kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Жизненный подвиг Петра Чеканова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный подиум (эссе). Сценическая работа для участия в открытом конкурсе  социально-значимых проектов, посвящённых выдающимся людям Смоленского края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Жизненный подвиг Петра Чеканова»»

«Жизненный подвиг Петра Чеканова»

(Сценарий на городской конкурс «ВПИШИ СВОЮ СТРОКУ!»)

Подготовили и провели ученики 10-х классов

МБОУ «СШ №37» города Смоленска

Руководитель О.А. Новикова

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОДИУМ

(Ученица наизусть читает своё эссе)

Счастливый человек!

Счастливый человек! Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый по-своему понимает, что такое счастье. И только с годами, знакомясь с классической литературой и приобретая жизненный опыт, понимаешь, каким оно бывает на самом деле…

Не так давно я узнала об одном замечательном счастливом человеке…

Мы побывали в небольшом городке Ярцево на Смоленщине и нашли улицу имени Петра Филипповича Чеканова.

Кто же он? Это сельскохозяйственный деятель, участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, почётный гражданин города Ярцево Смоленской области...

За этой громкой официальной фразой - жизнь человека с большой буквы с большой силой духа!

В чём сила, спросите вы? А в том, что, получив страшные ранения в бою в годы Великой Отечественной войны, оставшись без обеих ног и левого глаза, он не упал духом, а научился ходить на протезах и долгие годы работал на комбайне! Рано вставал и поздно ложился во время уборки урожая! И это на протезах!

Мне трудно представить, с какими трудностями пришлось сталкиваться этому человеку каждый день! Для меня это настоящий герой!

Петр Филиппович Чеканов состоялся не только в работе, но и в личной жизни. Он построил ДОМ в полном смысле этого слова: создал замечательную семью, вместе с женой вырастил и воспитал 4-х детей, которые стали достойными и уважаемыми людьми.

Это счастье!!! Он был счастливым человеком, потому что выжил! Потому что трудился ради людей и семьи! Потому что был нужен людям!

В вечном бою за жизнь в полный рост он вышел победителем!

Мне очень хочется, чтобы о судьбе счастливого человека Петра Филипповича Чеканова знали все!


СЦЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА

(На сцене стоят участники сценария, один из них - в форме военных лет)

1 ученица: Смоленская земля! (СЛАЙД 1- фото героя)

2 ученица: Чудесная земля!

3 ученица: Замечательные люди прославляют её!

1ученица: О них надо знать и помнить!

2ученица: (СЛАЙД 2- фото героя) Наш герой - Пётр Филиппович Чеканов (19201985) — сельскохозяйственный деятель, участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, почётный гражданин города Ярцево Смоленской области.

3 ученица: Какая удивительная судьба прекрасного человека!

2 ученица: Смоленщина не была его родиной, но стала родной!

1 ученица: Родился 7 июля 1920 года в селе Озерки Курской области в семье крестьянина. Окончил начальную школу.

3 ученица: С 1933 года был рабочим Олымского свеклосовхоза Курской области.

2 ученица: В 1938 году окончил курсы комбайнёров и до начала Великой Отечественной войны работал по специальности в родном селе.

3 ученица: (СЛАЙД -3)В июне 1941 года Чеканов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Провожали всем селом…

(Парень в военной форме выходит на сцену. Девушка поёт песню «Огонёк»)

1 ученица: (СЛАЙД -4)Война ураганом ворвалась в жизнь молодого механизатора Петра. Чеканова. На фронте он был механиком-водителем знаменитого Т-34. Участвовал в битве за Москву, в боях подо Ржевом, в жестоких боях освобождал Смоленщину.

2 ученица: (СЛАЙД -5)Был командиром разведроты 2-го гвардейского мотоциклетного полка 31-й армии. Мотоциклетный полк, как самый подвижный, перебрасывали на разные участки фронта. И вот приказ – штурмом овладеть городом Ярцево.

3 ученица: Петру Чеканову было поручено разведать, что делается в городе, а если удастся, водрузить знамя над зданием, где ранее размещался штаб Рокоссовского. С однополчанами Шанцевичем и Некрасовым на мотоцикле они направились в город. Приказ выполнили – знамя водрузили. Освободив восточную часть города, наши войска стали форсировать реку Вопь.

