kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знатоки сказок. Интеллектуальное состязание. 5-6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соревновательное внеклассное  меропроиятие по литературе между пятыми и шестыми классами на знание программного материала: текстов сказок, авторов, героев. В основу положены творческие умения, навыки работать в команде, стремление реализовать потребности в общении между сверстниками. Непринудительная форма позволяет повышать интерес к чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знатоки сказок. Интеллектуальное состязание. 5-6 класс. »

Тема: Интеллектуальное состязание по литературе  «ЗНАТОКИ СКАЗОК» в 5 – 6 классе

Цель:

повторить сведения о писателях – сказочниках, о русских народных и авторских сказках, их отличительных чертах через презентацию,

проверить знания учащихся о сказках через викторину,

развивать память,

воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей - сказочников

Оформление:

- портреты писателей-сказочников (А. С. Пушкин, Г. X. Андерсен, П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др.);

- иллюстрации и поделки к сказкам;

- выставка книг,

- презентация.


Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

А. С. Пушкин

Презентации «Что за прелесть эти сказки!»

Игру проводит учитель.


  1. Вступление

  1. Вступительное слово учителя:

- Представление жюри

- Знакомство с правилами игры

- Представление команд: 5кл. – «Колобок», 6 кл. – «Теремок»


2) Юрий Кузнецов «Атомная сказка»

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад

Он пошел в направленье полета

По сребристому следу судьбы

И попал он лягушке в болото,

За три моря от отчей земли.


- Пригодится на правое дело! –

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.


В долгих муках она умирала,

В каждой жилке играли века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Вы, конечно, знаете, о какой сказке говорит нам Юрий Кузнецов.

Интересно было бы узнать, почему в его сказке произошли такие метаморфозы: ласковое имя Иванушка вдруг сменилось пренебрежительным «дурак», ведь мы все знаем, что в сказках всегда добро побеждает зло. Так ли это в «Атомной сказке»?

Да, воистину:

Сказка ложь, да в ней намек –

Добрым молодцам урок.

  1. Интеллектуальное состязание.


3адание 1. Назовите сказку.

Итак, начинает сказка сказываться.

Команды записывают ответы на специальных бумажках с логотипом команды:

5кл. Команда «Колобок»







6кл. Команда «Теремок»

Жюри оценивает работу команд, учитывая скорость ответа. Болельщики поддерживают свои команды кричалками, за что тоже зарабатывают своим командам баллы.

Кричалки команды «Колобок»:

  1. Колобок, не унывай,

Свою песню запевай:

«Мне не страшен Теремок,

Всех закрою на замок»

  1. Бойся, бойся, Теремок!

В бой вступает Колобок.

Он на окошке пряжен,

Острым оком награжден.

  1. Вперед, бесстрашный Колобок,

Противника побьем.

Пусть убегает наутек

В терем-теремок!


Кричалки команды «Теремок»


  1. Теремок, Теремок!

Ты не низок, не высок.

Но хитер и умен,

И талантлив, и силен.

  1. Всех согреет, приютит

Добрый Терем – Теремок.

Только к нам не заходи

Остуженный Колобок!

  1. Вперед, бесстрашный Теремок!

Пусть будет враг сражен!

Нам не страшен Колобок,

Хоть на окошке он пряжен.


-«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и ста­руха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали» (Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».)

-«Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому» (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

-Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

(А. С. Пушкин. « Сказка о золотом петушке».)


-За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба - на земле

Жил старик в своем селе.

(П. П. Ершов. «Конек-горбунок»)

Награждаются победители медалью «Лучшему знатоку зачина сказок»

Учитель: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит за­чины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисо­ваны красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познаком­лю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.

Задание 2; Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

-«На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая кра­савица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать» (Василиса Премудрая - Русская народная сказка. «Царевна-лягушка».)

-Княгиня - диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)


-Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка.

(Царь-девица - П. П. Ершов. «Конек-горбунок».)


-«Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торча­ли кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные» (Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)

Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной бе­лой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, бе­лой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут...» (Пьеро - А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

-«Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранже­вую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...» (Незнайка - Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок».

Учитель: Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые ге­роев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на сле­дующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во мно­гих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различ­ные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно ука­зать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо.

Задание 3: Кто автор сказки?

Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

- «Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою» (Зверь лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери - С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)

-Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама ~ доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. «Айболит»)


-«Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах рас­пускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доста­вить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бар­хатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании» (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Короле­вы. - С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».)

-«В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять эта­жей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников» (Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям го­рода. - Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».)

Вручается медаль «Лучшему почтальону»

Учитель: Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет прохо­дить - в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

А вот петушок спасает котика-братика:

Иду на пятах, несу косу на плечах,

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.


Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте.

Задание 4: Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Команды исполняют друг для друга по две песенки.

Итак, первый номер нашей концертной программы:

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

И от тебя, лиса,

Нехитро уйти!

(Колобок. -Русская народная сказка «Колобок».)


-Козлятушки, ребятушки!

Отопритесь, отворитесь!

А я, коза, в бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную.

(Коза. - Русская народная сказка «Волк и коза».)


-Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Хвост налево, нос направо –

Это полька Карабас.

(Куклы театра Карабаса. - А. Н. Толстого «Золотой ключик, или При­ключения Буратино».)


-Хоть полсвета обойдешь,

Лучше дома не найдешь

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь.

(Поросята. - С. В. Михалков «Три поросенка».)


-«Кто и в какой сказке «при честном при всем народе поет песню «Во са­ду ли, в огороде»? (Белка -А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)

Вручается медаль «Участнику сказочного концерта».

Учитель: Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не про­стой - обед-то будет сказочный.

Задание5: Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?

-«Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узо­рами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, свер­ху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие» (Василиса Премудрая для царя. - Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».)

-«Наварила манной каши и размазала по тарелке:

- Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!»

(Лиса - журавлю. - Русская народная сказка «Лиса и журавль»".)


-«Съешь моего ржаного пирожка.

Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!»

(Печка - девочке. - Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)


-Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Огрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила.

(Семь богатырей - царевну. - А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой ца­ревне и о семи богатырях».)


Вручается медаль "Участнику сказочного обеда".

Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как по­лагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зай­дем в гости к сказочным героям.

Задание6: Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в та­ком доме?

Итак, кто, кто в теремочке живет?

-Перед ним изба со светелкой

С кирпичною беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

(Изба жадной старухи. - А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)


-В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

(Терем семи богатырей. - А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)


-Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, княжество Гвидона. - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)


-Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут...

(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. - П. П. Ершов. «Конёк-горбунок».)


Вручается медаль «Участнику сказочного дома»



Конкурс «Пантомима»

Каждой команде дается по картине известного художника по сказочному сюжету:


  1. «Колобок» - В.М.Васнецов «Аленушка»

  1. «Теремок» - В.М.Васнецов «Иван – царевич на сером волке»



Отгадайте художника и название картины.

Лучшие сказочники класса читают свои сказки, защищают свои рисунки, проводят викторины.

  1. Заключительное слово учителя.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена.Учитель благодарит родителей и детей за подготовку к празднику.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знатоки сказок. Интеллектуальное состязание. 5-6 класс.

Автор: Синицына Татьяна Ивановна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Интеллектуальная игра "Знатоки языков""
    ["seo_title"] => string(37) "intielliektualnaiaighraznatokiiazykov"
    ["file_id"] => string(6) "266106"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450095165"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Интеллектуальная игра "Знатоки языков""
    ["seo_title"] => string(38) "intielliektualnaiaighraznatokiiazykov1"
    ["file_id"] => string(6) "266107"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450095173"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства