kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Женские образы в поэзии Н.А. Некрасова. Любовь в жизни поэта. Любовная лирика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная композиция, посвященная жизни и творчеству Н.А. Некрасова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Женские образы в поэзии Н.А. Некрасова. Любовь в жизни поэта. Любовная лирика»

"Женские образы в поэзии Н.А. Некрасова. Любовь в жизни поэта. Любовная лирика"

Звучит вальс, зажигаются свечи.

Николай Алексеевич Некрасов…

Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”, “Я лиру посвятил народу своему”, “Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать”. Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

Но сегодня мы чуть по-иному рассмотрим творчество поэта, попытаемся поговорить о том, как поэт нам показал образ женщины, женщины-крестьянки, женщины-матери, женщины любимой и любящей. И, конечно же, начнём наш разговор с матери, удивительной женщины, которая оказала благотворное влияние на жизнь и творчество поэта. Он с детских лет и до конца дней своих с любовью и благодарностью вспоминал о ней.


САША: Елена Андреевна, женщина образованная, со сложившимися духовными запросами, певица с удивительным голосом.

Как вспоминали о ней старики: «небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая барыня».

Она была несчастна в браке с грубым, едва грамотным самодуром.

Её страдальческий образ запечатлён в стихотворениях “Рыцарь на час”, “Несчастные”, “Баюшки –баю”, “Затворница”, в неоконченной поэме “Мать”.


ПАВЕЛ: И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!


КАТЯ: Однажды, в 1841 году, возвращаясь из Петербурга в родительский дом, Некрасов торопился на свадьбу сестры Елизаветы, а попал на похороны внезапно умершей матери, не успев повидаться с ней.

ПАВЕЛ: У той плиты, где ты лежишь, родная,

Припомнил я, волнуясь и мечтая,

Что мог ещё увидеться с тобой.

И опоздал!


САША: Ночь. Лунный свет заливает землю, церковь, могилы, поэт полон печальных дум.


ПАВЕЛ:

Повидайся со мною, родная!

Появись лёгкой тенью на миг!

сю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.


С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, - грудью своей

Защищая любимых детей.


Да, я вижу тебя, бледнолицую,

И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой – царицею

Научила ты музу мою:


Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения

Ты, чистейшей любви божество!



КАТЯ: Именно от любви к матери идёт его горячее сочувствие к крепостным крестьянкам.


Обратимся к стихотворению “В дороге”. Содержание – простой бесхитростный рассказ ямщика о семейной трагедии. Его жена, крепостная девушка Груша, получила воспитание в барском доме. Она не приучена к тем нечеловеческим лишениям, к тому каторжному труду, что были уделом крестьянки. Внезапно по капризам молодого барина Груша была изгнана из господского дома и выдана замуж за крепостного мужика. Непомерно суровые условия жизни, нравственные страдания героини делают её существование невыносимым и ведут к безвременной могиле.


ЮЛЯ: (Отрывок из стихотворения “В дороге”).


САША: Эта мысль продолжается в другом стихотворении Некрасова – “Тройка”.


Здесь поэт восхищается пленительной красотой русской девушки-крестьянки, которая мечтает о счастье, любви. Но иная судьба уготовлена ей.


Глубина содержания и сила художественного обаяния обусловила распространение стихотворения в качестве народной песни.


(Звучит романс “Что ты жадно глядишь на дорогу” в исполнении Ивана Суржикова).


КАТЯ: Сердечность, искренность и глубина чувств русской девушки-крестьянки показаны и в поэме “Коробейники”. Ожидание возлюбленного, тоска по нему, чистая любовь невесты Катеринушки, которая предпочла всем щедрым подаркам “бирюзовый перстенёк”, показаны в этом произведении. Прослушаем отрывок из поэмы, который стал одной из самых популярных народных песен.


(“Коробейники” в исполнении Надежды Кадышевой).


САША:В творчестве Некрасова образ женщины показан разносторонне: это и красавицы-крестьянки, и женщины-труженицы.


Но это и женщины, способные на подвиг во имя любви, женщины, которые живут не в нужде, богатые, знатные, верные супружескому долгу, отказывающиеся от сословных и имущественных привилегий, женщины-дворянки.


Об этом мы узнаём, читая поэму “Русские женщины”.


ВАНЯ: Жёны декабристов Волконского, Трубецкого, Давыдова, Муравьёва и других бросили вызов Николаю I, вопреки его желанию отправились в Сибирь.