(На средину сцены выходит парень в военной форме – П. Чеканов)

Я был ранен в бою за железнодорожную станцию за рекой Вопь. Лежал в лощине ..Местность кругом ровная.. Вдруг стали рваться мины…Товарищ мой, Лёня, кричит мне что-то, не слышу.. Разбило мне голову, ноги перебило… Подползает ко мне друг. Я его прошу: пристрели меня, товарищ лейтенант. А он кричит: добьём немцев и придем за тобой, держись… Вскоре санитар наш ко мне пробрался, перебинтовал. Лежу. Думал, найдут меня немцы, захватят живого.. Только поздно вечером набрели на меня наши… Опомнился я уже в медсанбате (Медленно уходит со сцены)

1 ученица: ( СЛАЙД -6- награды) За бои подо Ржевом Чеканов был награждён двумя медалями – «За отвагу» , «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны.

2 ученица: В апреле 1945 года после длительного лечения и 13 сложнейших операций он был демобилизован и вернулся в Курскую область.

(СЛАЙД 7- фото встреча после войны)

(На сцену выходят два парня: Чеканов и брат Василий. Встреча на вокзале.)

  3 ученица: Шуршал и хрустел лёд по колеям под полозьями саней. Март на дворе, но даже к полудню мороз не ослабел. Петра встретил на станции в Касторном брат Василий.

(Обнялись крепко, как положено, поцеловались, прослезились).

Василий: Здравствуй, брат! Вот те раз, и не узнать!!! – невольно удивился Василий, – тебе фронтовая жизнь либо в пользу, глянь-ка, вымахал.

( Петро ухмыльнулся, а Василий, разглядывая брата, заметил):

Пётр: Слава богу, жив-здоров, а то, что глаз потерял – полбеды. К тому ж левый глаз для стрелка вовсе ни к чему, – бодро отшучивался Пётр.

(Василий развернул из тулупа валенки).

Василий: Ох и холодно. Чуть не забыл главное - валенки! Живо переобувайся, пока не настыли валенки, мать специально на печи грела, чтобы тебе тёплыми в такой мороз.

Петр: Ничего, Василёк, не случится. Поехали. (Василий забеспокоился уже не на шутку):

Василий: Хоть пробежись за санями что ли, что хорохоришься в этих-то ботинках? Я в валенках и то ног не чую. Перед кем храбришься? (Брат никак не мог угомониться).

Петр: Ты, Васёк, не серчай... Мне и в самом деле валенки ни к чему.(Взял за плечо брата, сказал) Не раз был я ранен. Отлежусь – снова на фронт. He писал – кого обрадуешь, что ты калека. Я ведь, Василий, не только без глаза и без рёбер. Голова вся в осколках, руки побиты. И это не всё. Без обеих ног я. Так что моим ходулям любой мороз нипочём...

2 ученица: Брат слушал и не слышал будто, остолбенел. Потом заплакал вдруг, безголосо и безутешно. Не выдержал и сам Пётр.

Василий: А я-то, дуралей... Когда мы дома разглядывали фотографию, из тех, что недавно ты прислал, особенно ту, где ты во весь рост, вся грудь в орденах и медалях, мать и говорит: «Не пойму чтой-то, Петька ростом прибавил...»

Петр: Что правда, то правда… – отозвался Пётр. И добавил: это ж по моей просьбе.

Василий: Как это?– не понял брат.

Петр: Попросил мастеров, чтоб протезы подлинней сделали.

Василий: Это ж зачем? – недоумевал Василий. – Чего молчишь? Каким мать родила – тем и гож!

Петр: Понимаешь ли... скажу, так и быть: помнишь девушку - соседку? В красной косынке ходила? Так вот, мы с нею тайком встречались до того, как на фронт ушёл. Для неё хотел быть выше ростом. Вот и попросил ходули подлиньше...

Василий: Что ж, главное – ты живой вернулся!

Петр: Скорей бы увидеть деревню и хату И тогда споём мою любимую.

1 ученица: (СЛАЙД-8) Показалась родная Евгеньевка. Невольно Пётр вглядывался во всё вокруг, отмечая перемены. А вот и хата родимая. Пять лет, пять годочков не был дома.

2 ученица: О своём тяжёлом ранении он родным не сообщал. А когда окреп, надел форму, на грудь прикрепил – ордер Красной Звезды, орден Отечественной войны, которым его наградили за бои под Ярцево, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», сфотографировался и послал матери снимок и письмо. (Парень с письмом в руках). В нём он писал: «Дорогая мама, нахожусь на переформировании в городе Новосибирске. Скоро поеду добивать фашистов в их собственной берлоге. Скоро увидимся, приеду домой».

3 ученица: (СЛАЙД-9. Фото с матерью) И вот он дома, среди родных.

(Братья обнявшись стоят возле девушки, она исполняет любимую песню Петра Чеканова «Враги сожгли родную хату»)

2 ученица: Жизнь без войны. В 20 с небольшим –инвалид А как жить без ног? Мучительно день и ночь его терзали думы о будущей жизни.

1 ученица:: (СЛАЙД-10) Каждый советский человек знал о летчике Алексее Петровиче Маресьеве, который в 1942 г. в воздушном бою был сбит, получил тяжелое ранение, в течение 18 суток ползком добирался к своим, в результате чего у него развилась гангрена обеих ног, которые пришлось ампутировать. Но Маресьев не сдался, и в 1943 г. продолжил боевые вылеты, в которых сбил 7 фашистских самолётов. Героические дела Маресьева послужили темой «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.

2 ученица: (СЛАЙД-11) Не сдался и Чеканов Пётр Филиппович! Он научился ходить на протезах, а потом и танцевать. Весною 1946 году он научился ездить на велосипеде. Какая безудержная радость охватила его, когда он въехал первый раз на велосипеде на крутой берег!
3 ученица: Несмотря на тяжёлые травмы, он долго просил директора совхоза, где работал до войны, принять на работу. Из больницы Пётр Чеканов принёс справку, что может работать комбайнёром. Чеканов сумел восстановить навыки своей прежней специальности и добиться повышения производительности труда, работал комбайнёром совхоза «Олымский», неоднократно выезжал на уборку урожая в Казахскую ССР и Красноярский край. Его уговаривали остаться жить там, но он уезжал.

1 ученица: С 1946 по 1970 гг. Чеканов убрал зерно с тысяч гектаров, дал стране 209 тысяч центнеров хлеба.

(На экране слайд - комбайнёр на комбайне или фото самого Чеканова)

2 ученица: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1966 года за «выдающиеся успехи в развитии сельского хозяйства, высокие производственные показатели» Пётр Филиппович Чеканов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».(СЛАЙД –фото)

3 ученица: Он состоялся не только в работе, но и в личной жизни. Построил своими руками дом, вместе с женой ,Анной Федотовной, вырастил и воспитал 4-х детей, которые стали достойными и уважаемыми людьми. (СЛАЙД –фото)

2 ученица: Пётр Чеканов очень любил встречаться с детьми.

(ФОТО В СМОЛЕНСКЕ)

1 ученица: В дни празднования 25-летия освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков Чеканову было присвоено звание Почётного гражданина города Ярцево. В 1975 г. Пётр Филиппович переехал с семьёй в Ярцево на постоянное место жительство.

3 ученица: Его героизмом был покорен сам Алексей Маресьев. Когда встретились они в Комитете ветеранов, Маресьев поклонился Чеканову в пояс. Так встретились два настоящих человека, жизнь которых всегда будет удивлять и восхищать потомков. ОНИ СТАЛИ ДРУЗЬЯМИ! (Фото Маресьева, подаренное Чеканову . (ФОТО вместе В СМОЛЕНСКЕ)

2 ученица: Их судьбы служит нам примером стойкости и мужества в трудных жизненных обстоятельствах!(ФОТО )







(Ученица наизусть читает стихотворение «Памяти Петра Филипповича Чеканова», написанное в день памяти героя его землячкой С. Бабуровой)

Была война. В победном сорок пятом

Ты повторил Маресьева судьбу.

Он в небе был счастливым и крылатым,

Ты ж покорил земную целину.

В послевоенный самый трудный год

Ты сел на трактор, плюнув на протезы,

И удивился, ахая, народ,

Когда впервые борозды нарезал.

Земля была, как утешенье,

Чтоб одолеть физическую боль.

В работе ты искал свое спасенье,

И все вокруг шептало: «Ты – король».

У «короля» в глазах блестели слезы,

Когда в ночной тиши протез снимал.

А утром снова гасли в небе звезды,

И ты с улыбкой на комбайн вставал.

И покорялась гордая стихия,

К ногам твоим покорно стлалась рожь,

И отступали все года лихие,

На том пути, которым ты идешь.

И вот уже горит звезда героя.

На пережившей многое груди.

Ты вышел победителем из боя,

Но главный бой был впереди.

За жизнь свою, за место в этой жизни,

За испытанье славой и трудом.

За то, чтоб в люди дети твои вышли,

И устоял во всех невзгодах дом.

И дожил ты до славы и почета,

И низко в пояс кланялись тебе.

Но соль земли святая вместо пота

Кристаллами лежала на судьбе.


1 ученица: Недавно мы побывали в городе Ярцево, прошли по улице имени Петра Чеканова и встретились с его младшей дочерью вашему вниманию видеорепортаж. (Интервью с дочерью героя – Шумилиной Ниной Петровной).




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Жизненный подвиг Петра Чеканова»

Автор: Ольга Алексеевна Новикова

Дата: 21.11.2019

Номер свидетельства: 528121


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства