и повариха)
Чем царица отравила царевну из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
( Яблоком)
Кем хотела быть старуха в последний раз, когда рыбка оставила её у того же корыта? (Владычицей морской.)
На этом, уважаемые участники и зрители, I тур нашей игры заканчивается. Те участники, которые набрали меньше звезд, покидают нас, но с маленькими поощрительными призами.
II-тур
(слайд №10)
Задание 1
Из какой сказки слова:
1) « В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет…»
(«Сказка о царе Салтане».)
2) «Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…».
(« Сказка о рыбаке и рыбке».)
3) «Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..»
(« Сказка о мертвой царевне».)
4.Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
(« Сказка о золотом петушке».)
5.Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест,ни пьет,ночи не спит:
Лоб у него заране трещит
(«Сказка о попе и работнике его Балде.)
Задание 2 (слайд № 11)
Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Отгадайте, к какой сказке относятся эти иллюстрации.
« Сказка о рыбаке и рыбке».
« Сказка о мертвой царевне».
« Сказка о попе и работнике его Балде».
(« Сказка о мертвой царевне».)
Задание 3
Узнай героев сказок.
1.А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
( Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане».)
2.Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царевна:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
( Царевна из « Сказки о мёртвой царевне».)
3.…В дорогой собольей душегрейке.
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни
На ногах красные сапожки.
( Старуха, столбовая дворянка из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
4.Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
(Царевна молодая из « Сказки о мёртвой царевне».)
5.Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
(Балда.)
Задание 4 (слайд №12)
Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море?
1.Пять раз
2.Два раза
3.Три раза
(три раза)
Задание 5 (слайд №13)
За какую плату согласился работать Балда у попа?
1.Один щелчок
2.Два щелчка
3.Три щелчка
( Три щелчка)
На этом второй тур заканчивается. Подведение итогов второго тура.
III-тур
Уважаемые участники, не забывайте, что это последний тур. Участник, у которого готов ответ быстро поднимает табличку с ответом .
Задание 1
Задание у нас несложное. Я начинаю читать фразу, а вы ее должны докончить.
Итак, начинаем!
Ель растет перед дворцом,
А под ней …(хрустальный дом)
День за днем идет мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу; не скучно ей
У семи … (богатырей)
Ветер весело шумит
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного … (Салтана)
Перед ним во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна … (вечным сном)
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть … (вольною царицей)
Задание 2(слайд№14)
Назовите предмет, который погубил молодую царевну.
1.Слива
2.Груша
3.Яблоко
(Яблоко)
Задание 3 (слайд№15)
Назовите представителя животного мира (игрушка), который в одной из сказок А.С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку.
1.« Сказка о рыбаке и рыбке».
2.« Сказка о мертвой царевне».
3.« Сказка о попе и работнике его Балде».
(« Сказка о рыбаке и рыбке ». Золотая рыбка.)
Задание 4 (слайд № 16)
Какая сказка начинается следующими словами?
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон
1.« Сказка о рыбаке и рыбке».
2.« Сказка о мертвой царевне».
3.« Сказка о попе и работнике его Балде».
4.«Руслан и Людмила»
5.«Сказка о золотом петушке»
(«Сказка о золотом петушке»)
Задание 5(слайд № 17)
Чем занималась старуха до того, как старик поймал золотую рыбку в «Сказке о рыбаке и рыбке».
1.Ткала
2.Вышивала
3.Пряла
(Пряла)
Конкурс капитанов
Капитанам команд задаётся по 10 вопросов. За каждый правильный ответ капитан получает звезду.
Вопросы для капитана первой команды.
1. Где жили старик со старухой?- У моря.
2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.
3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? – Зайчишку.
4. Кто стал мужем Людмилы? – Руслан.
5. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.
6. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.
7. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.
8. С кем Балда соревновался на море? – С чертёнком.
9. Какой предмет на лице Карла Черномора является самым дорогим и ценным? – Борода.
10. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь.
Вопросы для капитана второй команды.
1. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? – Коршуна.
2. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.
3. Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? – Царь умер.
4. Где богатырь Руслан нашёл волшебный меч? – Под головой.
5. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? – Из моря-океана.
6. Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.
7. Какое животное Балда мог пронести между ног? – Лошадь.
8. Закончи знаменитую фразу из сказки А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»? – Урок.
9. С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? – Поцелуя.
10. Сколько сыновей было у царя Дадона? – 2 сына.
Молодцы!
Подведение итогов.
ФИНАЛ
Задание
За 1 минуту вы должны вспомнить и написать героев сказок А.С.Пушкина. Победит та команда, которая напишет больше героев сказок А.С. Пушкина.
Подведение итогов игры « Звёздный час».
Вот и закончился наш «Звездный час».
Спасибо всем участникам игры и гостям. Финалистам вручается приз, а победившая команда получает Диплом победителя игры « Звездный час», который был посвящен великому русскому поэту А.С.Пушкину.
Хочется закончить наше мероприятие словами великого писателя И.С. Тургенева о Пушкине