Поэт написал две части, каждая из которых может быть названа поэмой: “Княгиня Трубецкая” (1871 год) и “Княгиня Волконская” (1872 год). Готовность обречь себя на все тяготы жизни жены каторжника, самоотречение, стойкость – это всё черты, присущие Екатерине Ивановне Трубецкой.

(Показ портретов Трубецкого и Трубецкой на компьютере).


(Инсценировка отрывка из поэмы “Княгиня Трубецкая”).

ВАНЯ: Не менее ярко показан ещё один образ женщины-декабристки, жены Сергея Григорьевича Волконского, Марии Николаевны.

В 1827 году она последовала в Сибирь за мужем, оставив в Петербурге маленького сына Николая. Ребёнок вскоре умер.Некрасов преклоняется перед ней, пожертвовавшей всем ради мужа, ради любви.


КАТЯ: Обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем свете прежних дней.


САША: Теперь я хочу раскрыть ещё одну страничку нашего вечера.


Поэт, восхищённый женщинами всех сословий, всю жизнь преклонявшийся перед ними, конечно же, не мог не любить и не быть любимым. Поговорим о любви в жизни поэта, попытаемся понять, какую роль в его жизни сыграло это высокое, светлое чувство.


КАТЯ: В начале сороковых годов Н.А. Некрасов познакомился с Авдотьей Яковлевной Панаевой.

С самого раннего детства и до последних дней судьба обращалась с ней жестоко. Много страдала она от тяжёлого деспотического характера родителей, особенно матери, картёжницы и самодурки.

“Меня никто не ласкал, а потому я была очень чувствительна к ласкам,” - вспоминала она. В восемнадцать лет она вышла замуж. Её муж, Иван Иванович Панаев, увлекающийся светскими удовольствиями, вскоре после после женитьбы охладел к жене. Она многое прощала ему, надеясь, что он образумится. Но этого не случилось.

Некрасова же не покидала надежда покорить сердце этой женщины.

ВОЛОДЯ:

Как долго ты была сурова,

Как ты хотела верить мне,

И как и верила, и колебалась снова,

И как поверила вполне.

(Счастливый день! Его я отличаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь свою считаю, -

Я праздную его в душе моей!


КАТЯ: Некрасов стал всё чаще и чаще бывать в доме Панаевых. С осени 1845 года он заглядывал к ним чуть не каждый день, а через год поселился с ними в одной квартире. Отношения Некрасова и Панаевой не были узаконены церковным браком, так как в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова в самом высоком и лучшем смысле этого слова. Однако толки и сплетни вокруг “незаконного” брака не прекращались очень долго.

Панаева постоянно помогала Некрасову в работе. Вместе написали романы “Три страны света”, “Мёртвое озеро” и другие.

У Авдотьи Яковлевны родился от поэта сын, который юридически считался сыном Панаева. Вскоре мальчик умер. Это уже был третий ребёнок, которого она потеряла. Поэт писал Тургеневу: “Бедный мальчик умер. До сей поры не могу справиться с собой.” Некрасов глубоко переживал за Авдотью Яковлевну. Она заболела и уехала лечиться за границу, на морские ванны. Настроение у неё было подавленное, нервы расшатаны:

ДИМА:

Лицо без мысли, полное смятенья,

Сухие, напряжённые глаза –

И кажется, зарёю обновленья

В них никогда не заблестит слеза.

САША: В этот период обстоятельства личной и общественной жизни Некрасова были достаточно сложными, обострилась болезнь, что сильно отразилось на его и без того нелёгком характере. Нервы сдали, он стал раздражаться по пустякам. Чтобы как-то рассеяться, поэт уехал в Москву и жил на даче у Боткина. Авдотья Яковлевна поехала вслед за ним, но вскоре вернулась после одной из очередных ссор.

В записной книжке Некрасова сохранилась запись:

НАСТЯ М.: “Без клятв и общественного принуждения я всё сделала во имя любви, что только в силах сделать любящая женщина.”

САША: Но вскоре она вернулась.

ВАДИМ:

Тяжёлый год – сломил меня недуг,

Беда застигла, - счастье изменило, -

И не щадит меня ни враг, не друг,

И даже ты не пощадила!


Истерзана, озлоблена борьбой

С своими кровными врагами,

Страдалица! Стоишь ты предо мной

Прекрасным призраком с безумными глазами!


Упали волосы до плеч,

Уста горят, румянцем рдеют щёки,

И необузданная речь

Сливается в ужасные упрёки…


САША: Здоровье Некрасова ухудшается. Он пишет Тургеневу: “Скажи, понравятся ли тебе эти стихи?”

НАСТЯ:

Давно – отвергнутый тобою,

Я шёл по этим берегам

И, полон думой роковою,

Мгновенно кинулся к волнам;

Они приветливо яснели…

На край обрыва я ступил –

Вдруг волны грозно потемнели,

И тайный страх меня смутил!...

Поздней, - любви и счастья полны,

Ходили часто мы сюда,

И ты благословляла волны,

Меня отвергшие тогда…

Теперь один, забыт тобою,

Чрез много роковых годов,

Брожу с убитою душою

Опять у этих берегов,

И та же мысль приходит снова,

И на обрыве я стою,

Но волны не грозят сурово,

А манят в глубину свою.


САША: Тургенев ответил: “Стихи твои просто пушкински хороши - я их тотчас на память выучил.”


КАТЯ: Брат Некрасова Фёдор Алексеевич поссорился с братом Авдотьи Яковлевны из-за денег. Во время ссоры Фёдор Алексеевич так оскорбил Авдотью Яковлевну, что она решила разойтись с Некрасовым. Вспоминая о ссорах с Панаевой и об её упрёках, поэт впоследствии напишет:

ЖЕНЯ:

Мы с тобой бестолковые люди…

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,

Всё, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмём и с неё долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…


КАТЯ: Но всё же разлад дал трещину в отношениях: они то жили вместе, то расходились.

ВАЛЕРА:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз.


Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило,

И бодро мы свершали путь, -

Благослови и не забудь!



КАТЯ: Окончательный разрыв произошёл в 1863 году. Авдотья Яковлевна вышла замуж за литератора Головачёва, родила дочь и вся отдалась её воспитанию. Но счастье длилось недолго: вскоре её муж умер.


САША: Облик этой далеко не заурядной женщины и с годами не тускнел в благородной памяти поэта. Почти через десять лет после того, как они расстались, он писал:

МИША:

Всё, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас, -

Мы на один алтарь сложили, -

И этот пламень не угас!

У берегов чужого моря,

Вблизи, вдали он ей блеснёт

В минуты сиротства и горя,

И – верю я, она придёт!

Придёт… И как всегда, стыдлива,

Нетерпелива и горда,

Потупит очи молчаливо.

Тогда… Что я скажу тогда?

Безумец! Для чего тревожишь

Ты сердце бедное своё?

Простить не можешь ты её –

И не любить её не можешь.



САША: И ещё одна женщина в жизни поэта – Зина, дочь умершего рядового (обер – офицера) Викторова, а настоящее её имя Фёкла Онисимовна.

Некрасов называл её более благозвучным именем – Зина, дав ей отчество от своего имени.

Это была молодая жизнерадостная женщина, от которой веяло душевной добротой и глубокой привязанностью к поэту.

Появилась она в доме Некрасова в конце 60-х годов. Ей было 19 лет.

Племянник поэта так рисовал портрет Зинаиды Николаевны:

ДИМА: «Я помню голубоглазую блондинку с очаровательным цветом лица, с красиво очерченным ртом и жемчужными зубами. Она была стройно сложена, ловка, находчива, хорошо стреляла и ездила верхом. Так что иногда Николай Алексеевич брал ее на охоту». КАТЯ: Вот как вспоминала сама Зинаида Николаевна одну их охотничьих утех, где вместо птицы она подстрелила любимую собаку Некрасова:


НАСТЯ: «На охоту чаще всего в Чудовскую Луку ездили. Сели на лошадей. А чудовские крестьяне со сворой собак и с ружьями за нами следом. Только свою любимую легавую Кадо Николай Алексеевич при себе оставил. Подъехали мы к первому озеру. Я с коня спрыгнула, взяла ружье, патроны и к прибрежному лозняку поспешила. Чуть ветки качнулись — я вскинула ружье и нажала курок.И тут вижу, что выстрел угодил не в утку, а в Кадо, пробегавшую сквозь кусты».


КАТЯ: Вскоре недалеко от некрасовской охотничьей дачи в Чудове появился памятник – гранитная плита с надписью: «Кадо, черный понтер, был превосходен на охоте, незаменимый друг дома. Убит случайно на охоте. 2 мая 1875 года».


САША: Поэт смотрел на свои отношения с Зинаидой Николаевной серьезно, она не была для него случайным увлечением. Некрасов стремился дать ей образование, приглашал учителей, много занимался с ней сам.

Зина с поэтом везде и постоянно. Он нашел любовь. Некрасов с его умом и проницанием не мог ошибиться. И это подтвердила жизнь.


КАТЯ: Страдания начались весной 1876 года, когда консилиум во главе со Склифософским вынес окончательный диагноз: рак. «Боже, как он страдал! – вспоминала через много лет Зинаида Николаевна, - какие несравнимые ни с чем муки испытывал!»


САША: А как страдала Зина, Зиночка, можно судить по строкам поэта: «Глаза жены сурово-нежны, «Ты еще на жизнь имеешь право», «Зина, закрой утомленные очи!», «Помоги же мне трудиться, Зина!»


КАТЯ: Именно ей пришлось утешать, поддерживать больного поэта в последние годы. Его мучили боли. Когда они прекращались, он призывал Зинаиду Николаевну, усаживал возле себя и вёл с нею задушевную беседу. Суровое лицо его преображалось, глаза светились кроткой грустью. ОЛЯ:

Пододвинь перо, бумагу, книгу!

Милый друг! Легенду я слыхал:

Пали с плеч подвижника вериги,

И подвижник мёртвый пал.


Помоги же мне трудиться, Зина!

Труд всегда меня животворил.

Вот ещё красивая картина –

Запиши, пока я не забыл!


Да не плачь украдкой! – Верь надежде,

Смейся, пой, как пела ты весной,

Повторяй друзьям моим как прежде,

Каждый стих, записанный тобой.


Говори, что ты довольна другом:

В торжестве одержанных побед

Над своим мучительным недугом

Позабыл о смерти твой поэт!


КАТЯ: Ухаживали за больным Некрасовым Зинаида и Анна Алексеевна Буткевич, любимая сестра поэта. Зиночка, которая была моложе и со сном справлялась труднее, садилась на пол и уставлялась на зажжённую свечу:

НАДЯ:

Двести уж дней, двести ночей

Муки мои продолжаются;

Ночью и днём в сердце твоём

Стоны мои отзываются,

Двести уж дней,

Двести ночей!

Тёмные зимние ночи…

Зина! Закрой утомлённые очи!

Зина! Усни!


САША: Больной, почти умирающий Некрасов – неожиданно для всех близких – решил обвенчаться с Зинаидой Николаевной. У него не было сил ехать в церковь, и тогда у его друзей появилась мысль исполнить венчание на дому. Достали церковь-палатку, поставили ее в зале, здесь же, поддерживая его за руки, обвели три раза вокруг аналоя уже полумертвого от страданий.

Ещё за год до венчания, в мае 1876 года, понимая, что жить остаётся недолго, Некрасов написал стихотворение и посвятил его Зине.


ВАДИМ:

Ты ещё на жизнь имеешь право,

Быстро я иду к закату дней.

Я умру, моя померкнет слава,

Не дивись и не тужи о ней!

Знай, дитя: ей долгим, ярким светом

Не гореть на имени моём, -

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.


КАТЯ: Едва гроб был засыпан землей, Зинаида Николаевна обратилась к настоятельнице монастыря с просьбой продать ей место рядом с могилой мужа для своей будущей могилы. Но не суждено было Некрасовой лежать рядом с мужем. Около 20 лет прожила вдова поэта в Саратове. В 1913-1914 годах по ее инициативе в Саратове продавались популярные в народе произведения Н.А. Некрасова. Обучала она грамоте и бедных саратовских детей.


САША: Зимой 1914 года здоровье Зинаиды Николаевны резко ухудшилось. Давний ревматизм дал осложнение на сердце. Долгая изнурительная болезнь напомнила последние мучительные дни жизни мужа. Стараясь отвлечься от боли, она читала на память стихи Некрасова: Да не плачь украдкой! – Верь надежде, Смейся, пой, как пела ты весной. Повторяй друзьям моим, как прежде ,Каждый стих, записанный тобой.


КАТЯ: Зинаида Николаевна Некрасова скончалась 25 января. Отходив всю жизнь в черном, она завещала похоронить себя в белом. На саратовском Воскресенском кладбище большой обелиск из камня с фотографией: «Некрасова Зинаида Николаевна, жена и друг великого поэта Н.А. Некрасова»


(Звучит музыка “Вальс о вальсе”.)


Закончить вечер хочу словами Н.Г. Чернышевского о Некрасове: “Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства.”

У поэта мы видим новое отношение к женщине, уважение её нравственных прав, признание равенства между любящими.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Женские образы в поэзии Н.А. Некрасова. Любовь в жизни поэта. Любовная лирика

Автор: Мареева Елена Владимировна

Дата: 23.08.2017

Номер свидетельства: 425996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства