Заседание кружка "Верхом на Пегасе" "Могущество слова"
Заседание кружка "Верхом на Пегасе" "Могущество слова"
Главное в работе литературного кружка - это развитие и совершенствование навыков и умений всех видов речевой деятельности (говорения, письма) и формирование умений созидания (порождения) собственных высказываний.
В соответствии с этой главной задачей я подбираю тексты, представляющие воспитательную ценность, содержательную и тематическую.
Затем продумываю упражнения и задания:
предтекстовые, снимающие языковые трудности перед восприятием текста;
задания установленного характера, помогающие понять содержание текста;
послетекстовые задания, направленные на подготовку связных высказываний, построенных на материале текста, а также на активизацию продуктивных видов речевой деятельности(говорения и письма) и используемые как средство проверки прочитанного и формирования умений порождения собственных высказываний.
Работа с текстом (над его осмыслением, анализом) сейчас очень актуальна, т.к. Казахстан принимает каждые 3 года в международном тестировании по проверке у 15-летних уч-ся функциональной грамотности чтения. Функциональная грамотность чтения выявляет степень умения работать с текстами разного вида, стиля и содержания. Думаю, что работа кружка поможет учащимся в работе с текстами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Заседание кружка "Верхом на Пегасе" "Могущество слова" »
Открытое заседание литературного кружка «Верхом на Пегасе» 27.11.2014
Цель: формировать умения учащихся работать с текстами, имеющими воспитательную, содержательную и тематическую ценность; активизировать продуктивные виды речевой деятельности (говорения), формирование умений аналитического чтения и создания собственных высказываний.
Задачи:
1.сформировать умение находить языковое явление в авторском тексте;
2.выявить особенности функционирования его в публицистическом тексте, понаблюдать, как автор использует возможности слова.
Вступительное слово учителя.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
(И.Бунин)
-Ребята, скажите, о чём пойдет речь на первом заседании нашего литературного кружка «Верхом на Пегасе»? (да,тема нашего заседания посвящена слову, а точнее – могуществу слова)
-Запишите в тетради тему «Могущество слова»
-Объясните лексическое значение слова «могущество» - большая сила, власть, влияние на сознание человека, его действия, поступки; запишите в скобках это значение.
-Впереди вас ждет увлекательная, интересная работа, целью и итогом которой будет создание рассказа повествовательного характера на тему «Могущество слова». Это будет домашним заданием.
Поэтому желаю вам быть предельно внимательными в работе для того, чтобы суметь создать на основе предложенных текстов собственное высказывание, чтобы суметь ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли. Творческих вам успехов!
-Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире. Какое слово? Да любое: и устное, и письменное, потому что, различаясь в отдельных своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг другу. В чем? Подскажите мне.
Каждое слово что-нибудь обозначает, то есть имеет лексическое значение.
I.- Перед каждым из вас первое предтекстовое задание. Прочитайте его. Оно готовит вас к восприятию текстов. Карточка.(Словарная работа)
Потрясти - сильно взволновать: потрясти массы людей;
Побудить – поднять: побудить к действию целые народы;
Незыблемый – очень устойчивый; прийтись по сердцу – понравиться;
Не всем прийтись по вкусу – не всем понравиться.
-Переходим ко второму заданию. Карточка.
Определите, в каких отношениях находятся следующие слова и каковы их значения. Проверьте себя по словарю русского языка С.И. Ожегова.
Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное общение. Общение с людьми.
Общество – это слово имеет 6 значений. Мы остановимся на первом:
Это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или другими производственными отношениями, определяющими собою все другие общественные отношения. Наука об обществе. Феодальное общество древней Руси. Советское общество. Капиталистическое общество.
Общественный – у этого слова 4 значения.
Для нас важно 1-е значение: относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе. Общественный строй. Общественные отношения. Общественные науки (науки об обществе, гуманитарные). Общественный долг. Общественная жизнь. Общественное мнение. Общественное порицание.
-Определите, в каких отношениях находятся эти слова? (Это однокоренные слова, их объединяет общее лексическое значение: свойственный всем, касающийся всех, всего.)
II. Читаем текст Бориса Казанского «Могущество слова» После прочтения….
Могущество слова.
Слово, пожалуй, самая удивительная вещь на свете.
Смотрите, какие грандиозные результаты достигнуты благодаря речи. Попробуйте представить себе, что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи. Не было бы общения между людьми, то есть не было бы общества, не существовали бы письмо и печать, а с ними и литература и наука; не было бы мысли, не было бы культуры, не было бы человека!
Слово может ранить больнее, чем нож, отравить смертельнее, чем яд. Оно может потрясти массы людей, побудить к действию целые народы.
Слова также реальны, как окружающие нас вещи. Это не наши личные, произвольные изображения. Слова существуют независимо от каждого из нас. Их форма и значение общеобязательны и незыблемы, слова, можно сказать, самая древняя «вещь» на свете. Тысячу лет тому назад наши предки произносили те же слова, что и мы: «есть» и «пить», «я» и «ты», «мать» и «дочь», «солнце» и «море».
Слова действительно «прочнее бронзы и древних пирамид», как говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад. Разве это неудивительно!
(Б.Казанский.)
-Скажите, в чем, по мнению автора, заключается могущество слова.( прослушиваются ответы учащихся. Это их первое восприятие.)
-К какому типу речи (повествование, описание, рассуждение) отнесем данный текст? (Да, это рассуждение, а точнее рассуждение- размышление, цель которого изложение, разъяснение, подтверждение какой- либо мысли.)
Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-либо, надо уметь рассуждать, доказывать, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.
- В данном тексте о чем размышляет Б.Казанский? (О самой удивительной вещи на свете-могуществе слова, т.е. о том, что он знает, о чем думает. Автор размышляет не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем, понятиях, чувствах, оценках отвлеченной вещи - могущественной силе слова)
-Вспомните, по какой стандартной схеме строится сочинение-рассуждение? (вступление - основная часть-заключение)
-Что содержит вступление? (тезис (основную мысль)-проблема)
- Что в основной части? (комментарий к проблеме, аргументы, доказательства)
-Заключение (в нем итог рассуждений, вывод)
-Обратимся к тексту статьи Б.Казанского.
Найдите композиционные части данного рассуждения - размышления.
1-ый абзац (Читайте)-одно предложение:
Слово,пожалуй, самая удивительная вещь на свете. Это тезис, т.е.основная мысль рассуждения-размышления.
2-ой абзац статьи содержит комментарий, объяснение результатов в развитии человеческого общества, достигнутых благодаря возникновению уникального средства общения-речи.
3-ий абзац( о чем он?) о могучем влиянии слова на сознание, мышление, действия, поступки человека.
4-ый и 5-ый абзацы содержат доказательства о веной жизни слов.
Вывод в данном тексте состоит из одного восклицательного предложения, содержащего вопрос: «Разве это не удивительно!
-К какому стилю относится текст «Могущество слова»?
(к публицистическому стилю речи, т.к.может быть примером выступления на радио, по телевидению или статьи в газете)
-Какая цель стояла перед автором статьи? (сформировать у людей внимательное, бережное отношение к слову, помня о его могущественной силе)
-Как относится автор к поднятой проблеме? (она волнует автора, это делает текст ярким, страстным, призывным)
III. Выполняем послетекстовые задания.
Прочитайте еще 2-й и 3-й абзацы текста. Определите темы высказываний.
(тема-это то, о чем пишет писатель, это основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Тема рассказа.)
2-абзац: 1-ая микротема-являясь средством общения, язык связан с жизнью общества;
2-ая микротема-язык тесно связан с мышлением, сознанием человека;
3-я микротема: язык является основной формой хранения знаний и средством передачи этих знаний.
3-ий абзац: его микротему можно сформулировать так:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.(Шефнер)
Установите средства и характер связи между предложениями.
Заготовки.2-3 абзацы
1)Соответствие видовременных глагольных форм:
Смотрите, попробуйте; может ранить, отравить, может потрясти, побудить;
2)Лексические повторы:
Благодаря речи – не было бы речи; не было бы мысли- не было бы культуры-не было бы человека;
3)слова-заместители: слово может ранить- оно может потрясти
4)последовательность в изложении мыслей:
Не было бы общения- не было бы общества,
Не было бы мысли - не было бы культуры- не было бы человека!
Вам было дано опережающее задание: найти, перечитать высказывания о слове, его влиянии, его значении, афоризмы, стихотворения, спросить у родителей.
Послушаем ребят, которые отвечали на вопрос «Почему слово можно назвать самой удивительной вещью на свете»
Из книги афоризмов.
1.Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их;
Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти.
2. Не хвали себя, не осуждай других и не спорь.
3.Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.
4.Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти.
5.Слово-ключ сердца. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее.
-Эти крылатые выражения подтверждают факт могущества силы слова. В каждом афоризме я нашла правило речевого поведения.
-От себя я хочу пожелать вам главного: постоянно следите за культурой своей речи, будьте вежливы в словах и поступках.
Стихотворение Александра Шибаева «Слова, слова, слова» будет ответом .
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое - незнакомо…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море- море слов-
Купаться ежечасно!
Эссе. Слово нетленно.
Неизвестно, где похоронен Гомер.
Неизвестно даже, жил ли он. А многовековая, нетленная жизнь «Илиады» несомненна.
Продолжают спорить о Шекспире: действительно ли Шекспир автор всех пьес, ему приписываемых? Но кто станет оспаривать существование Ромео и Джульетты? Можно ли усомниться в Гамлете?
Жил ли Гомер, Шекспир?
Да они и сейчас живы. В слове.
Человек умирает, а слово остаётся и свидетельствуют о его жизни.
Дерево падает не только под топором лесоруба. Оно тоже, как и мы, старится, падает и перестает быть деревом.
А слово живет. Нетленно живет. Было бы только хорошее, верное, сильное, точное, умное, мудрое. В нем, в слове, жизнь и вечность. Мы пробует слово на вкус. Сочное ли оно? Освежает ли? Возбуждает ли ум? Живет ли оно?
Слово становиться поступком, деянием. Без него не жить.
В слове связь между живыми людьми и ушедшими, между прошлым и настоящим.
IV. Переходим к следующему заданию, Прочитайте текст и сравните его с предыдущим.
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
-Почему ты подаешь одни языки?- спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.
-Ты велел купить самое лучшее,- ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.
Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед.
Эзоп снова купил языки, все удивились.
Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
-Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло…
Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.
(По Ф.Редо)
Прочитали.
-Скажите, совпадают ли мнения авторов о могуществе слова. В чем?(да, в тематике)
-К какому типу речи относится этот текст? (Это рассказ- повествование сюжетного характера)
-Назовите особенности этого типа речи.( это рассказ о событиях, происшествиях, действиях. На первый план в повествовании выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета)
-Как построено повествование? Какова его композиция?
(повествование как тип текста имеет завязку - начало события,
Кульминацию - точка высшего напряжения развития чего-нибудь,
Развязка- конец события.
Найдите и зачитайте ключевые слова, словосочетания и выражения, соответствующие частям текста. В нем рассказывается 2 истории.
Лучший обед.
Завязка –Эзоп -баснописец, раб, философ Ксанф, самый лучший обед, три блюдаиз языков, удивление Ксанфа.
Кульминация- ответ Эзопа,что для философа дороже языка, изучаются науки, получаются знания, объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем, просьбы, вдохновляем друг друга.
Развязка -нет ничего лучше языка, ответ пришелся по сердцу.
Вторая история о плохом обеде.
Завязка – Ксанф -Эзоп, самый плохой обед, языки , удивление Ксанфа.
Кульминация- объяснение Эзопа. А есть ли что хуже языка? Огорчаем, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся, делает врагами, разрушает области, государства, горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Развязка- не всем ответ пришелся по вкусу.
-Мы заканчиваем нашу с вами работу. На протяжении всей работы вы, любители русского языка, исследовали, изучали силу и могущество слова в авторском тексте. В зависимости от изучаемого языкового явления задачи нашего урока варьировались, но общими были две:
1.сформировать умение находить языковое явление в авторском тексте;
2.выявить особенности функционирования его в публицистическом тексте, понаблюдать, как автор использует возможности слова.
-Безусловно, это серьезные лингвистические задачи, но они оказались нам под силу, т.е. решаемы.
-Выполненные вами задачи носили творческий характер и ориентировали на создание собственных высказываний с обязательным включением в них ярких авторских слов – открытий, создающих эмоциональную оценку.
-Вы выразили своё собственное мнение к позиции автора (все выступающие были согласны с ней), а лишь потом аргументировали свою позицию, своё отношение к поднятой проблеме. Аргументы доказывали тезис, они были убедительными и несли эмоциональную оценку. Речь ваших выступлений яркая, выразительная.
-Спасибо, хорошо поработали! Я верю, что чем чаще вы будете задерживать свое внимание на авторском слове (т.е. читать книги), тем требовательнее будете относиться к слову, сказанному самими.
Д.З. А дом.задание будет таким. Поинтересуйтесь у мам, пап, бабушек, дедушек, братьев, сестер, были ли в их жизни ситуации, в которых бы слово повлияло на их сознание, жизнь, судьбу. Соберите истории о могуществе слова. Напишите об одной из них рассказ- повествование сюжетного характера( с героями).
Стихотворение Николая Рыленкова.
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным-
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Но слова правдивого
Остерегайся- Не то же ль, то собственной
Тени бояться?
Я истины эти-
Знаю измлада,
А думать над ними-
Всю жизнь мне надо.
I. Предтекстовые задания.
1.Ознакомьтесь с комментарием к словам и словосочетаниям.
Потрясти - сильно взволновать: потрясти массы людей;
Побудить – поднять: побудить к действию целые народы;
Незыблемый – очень устойчивый;
Прийтись по сердцу – понравиться;
Не всем прийтись по вкусу – не всем понравиться.
2.Определите, в каких отношениях находятся следующие слова и каковы их значения. Проверьте себя по Словарю русского языка С.И.Ожегова
Общение, общество, общественный.
Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное общение. Общение с людьми.
Общество –это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или другими производственными отношениями, определяющими собою все другие общественные отношения. Наука об обществе. Феодальное общество древней Руси. Советское общество. Капиталистическое общество.
Общественный – относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе. Общественный строй. Общественные отношения. Общественные науки (науки об обществе, гуманитарные). Общественный долг. Общественная жизнь. Общественное мнение. Общественное порицание.
II. Текст.
Прочитайте текст. Скажите, в чем, по мнению автора, заключается могущество слова.
Могущество слова.
Слово, пожалуй, самая удивительная вещь на свете.
Смотрите, какие грандиозные результаты достигнуты благодаря речи. Попробуйте представить себе, что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи. Не было бы общения между людьми, то есть не было бы общества, не существовали бы письмо и печать, а с ними и литература и наука; не было бы мысли, не было бы культуры, не было бы человека!
Слово может ранить больнее, чем нож, отравить смертельнее, чем яд. Оно может потрясти массы людей, побудить к действию целые народы.
Слова также реальны, как окружающие нас вещи. Это не наши личные, произвольные изображения. Слова существуют независимо от каждого из нас. Их форма и значение общеобязательны и незыблемы, слова, можно сказать, самая древняя «вещь» на свете. Тысячу лет тому назад наши предки произносили те же слова, что и мы: «есть» и «пить», «я» и «ты», «мать» и «дочь», «солнце» и «море».
Слова действительно «прочнее бронзы и древних пирамид», как говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад. Разве это неудивительно!
(Б.Казанский.)
III. Послетекстовые задания.
1.Прочитайте еще раз 2 и 3 абзацы текста. Определите темы высказываний. Установите средства связи между предложениями.
2.Прочитайте текст и сравните его с предыдущим. Скажите, совпадают ли мнения авторов о могуществе слова. В чем?
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
-Почему ты подаешь одни языки?- спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.
-Ты велел купить самое лучшее,- ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.
Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед.
Эзоп снова купил языки, все удивились.
Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
-Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло…
Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.
(По Ф.Редо)
Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное общение. Общение с людьми.
Общество – это слово имеет 6 значений. Мы остановимся на первом:
Это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или другими производственными отношениями, определяющими собою все другие общественные отношения. Наука об обществе. Феодальное общество древней Руси. Советское общество. Капиталистическое общество.
Общественный – у этого слова 4 значения.
Для нас важно 1-е значение: относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе. Общественный строй. Общественные отношения. Общественные науки (науки об обществе, гуманитарные). Общественный долг. Общественная жизнь. Общественное мнение. Общественное порицание.