Заседание литературного клуба «Собеседник»
Повесть о жуткой любви
(Конфликт поколений в повести П.Санаева
«Похороните меня за плинтусом»)
Цели деятельности учителя:
дидактические – создать условия для активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основе опорных знаний жизни и творчества П. Санаева, для освоения технологией модерации, закрепить навыки работы над анкетой писателя и созданием «слепой таблицы».
развивающая – способствовать развитию потребности в самообразовании, в определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.
воспитательная – содействовать воспитанию интереса к произведениям современной литературы, используя нестандартные решения поставленных задач.
Ожидаемый результат:
обучающийся научится формулировать ответы на поставленные вопросы; сочетать самоконтроль и взаимоконтроль для установления правильности выполнения задания; использовать навыки монологической речи.
формирование опыта читательской деятельности осуществится в условиях социальной активности и межличностного взаимодействия.
Ход занятия
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами.
Г. Лессинг
Цель этапа – мотивация обучающихся к занятию.
Мы забываем про реальный мир,
Очередную книгу открывая,
И в мир художественный проникаем,
И попадаем на войну иль пир.
Мы в тишине страницами шуршим.
Нам так близка история героя!
И плачем о судьбе, ему же вторя,
И радуемся жизни вместе с ним.
Лист за листом…На каждый слов игра
Выходит в ряд, шепча о разных судьбах.
О добрых или злых, но всё же людях,
Из-под писательского щедрого пера.
- С каким настроением вы пришли сегодня на наше заседание?
(Применение метода «Поздоровайся локтями» эффективно и динамично поможет начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе).
- Как часто по телевидению или радио, в обыденной жизни мы слышим такие фразы: «Вновь обострился конфликт между представителями исполнительной и законодательной власти», «В коллективе он считается суперконфликтной личностью: что ни скажи – всё встречает «в штыки», эмоции бьют через край ».
А возникают ли конфликты в семье? Кто чаще конфликтует?
Просмотр эпизода из х/ф «Похороните меня за плинтусом» (эмоциональная разрядка)
- Как увиденное связано с темой нашего разговора?
- Вам необходимо в течение 1 минуты убедить присутствующих в том, что разговор по данной проблеме просто необходим (приём «Оратор»).
Применение «конфликтных знаков» (смайликов) позволит участникам в течение всего разговора выражать свою позицию, даже если они не получат в этот момент право высказать аргументы за и против (условные знаки значительно экономят время и предупреждают личностные конфликты между учениками)
- Попытайтесь сформулировать цели нашего занятия, выбрав из предложенного перечня одну (или несколько), которые и должны быть достигнуты в течение занятия.
Карточка
Выберите для себя цель (и), согласующуюся с сегодняшним занятием.
Изучить литературу.
Усвоить основные понятия данной темы.
Подготовить доклад по одному из данных вопросов.
Качественно подготовиться к своему выступлению.
Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.
Углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы.
Научиться выполнять практическую работу по обсуждаемой теме.
Проявить и развить свои способности.
Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.
Получив от учителя новую информацию, активно её переработать.
Самостоятельно найти ресурсы, средства и способы решения поставленной проблемы.
Приобрести знания, необходимые для выполнения практической задачи.
Свой вариант цели.
Цель - планирование эффектов урока.
- Что ожидаете вы сегодня от нашего разговора? (Каждый записывает себе).
- Дома вы заполнили анкету писателя. Какие факты из жизни (творчества) вас
удивили или показались интересными?
Основная цель этапа – передача и объяснение информации.
- Проблема отцов и детей существовала всегда, и в настоящее время она остается актуальной. Естественно, что эта проблема нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Д. Фонвизина, в «Горе от ума» А.Грибоедова, в повести «Станционный смотритель», в «Скупом рыцаре», в трагедии «Борис Годунов» А.Пушкина, в романе «Отцы и дети» И. Тургенева.
«Яблочко от яблоньки далеко не падает» - гласит старинная русская пословица. Действительно, каждое последующее поколение наследует от предыдущего не только материальные ценности, но и основные мировоззренческие и жизненные принципы. Когда принципы, выработанные «веком минувшим», не принимаются «веком нынешним», возникает конфликт поколений.
Актуальной остается данная проблема и для современной литературы. Сегодня мы обратимся к нашумевшей повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».
Это повествование о детстве, опаленном двумя неистовыми любовями: бабушки и матери. Все было бы прекрасно, если бы они иначе относились друг к другу. Дело в том, что Нина Антоновна ненавидит свою дочь и не скрывает этой ненависти от своего внука, воспитанием и здоровьем которого занимается. Поэтому герой изначально поставлен в ситуацию, когда, с одной стороны, он находится под опекой бабушки, он объект ее ежеминутных хлопОт, а с другой стороны, мальчик всей душой стремится к матери, которая становится для него воплощением недостижимого рая.
Внешне сюжет данной повести схож с сюжетами многих автобиографических повестей о детстве: с «Детством» Л. Н. Толстого, с «Детством Никиты» А. Толстого и т.д. Повествование ведется от первого лица, от лица второклассника Саши Савельева. Вот что говорит о биографическом моменте своей повести П. Санаев: «Первый вопрос, который возникает у всех, кто прочел «Похороните меня за плинтусом»: «Неужели это все правда?!». Разумеется, повесть автобиографична, и это сразу становится понятным. С другой стороны, в ней много… художественной манипуляции с реальными событиями. Представьте, что у вас было несколько вязаных шапочек. Вы распустили их на нитки и связали свитер. Примерно так же я обошелся с реальными событиями своей жизни. Повесть – это не мемуары, и важен эмоциональный накал событий, а не точное воспроизведение фактов. Теперь повесть живет самостоятельной жизнью, и невозможно расчленять ее на части, разбирая где факт, а где «художественная манипуляция». Все, что написано в повести – чистая правда о жизни Саши Савельева, и считайте, что этот восьмилетний мальчик не имеет к Павлу Санаеву никакого отношения»
Саша Савельев рассказывает о своем детстве, об особенностях своего детства. Каждая глава представляет собой законченный рассказ о каком-либо случае из жизни героя: в первой – о том, как мальчика купали, в главе «Цемент» - об уличных «похождениях» ребенка, в «Железноводске» - об отдыхе на юге и т.п. На все в жизни у Саши Савельева собственный взгляд, как это обычно бывает у детей, все происходящие события с ним и вокруг него он растолковывает по-своему, по-детски непосредственно. Фрагментарность всех повестей классиков о детстве обусловлена спецификой детской памяти. Они «выхватывают» из прошлого самое яркое, запоминающееся, либо грустное, горькое. Несмотря ни на что, их детство – счастливая, райская пора. А каково же детство Саши?
- Рассмотрим, как разрешается в повести конфликт.
Конфликт
Близкие
Бабушка
муж
дочь
внук
Цель - организация групповой работы обучающихся.
- Проведите в группах исследование причин поведения героев. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть проблемы.
Приём «Автобусная остановка»
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Группа 1. Заполните «слепую таблицу», проследив отношения бабушки и внука, сделайте вывод.
Парадоксальная любовь бабушки |
любовь-забота | ненависть |
| | оскорбления, угрозы, проклятья | подчёркивает ущербность внука | делится «семейными секретами » с чужими |
| | нет дела до чувств и надежд мальчика | | |
Группа 2. Заполните «слепую таблицу», проследив отношения бабушки и дочери, сделайте вывод.
Парадоксальная любовь бабушки |
любовь | ненависть |
| | обвиняет во всех несчастьях | | оскорбляет, проклинает |
| | | забрала сына | |
Группа 3. Заполните «слепую таблицу», проследив отношения бабушки и деда, сделайте вывод.
Парадоксальная любовь бабушки |
любовь | ненависть |
уехала в Москву из Киева | | | обижает | оскорбляет |
| пожертвовала карьерой ради семьи | | | |
Вывод. Таким образом, во всех трех типах отношений: бабушка – внук, бабушка – мама, бабушка – дедушка – Нина Антоновна ведет себя по одной и той же модели. Схема эта выглядит следующим образом: всех своих близких, родных людей бабушка не балует нежными, добрыми, ласковыми обращениями; в адрес всех посылает многочисленные проклятия, угрозы, высказывает упреки; всех обвиняет в своем несчастье – одиночестве; и несмотря ни на что, любит всех безумно, страстно, хотя и пытается убедить в обратном. По мнению Л. Гительмана, бабушка – пожилая женщина, «когда-то мечтавшая о сцене, о жизни, наполненной цветами, радостью. Но все выстроилось иначе… Мечты обернулись жестокими буднями… словно весь мир виноват в том, что у нее не сложилась судьба…». Налицо парадоксальная любовь Нины Антоновны не только по отношению к внуку, но и к дочери, и к мужу. Самое страшное, что от этого чувства все несчастны, и в первую очередь сама бабушка.
Группа 4. Заполните «слепую таблицу», определив причины парадоксальной любви бабушки.
Причины парадоксальной любви Нины Антоновны |
смерть сына | всех считает виновниками её несложившейся судьбы | | |
Вывод. Возможно, именно потеря близкого, дорогого, любимого человечка и стала причиной бабушкиной парадоксальной любви: потеряв одного, она боялась потерять остальных, поэтому обрушивала на них свою любовь, очень тяжело переживала расставания с ними, считая это предательством по отношению к ней.
И ещё вспомним. Когда бабушка в очередной раз начинает проклинать дочь, то желает ей той же участи, которая настигла ее: «Будешь одна, никому не нужная, без мужа, без детей – поймешь, каково мне пришлось всю жизнь в одиночестве задыхаться». По сути Нина Антоновна формулирует причину своего несчастья, но дочь «не слышит» ее, «не понимает». Возможно, в этом кроется причина всех неудач героев повести «Похороните меня за плинтусом»: когда один говорит, другой не слышит; каждый занят своими проблемами и считает другого виноватым в своих несчастьях.
Претензии бабушки говорят и о корысти: я тебя люблю, я – тебе, а ты, в свою очередь, должен мне вернуть сторИцей, т. е. по представлениям бабушки, она должна быть в жизни своих близких номером один. Но этого не произошло. Так как муж, дочь, внук считались помехой в жизни жены, матери, бабушки, то родные стали искать другой реализации: мама, например, посвятила себя мужу, дед – карьере. Да и не могло быть так, чтобы все и вся крутились вокруг Нины Антоновны.
Наша героиня так и не поняла, что секрет успеха заключается в жизни для других, без требования за это благодарности.
- В чём своеобразие финала повести?
Своеобразие финала
развязка
кульминация
Здесь и классический исход трагической ситуации – гибель бабушки.
Чтобы вернуть внука, бабушка идет на все: от угроз до проклятий. Схематично этот диапазон можно изобразить следующим образом: угрозы – уговоры – согласие не забирать внука – «давит на жалость» - просит прощение. И как следствие всего этого – проклятие дочери. Глядя на эту схему, мы уже точно можем сказать, что ни о каком благополучном разрешении конфликта и речи быть не может, если после покаяния следуют проклятия.
Самое главное, пожалуй, что в этом монологе бабушка формулирует причину трагического конфликта, трагической ситуации: «… лучше б мне в детстве умереть, чем всю жизнь без любви прожить. Всю жизнь другим себя отдавала, заслужить надеялась! Сама любила как исступленная, от меня как от чумной бежали, плевками отплевывались…». Получается, что всему виной является любовь, если быть точнее, то с одной стороны, исступленная любовь Нины Антоновны ко всем своим близким, а с другой – нехватка того же самого чувства у Нины Антоновны от этих же самых близких. Действительно, никто не оценил ее любви: ни муж, ради которого она отказалась от собственной карьеры, ни дочь, для которой ничего не жалела, даже внук – «последняя любовь», самая сильная, – отказался от нее. В чем же дело? Ведь это замечательное, прекрасное чувство, имеющее созидательный характер. Повесть же «Похороните меня за плинтусом» убеждает нас в обратном. А дело в том, что любовь Нины Антоновны, неважно к кому обращенная: к мужу, к дочери, к внуку – гипертрофирована, уродлива, как и все ее чувства. Если она любит, то любит «до обморока», да что там до обморока, до смерти, всю себя отдает любимому, вся отдается чувству. Для нее существует только объект ее обожания, которого она ни с кем не собирается делить, которому она готова служить во всем, даже в ущерб себе, своим интересам. Но, как выясняется, такая жертвенная любовь не может сделать счастливыми ни любимых, ни любящих. Она не создает, а разрушает. Такая любовь наказания хуже. Да, к сожалению, и такой бывает любовь…
(Из интервью с Павлом Санаевым:
- Я слышала, что фильм Сергея Снежкина по вашей книге "Похороните меня за плинтусом" вам не понравился?
- Не очень. У меня есть к картине конкретные претензии. Во-первых, бабушка в книге - более многогранный персонаж. Она - символ уродливой, но любви. Мы должны увидеть, как бабушка любит. И в книге есть сцены, где она лечит мальчика во время болезни, где она его совершенно искренне называет котик", "любонька", обращается "дай я тебе ноженьки вытру", "кашки поешь", и говорит соседке теплые слова про него. И в этот момент она его действительно любит. Потом ее переклинивает, она начинает его контролировать и тиранить. Это и есть проблема. В фильме мы видим только тиранию. Причем, на одной ноте. Бабушка там реальный монстр. Любви у нее нет ни грамма, она - чудовище без других граней.
Дальше. В книге бабушка умирала оттого, что мальчика забрали. Был ее монолог под дверью со словами: "Оставь его, пусть будет воздух мне". И мы не могли ее в тот момент не простить за все, что она сделала до этого. И окончательно она все искупала своей смертью, потому что забрали мальчика, забрали воздух, забрали возможность любить. В фильме она просто начала бегать вокруг стола, ее хватил удар, она умерла).
Цель - рефлексия, оценка занятию.
Рефлексия содержания учебного материала
- Как вы понимаете название произведения "Похороните меня за плинтусом”? Подтвердите это текстуально.
Саша никогда не мог находиться с мамой столько, сколько он хотел. Не мог общаться с ней тогда, когда хотел. Он, живя у бабушки, всегда боялся потерять мать. Выражение «Похороните меня за плинтусом» метафорично. Оно означает, как мне кажется, желание ребенка всегда быть рядом с матерью, всегда ощущать на себе ее любовь.
Саша готов умереть, лишь бы быть похороненным за плинтусом той комнаты, в которой живет мама: «Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом… Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».
Рефлексия деятельности участников занятия (приём «Комплимент»)
Рефлексия эмоционального состояния (приём «Эмоция по кругу»)
- Благодарю всех за светлые прекрасные мысли.
Интернет-ресурсы и литература к занятию:
http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/03/19/tragicheskoe_i_komicheskoe_v_povesti_p._sanaeva.docx
http://www.moi-universitet.ru/amo/
http://www.trainers-academy.com.ua
4. http://irecommend.ru/content/nekotorye-deti-slishkom-rano-uznayut-o- problemakh-vzroslykh-uzhasno-chto-takie-istorii-chast
Андреас Эдмюллер, Томас Вильгельм. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров.- М.:Изд-во «Омега-Л», 2007.
Гительман, Л. Семейное не счастье/ Культура. 2008, 21 – 27 февраля.
Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения: Дидактика в диалогах / В.К. Дьяченко. - М. : Народное образование, 2004.
Петров А.В. «Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации». – СПб.: Изд-во «Речь», 2005.
Санаев, П. Похороните меня за плинтусом. М.: ЗАО МК-Периодика, 2005.
Юркова В. Развитие интереса к чтению через применение технологии модерации.