kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заочное путешествие по произведениям детских писателей В.В. Бианки, К.Г. Паустовского, Е.И. Чарушина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конструкт внеклассного занятия, будет полезен педагогам начальных классов, при формировании ценностного, уважительного отношения к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заочное путешествие по произведениям детских писателей В.В. Бианки, К.Г. Паустовского, Е.И. Чарушина.»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»









Конструкт заочного путешествия «Мир произведений В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, К.Г. Паустовского»



Исполнитель:

Афанасьева Е.В.,

студентка 3 «А» группы







Камышлов, 2017

Тема «Мир произведений В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, К.Г. Паустовского»

Форма организации: заочное путешествие

Цель – формирование уважительного отношения к природе через анализ произведений

Задачи:

  • жизненно-практическая задача – совершенствовать навыки анализа литературных произведений философского содержания (умение видеть художественные средства воплощения авторской идеи и делать выводы);

  • воспитательная задача – привитие интереса к детской литературе, воспитание нравственных принципов, воспитание любви к природе;

  • организационно-педагогическая задача – способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Время на проведение: 40 минут

УМО: карточки, презентация, книги карточки рефлексии, карта.



«Животный мир в произведениях Е.И. Чарушина»;



Заочное путешествие «Мир произведений В.В. Бианки, Е.И.Чарушина, К.Г, Паустовского»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приёмы

Организационный

Добрый день, дорогие ребята.

Приветствие

Слово учителя

Мотивационный

-Ребята, а вы любите путешествовать?

-Сегодня наше занятие пройдёт в необычной форме – заочное путешествие, а называется оно «Мир произведений В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, К.Г. Паустовского». Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?

-Правильно, о произведениях данных авторов, об их творческом своеобразии, особенностях.

-Как вы думаете, что нам поможет в путешествии?

-Молодцы!

-Для того, чтобы отправиться в путь на корабле знаний, отгадайте загадки:

• Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

• Без рук, без ног, а ворота отворяет.

• Не огонь, а жжётся.

• Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт.

• Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла.

• Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

• Зимой и летом одним цветом.

• Серый ворище по лесам, полям рыщет,

Телят, ягнят ищет.

• Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

– На какие две группы можно разделить отгадки?

-Верно! М.М. Пришвин, сказал: «Природа для меня- огонь, вода, ветер, камни, растения, животные- все это части разбитого единого существа. А человек в природе- это разум великого существа, накопляющий силы, чтобы собрать всю природу в единство»

-Как вы понимаете это высказывание?

-Молодцы! Итак наш корабль уже ожидает нас. И мы отправляемся по волнам знаний.

-Да.


-О творчестве писателей, рассмотрим произведения.




-Корабль, карта, знания.





(Ёж.)

(Ветер.)

(Крапива.)


(Дождь, земля, растение.)


(Корова.)




(Заяц.)

(Ель.)



(Волк.)


(Радуга.)

-Живая и неживая природа.






-Человек и природа- это неразрывное единое целое, которое дополняет друг друга.


Фронтальный опрос

Беседа

Деятельностный

-Ребята, обратите внимание на слайд, на котором представлена карта нашего путешествия.

-Сегодня, мы должны попасть на 3 станции. Давайте, перечислим их.

-1 станция ««По следам творчества В.В. Бианки»»; 2 станция: «Животный мир в произведениях Е.И. Чарушина»; 3 станция: «В гостях у К.Г. Паустовского».

-Ребята, человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

-Такими людьми были такие детские писатели, как В. В. Бианки, Е.И. Чарушин, К.Г. Паустовский. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

-Ребята, посмотрите внимательно на слайд наш корабль причалил к станции «По следам творчества В.В. Бианки».

(заранее уведомляю ученика подготовить рассказ о биографии писателя)

Ученик: -Виталий Валентинович Бианки, известный русский писатель, родился 30 января (11 февраля) 1894 года в Санкт-Петербурге. Всю жизнь Валентин Бианки посвятил изучению природы, что оказало огромное влияние на его сына. Еще в детстве Виталий Бианки проникся любовью к жизни леса и его обитателям. Самой знаменитой книгой В. В. Бианки стала его «Лесная газета». Книга не имела аналогов в мировой литературе по оригинальности формы и насыщенности содержания. Все скрытое от глаз человека, такое обыденное для мира животных, но такое удивительное для людей, раскрыто на страницах книги. За свою жизнь Виталий Бианки написал более трехсот рассказов, сказок и повестей, выпустил 120 книг, доброта и гуманность которых с малых лет воспитывают в детях любовь и заботу об окружающей природе.

-В каком городе родился писатель?

-Какая основная тема в творчестве писателя?

Выставка на слайде.

-Давайте рассмотрим книги писателя.

-Какие произведения В.В. Бианки вы уже читали? -Назовите самую популярную книгу писателя.

-Подумайте, в парах, чем интересно творчество В.В. Бианки, чем его рассказы, сказки отличаются от других произведений и придумайте свой рассказ о животных или птицах? План вы видите на слайде:

1. Название рассказа.

2. Композиция рассказа (действие);

3. Кульминация.

-Ребята, прочитайте что у вас получилось.

-Молодцы, отличные рассказы.

-Итак, ребята. Вы справились с заданием 1 станции и мы можем плыть дальше.

-Внимание! Приближаемся ко 2 станции. Ребята, что это?! На нашем пути возникла преграда. Для того, чтобы её преодолеть давайте мы с вами вспомним и исполним песню: «Всё это называется природа». (Аудиозапись). Текст у учащихся на партах.

-Умнички!

-Посмотрите на слово и догадайтесь, с творчеством какого автора мы познакомимся: ЧFQАОРSNУZШLИН.

-Чей портрет? (Евгений Иванович Чарушин 1901-1965гг.)

- Правильно, Евгений Иванович Чарушин. Что вы о нём знаете?

-Просмотр видеоролика о биографии и творчестве писателя.

-Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Произведения писателя известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Они постоянно издаются и мгновенно раскупаются. Многие учёные не могут понять такой популярности его рассказов. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как художник, иллюстрируя его книги.

-Писатель иллюстрирует и свои рассказы. (Показ иллюстраций.) Часто героями его произведений становится ребёнок, который “по-своему” объясняет те или иные явления природы, повадки животных. Наверное, поэтому они просты, понятны детям.

-Как вы думаете, писатель обладал способностью уважительного отношения к природе? Сейчас мы это и узнаем.

Беседа по произведению.

Е.И. Чарушин «Про Томку». Показ фрагмента из художественного мультфильма.

-Ребята, смотрите внимательно, подумайте над ответами на вопросы:

– Кто является главным героем?

– Почему рассказчик выбрал этого щенка?

– Какой характер у щенка?

– Как ребята “разгадали” сны, которые видел щенок?

- Как относится к нему автор? По каким словам вы это поняли?

- Какие ещё животные жили в доме автора?

- Что вы можете сказать об авторе?

-Молодцы, ребята!

-День клонится к вечеру. Темнеет, вот мы и причаливаем к последней третей станции «В гостях у К.Г. Паустовского».

-Ребята, опасность! Надвигается буря, для того, чтобы корабль преодолел эту опасность, вам нужно вспомнить уже изученные произведения К.Г. Паустовского. У вас на столах морские карты с тестовым заданием.

-Решите их. А затем проверим на слайде.

-Молодцы, вы справились с опасностью.

- Давайте вспомним биографию писателя. Писатель Константин Георгиевич Паустовский всё своё творчество посвятил природе. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился будучи юннатом (участники кружка по изучению природы).

-Посмотрите, неподалёку виднеется бутылка. А как вы думаете, что раньше хранилось в бутылке, какую информацию она передавала? Молодцы!

-На самом деле, люди, с помощью бутылки отправляли нужную информацию или просили о помощи.

-Распечатаем её?

-Что в ней?

-Прочитайте обращение: «СОС! Помогите! Мы жители острова, не можем разгадать шифр на карте». Поможем?

-Для того, чтобы помочь жителям острова. Мы должны поработать с рассказом К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

-У вас на партах распечатанный текст рассказа, объединитесь в пары и попытайтесь ответить на вопросы.(на слайде):

-Почему автор, дал такое название рассказу.

-Объясните главную мысль рассказа.

-Давайте, проверим друг друга. Как вы ответили на 1 вопрос? 2? 3?

-Молодцы, вот мы и помогли жителям острова.

-Молодцы! Путешествие подходит к концу.

-Но наш корабль наткнулся на сундук с сокровищами. Ныряем. На сундуке код. Для того, чтобы его разгадать, давайте проверим, пополнились ли ваши знания о творчестве и рассказах писателей. Поиграем в игру-викторину “Тир”. Каждый полный и правильный ответ – 10 баллов, правильный, но не полный, – 5 баллов. Неправильный ответ – 0 баллов.

(10б. – красный жетон; 5б. – зелёный жетон)

Игра- тир:

1)С творчеством каких писателей мы сегодня познакомились?

2)Назовите произведение и автора, которые изучали ранее.

3) Какой темой можно объединить творчество данных писателей? Обоснуйте свой ответ.

4) - Чем похожи рассказы, которые мы прочитали?

5) Чему учат рассказы этих авторов?

Проверка.

Внимательно слушают

-Что человек и природа- это единое целое. Они не могут существовать друг без друга.


-О природе и формировании уважительного, заботливого отношения к ней.










-Заранее подготовленный ученик рассказывает о творчестве Е.И. Чарушина.

















-Природа.

-Да.

-«Черноголовка», «Музыкант»

-«Лесная газета»

-В них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных.

-Составляют рассказ по плану.



-Слушают друг друга.













-Е.И. Чарушин – это детский писатель, художник иллюстратор. Создатель многих произведений о природе.













-Внимательно слушают.

-Да, писатель обладал данной способностью.


-Да.








-Главный герой щенок Томка.

-«У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий. Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля…..».

-«Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то».

-Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.







-Решают.









-Люди, с помощью бутылки отправляли нужную информацию или просили о помощи.

-Да!

-Записка.

-Читают записку.







-Сам автор называет эту сказку «Теплый хлеб». Теплый— значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в своей сказке.

-Важно быть внимательным к окружающему миру, уметь видеть в нем не только хорошее, но и плохое. Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку и к себе.









Отвечают на вопросы.


-Мы познакомились с творчеством В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, К.Г. Паустовского.

-В.В. Бианки: «Лесная газета; Е.И. Чарушин «Кабан», «Лиса»; К.Г. Паустовский «Кот Варюга».

-Главная тема в творчестве вышеперечисленных авторов- тема природы.

-Там герои — животные. Это рассказы о людях и животных.

-Относиться к природе как к ценности. Понимать, что нужно, относиться к окружающей среде заботливо и уважительно.


Демонстрация, иллюстрация

Фронтальный опрос, беседа.

Работа в группах.


Рефлексия

-Давайте вернёмся к теме нашего увлекательного путешествия «Мир произведений В.В Бианки, Е.И Чарушина, К.Г. Паустовского» и ещё раз посмотрим на карту.

-Ребята, согласитесь, что самое главное в жизни – это оставаться человеком по отношению к окружающим, проявлять уважительное и заботливое отношение к природе.

-Перед вами лежат листочки, на которых изображён человек. Напишите качества, которые преобладают у вас и те, которые вы стремитесь развить у себя, в процессе формирования уважительного отношения к природе.

Спасибо! Всем до свидания!

О гуманистических ценностях человека




















Слово учителя.

Беседа.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афанасьева Екатерина Владимировна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства